Как научить ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы): холодный-горячий, высокий-низкий, сладкий-солёный, пушистый-колючий, гладкий-шершавый и другие?
1. Нужно много показывать понятия в сравнении. Например, классическая игра: “Смотри, этот мячик большой, а этот маленький”.
2. Давать ребёнку исследовать противоположные понятия на ощупь: “Потрогай, этот стакан холодный, а в этой чашке горячий чай”.
3. Рассказывать сказки, в которых есть сравнения, например: “Три медведя”, “Дюймовочка”, “Рукавичка” и т.д.
4. Выполнять задания на сравнения, в которых необходимо что-то с чем-то сравнивать. Подобные задания часто встречаются в наших .
5. Вводить развивающий элемент во время прогулки: сравнивать звуки, запахи, скорость машин, размеры предметов, показывать ребёнку противоположности в окружающем мире.
6. Придумайте с противоположностями.
7. Играть с карточками, изображающими противоположные понятия.
Мы подобрали 16 пар карточек с понятными для детей предметами и знакомыми животными, чтобы им было проще понять смысл каждой противоположности.
1. Для начала покажите ребёнку пару карточек, расскажите, что изображено на каждой картинке. Если ребёнок уже умеет сам говорить, спросите его, что он видит на карточке.
2. Смешайте карточки и попросите малыша найти ту, которую Вы называете.
3. Попросите ребёнка подобрать пары к названным карточкам.
4. Так же Вы можете использовать карточки в качестве находилок. Например, попросите ребёнка найти что-то холодное, или показать на улице и мальчика, или найти во время прогулки высокий и низкий дом.
Состав:
Для создания игры мне потребовалось в программе Word отредактировать заранее подготовленные картинки по размеру и подписать их (низкий- высокий, день- ночь и т. д.), оформила красочный титульный лист и инструкцию к игре. У меня получилось три листа с картинками формата А4. Затем я их распечатала на цветном принтере и заламинировала их.
Потом необходимо их разрезать по линиям:
Разрезанные карточки разложить между игроками:
Детки с удовольствие играют в эту игру:
Игра в Противоположности
Дидактическая игра в противоположности развивает речь, внимание, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления. Веселые, яркие картинки помогут в этом.
Состав: 3 листа разрезных карточек.(разрезать карточки по линиям).
Как играть в игру Противоположности : В игре участвуют от 2 до 3 человек и ведущий.
Карточки с красной точкой перемешиваются.
Остальные карточки раздаются поровну между участниками.
Ведущий берет одну из карточек с красной точкой, читает слово, написанное на ней и показывает картинку участникам игры.
Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку.
Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку.
Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.
УДАЧИ ВАМ! НАДЕЮСЬ ВАМ ПОНРАВИТСЯ!!!
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.
Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.
Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.
Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.
Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".
Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.
Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".
Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)
ночь -...; завтрак -…; вечер -...; враг -...; чистота -...; холод -...; война -...; трава - …; земля - …; движение - …; говорун - …; здоровье - ….; ум - ... |
войти -...; молчать -...; отдал -...; вставать -...; раздеться -...; поднимать -...; смеяться - …; включать-...; закрывать -...; приходить - …; появляться -…; есть - …. |
большой - ...; черный - ...; низкий -...; плохой - …; больной -...; старый -...; молодой - …; широкий -...; толстый -...; узкий - …; сложный - …; сухой-….; горький - ... |
Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.
Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).
Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).
Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)
Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)
Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)
Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)
Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)
Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.
Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.