Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа...

Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродства.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

Совершенствование речевого аппарата и техники речи связано с укреплением дыхания и голоса, а также с выработкой четкой, ясной дикции и правильного произношения.

Для развития дыхания могут быть с успехом применены упражнения, построенные на постепенном и экономном его расходовании:

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
  • Вскормленный в неволе орел молодой, (вдох)
  • Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюет под окном, (вдох)
  • Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
  • Как будто со мною задумал одно; (вдох)
  • Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: «Давай улетим! (вдох)
  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  • Туда, где за тучей белеет гора, (вдох)
  • Туда, где синеют морские края,
  • Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (вдох) Вы выходите на крыльцо... на томно-сером небе кое-где мигают звезды; (вдох) влажный ветерок изредка набегает легкой волной; (вдох) слышится сдержанный неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. (вдох) Вот кладут ковер на телегу, ставит в ноги ящик с самоваром. (вдох) Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; (вдох) пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. (вдох) За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит...

  • и, э, а, о, у, ы
  • е, я, ё, ю
  • и-э, и-а, и-о, и-у
  • э-о, э-у, э-а, э-и
  • а-о, а-у, а-и, а-ы
  • о-ы, о-и, о-э, о-у
  • у-о, у-и, у-ы, у-а
  • а, э, и, о, у, ы
  • э, и, о, у, ы, а
  • и, о, у, ы, а, э
  • о, у, ы, а, э, и
  • у, ы, а, э, и, о
  • ы, а, э, и, о, у
  • и́эаоуы (под ударением первый звук)
  • иэ́аоуы (под ударением второй звук)
  • иэа́оуы (под ударением третий звук)
  • иэао́уы (под ударением четвертый звук)
  • иэаоу́ы (под ударением пятый звук)
  • иэаоуы́ (под ударением шестой звук)

Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы:

  • ми, мэ, ма, мо, му, мы
  • ни, нэ, на, но, ну, ны
  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы
  • мммимм, мммэмм, мммамм
  • мммомм, мммумм, мммымм
  • нннимм, нннэмм, нннамм
  • ннномм, нннумм, нннымм
  • лллимм, лллэмм, ллламм
  • ллломм, лллумм, лллымм

Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по технике речи, смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц:

  • пи, пэ, па, по, пу, пы
  • би, бэ, ба, бо, бу, бы
  • пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
  • по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
  • пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю
  • ки, кэ, ка, ко, ку, кы
  • ик, эк, ак, ок, ук, ык
  • ги, гэ, га, го, гу, гы
  • иг, эг, аг, ог, уг, ыг
  • ти, тэ, та, то, ту, ты
  • ит,эт, ат, от, ут, ыт
  • ди, дэ, да, до, ду, ды
  • ид, эд, ад, од, уд, ыд
  • фи, фэ, фа, фо, фу, фы
  • ви, вэ, ва, во, ву, вы
  • фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
  • вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы
  • ри, рэ, ра, ро, ру, ры
  • ир, эр, ар, ор, ур, ыр
  • трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
  • дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры
  • ли, лэ, ла, ло, лу, лы
  • ил, эл, ал, ол, ул, ыл
  • ли, ле, ля, лё, лю, лы
  • лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл
  • три, тре, тря, трё, трю, тры
  • дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
  • дли, длэ, дла, дло, длу, длы
  • тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы
  • си, сэ, са, со, су, сы
  • зи, зэ, за, зо, зу, зы
  • сти, стэ, ста, сто, сту, сты
  • зди, здэ, зда, здо, зду, зды
  • си, се, ся, сё, сю, сы
  • зи, зе, зя, зё, зю, зи
  • сти, сте, стя, стё, стю, сты
  • зди, зде, здя, здё, здю, зды
  • ши, ше, ша, шо, шу
  • лши, лше, лша, лшо, лшу
  • лжи, лже, лжа, лжо, лжу
  • хи, хэ, ха, хо, ху, хы
  • их, эх, ах, ох, ух, ых
  • хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
  • ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы
  • уи, уэ, уа, уо, уу, уы
  • иу, эу, ау, оу, ыу
  • чи, че, ча, чо, чу
  • ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки:

  • Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Стоит копна с подприкопенком.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Инженеры нивелировали, нивелировали да не вынивелировали.
  • «Расскажи мне про покупку». — «Про какую про покупку?» — «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»
  • Купи кипу пик.
  • Ткет ткач ткань.
  • Ложечка моя желобовыгибистая.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Мчится поезд скрежеща: же-че-че-ща; же-че-че-ща; же-че-че-ща.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе. Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.

  1. Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетании ае, ее, ое, уе в личных формах глагола, не говорите: думаэт, знаэт, делаэт, зреэт, моэт, роэт, кроэт, волнуэт, тоскуэт и т. д. Произносите правильно: думаит, знаит, делаит, зреит, моит, роит, кроит, валнуит, таскуит и т. д.
  2. Не пропускайте гласных звуков. Не говорите «япшел» вместо я пошел; «ятперь» вместо я теперь; «яграл» вместо я играл; «янапсал» вместо я написал; «моястра» вместо моя сестра.
  3. Не удваивайте и не утраивайте согласных. Но говорите: юнность, иззъящный, инногда, зелленный, атоммный, изваянние, «Анннам куда итти?», «Арразве вы не знаете?», «Асссами вы как думаете?» и т. п.
  4. Следите за тем, чтобы согласные звуки в и м, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их, не говорите: «ноуму» вместо новому; «готоуму» вместо готовому; «красиуму» вместо красивому; «самомалинькому» вместо самому маленькому; «саммосильному» вместо самому сильному.
  5. Не говорите «скоко», «стоко» вместо сколько, столько.
  6. Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный. Не говорите: «орел звился» вместо орел взвился; «они прошли перед» вместо они прошли вперед; «друг отворилась верь» вместо вдруг отворилась дверь; «рак стоит у ворот» вместо враг стоит у ворот и т. п.
  7. Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -гий, -кий, -хий, и в собственных именах на -кий. Но говорите маленьк, беленьк, красиеньк, тих, долг вместо маленький, беленький, красненький, тихий, долгий.
  8. Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний вроде: «бьецероно» (бьется ровно), «флюгеранешумят» (флюгера не шумят), «чернелизбы» (чернели избы) и т. п.

Чтобы научиться красиво говорить , кроме пра в ильного дыхания, диктору тр ебу ется мышечная свобода фонационных путей и ощ ущ ение резонанса, которое нео бх одимо развить. Существует два т ип а резонаторов: верхний (головной), ниж ний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены вы ш е нёбного свода, в лицевой части головы.

Г руд ной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощу щ ения в груди и в области головного резона то ра помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр гол оса диктора, будет содержать об ер тоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резона то рах. Звонкость, полётность, яркость, ка че ство голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сф ор мирован исходный тембр, на который от ве чает головной резонатор. Для этого диктору необходимо вы по лнять упражнения для постановки голоса, к о торые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощ ущ ением резонанса этого звука в л иц евой части головы.

Итак, диктору требуется на учи ться расслаблять мышцы, а начинать на до с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для э тог о лягте и поочерёдно расслабьте вс е мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом прос лед ите за руками. Далее расслабьте м ыш цы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мы шц ы живота и спины. В таком полож е нии полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело св об одным. Проследите, чтоб ни одна группа мы шц не была в напряжении. Чтоб голос св обо дно рождался и "пел", нужно выработать чув ств о свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение "стон".

Упражнение "стон"

Чтобы вы по лнить это упражнение сядьте на стул, сохраняя полож ени е тела "на колок", не откидывайтесь, держите спину пр ив ычно в прямом положении. Это поможет работе дыха те льного аппарата. Представьте, что у вас болит го ло ва или горло. И начинайте негромко стонать, ч то б "успокоить боль". Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос п олу чается глухой, звук короткий, связки напряжены. Вс ё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опу ще ны. Шея так свободна, что голова накло ни лась в сторону или вниз.

Теперь начи на йте двигать головой влево, вниз, в пр аво… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте сто нать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на "с ред ней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт, губы сомкнуты не пло тно, а соединены слегка. Как при пр ои знесении "м". После того, как добьётесь точности выполнения упра жне ния, ощутите свободное звукотечение. С то н - это звук, беспрепятственно выходящий из го рт ани. Продолжая стонать, сохраняя по ложение тела, медленно, без напряжения сл егка опускаете нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закр ыв аете рот:


мма-м
м а-мма…

"А" произн оси тся мягко, мышцы губ и нижней челюсти своб од ные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражн ен ие проделайте несколько раз. Самое гла вн ое - это мышечная свобода. Работать должен только ды ха тельный аппарат. А теперь, про дол жая стонать, слитно, как одно слово, п ро изнесите голосом фразу "Мам, мёду нам ". Открывая рот, сейчас ж е мягко возвращайте его в исходное полож ени е на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согл ас ные звуки "м", "н" удваиваются:

мамм-м ёд унн-намм…

Далее упр аж нение "стон" сопровождайте тренировкой в прои зн есении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая ре зо наторную функцию носовой п ол ости. На стоне тр ен ируйте различные сочетания сонорных с огл асных с гласными:


Мм-мУ-м
м- мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…

Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм -мн Э-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…

Мм-нУли-мм-мнОли-мм-м н Али-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…

РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-м м- РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…

Соно рн ые - это согласные, наиболее звучные - м, н, л, р. Стон и те монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло. Рот при звучании глас ны х свободно открывается, но не ш и роко. Внимание направлено на сонорные согласные "н", "м", ", "л". Далее, достигнув сво бо ды звучания, постепенно переходите к повы ш ению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не бо ле е как на два-три тона от средней ноты. С ох раняйте свободу фонационных путей. В упражнение на со но рные согласные постепенно вводим эле менты речевого способа произношения с опорой. Вначале произнесите с лит но на стоне, полунапевно: м


мам
ма ммаммамм…


Потом три раза сли тн о на стоне, а четвёртый разговорно - зовём маму:

Ммамма мм ам-мАм!

В речевом апп ар ате ничего не меняется. Так же свободно, мягко в о бласти глотки. Только диафрагма на "мам" вздрогнула - оп ёрл а звук. Следует доб ив аться, чтоб характер звучания голоса изменял и ха р актер дыхания. Чтоб была верная опора голоса, зависимость д ых ания от звучания. На стоне произнесите зн ако мую фразу:

Ммам мё дуннамм


И здесь же - каждое сло во отрывисто:

мАм! мЁ ду! нАм!

Проследите, чтоб пр и речевом произнесении не было чрезмерной активности, ч то б сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне. Трени ру йте знакомые сочетания:

ммУ! м м О! ммА! ммЭ! ммИ! ммЫ!

мнУли! мнОли! мнАл и ! мнЭли! мнИли! мнЫли!

РлУрм! Рл Орм! РлАрм! РлЭрм! РлИрм! РлЫрм!

Упражнения "произнесение гласных"

После того как вы прод е лали упражнения на сочетания сонорных соглас ны х с гласными, переходим к работе по достижению свобод ы ф онационных путей и во время произн ош ения каждого гласного отдельно от согласных. Тут важно учесть, ч т о именно гласные, которые

создают мелодию голоса, являются основой звучности, столь необходимой диктору. Вначале разберём с ущ ность атаки звука - начала звучания голоса диктора. Ат ака звука - это момент, когда голосовые связки устан ав ливаются на определённую ноту звучания пр и их смыкании в соответствии с силой воздушной струи. Разл ич ают твёрдую, придыха тел ьную и мягкую атаку звука.


Твёрдая атака - это к огд а голосовые связки до начала выд ох а плотно смыкаются и только под сильным давлением воздушной ст руи размыкаются. Это как п рор ыв воздуха через плотно сомкнутые губы. При этом часто происходит пер ес мыкание связок, т.е. когда с в язки находят одна на одну. При очень твёрдом их смыкании и резком то лч ке воздушной струи голос будет звучать з в учит жёстко, резко, и потеряет интонационную подвижность.

Придыхательная атака - это когда ча сть воздуха, которая не принимает уча стия в голосообразовании, выходит до момента см ык ания связок и далее присоединяется к г ол осу как призвук сипоты.

Диктор должен с тре миться к мягкой атаки , которая наиболее ха рак терна для естественного формирования голоса. При этом с мы кание связок совпадает с началом вы до ха, и связки сближаются так, что обеспечивается сво бо дное колебание. При мягкой атаке голос буд ет наилучшего тембра. Он будет рождаться плавно, без тол чк а и придыхания. Нужно науч ить ся распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока атака зву ка не освоена, пока вы не чувствуете мышечно м яг кого начала звука и не ощущаете отражения атаки в го ло се, нельзя идти дальше в воспитании голоса. Достичьмягкой атаки, пом ога ет известное нам упражнение "стон" с его вариантами.

Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

Упражнение "колыбельная".

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока".

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка".

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо".

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок".

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

Труднопроизносимые, сложные слова для дикторов - предмет особый. Появление их в тексте, особенно в прямом телеэфире, вызывает дополнительное напряжение, неуверенность. И в конечном счёте может привести к "спотыканию", ритмической "сбивке", а иногда и к заиканию. ..

Исправление дефектов речи

Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть. Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто ...

Самые сложные скороговорки

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

12.09 - 05.10, вт./чт., 19.00
Занятия идут по 3 часа - до 22.00
8 занятий
(24 часа )
Армянский пер. , д. 9, ауд. 5
ст. м. "Лубянка ", "Китай-город "

Курс постановки техники речи и развития голоса «Говори - красиво!» посвящён одной из важнейших в коммуникации тем: красоте и силе голоса, внятности дикции и общей выразительности речи. Выступаете ли Вы, проводите презентации, переговоры или просто общаетесь с людьми - Ваш голос является визитной карточкой, по которой другие судят о Вас.


Кому нужна постановка голоса?


Чему здесь учат?

Тренинг развития голоса и техники речи - это на 90 % практический курс. Иначе и быть не может. Постановка голоса сродни тренировке в спортивном зале, но только нагрузки направлены не на тренировку всего тела (хотя и такие упражнения у нас тоже есть, так как голосо-речевой аппарат - это часть тела, как ни крути), а на тренировку глоточных, артикуляционных, брюшных, диафрагматических и прочих мышц, принимающих участие в процессе говорения. Основные тематические блоки курса постановки голоса, развития техники речи и речевой выразительности таковы:


Что ожидает Вас в результате?

О ведущем

Александр Рандэльф

Профессиональный музыкант по первому высшему образованию (Московская Государственная Консерватория) и психолог - по второму (Московский Государственный Педагогический Университет). Опыт преподавательской работы в области развития коммуникативных навыков - с 2001 года. Ведущий тренингов по риторике и ораторскому искусству, актёрскому мастерству, юмору и острословию, стихосложению, стрессоустойчивости, развитию голоса и технике речи.

Стоимость участия:

Полная стоимость тренинга

По предоплате за 1-10 дней (скидка 10%)

По предоплате за 11 и более дней (скидка 20%)

10 000 РУБЛЕЙ
Стоимость одного часа - 416 р.

9 000 РУБЛЕЙ
Стоимость одного часа - 375 р.

8 000 РУБЛЕЙ
Стоимость одного часа - 333 р.

Информацию о том, как внести предоплату, Вы найдёте ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Тренинг пройдёт по адресу г. Москва:

10 причин выбрать наш курс

1. Большой опыт в обучении коммуникативным технологиям

2. Методика, выверенная многолетней практикой

3. Собственные авторские разработки

4. Устойчивый результат после окончания тренинга

5. Обучение с упором на практические задания

6. Нацеленность на результат

7. Разнообразный гибкий график обучения

8. Удобное расположение

9. Возможность получить скидку на курс постановки голоса и речи

10. 100% гарантия возврата денег по первому требованию!

Тренерское слово Александра Рандэльфа

Часто я встречаюсь на тренингах постановки голоса с тем заблуждением, которому был когда-то подвержен сам: многие люди убеждены, что красивый голос это врождённое качества, а не сторона речи, открытая для экспериментов и самосовершенствования. По-моему, некоторые даже не верят, что у них получится, посещают тренинг по постановке голоса, так сказать, для очистки совести - мол, по крайней мере, я пытался. Теперь это меня удивляет. Но раньше я и сам так думал. Просто в сознании большинства людей нет понимания, что, во-первых, речевой аппарат - это система органов тела (органов вполне подвластных тренировке) и, во-вторых, это музыкальный инструмент, на котором нужно учиться, в прямом смысле, играть (как мы учимся играть на любом музыкальном инструменте). Я думаю, что это облако заблуждений, образовано элементарной леностью ума: наш голосо-речевой аппарат настолько привычен нам, настолько, как нам кажется, хорошо нам знаком, что мы, в результате, ничего о нём не знаем. Вы скажете - парадокс? Я отвечу - реальность! В силу своей профессии я сталкиваюсь с подобными заблуждениями регулярно, но в то же время хорошо понимаю одно: красивый голос - не достояние избранных, а инструмент общения, необходимый и доступный в равной степени каждому человеку! До встречи на тренинге и как говорят певцы - «будьте в голосе»!

Школа телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ» приглашает на мастерскую по технике речи!

Если вы ищете по-настоящему эффективные курсы дикции в Москве, то делаете абсолютно правильный выбор, останавливаясь на мастерской по технике речи Школы телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ», это настоящая школа ораторского искусства в Москве! Ведь у нас не просто курсы дикции, а глубокая и разносторонняя проработка всех возможностей речевого аппарата, направленная на постановку голоса, тренировку дыхания, работу над эмоциональностью и выразительностью речи, расширением словарного запаса и речевых оборотов, - вот чем конкретно занимается наша школа ораторского искусства в Москве. И это делает наши курсы по технике речи одними из лучших в столице!


Развитие ораторского искусства во все времена происходило по классической схеме: мастер (он же педагог), добившийся больших успехов в ораторском деле, передавал свои знания ученикам или вольным слушателям, собиравшимся на встречи. Мы не стали отходить от этой традиции, поэтому каждое занятие будет проходить в группе, а проводить его для вас будет опытный педагог - настоящий мастер ораторского искусства, к тому же профессионал, состоявшийся в одной из публичных профессий, непосредственно связанных с безупречным качеством речи. Это телевидение, радио или актерство.

Наши курсы техники речи - это то, что действительно важно каждому: дикция, речь, дыхание, голос, коммуникация. Над всем этим вы будете работать в мастерской. Каждое упражнение можно будет отработать в паре, наблюдать собственный прогресс от занятия к занятию и продуктивно коммуницировать.

Описание курса:

Курс предназначен:

Для людей, в профессиональной жизни которых присутствуют переговоры, публичные выступления, презентации и т.п.

Возможные места работы
после окончания курсов:

Любые сферы деятельности, где требуются навыки профессионального общения и ораторского искусства.

Срок обучения:

1,5 месяца

День занятий:

Вторник, четверг

Время занятий:

19.00-22.00

Дата занятий:

Группы формируются по мере набора. О дате оповещаем за одну неделю до начала занятий по телефону и e-mail

Количество человек в группе:

до 15

Документ об окончании:

Сертификат об окончании курсов "Речевой имидж и техника речи" Школы телевидения Останкино ТВ

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь