Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Наталья Альчека
Конспект занятия по математике «Широкий-узкий, шире-уже»

Конспект занятия по математике «Шире – уже » .

Цель :

1. Формировать пространственные представления : шире , уже

2. Развивать внимание, логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к математике .

Оборудование : полоски одинаковой длины, но разные по цвету и размеру; карандаши; ленты разного цвета и ширины

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты .

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

а) Гимнастика «Думательная шапочка » .

Уши двумя руками, начиная сверху, пальцами перебираем до мочки (делаем пельмени) . 3-5 раз.

б) Игра «Глазки спят, а ручки работают» . Для игры используются карандаши разной длины. Сначала дети рассматривают карандаши. В игре ребята должны только путем ощупывания определить какой карандаш длинный, а какой короткой.

Закройте глазки.

Угадайте на ощупь, какой карандаш дали : длинный или короткий? (Один ребенок выполняет задание, другие наблюдают)

2. Практическая работа.

Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.

Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое , а другое узкое, и они разного цвета) .

Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое )

Почему широкое ? (Мишка большой, толстый) . Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось : «Голубое полотенце шире оранжевого , поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».

Работа по картинке :

Сколько девочек на картинке? (2) - Давайте сравним их пояса на платьях по ширине? (У девочки в синем платье ремень шире , чем у девочки в белом платье)

4. Физминутка «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за столы все снова, уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем (Выполнение движений вслед за воспитателем) .

5. Практическая работа.

Игра «Полотенца для лягушат» .

На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так : широкое , узкое, широкое , узкое. Помогите ей развесить все полотенца.

Воспитатель выкладывает начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.

У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.

Игра «Скажи наоборот» .

Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит : «Ручеек узкий, а река …» «Широкая » - отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю.

Ребята, чем мы сегодня занимались с вами?

Обучению детей таким понятиям как: "высокий - низкий", "маленький - большой," "широкий - узкий", "длинный - короткий" можно начинать довольно рано. Конечно же, обучение дошкольников сводится к обучению через игру. Если пытаться ребенку объяснять такие понятия на научном уровне - он просто не будет вас слушать.

Понятие "маленький-большой"

Для того чтобы ребенок понял, какие предметы называют - маленькими, а какие - большими Необходимо показывать ребенку примеры. Например, поиграйте с ребенком в кубики. Попросите из кубиков построить башенку. Рядом постройте еще оду башенку, но меньшую по размеру. Попросите показать, какая башенка больше, а какая меньше, если малыш затрудняется в ответе - помогите ему.

Попросите слепить из пластилина маленький и большой шарик и т.д. Как только кроха поймет, какие предметы большие, а какие маленькие можно приступать к следующему этапу - обучать понятиям высокий - низкий, короткий - длинный и т.д.

Понятия "высокий - низкий"

Попытайтесь научить ребенка в нужном контексте употреблять слова "высокий - низкий". Ведь, если употреблять слова "маленький - большой" относительно человека - можно легко запутаться (не понятно, что подразумевается под этими словами - рост или возраст).

Вы скажите, как же объяснить ребенку, в каком случае, какие слова употреблять. Все очень просто. Ребенок постепенно сам дойдет до того, что о многих предметах нельзя сказать высокий - низкий, а некоторые предметы лучше не описывать через понятия "маленький - большой".

Итак, приступаем к обучению ребенка понятиям "высокий - низкий". Прежде всего, подумайте, о чем или о ком мы говорим - "низкий - высокий". Конечно, прежде всего о людях, о домах, о стульях и т.д. О чем мы говорим маленький - большой? О фруктах, овощах и т.д.

В ходе игры показывайте ребенку окружающие предметы. Описывать предметы можно и дома и на улице. Например, во время прогулки покажите ребенку дерево и кустик. Скажите: «Что выше дерево или куст?» Можно попросить ребенка определить, кто выше из деток и т.д.

Посмотрите с ребенком на небо. Расскажите - как высоко над вами расположено солнышко. Посмотрите на птичку, сидящую на дереве. Скажите малышу, что птичка сидит высоко на дереве. Понаблюдайте над высоко летящим самолетом и т.д.

Старайтесь в обыденной речи употреблять данные понятия. Постепенно малыш поймет, что они обозначают.

Понятие "широкий - узкий"

Что касается понятий "широкий - узкий", то и здесь обстоит дело также. На примере показывайте ребеночку, что значит широкий и узкий. Вместо этих понятий малыши часто употребляют слова - "большой - маленький". В ходе игры покажите ребенку, например, узкий шарфик и широкий, вначале самостоятельно покажите где из них широкой, а где узкий. Можно на улице показать малышу узкую тропинку и широкую дорогу и т.д.

Понятия "длинный - короткий"

Рассмотрим понятия "длинный - короткий". Как помочь малышу понять эти мудреные слова. Все очень просто, снова на помощь приходит игра. Покажите ребенку длинную веревочку и короткую. Попросите определить какая из них больше. После этого скажите: «Та ниточка которая больше - она длинная, а та, которая поменьше - короткая".

Можно показать на картинке зайчика и медвежонка. Попросите определить, у кого длиннее ушки. На прогулке попросите кроху найти длинную палочку и т.д.

Мы привели лишь примерные игры, через которые можно научить ребенка оперировать такими понятиями коротки - длинный, узки - широкий, высокий - низкий, большой - маленький.

Порисуйте с малышом на эту тему. Проявляйте терпение, не ругайтесь на малыша за ошибки. На ошибках мы учимся. Вспомните себя - и у вас не все с первого раза получается.

Занятие 18

Тема: Восприятие величины (широкий – узкий)

Цели:

развитие восприятия величины: широкий - узкий;

развитие умения соотносить предметы по величине.

Материалы: игрушки: лягушонок, ежик, утка; карандаши, задания на бланках, предметные картинки разные по величине (широкий- узкий), карточки с заданием «Найди пару».

План:

I этап. Организационный

Приветствие

Психолог: ребята сегодня мы будем здороваться с помощью мячика (дети сидят в кругу). Ваши ноги будут воротами. Сейчас они закрыты (ноги прямые, прижаты друг к другу), когда я пропою чье-то имя, хозяин этого имени «открывает» свои ворота (ноги надо широко развести в стороны) и ловит закатившийся в ворота мячик. Ребенок, который поймал мячик, «закрывает» ворота, здоровается (с психологом и ребятами) и возвращает мячик психологу. Психолог продолжает приветствие по кругу.

II этап. Мотивационный

Путешествие в лес.

Психолог предлагает детям отправиться на лесную поляну, где их ждет сказка.

Здравствуй лес, прекрасный лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

И медведя мы встречаем.

Перед нами водоем!

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два –

Позади теперь вода!

Раз-два, раз-два –

Позади теперь вода!

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо –

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише –

Деревцо все выше, выше.

Но закончилась игра,

Слушать сказку нам пора!

Широко развести руки в стороны.

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.

Маршировать.

Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.

Маршировать.

Раскачивание туловища из стороны в сторону.

Маршировать.

Руки в стороны.

Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.

Прыжки.

Маршировать.

Прыжки.

Маршировать.

Руками махать себе на лицо.

Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.

Приседания, руки вперед.

Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.

Тихо сесть на коврик.

III этап. Практический

1. Сказка «Широкий - узкий» (Теплюк С.Н.)

Весело прыгал вдоль ручья лягушонок Квакша, увидел ежика и спрашивает его:

Ты что здесь делаешь?

Да вот думаю, как бы через ручей перебраться, - отвечает еж.

Ха! Нашел проблему! По мне что большая речка, что маленький ручей, - хвастает Квакша. – Ноги у меня длинные, вмиг перепрыгну или переплыву!

У меня хоть и короткие ноги, но я тоже умею плавать. Правда, недолго. Узкий ручей еще одолею, а вот широкую реку придется обходить стороною, - признался ежик.

Засел лягушонок в высоких камышах и задумался: «Интересно! Ежик большую реку называет широкой , маленький ручей – узким . А что еще бывает узким или широким ? У кого бы спросить?»

Выглянул он из камышей, видит – утка плавает. Говорят, утки умные. Вот и решил Квакша у нее спросить, что широким , а что узким бывает.

«Как не знать, - спокойно отвечает утка. – на моих лапках перепонки широкие , шире твоих. Нырну, сразу тебя догоню. А уж клюв такой широкий , что как схвачу, ни за что не вырвешься!»

«И впрямь поймает!» - с ужасом подумал Квакша, да как выпрыгнет на берег и быстрее в лес поскакал, даже не дослушал, что узким бывает. Так до сих пор и не знает.

А вы знаете, что бывает узким , а что широким ?

2. Задание «Широкий – узкий» (у доски)

Помогите лягушонку разобраться с его вопросом (рассматриваем предметы, сравниваем их по величине).

3. Игра «Запоминайка» (на бланке)

Я говорю слова, вы их внимательно слушаете и запоминаете (мост, листочек, шарф, окно, стол). После чего психолог раздает детям бланки с заданием. Найдите и обведите в кружочек только те предметы, которые я назвала. Как вы думаете, какие это предметы по ширине (узкие или широкие)?

4. Упражнение «Лягушки» (за столиком)

Ребята, давайте поможем лягушонку попасть в лес, только сначала поиграем с нашими пальчиками.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки.

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают пальцы в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз.

Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом).

Кладут ладони на стол.

Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол.

5. Задание «Лабиринт» (на бланке)

Вам надо помочь лягушонку попасть в лес. По какой дорожке (широкой или узкой) ему надо идти. Проведи линии посередине нужной дорожки, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки.

6. Задание «Найди пару» (групповая работа по карточкам)

Лягушонок хочет проверить, какие вы внимательные ребята, он подготовил для вас новое задание. Сейчас каждому я раздам карточки с рисунками. Вам надо найти своему рисунку пару. Такую же по ширине ленточку, шарфик, листочек.

7. Игра «Большие ноги»

Ребята, нам пора возвращаться. Когда я буду говорить: «Большие ноги идут по дороге», вы идете по широкой дороге, а когда я буду говорить: «Маленькие ножки бегут по дорожке», вы будете бежать по узкой дорожке.

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Какие игры вам запомнились? Что понравилось больше всего?

Организация: МБ ДОУ № 41

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Возрастная группа детей: 3-4 года.

Цель занятия: формировать у детей умение сравнивать два предмета по ширине способом наложения.

Образовательные задачи:

  1. Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность, мышление, память, речь, воображение.
  2. Отрабатывать умение сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения.Определять результаты сравнения словами широкий- узкий, шире- уже.
  3. Воспитывать групповые и коллективные навыки общения.
  4. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения

Оборудование: красная широкая и зеленая узкая полоски (одинаковой длины). Предметные картинки: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.

Ход занятия:

I часть «Мотивционно-побудительная»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся. А теперь давайте улыбнемся друг другу.

II часть «Основная»

1. Покажи зеленую (красную) полоску.

2. Воспитатель: (закрепляет красную широкую полоску на доске).

Какого цвета эта полоска? (красная)

Эта полоска – широкая. (заучивание слова «широкий»).

3. Воспитатель: (закрепляет зеленую узкую полоску на доске под красной).

Какого цвета эта полоска? (зеленого)

Эта полоска – узкая. (заучивание слова - узкая).

Одинакового ли цвета эти полоски? (нет)

Одинакового ли размера эти полоски? (нет)

4. Воспитатель: (накладывает зеленую полоску на красную).

Полностью ли зеленая полоска закрывает красную? (нет)

5. Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка узкая желтая полоска и широкая синяя.

Покажите широкую полоску.

Какого цвета широкая полоска? (синего)

Покажите узкую полоску.

Какого цвета узкая полоска? (желтого)

Одинаковые ли по ширине эти полоски?

6. Игра «Широкий- узкий»

Задание: назвать, что может быть широким (узким). По предметным картинкам: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.

7. Физминутка.

На полу две дорожки- узкая и широкая. По команде педагога «Гуси!!!»- дети должны пробежать по широкой дорожке. По команде «Цыпленок!!!»- дети должны пробежать по узкой дорожке.

8. Работа в тетради.

В тетради приклеены гусь и цыпленок. Задание: нарисуйте для цыпленка узкую тропинку, а для гуся широкую дорожку.

III часть «Рефлексивная»: педагог обобщает материал, изученный на занятии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь