Наталья Альчека
Конспект занятия по математике «Широкий-узкий, шире-уже»
Конспект занятия по математике «Шире – уже » .
Цель :
1. Формировать пространственные представления : шире , уже
2. Развивать внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать интерес к математике .
Оборудование : полоски одинаковой длины, но разные по цвету и размеру; карандаши; ленты разного цвета и ширины
1. Организационный момент.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты .
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
а) Гимнастика «Думательная шапочка » .
Уши двумя руками, начиная сверху, пальцами перебираем до мочки (делаем пельмени) . 3-5 раз.
б) Игра «Глазки спят, а ручки работают» . Для игры используются карандаши разной длины. Сначала дети рассматривают карандаши. В игре ребята должны только путем ощупывания определить какой карандаш длинный, а какой короткой.
Закройте глазки.
Угадайте на ощупь, какой карандаш дали : длинный или короткий? (Один ребенок выполняет задание, другие наблюдают)
2. Практическая работа.
Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.
Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое , а другое узкое, и они разного цвета) .
Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое )
Почему широкое ? (Мишка большой, толстый) . Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось : «Голубое полотенце шире оранжевого , поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».
Работа по картинке :
Сколько девочек на картинке? (2) - Давайте сравним их пояса на платьях по ширине? (У девочки в синем платье ремень шире , чем у девочки в белом платье)
4. Физминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за столы все снова, уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем (Выполнение движений вслед за воспитателем) .
5. Практическая работа.
Игра «Полотенца для лягушат» .
На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так : широкое , узкое, широкое , узкое. Помогите ей развесить все полотенца.
Воспитатель выкладывает начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.
У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.
Игра «Скажи наоборот» .
Дети образуют круг. Воспитатель становится в середину. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит : «Ручеек узкий, а река …» «Широкая » - отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю.
Ребята, чем мы сегодня занимались с вами?
Обучению детей таким понятиям как: "высокий - низкий", "маленький - большой," "широкий - узкий", "длинный - короткий" можно начинать довольно рано. Конечно же, обучение дошкольников сводится к обучению через игру. Если пытаться ребенку объяснять такие понятия на научном уровне - он просто не будет вас слушать.
Понятие "маленький-большой"
Для того чтобы ребенок понял, какие предметы называют - маленькими, а какие - большими Необходимо показывать ребенку примеры. Например, поиграйте с ребенком в кубики. Попросите из кубиков построить башенку. Рядом постройте еще оду башенку, но меньшую по размеру. Попросите показать, какая башенка больше, а какая меньше, если малыш затрудняется в ответе - помогите ему.
Попросите слепить из пластилина маленький и большой шарик и т.д. Как только кроха поймет, какие предметы большие, а какие маленькие можно приступать к следующему этапу - обучать понятиям высокий - низкий, короткий - длинный и т.д.
Понятия "высокий - низкий"
Попытайтесь научить ребенка в нужном контексте употреблять слова "высокий - низкий". Ведь, если употреблять слова "маленький - большой" относительно человека - можно легко запутаться (не понятно, что подразумевается под этими словами - рост или возраст).
Вы скажите, как же объяснить ребенку, в каком случае, какие слова употреблять. Все очень просто. Ребенок постепенно сам дойдет до того, что о многих предметах нельзя сказать высокий - низкий, а некоторые предметы лучше не описывать через понятия "маленький - большой".
Итак, приступаем к обучению ребенка понятиям "высокий - низкий". Прежде всего, подумайте, о чем или о ком мы говорим - "низкий - высокий". Конечно, прежде всего о людях, о домах, о стульях и т.д. О чем мы говорим маленький - большой? О фруктах, овощах и т.д.
В ходе игры показывайте ребенку окружающие предметы. Описывать предметы можно и дома и на улице. Например, во время прогулки покажите ребенку дерево и кустик. Скажите: «Что выше дерево или куст?» Можно попросить ребенка определить, кто выше из деток и т.д.
Посмотрите с ребенком на небо. Расскажите - как высоко над вами расположено солнышко. Посмотрите на птичку, сидящую на дереве. Скажите малышу, что птичка сидит высоко на дереве. Понаблюдайте над высоко летящим самолетом и т.д.
Старайтесь в обыденной речи употреблять данные понятия. Постепенно малыш поймет, что они обозначают.
Понятие "широкий - узкий"
Что касается понятий "широкий - узкий", то и здесь обстоит дело также. На примере показывайте ребеночку, что значит широкий и узкий. Вместо этих понятий малыши часто употребляют слова - "большой - маленький". В ходе игры покажите ребенку, например, узкий шарфик и широкий, вначале самостоятельно покажите где из них широкой, а где узкий. Можно на улице показать малышу узкую тропинку и широкую дорогу и т.д.
Понятия "длинный - короткий"
Рассмотрим понятия "длинный - короткий". Как помочь малышу понять эти мудреные слова. Все очень просто, снова на помощь приходит игра. Покажите ребенку длинную веревочку и короткую. Попросите определить какая из них больше. После этого скажите: «Та ниточка которая больше - она длинная, а та, которая поменьше - короткая".
Можно показать на картинке зайчика и медвежонка. Попросите определить, у кого длиннее ушки. На прогулке попросите кроху найти длинную палочку и т.д.
Мы привели лишь примерные игры, через которые можно научить ребенка оперировать такими понятиями коротки - длинный, узки - широкий, высокий - низкий, большой - маленький.
Порисуйте с малышом на эту тему. Проявляйте терпение, не ругайтесь на малыша за ошибки. На ошибках мы учимся. Вспомните себя - и у вас не все с первого раза получается.
Занятие 18
Тема: Восприятие величины (широкий – узкий)
Цели:
развитие восприятия величины: широкий - узкий;
развитие умения соотносить предметы по величине.
Материалы: игрушки: лягушонок, ежик, утка; карандаши, задания на бланках, предметные картинки разные по величине (широкий- узкий), карточки с заданием «Найди пару».
План:
I этап. Организационный
Приветствие
Психолог: ребята сегодня мы будем здороваться с помощью мячика (дети сидят в кругу). Ваши ноги будут воротами. Сейчас они закрыты (ноги прямые, прижаты друг к другу), когда я пропою чье-то имя, хозяин этого имени «открывает» свои ворота (ноги надо широко развести в стороны) и ловит закатившийся в ворота мячик. Ребенок, который поймал мячик, «закрывает» ворота, здоровается (с психологом и ребятами) и возвращает мячик психологу. Психолог продолжает приветствие по кругу.
II этап. Мотивационный
Путешествие в лес.
Психолог предлагает детям отправиться на лесную поляну, где их ждет сказка.
Здравствуй лес, прекрасный лес,Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
И медведя мы встречаем.
Перед нами водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Ветер дует нам в лицо –
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо все выше, выше.
Но закончилась игра,
Слушать сказку нам пора!
Широко развести руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.
Маршировать.
Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.
Маршировать.
Раскачивание туловища из стороны в сторону.
Маршировать.
Руки в стороны.
Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.
Прыжки.
Маршировать.
Прыжки.
Маршировать.
Руками махать себе на лицо.
Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.
Приседания, руки вперед.
Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.
Тихо сесть на коврик.
III этап. Практический
1. Сказка «Широкий - узкий» (Теплюк С.Н.)
Весело прыгал вдоль ручья лягушонок Квакша, увидел ежика и спрашивает его:
Ты что здесь делаешь?
Да вот думаю, как бы через ручей перебраться, - отвечает еж.
Ха! Нашел проблему! По мне что большая речка, что маленький ручей, - хвастает Квакша. – Ноги у меня длинные, вмиг перепрыгну или переплыву!
У меня хоть и короткие ноги, но я тоже умею плавать. Правда, недолго. Узкий ручей еще одолею, а вот широкую реку придется обходить стороною, - признался ежик.
Засел лягушонок в высоких камышах и задумался: «Интересно! Ежик большую реку называет широкой , маленький ручей – узким . А что еще бывает узким или широким ? У кого бы спросить?»
Выглянул он из камышей, видит – утка плавает. Говорят, утки умные. Вот и решил Квакша у нее спросить, что широким , а что узким бывает.
«Как не знать, - спокойно отвечает утка. – на моих лапках перепонки широкие , шире твоих. Нырну, сразу тебя догоню. А уж клюв такой широкий , что как схвачу, ни за что не вырвешься!»
«И впрямь поймает!» - с ужасом подумал Квакша, да как выпрыгнет на берег и быстрее в лес поскакал, даже не дослушал, что узким бывает. Так до сих пор и не знает.
А вы знаете, что бывает узким , а что широким ?
2. Задание «Широкий – узкий» (у доски)
Помогите лягушонку разобраться с его вопросом (рассматриваем предметы, сравниваем их по величине).
3. Игра «Запоминайка» (на бланке)
Я говорю слова, вы их внимательно слушаете и запоминаете (мост, листочек, шарф, окно, стол). После чего психолог раздает детям бланки с заданием. Найдите и обведите в кружочек только те предметы, которые я назвала. Как вы думаете, какие это предметы по ширине (узкие или широкие)?
4. Упражнение «Лягушки» (за столиком)
Ребята, давайте поможем лягушонку попасть в лес, только сначала поиграем с нашими пальчиками.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки.
Только брызги вверх летят.
Дети сжимают пальцы в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз.
Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом).
Кладут ладони на стол.
Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол.
5. Задание «Лабиринт» (на бланке)
Вам надо помочь лягушонку попасть в лес. По какой дорожке (широкой или узкой) ему надо идти. Проведи линии посередине нужной дорожки, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки.
6. Задание «Найди пару» (групповая работа по карточкам)
Лягушонок хочет проверить, какие вы внимательные ребята, он подготовил для вас новое задание. Сейчас каждому я раздам карточки с рисунками. Вам надо найти своему рисунку пару. Такую же по ширине ленточку, шарфик, листочек.
7. Игра «Большие ноги»
Ребята, нам пора возвращаться. Когда я буду говорить: «Большие ноги идут по дороге», вы идете по широкой дороге, а когда я буду говорить: «Маленькие ножки бегут по дорожке», вы будете бежать по узкой дорожке.
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Какие игры вам запомнились? Что понравилось больше всего?
Организация: МБ ДОУ № 41
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Возрастная группа детей: 3-4 года.
Цель занятия: формировать у детей умение сравнивать два предмета по ширине способом наложения.
Образовательные задачи:
Оборудование: красная широкая и зеленая узкая полоски (одинаковой длины). Предметные картинки: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.
Ход занятия:
I часть «Мотивционно-побудительная»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся. А теперь давайте улыбнемся друг другу.
II часть «Основная»
1. Покажи зеленую (красную) полоску.
2. Воспитатель: (закрепляет красную широкую полоску на доске).
Какого цвета эта полоска? (красная)
Эта полоска – широкая. (заучивание слова «широкий»).
3. Воспитатель: (закрепляет зеленую узкую полоску на доске под красной).
Какого цвета эта полоска? (зеленого)
Эта полоска – узкая. (заучивание слова - узкая).
Одинакового ли цвета эти полоски? (нет)
Одинакового ли размера эти полоски? (нет)
4. Воспитатель: (накладывает зеленую полоску на красную).
Полностью ли зеленая полоска закрывает красную? (нет)
5. Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка узкая желтая полоска и широкая синяя.
Покажите широкую полоску.
Какого цвета широкая полоска? (синего)
Покажите узкую полоску.
Какого цвета узкая полоска? (желтого)
Одинаковые ли по ширине эти полоски?
6. Игра «Широкий- узкий»
Задание: назвать, что может быть широким (узким). По предметным картинкам: полоски, шарфы, ленты, дороги, реки.
7. Физминутка.
На полу две дорожки- узкая и широкая. По команде педагога «Гуси!!!»- дети должны пробежать по широкой дорожке. По команде «Цыпленок!!!»- дети должны пробежать по узкой дорожке.
8. Работа в тетради.
В тетради приклеены гусь и цыпленок. Задание: нарисуйте для цыпленка узкую тропинку, а для гуся широкую дорожку.
III часть «Рефлексивная»: педагог обобщает материал, изученный на занятии.