Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Малыш взрослеет. Растут и его умения – он уже может говорить предложениями, знает цвета и формы, ориентируется в буквах и цифрах. Но как научить ребенка читать? С какого возраста начать обучение? Как вообще подойти к такому непростому делу?

Когда учить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик обучения малыша чтению: это и метод Домана, и бархатные буквы Марии Монтессори, и кубики Зайцева, и метод Тюленева. Перечислять можно бесконечно. Все эти способы и пособия рассчитаны на обучения ребенка в домашних условиях самими родителями, но существуют и специальные кружки и курсы, где с малышами занимаются опытные преподаватели.

Но как понять, что пришло время учить ребенка читать? Это раньше родители не предавали большого значения домашнему обучению, а дети учились читать в школе в 6-7 лет. Сейчас ситуация изменилась, и малышей учат чтению чуть ли не с пеленок.

Чтобы понять, что чадо готово к обучению, стоит рассмотреть несколько факторов.

  • Прежде всего, кроха должен хорошо владеть речью, быстро составлять предложения, понимать значения простых слов.
  • У малыша не должно быть проблем со слухом и с произношением.
  • Кроха должен знать базовые направления: лево-право, верх-низ.

Впрочем, многие дети сами проявляют интерес к книгам – маме остается лишь доходчиво объяснить чаду, как это – читать.


12 правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

Правило 1. Не заставляйте

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

Правило 2. Никаких букв

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).

Правило 3. Учите слоги, а не буквы

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

Правило 4. Повторяйте

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

Правило 5. От простого к сложному

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

Правило 6. Учите простые слова

  1. Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
  2. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
  3. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
  4. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

Правило 7. Учитесь везде

Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

Правило 8. Играйте!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

Правило 9. Заинтересуйте.

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.

Правило 10. Чтение вслух

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

Правило 11. Чтение с закладкой

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

Правило 12. Частые занятия

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать.


Заключение

Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.

Только представьте, что уже в 3 года малыш может сам читать вам сказки на ночь. Кто-то спросит, зачем это нужно и не рановато ли. Но наш обзор больше заинтересует тех, кто загорелся мыслью о том, легко ли научить ребенка читать быстро и хорошо, и как все сделать правильно.

Если раньше чтение задолго до школы было явлением редким и приравнивалось к настоящему чуду, то сегодня все чаще родители работают именно в этом направлении. Научить малыша чтению в раннем возрасте - не дань моде, не желание выделиться или показать, какой молодец ваш малыш. Это необходимость, и добиться результатов вполне реально.

Зачем это нужно

Те, кто провожал своих деток в первый класс, наверняка заметили, что большинство из них уже умеют читать. Некоторые делают это достаточно быстро. Малыши, которые едва выучили буквы и научились складывать их в слоги, будут заметно отставать . Чтение дает возможность отличиться на всех уроках. Это простой секрет успеваемости ученика.

Прежде чем обучать, родителям необходимо понимать, что это в первую очередь необходимо будущему школьнику .

Навык чтения в раннем возрасте облегчит его учебу , поможет успевать на уроках и в дальнейшем отразится на оценках.

Только представьте, к концу первого класса школьник должен читать от 30 слов в минуту, а заканчивая 4 класс - от 100 слов в минуту.

В каком возрасте учить

Большинство педагогов приходят к выводам, что чем раньше малыш познакомится с буквами , тем лучше. Даже двухлетнему под силу освоить чтение. Насколько это правильно, остается под вопросом, но только лишь потому, что это явление в нашей жизни пока еще новое.

  • Психологи говорят : раннее чтение приводит к проблемам в социальном развитии. Ведь когда малышу нужно было учиться находить общий язык со сверстниками, его мозг был занят - учился читать и писать.
  • Логопеды говорят : тенденция раннего чтения приводит к тому, что дети не понимают смысла прочитанного. Они лишь соединяют буквы в слоги и слова, а пересказать содержание не могут.

Начинать обучать навыкам чтения следует тогда, когда у детей сформировались следующие физиологические признаки :

  • Малыш уже говорит предложениями, пусть даже простыми.
  • У него достаточно развит фонематический слух. Он четко слышит каждый звук в слове.
  • Ему не требуется помощь логопеда.
  • У него сформировалась пространственная ориентация - знает разницу между «вправо-влево», «верх-низ».

Как правило, эти признаки формируются к пяти годам, но все очень индивидуально. Наблюдайте за детьми, общайтесь с ними. Если видите, что они уже могут осилить науку складывания букв в слова, а слов в предложения, дерзайте.

Измена любимого человека может нанести психологическую травму. О том, как пережить измену и возможно ли простить человека, .

Известные методики

Многие родители пытаются научить дошкольника читать «по старинке»: так, как учили их. Они знакомят с алфавитом, затем складывают буквы в слоги, позже - в слова. В центрах дошкольного развития используют различные методики , которые получили популярность благодаря своей эффективности. Предлагаем краткий обзор нескольких из них.

  • Методика Марии Монтессори.

    Итальянский педагог и доктор медицины предлагает начинать обучение чтению с письма . По наблюдениям Монтессори, детям писать, а точнее, рисовать прописные буквы намного легче.

  • Методика Николая Зайцева.

    Наблюдения за лепечущими детками подсказало педагогу, что учить детей читать следует с помощью склада . Не путать со слогом. Склад - пара согласной и гласной буквы, двух согласных, согласной с твердым или мягким знаком или даже одна буква.

    В обучении используются пособия в виде «Кубиков Зайцева». Они различаются по размеру, цвету и даже звуку. Методика позволяет обучить даже годовалого малыша и быстро подтянуть первоклашек, которые отстают от сверстников.

  • Методика Глена Домана.

    Нейрофизиолог много лет проводил эксперименты, пока не разработал методику из пяти этапов . На первом малышу показывают не буквы, а целые слова. В этом помогают карточки.

    Простые слова показывают на расстоянии 35 см в течение 1-2 секунд. Для начала используют 15 слов. Количество постепенно увеличивается. На втором этапе из выученных слов составляются разные комбинации. Затем малыш учится простым предложениям, распространенным и, наконец, целым книгам.

У каждой из методик есть свои плюсы и минусы, но все они сходятся в одном - обучение должно происходить в игровой форме, не быть скучным и однообразным. Если процесс тяготит малыша, он занимается «из-под палки», желаемого результата не будет.

Основные правила техники чтения

Если применение одной из методик кажется слишком сложным процессом, тогда научить ребенка читать в домашних условиях помогут простые правила .

Как только вы начнете следовать этим правилам и заниматься с ребенком регулярно, то уже через два месяца вы сможете научить малыша бегло читать.

Узнайте, – советы в преодолении трудностей дает известный доктор Комаровский.

Советы красоты для вас на нашем сайте: можете почитать о том, что такое альгинатная маска, и о ее потрясающем эффекте омоложения.

Мечтаете покорить мужчину, рожденного под знаком зодиака Рак? узнаете о его характеристиках, и как он поведет себя в любви и отношениях.

Почему читают медленно

В начальной школе уже должен сформироваться навык беглого чтения. Но не всем удается читать быстро . Основные причины этого:

  • отсутствие интереса к процессу чтения;
  • недостаточный словарный запас;
  • мало практики;
  • неразвитость артикуляционного аппарата;
  • низкий уровень оперативной памяти;
  • низкий объем оперативного поля зрения;
  • возвратные движения глаз - чтение одного и того же слово несколько раз.

Еще больше практических советов о том, как правильно и быстро научить ребенка читать по слогам, и как можно сделать это в игровой форме, узнайте из этого видео:

Упражнения для тренировки скорости

Если ваше чадо читает медленно, это нужно и можно исправить. Для начала выявляют причину, а затем подбирают упражнения , которые помогут решить проблему. С этим родители могут справиться самостоятельно. Понадобится немного времени и терпения.

На улучшение концентрации внимания

Читайте одновременно вслух разные тексты . Продолжительность чтения – 5 минут. Повторяйте процедуру по несколько раз в день.

Читайте параллельно . Малыш следит, взрослый читает, меняя темп. Затем следует спросить, заметил ли он, где скорость чтения менялась.

При низком объеме оперативного зрения

Используйте таблицу Шульте . Ее можно нарисовать самостоятельно. Она представляет собой квадрат 25 см на 25 см, разделенный на 25 одинаковых ячеек. Впишите в ячейки цифры в хаотичном порядке.

Называйте цифру и попросите малыша найти ее. Ускоряйте темп. Для поиска нужного знака понадобится концентрация внимания.

Для борьбы с регрессией

Чтобы ребенок постоянно не возвращался к предыдущему слову, покажите ему, как использовать закладку или чистый лист бумаги. Им закрывают прочитанное слово.

Обучать чтению желательно до школы. Вне зависимости от методики, процесс должен происходить ненавязчиво, регулярно, в игровой форме. Воспитывайте интерес детей к книгам, больше разговаривайте, объясняйте незнакомые слова и тогда проблем со скоростью чтения можно избежать.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Как научить ребенка читать по слогам,а затем - бегло

Многие из нас еще помнят тот самый синий букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке , по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними - и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать , какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей . Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению , могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

- С
ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов , которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

- у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

У малыша отсутствуют логопедические нарушения . Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

Фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать , чтобы не вызвать слез, упреков и обиды? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки , а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь , они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать . Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать , чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

Вы можете ознакомиться с современными методиками обучению дошкольников правильному чтению , нажав на ссылку - РАЗВЕРНИТЕ СТРАНИЦУ . 10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно:

СОВЕТ 1

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

СОВЕТ 2

В какой последовательности учить гласные и согласные . Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

СОВЕТ 3

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

СОВЕТ 4

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

СОВЕТ 5

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

СОВЕТ 6

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

СОВЕТ 7

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы - ло».

СОВЕТ 8

Как легко научить ребенка чтению по слогам? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами , а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

СОВЕТ 9

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать .

СОВЕТ 10

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру . Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное - правильно. Заниматься обучением ребенка шести - семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день - не более 4 уроков.

УРОК 1

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

УРОК 2

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

УРОК 3

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

УРОК 4

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать . Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

УРОК 5

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

УРОК 6

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития . Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

УРОК 7

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

УРОК 8

Смотрите диафильмы

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения .

УРОК 9

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя . Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное . Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

УРОК 10

Поиграйте в ролевое чтение.

УРОК 11

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста.
Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно .

УРОК 12

Игра «найди слово»

Проговорите любое слово и предложите ребенку быстро его найти в тексте. Так происходит формирование способности видеть целостный образ слова и развивается словесная память.

УРОК 13

Ритмическое упражнение

Во время чтения незнакомого текста, ребенок должен простучать карандашом определенный ритм, который выучен заранее.

УРОК 14

Игра с согласными буквами.

Предложите ребенку сделать вдох: а во время выдоха быстро прочитать любой набор из пятнадцати согласных букв. Например: р, т, д, к, ш, в, н, г, с, ч, х, б, ф, ж, п .

Теперь вы знаете, как научить ребенка хорошо и бегло читать. Но ни в коем случае не пытайтесь учить ребенка беглому чтению ,если ему не исполнилось 6 лет или он еще плохо подготовлен (знает не все буквы,часто произносит слова неправильно во время чтения простого текста,написанного большим шрифтом).

КАК МОЖНО ПРАВИЛЬНО НАУЧИТЬ ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА 5 ЛЕТ

Этап разучивания алфавита с ребенком вы прошли. Он может легко отыскать в тексте заданную букву. Пора переходить к следующему этапу – учиться читать. Как же научить ребенка пяти лет читать?

Следующей вашей задачей будет научить 5-летнего ребенка читать слоги . Начните с соединения двух букв – согласной и гласной. Объясните ребенку, что они должны звучать слитно. Во время прогулок с ребенком, или занимаясь домашними делами, в игровой форме раскладывайте с малышом простые слова на слоги. Сделайте карточки с буквами, чтобы легче было составлять слоги и читать их.

На этом этапе необходимо, чтобы ребенок 5 лет освоил технику складывания слогов из букв. Если вы изучали буквы по азбуке или с помощью кубиков, теперь нужно чтобы картинок не было – они отвлекают внимание ребенка.

Как научить ребенка пятилетнего возраста читать?
Превратите процесс обучения в игру. Пишите буквы на листке, печатайте их на компьютере, рисуйте их красками на ватмане, который висит на стене. А можно писать буквы на крупе, насыпанной тонким слоем на подносе.

Очень хорошо помогают ассоциативные игры. Во время прогулки обратите внимание ребенка на окружающие предметы, своими очертаниями напоминающими буквы. Например: телевизионная антенна на крыше напоминает букву «т», спутниковая тарелка – букву «о», фонарный столб – букву «а» и т.д.

Начинать обучение чтению ребенка 5 лет лучше с коротких трехбуквенных слов – кот, нос, сад и т.д. Быстро научиться читать ребенку помогут слова с парными слогами: па – па, ма – ма, ба – ба. Очень хорошо читать слова нараспев. Когда ребенок прочтет слово, спросите его, из каких букв оно состоит. Помогите ему в том случае, если он сам этого пожелает.

Как правильно научить пятилетнего малыша чтению предложений из знакомых слов? Важно, чтобы предложения не были длинными и сложными. Если рядом с предложением будет картинка того, о чем в нем говорится – ребенку проще будет понять, что он не зря потрудился и правильно прочел предложение. Он испытает радость от того, что сделал это самостоятельно.

После того, как вы освоите с малышом чтение слогов, можно начинать читать простые слова и несложные предложения. Для этого вам понадобятся маленькие детские книжки со стишками и рассказами . Как быстро научить ребенка читать стишки?

Читая с ребенком 5 лет небольшие стишки, будет развиваться не только техника чтения. Такие занятия способствуют развитию памяти и логики мышления ребенка. Обязательным условием является наличие картинки возле каждого стишка . На ней должно изображаться событие, о котором говорится в стишке.

Вот пример такого стишка: «мы варили суп суп, из перловых круп круп, а получилась каша, то-то горе наше". Перед тем как вы приступите к чтению стишка , спросите у малыша, кто изображен на картинке, что он делает, а что рядом и т.д. Затем прочитав первую строчку, повторите ее вместе с ребенком. Прочитав вторую строчку, повторите уже две строки. Обычно малыши любят такие книжки и с удовольствием их читают. И даже з апоминают стишки наизусть . Большую гордость малыш испытает, прочитав стишки кому-то из ваших гостей. Подчас ребенок не может вспомнить какие-то непонятные или сложные для его восприятия слова. Не спешите в этом случае подсказывать. Напомните, что он уже большой и может сам с этим справиться. Это поможет ребенку 5 лет приободриться, и он с легкостью прочитает сложное слово и продолжение стишка . Читайте новые стишки с ребенком каждый день. Обязательно повторяйте старые. А когда к вам приходят гости, попросите малыша прочесть любимые стишки – он с большой радостью сделает это.

Когда ребенок достаточно хорошо знает буквы, смело переходите к составлению и чтению слогов. Нельзя недооценивать этот важный этап в развитии вашего ребенка. Доступно объясните ребенку, как нужно правильно соединять буквы. Превратите занятие в игру . Помогут вам в этом буквы-магнитики. Сдвигайте их вместе с ребенком и вслух читайте. В идеале этот этап должен пройти в четырехлетнем возрасте. В крайнем случае – в пятилетнем возрасте.

А если вы упустили этот момент – как научить ребенка читать в шесть лет ? Если вы видите, что ребенок не подготовлен к школе, не торопитесь. Пусть он еще посидит дома. А вы хорошенько позанимайтесь с ним. Ведь начинать учиться – никогда не поздно. Не стоит поддаваться панике. Далеко не все дети умеют читать в возрасте шести лет.

Как правильно научить 6-летнего малыша читать? Методика обучения довольна проста. Вам нужны книжки с красочными картинками, в которых все слова написаны по слогам. Но учитывайте, что времени на обучение у вас не так много. При правильном подходе к занятиям, вы сможете обучить дочку или сынишку хорошо читать за полгода, максимум – за год.

Тут важно понять, что чтение для ребенка 6 лет не должно быть нудным обязательством. Оно должно быть для него любимым занятием. Если ребенок будет сам стремиться к чтению – ваши занятия будут намного плодотворнее. Они станут проходить интересно и увлекательно. Поэтому вашей задачей является развить у ребенка интерес к чтению. Превращайте занятия в игру, придумывайте разнообразные способы обучения , научите ребенка читать игры онлайн. И ни в коем случае не нужно ругать ребенка, когда что-то не получается. Это может оттолкнуть ребенка от занятий, а чтение будет ассоциироваться у него с наказаниями.

Занятия чтением должны носить регулярный характер. Занимайтесь с малышом как минимум час в день. Но это должно происходить с его согласия. Первые книжки ребенка должны вызывать у него интерес, чтобы он стремился читать их каждый день. Научившись читать до школы, на фоне остальных учеников ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно.

Начните читать с ребенком 6 лет маленькие стишки . К чтению сказок можно перейти позже. Ведь поначалу малышу будет трудно освоить большой объем информации. Обязательно просите малыша, чтобы он рассказал вам о том, что прочитал. Это полезно для развития памяти 6-летнего ребёнка. Плюс к этому, это положительно повлияет на развитие личностных качеств вашего малыша. Очень важно вовремя обучения хвалить ребенка за его достижения, какими бы маленькими они не были. Это будет способствовать не только быстрому освоению техники чтения – ваш ребенок почувствует себя увереннее и поверит в свои силы. Ведь ребенок так нуждается в вашей ласке и любви!

Переоценить значение знания английского языка в наше время практически невозможно. Многие родители прекрасно понимают, что научить ребенка читать по-английски – это просто необходимо. Во-первых, такие занятия помогут подготовить ребенка к школе. Во-вторых, они восполнят возможные пробелы школьной программы. А в-третьих, это обязательно пригодится ребенку при освоении компьютера.

Каждый из родителей имеет определенные знания в области английского языка . Но не каждый знает, как можно воспользоваться этими знаниями, чтобы передать их собственному ребенку.

Как легко научить чтению на английском языке вашего малыша? Не спешите учить с ребенком английский алфавит . Вы можете этим запутать ребенка. Но бывают ситуации, когда ребенок выучил название букв, а чтением не владеет – очень часто такое наблюдается у школьников. Это поправимо. Вам нужно доступно объяснить малышу разницу между названиями букв и их произношением.

Как быстро освоить малышу технику чтения на английском языке ? Этим вопросом задаются не только мамы, владеющие начальными знаниями языка, но и молодые преподаватели. Основным условием для этого является позитивный настрой на обучение и положительная мотивация. Важно убедить ребенка, что заниматься чтением очень интересно. Приобретите для ребенка книжки на английском языке с яркими и красочными иллюстрациями. Объясните ребенку, что если он научится читать, то сам сможет прочесть эти книжки, чем приятно удивит папу, маму, бабушку и дедушку.

Прежде чем перейти к обучению, посмотрите вместе с малышом фильмы на английском языке без перевода. Ребенок должен услышать, как звучит английская речь. Купите малышу книжку с выразительными картинками, которые помогут и облегчат изучение языка. Уже замечено, что английский язык дети осваивают достаточно быстро, даже не умея толком говорить на русском. Это объясняется тем, что дети легко воспринимают новую информацию.

Начните обучение английскому с чтения алфавита . Следите за правильным произношением. Подберите несколько простых слов и проговаривайте их вместе. Проводите занятия в форме игры – так ребенок лучше будет вовлечен в процесс обучения.

Как легко научить ребенка читать по английски по слогам? Когда малыш научится отличать буквы, начните складывать слоги. Очень хорошо обучать ребенка при помощи пластилиновых букв. Лепите их вместе с ребенком. Так он лучше запомнит не только их произношение, но и как они выглядят. Предложите малышу собрать из пластилиновых букв знакомое ему слово. Если он допустил ошибку, спокойно объясните ребенку, в чем она заключается. Не ругайте малыша, помогайте ему и постоянно хвалите. Он будет стараться еще больше. Ведь ему очень важно ваше мнение.

Очень хорошо поможет в освоении английского языка такая игра: возьмите листы чистой бумаги и напишите на них произношение букв маркерами. Разложите листки по всему дому. Научить ребенка читать по-английски поможет и игра с ассоциациями – подойдите к столу и назовите его английское название. Каждый раз, проходя мимо, ребенок будет вспоминать английское слово. Это значительно ускорит процесс освоения языка.

Вам обязательно понадобятся детские книжки на английском. Желательно, чтобы в них было много картинок, а тексты были просты для освоения их малышом. Прочитанные тексты нужно вместе переводить, чтобы ребенок быстрее запоминал значение слов.

Мало сказать: хочу научить ребенка читать по-английски. Важно знать последовательность обучения.

- приступая к занятиям по английскому языку, выучите алфавит;

Объясните малышу, что в английском языке одна буква может означать разные звуки;

Читайте с малышом слова с открытым слогом: bite, name, Pete и др.;

Затем можно осваивать чтение несложных английских слов с закрытым слогом: six, map, not, pen и др.;

Теперь попробуйте совместить английские слова открытого и закрытого слога; делайте это во время игры с кубиками или карточками с написанными буквами: вы называете малышу слово – он его складывает. Так вы будете тренировать зрительную и мышечную память;

Попробуйте составлять с малышом простые предложения;

Теперь можно составить с ребенком различные словосочетания;

На этом этапе можно переходить к чтению книг и прослушивать с ребенком аудиокниги;

Когда простые правила чтения по-английски ребенком освоены , переходите к более сложным текстам;

Если вы будете постоянно хвалить ребенка даже за самые маленькие достижения, чтение по-английски станет его любимым занятием и ребенок сможет быстро научиться читать по-английски любые тексты.

Современный темп жизни заставляет ускоряться не только взрослых людей. Термин «раннее развитие» накладывает обязанности и на детей. Знаменитая фраза известного педагога «После трех уже поздно» будоражит умы родителей и не дает отдыхать малышам. Ведь, как известно, чем раньше, тем лучше, а значит в ход идут лозунги «читать - раньше чем ходить» и «мы должны дать ребенку все!»

Подготовка детей к школе теперь включает обязательное обучение чтению. И это неплохо, так как доказано, что ребенок, умеющий хорошо читать к 1 классу, уверенно опережает в школьных успехах своих сверстников, которым этот навык дается с трудом.

Но вот вопрос, как учить и когда это начинать делать, решается всеми по-разному. Новые методики воодушевляют родителей, но есть ли от них польза?

Новые методики чтения - новые результаты?

Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!

Что имеем?
Читающих детей в 2 и 3 года? Отдельных ребят - да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми методами.
Дети, заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. Учитель вынужден переучивать ребенка, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.

Невропатологи отмечают, что дети, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность. Кроме того, очень часто такие дети шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.

В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.

Когда начинать учить читать или правда ли, что после трех уже поздно?

Человеческий мозг развивается постепенно, нет смысла — и даже опасно - стимулировать те его участки, которые просто не готовы пока к активному функционированию. Процесс чтения подразумевает звуковой анализ и синтез, который не под силу маленькому ребенку просто в силу физиологического развития.

Признаки готовности ребенка к освоению чтения:

  • Активная речь состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести даже к задержке речевого развития. Ведь в то время, когда мозг ребенка должен наиболее активно работать над формированием речи, ребенок складывает звуки и слоги.
  • У ребенка уже развит фонематический слух. Умение вычленить из звукового потока отдельные фонемы формируется приблизительно к 5 годам. Для того, чтобы читать, ребенок должен уметь определять каждый звук в слове. Предложите поиграть - определить, с какого звука начинается слово, или подобрать слова на придуманную букву.
  • Все звуки в речи произносятся правильно. Наличие проблем в звукопроизношении однозначно будет мешать ребенку воспринимать текст, а также мешает развитию фонематического слуха.
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве. Понятия «право», «лево», «вверх» и «вниз» должны быть уяснены очень четко. В противном случае, дети путаются, с какой буквы начинать читать, или даже «зеркалят» слово, начиная с конца.
  • Еще один важный момент - ребенок должен любить чтение, с интересом слушать новую сказку, проявлять любовь к книжкам. Вот для развития этих качеств нужно начинать как можно раньше. Читайте ребенку с раннего возраста!
  • Бывает, что проблемы с чтением возникают из-за нарушений слуха у ребенка, в таком случае потребуется помощь .

Учимся читать по слогам — 15 способов

Занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме и не вызывать у него перенапряжения. Слезы и капризы - не лучшее сопровождение уроков.

  1. Алфавит. Для изучения букв подойдет любое пособие. Однако важно, чтобы ребенок запоминал букву, а не картинку, которая ее обозначает. Пусть сначала буква А на карточке обозначает арбуз. Но потом предложите ребенку кубики, где А - это аист и т. д. Последним этапом должны стать символы без картинки. Магнитная азбука пригодится и на этом этапе обучения, и на следующих, когда ребенок сможет уже складывать из букв слова.
  2. Ребенок воспринимает мир через движение. Буквы можно лепить, рисовать на асфальте и «пробегать» ногами, раскрашивать красками в альбоме и так далее. Также нередко на занятиях используется .
  3. Не следует учить названия букв, лучше называть обозначаемый буквой звук. В противном случае ребенку будет трудно соединить «ЭМ» и «А» в «МА».
  4. Не нужно и учить буквы строго по алфавиту. Пусть сначала этот будут гласные - А, О, У, Э, Ы и звонкие согласные - М, Л, Н…
  5. Не забывайте при изучении новой буквы уделять время повторению предыдущих.
  6. Выучили еще не все буквы алфавита? Но ведь можно уже начинать их складывать!
  7. Совет: Для обучения чтению хорошо подходит букварь Жуковой, известного логопеда и педагога. Многие родители отмечают, что следя за бегущими от одной буквы к другой человечками, их дети легко научили складывать звуки.
  8. Если вы используете пособие Жуковой, расскажите ребенку, как мальчик бежит от одной буквы к другой. Попросите его тянуть первый звук, пока человечек не добежит до следующего. «АааааУ». Нет под рукой букваря? Возьмите машинку, куклу, медвежонка. Пусть они двигаются от буквы к букве, а ребенок произносит звуки вместе с ними.
  9. Главная ваша задача - научить ребенка произносить звуки слитно. Как только он поймет, осознает, что от него требуется, считайте, дело в шляпе!
  10. Теперь главное - не спешить и не давить на ребенка. Продолжайте учить буквы (точнее звуки) и образуйте из них слоги. Сначала открытые «МА», «ЛА», «ЛУ», затем слоги с глухими и шипящими согласными «ЖУ», «ШУ», «ША».
  11. После того, как открытые слоги освоены, предложите другой тип - слог, заканчивающийся на согласную — «УЖ», «УС», «АМ».
  12. Обратите внимание ребенка, что он уже научился читать слова! Ведь УЖ, УС, ОХ - это уже не просто слоги, а настоящие слова, несущие смысловую нагрузку! Так вы объясните ребенку, чем слово отличается от слога, и заодно придадите ему уверенность в своих силах.
  13. После того, как алфавит будет выучен, а разные слоги освоены, переходите к чтению простых слов.
  14. Очень важно следить за произношением на первых порах. Ребенок должен оставлять паузы между словами и между предложениями, соблюдать ритм предложения и интонацию.
  15. Не торопите ребенка и не бегите впереди паровоза. Чтение книг не сразу будет даваться легко, даже если все буквы и слоги уже выучены. Поищите для ребенка книжки с небольшим количеством текста и большими картинками.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь