Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Прочла сейчас очень интересную статью. Согласна с ней, и даже если дело не в хромосомах, огромная доля истины в этом есть. Много раз подмечала, что мальчики по характеру похожи больше на мам, а девочки на отцов и т.д. Остальное поймете в статье! рекомендую!!! Ссылку где взяла, писать понятное дело не буду, а то за спам меня «закроют». X-хромосома - вместилище ума и характера
X-хромосома - вместилище ума и характера (отрывок из статьи доктора биологических наук Н.Ю.Сахаровой «Чем мы обязаны маме», опубликованной в журнале «Химия и жизнь» N4, 2001). И вот тут-то в социальные вопросы вмешиваются биологические поправки. Я попробую рассказать об удивительных и пока еще до конца не понятых вещах, которые происходят на уровне генома, но при этом определяют основу нашей умственной и социальной деятельности. Поговорим о хромосомах и о таком поразительном явлении, как хромосомный, или, лучше сказать, геномный, импринтинг. Для того чтобы родилась девочка, в оплодотворенной яйцеклетке должны быть две Х-хромосомы (одна от матери, другая от отца), мальчик же получает в наследство от матери X- хромосому, а от отца Y-хромосому. Группа британских ученых из Института здоровья детей во главе с доктором Д.Скьюзом исследовала умственные и социальные возможности Стрессы могут наследоваться негенетически, а свойства ума и характера закодированы в генах больных с нарушением строения Х- хромосом. Им удалось определить, в каком именно локусе (участке) X-хромосомы находятся гены, определяющие познавательные способности человека и его социальное поведение. В мужской Y-хромосоме этих генов нет. Так как сын получает только одну Х-хромосому, от матери, получается, что умственные и социальные возможности мужчины определяются в первую очередь его материнской наследственностью. То, на что способен сын, чего он достигает в своей жизни, - это воплощение нереализованных возможностей матери. Горькая истина - женщина никогда не сможет стать гением. На протяжении всей истории человечества не было ни одной женщины, способной сравниться с Ньютоном, Лобачевским, Леонардо да Винчи. По-видимому, женские гормоны не позволяют полностью реализоваться всем генетическим программам; но, как только эти программы переходят в мужской организм, они получают возможность для реализации. Таким образом, наличие у мужчин одной Х-хромосомы автоматически означает, что многие свойства мужского ума и характера наследуются от матери. А как обстоит дело с дочерьми, которые в дополнение к материнской Х-хромосоме получают еще и отцовскую? Ведь в обоих Х-хромосомах находятся гены, ответственные за ум и характер! Логично предположить, что если мама «глупая», а папа «умный», дочка будет не такой «глупой», как мама, но и не такой «умной», как папа. Или если у мамы спокойный характер, а у папы взрывной, то характер дочери будет представлять собой нечто среднее? Вероятнее всего, это не так. Здесь в силу вступает механизм геномного импринтинга: одна из копий генов, определяющих интеллект и социальное поведение, будет «выключена» в зависимости от того, пришла ли она от отца или от матери. Этот механизм сейчас активно изучается. Есть доказательства, что «работающие» копии генов, определяющих социальное поведение девочек, находятся на отцовской Х-хромосоме, а материнские копии в дочернем организме «молчат». Это очень ярко проявляется при такой болезни, как синдром Тернера. У девочек с синдромом Тернера лишь одна Х-хромосома. Если она получена от матери, девочка среди других аномалий социально не контактна, ее поведение более характерно для маленького мальчика. (Согласно результатам тестов, нормальные мальчики в возрасте от 6 до 18 лет менее контактны, чем нормальные девочки.) По утверждению Скьюза, если предполагаемый локус экспрессирует ген (или гены) с Х-хромосомы отцовского происхождения, мы можем ожидать, что нормальные женщины обладают более высоко развитой способностью к социальной адаптации, чем мужчины («Nature», 1997, т.387, с.705-708). Если же девочка получает Х-хромосому от отца, ее поведение близко к нормальному поведению девочки. Как пишет сотрудник британского Университета зоологических и микробиологических наук Марк Пейджел в своей статье «Мать и отец в удивительном генетическом согласии», «маленькие девочки - действительно „папенькины“ дочки» («Nature», 1999, т.397, с.19-20). Оказалось, что организм девочки выключает гены на одной из хромосом. Информация о социальном поведении женщины должна храниться в отцовской Х-хромосоме, которая всегда передается дочерям. Информация же, которая хранится в материнской Х-хромосоме и проявляется у сыновей, не будет «считываться» в организме дочери. А вот интеллект, по-видимому, и девочки, и мальчики получают от матери. Показано (E.B.Keverne et al., «Proc.R. Soc. Lond.», 1996, т. 262, с.689-696), что материнские копии некоторых генов активируют рост коры головного мозга, а отцовские гены, напротив, замедляют. Возможно, именно материнские гены обеспечили быстрое увеличение мозга млекопитающих в ходе эволюции: наследование материнского интеллекта могло быть благоприятным условием выживания детенышей у социальных видов животных (млекопитающих) и залогом того, что их познавательные способности помогут им лучше приспособиться к той среде, где жила их мать, и они сами смогут выжить до того времени, когда у них самих появится потомство. (Ведь детеныши у большинства видов живут, пока не вырастут, с матерью, а не с отцом.) Исходя из этих данных, можно поразмышлять о том, какими должны быть взаимоотношения мужчин и женщин, биолого-социальных существ, образующих единое общество, в высоком смысле - Человечество. Женщина не может полностью реализовать заложенные в ней способности, но это не значит, что женщина - существо второго сорта. Просто надо смотреть правде в глаза. Женщина не может быть настоящей женщиной, если она не отдает часть себя своим близким. И как высшая награда или как высшая справедливость, а может, просто потому, что это необходимо для человечества как вида, - свои умственные способности она передает детям и более далеким потомкам. А мужчина, получив от матери ее наследственные качества, может реализоваться как творческая личность гораздо полнее. Но вряд ли его сыновья будут точной его копией в отношении интеллекта и социального поведения. Они, не получив от отца соответствующих генов, не передадут их и своим потомкам. (Напомним, что сын получает от отца Y-хромосому, а в ней этих генов нет.) Зато общие привычки и взаимопонимание у отца с дочерью - это вполне реально. Может быть, в механизме наследственной передачи этих качеств и кроется объяснение факта, который образно определяется фразой «природа отдыхает на детях гениев». Зачастую у великих мужей сыновья - обыкновенные люди; но вот среди их потомков по женской линии появление знаменитостей вполне возможно. Хорошо известно, что матери многих великих людей были незаурядными женщинами и дочерьми замечательных отцов. Если бы нам удалось дополнить генетическое согласие, о котором пишет Марк Пейджел, еще и социальной гармонией, быть может, возникло бы общество без социального неравенства и противопоставления по половому признаку, такое общество, где мужчины реализуют свои творческие возможности, отдавая себе отчет, что этим они обязаны женщинам, а женщины не страдают комплексом неполноценности, не стремятся доказать, что они не хуже мужчин, а живут согласно своему представлению о счастье, в душевном комфорте, который обеспечил бы рождение здоровых детей. А значит, и появление новой генерации человечества.

Вопросы, связанные с наследованием ребенком интеллектуальных способностей родителей, давно обсуждаются обществом. Одаренность маленького человека в первую очередь зависит от матери, поскольку гармоничность развития плода во многом определяется ее поведением и физическим состоянием во время беременности. Однако не менее важно влияние генетической информации.

О передаче «гена ума»: «за»…

Еще в ХХ веке ученые исследовали группу однояйцевых близнецов. Выяснилось, что интеллектуальные способности транслируются лишь через Х-хромосому. А потому к сыну от отца одаренность не передается, поскольку в этом случае ребенок получает только Y-хромосому, никак не связанную с талантами. Общие же закономерности таковы:
. при даровитости папы вероятность, что его интеллектуальные возможности будут переданы сыну - 0%, дочери - 25%;
. при высоких показателях интеллекта у мамы, сыну могут достаться все 100%, а дочери - 75%;
. если талантливы оба родителя, то мальчик наследует интеллект матери, а девочка - отца (мужская Х-хромосома подавляет женскую).

Интересно, что возраст родителей тоже имеет значение. Дама 35-40 лет обладает более высокими шансами родить талантливого ребенка (как, впрочем, и умственно отсталого), нежели женщина 18-20 лет от роду. Шансы родить способного малыша повышаются, если зрелая мать выбрала в отцы молодого мужчину.

… и «против»

Однако в научных кругах существуют и диаметрально противоположные мнения. В частности, Вольф Кицес привел в своем дневнике подборку таких фактов:
. Воспитывающиеся вместе однояйцевые близнецы не достигают максимума в умственном развитии, так как они очень ориентированы друг на друга. Однако если их разлучают (или один ребенок умирает), IQ индивидуума может возрасти на 10 единиц. Этот пример наглядно иллюстрирует важную роль внешних развивающих, а отнюдь не наследственных факторов.
. Выявлено, что в среднем уровень IQ наиболее высок у самого младшего учащегося в классе и старшего сына в семье (при прочих равных условиях). Наиболее юный ученик зачастую оказывается и самым слабым, а потому ему приходится активнее развиваться, чтобы «догнать и перегнать» одноклассников. Что же касается первенца, то исследователи полагают, что в семьях при воспитании детей существуют отличные друг от друга интеллектуальные ниши. Обыкновенно первому ребенку достается максимум развивающего внимания, что положительно сказывается на его интеллекте.

Кроме того, ученые определили, что население развитых стран стремительно умнеет. Специалисты полагают, что интеллект людей растет за счет появления новых типов школ, расширения доступа к образованию, обретения инновационных способов обучения, внедрения в жизнь плодов научного прогресса и пр. Все эти моменты позволяют по-настоящему заинтересовать талантливых детей, развить их умственные способности.

Вместо эпилога

Думается, унаследовав от родителей «гены ума», дети не могут вырасти по-настоящему талантливыми сами по себе. Для того чтобы развить способности одаренного ребенка родителям нужно приложить немало усилий. Нередко мать или отец - признанные в обществе гении и таланты - своим детям уделяют недостаточно времени (в силу собственной занятости). Так из малышей впоследствии и вырастают личности, столь мало похожие на даровитых родителей. Зато гениев зачастую растят люди вполне обычные, не блистающие особыми достижениями и заслугами. Тем не менее, такие, казалось бы, неприметные индивидуумы вкладывают в воспитание своих детей немало сил и здоровья, благодаря чему талант подрастающего поколения может быть в полной мере реализован.

Есть и такие данные от американских физиологов: на 2/3 развитие личности зависит от природных способностей ребенка, на 1/3 - от влияния воспитания и окружения. Так что помимо наследственного уровня интеллекта на успехи и восприимчивость малыша к обучению в огромной степени влияют его уверенность в себе, сознательность, дружелюбие, тревожность и многие другие факторы. Передаваемые по наследству способности - это лишь стартовый капитал, которым нужно с умом распорядиться.

Многие встречали в интернете заметки, что интеллект передается только от матери, а гены отца в этом никак не участвуют. Команда а решила разобраться с этой дискриминацией и выяснить, что такое интеллект, можно ли его измерить, и как он наследуется.

Мама Альберта Эйнштейна Паулина была образованной женщиной и талантливой пианисткой. Когда Альберту исполнилось 5 лет, Паулина пригласила в дом учительницу музыки, чтобы научить мальчика игре на скрипке.

Что такое интеллект

Интеллект - способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К ней относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.

Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента - всё это проявления интеллекта.

Различают также эмоциональный интеллект (EI) - способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.

Как измеряют интеллект

Интеллект многогранен, поэтому измерить его - непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.

IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта - значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто. Если у ребенка в возрасте 10 лет умственные способности 12-летнего, то его IQ будет 120.

Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл.

Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями. Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека.

Наиболее известный тест для определения IQ - тест Айзенка . Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера : они считаются наиболее объективными. На сегодня нет единого стандарта тестов IQ.

Какие гены влияют на интеллектуальные способности

На данный момент ученые прогенотипировали 78 000 людей европейского происхождения и выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов - клеток нервной системы.

Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов (место контакта между двумя нейронами). Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам, а ген ZFHX3 регулирует образование нейронов. Изменения в работе этих генов могут приводить к замедленной или ускоренной передаче сигнала в головном мозге.

Есть также гены, которые связаны с конкретными способностями. Люди с определенным типом гена KIBRA лучше запоминают информацию, чем остальные.

С уверенностью нельзя сказать, что определяет интеллект ребенка - наследственность или факторы окружающей среды. Исследования на близнецах показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.

Ген FADS2 определяет связь между грудным вскармливанием и уровнем интеллекта. Один вариант этого гена делает грудное вскармливание фактором развития более высокого IQ. Другой вариант гена не дает никаких преимуществ, вне зависимости от типа питания младенца.

Чтобы оценить наследование эмоционального интеллекта и эмпатии, ученые проанализировали гены 89 000 человек и предложили им пройти тест на чтение психического состояния по взгляду. Женщины справлялись с заданием лучше. Причем с ростом уровня образования точность женщин, с учетом генетических факторов, повышалась. Генетический вариант, связанный с эмпатией у женщин, находится вблизи гена LRRN1. Этот ген экспрессируется в участке мозга человека, который и отвечает за распознавание эмоций.

Как эти гены наследуются

Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.

Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.

Вероятность, что у ребенка уровень IQ будет таким же, как у его родителей в том же возрасте, составляет 25–40%. Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.

Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:

  1. Физическая активность и правильное питание
    Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.
  2. Самоконтроль
    Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками - каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.
  3. Близкие и доверительные отношения
    Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.
  4. Творчество
    Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.

Подробнее о том, как спорт и творчество влияет на интеллект и процесс обучения расскажет в следующем материале.

Источники:
Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence . Nature, 22 May 2017.

Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes . University of Cambridge, 7 June 2017.

The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review . NCBI, 22 Apr 2016.

Жизнь каждого человека начинается с момента слияния двух половых клеток, материнской и отцовской гамет, содержащих хромосомы. Хромосомы несут гены, и каждая из них - свой собственный набор, они перераспределяются случайным образом, образуя новые сочетания. Так получаемся непохожие друг на друга мы!

Современный американский исследователь, один из ведущих специалистов в области генетики поведения, Роберт Пломин, утверждает, что каждый из нас - это уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится. Даже вероятность того, что дети одних и тех же родителей получат одинаковый набор генов, равняется одному шансу на 64 триллиона возможностей. Исключение составляют близнецы, но и там нет стопроцентного совпадения по генетическому набору.

Не так давно еще бытовало мнение, что по материнской линии передается здоровье, а по отцовской - интеллект, но пытливые умы ученых не останавливались на исследованиях. И вот какие интересные выводы они получили: доказано, что среди женщин преобладает средний уровень интеллекта, а среди мужчин часто встречаются отклонения и в ту и в другую сторону. Почему так происходит?

Оказывается, ученые провели первое масштабное генетическое исследование на этот счет и пришли к выводу, что сила интеллекта наследуется по линии как раз матери, а не отца, как считалось ранее.

Именно гены матери, как выясняется, отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца - за развитие лимбической системы. Иными словами, от мамы вы взяли интеллект, от отца - свое типичное эмоциональное состояние.

Более того, некоторые другие исследования показали, что люди наследуют интеллект матери, потому что гены интеллекта расположены на хромосоме X.

Гены, «транслирующие» по наследству дары разумности, расположены в X-хромосомах. У женщин таких хромосом две (XX), а у мужчин - всего одна (XY), поэтому гены, ответственные за интеллект, у женщин более активны, а папа-гений может передать свой высокий IQ дочери, но никак не сыну.

Интеллект передается по Х хромосоме. Если рождается дочь, то интеллект от гения -отца однозначно передастся ей в гены вместе с той же хромосомой Х, которая определяет ее пол. Ведь у неё будет две Х хромосомы: одна - отцовская, а вторая - какая-то одна из материнских. Потому сыновья, которые проявили недюжинные способности и таланты - только своей матери обязаны за этот дар!

Но есть и другие факторы

Недавно исследователи из Университета Ульма в Германии обнаружили, что генетика не единственная причина развитого интеллекта. На то, умны вы или нет, оказали влияние и другие факторы.

Главный такой дополнительный фактор - степень привязанности к матери, особенно в возрасте до двух лет. Дети, которые регулярно играли с ними в сложные игры, требующие распознавания символов, впоследствии вырастали в более умных взрослых, чем большинство их сверстников.

Второй фактор - это любовь. Если эмоциональные потребности детей в возрасте до 13 лет удовлетворялись почти полностью, в их гиппокампе образовывалось на 10% больше клеток, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

Теперь ученые говорят, что интеллект лишь на 50% зависит от генетики, а в остальном - от окружающей среды.

Жизнь каждого человека начинается с момента слияния двух половых клеток, материнской и отцовской гамет, содержащих хромосомы. Хромосомы несут гены, и каждая из них - свой собственный набор, они перераспределяются случайным образом, образуя новые сочетания. Так получаемся непохожие друг на друга мы!

Современный американский исследователь, один из ведущих специалистов в области генетики поведения, Роберт Пломин, утверждает, что каждый из нас - это уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится. Даже вероятность того, что дети одних и тех же родителей получат одинаковый набор генов, равняется одному шансу на 64 триллиона возможностей. Исключение составляют близнецы, но и там нет стопроцентного совпадения по генетическому набору.

Не так давно еще бытовало мнение, что по материнской линии передается здоровье, а по отцовской - интеллект, но пытливые умы ученых не останавливались на исследованиях. И вот какие интересные выводы они получили: доказано, что среди женщин преобладает средний уровень интеллекта, а среди мужчин часто встречаются отклонения и в ту и в другую сторону. Почему так происходит?

Оказывается, ученые провели первое масштабное генетическое исследование на этот счет и пришли к выводу, что сила интеллекта наследуется по линии как раз матери, а не отца, как считалось ранее.

Так что гендерные стереотипы, существовавшие на протяжении долгих веков, теперь обязаны исчезнуть.

Именно гены матери, как выясняется, отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца - за развитие лимбической системы. Иными словами, от мамы вы взяли интеллект, от отца - свое типичное эмоциональное состояние.

Более того, некоторые другие исследования показали, что люди наследуют интеллект матери, потому что гены интеллекта расположены на хромосоме X.

Гены, «транслирующие» по наследству дары разумности, расположены в X-хромосомах. У женщин таких хромосом две (XX), а у мужчин - всего одна (XY), поэтому гены, ответственные за интеллект, у женщин более активны, а папа-гений может передать свой высокий IQ дочери, но никак не сыну.

Интеллект передается по Х хромосоме. Если рождается дочь, то интеллект от гения -отца однозначно передастся ей в гены вместе с той же хромосомой Х, которая определяет ее пол. Ведь у неё будет две Х хромосомы: одна - отцовская, а вторая - какая-то одна из материнских. Потому сыновья, которые проявили недюжинные способности и таланты - только своей матери обязаны за этот дар!

Но есть и другие факторы

Недавно исследователи из Университета Ульма в Германии обнаружили, что генетика не единственная причина развитого интеллекта. На то, умны вы или нет, оказали влияние и другие факторы.

Главный такой дополнительный фактор - степень привязанности к матери, особенно в возрасте до двух лет . Дети, которые регулярно играли с ними в сложные игры, требующие распознавания символов, впоследствии вырастали в более умных взрослых, чем большинство их сверстников.

Второй фактор - это любовь . Если эмоциональные потребности детей в возрасте до 13 лет удовлетворялись почти полностью, в их гиппокампе образовывалось на 10% больше клеток, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

Теперь ученые говорят, что интеллект лишь на 50% зависит от генетики , а в остальном - от окружающей среды.

И еще: даже если ваш ребенок умен от природы, его навыки решать проблемы нужно развивать. Причем задачи по мере взросления должны становиться все сложнее. Иначе, каким бы не был его «исходный» интеллект, с возрастом он его потеряет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь