19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.
Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.
Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике АиФ.ru.
Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.
Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.
В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.
Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем . Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.
Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.
Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.
Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.
Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.
Что обозначает цвет полос на тельняшке:
Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова « гюйс» (от голландского geus — « флаг» ) — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.
История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:
Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.
По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.
Историки моды сообщают, что впервые матросский костюм в русский быт ввела французская художница Э. Виже-Лебрен, когда написала портрет сына короля Людовика XVI в матросском костюме.
Действительно, с 1795 по 1801 г. художница жила в России, и была принята русским обществом как знаток и ценитель моды. Утверждают, что за шесть лет пребывания при русском дворе она так повлияла на манеру знати одевать своих детей, что к первой четверти XIX века юные дворяне уже щеголяли в матроске. Этот костюм, по мнению некоторых исследователей, был придуман самой художницей. Известно, что Э. Виже-Лебрен не только делала эскизы костюмов, но и сама кроила одежду.
Возможно так оно и было, мне ничего не известно о документах, подтверждающих этот факт, вот только, когда говорят о портрете юного Луи 17, то почему-то ссылаются на эту картину:
Хотя на самом деле принадлежит она кисти Франца Ксавье Винтерхальтера. И изображен на ней принц Уэльский Альберт-Эдвард в 1846 году в возрасте 5 лет, старший сын королевы Виктории и Альберта Кобург-Готтского.
А вот именно с него и началось победоносное шествие этого костюма после того, как его мать, английская королева Виктория, нарядила сына в матроску, чтобы подчеркнуть связь монархии с военно-морским флотом.
Кроме того, в то время все мальчики из дворянских семей с самого рождения были приписаны к тому или иному полку либо кораблю, где впоследствии проходили военную службу. Так что во время официальных торжественных мероприятий их одевали в форму соответствующего полка или корабля.
Вскоре, к 1860-м годам, эта английская мода стала массовой.
Надо сказать, что маленькие дети в этой форме выглядели очень мило, поэтому через некоторое время в матросские костюмы стали наряжать всех детей, причём не только по торжественным случаям.
Первоначально матросский костюм был целиком белый, но во второй половине XIX в. под матроской стали понимать белую блузку и темные брюки или юбку. Позже этот костюм стал более разнообразным. Главное в нем – «матросская тема»: сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями.
На старых фотографиях часто можно видеть изображение детей одетых в матроску.
Как правило, костюм состоял из матроски – блузы с квадратным воротником – и брюк либо юбки (для девочек). Под воротником нередко завязывали галстук или бант. Галстук мог быть и пришивным. К костюму надевали широкополую соломенную шляпу, бескозырку или берет с помпоном.
Блуза могла быть без застёжки, в этом случае она надевалась через голову, могла застёгиваться на пуговицы, которые, в свою очередь могли располагаться в один либо в два ряда. Также были варианты с поясом, продетым в шлёвки, нашитые на матроску. Воротник мог быть V-образным или трапециевидным. Рукава могли быть прямыми либо на манжетах.
Брюки к матросскому костюму также были разными: длинные «клёши», копирующие форменные брюки взрослых матросов или короткие – до колен или чуть выше. Бриджи могли заужаться книзу с помощью застрочек или застёгиваться на манжету.
Для девочек к матросскому костюму полагалась плиссированная юбка. Также были матросские платья, которые, по сути, представляли собой сшитые вместе юбку и блузу. Платье могло быть отрезным по линии талии либо с заниженной линией талии. Платье так же могло быть с поясом или без него, с пришивным галстуком, с манжетами на рукавах либо без них.
Известно, что массовый спрос рождает предложение. Поэтому производители того времени выполняют матроски не только из прочного хлопка или шерсти, но и из шелка, при этом самых разнообразных цветов, блузы предлагаются в белом, голубом, розовом, лимонном, бледно-желтом, шампань, синем и черном цветах, зачастую даже используется принт в горошек. А сама матроска приобретает вид то летнего костюмчика, то теплого пальто.
А производители кукол всего мира с удовольствием одевают своих фарфоровых красавиц в этом суперпопулярном стиле.
Внучка королевы Виктории, российская императрица Александра Федоровна с удовольствием переняла традицию, введенную бабушкой. И самым известным мальчиком, носившим матроску, был ее сын, цесаревич Алексей.
И пусть многие современники кляли царя за слабость государственного характера, а царицу за ее немецкое происхождение, ставшее во время войны с Германией для многих подозрительным, но к больному гемофилией царственному мальчику в матроске относились и с любовью, и с жалостью.
Царевич Алексей Романов погиб мученической смертью в Ипатьевском доме. А вещи убитой царской семьи стали лакомым кусочком, и их с удовольствием донашивали «новые красные» дворяне. Костюмчики цесаревича увезли Раскольников и Рейснер в подарок сыну Льва Каменева Александру (Лютику). Матроска пришлась Лютику впору. Кто знает, может именно тельняшка убиенного мальчика и принесла Лютику трагичную раннюю смерть?
После 1917 года матросскому костюму, казалось суждено было остаться на «другом берегу», вместе с благонравными детьми, игравшими под присмотром бонн на дорожках Летнего сада, но его судьба счастливо сложилась по-иному. Матросы Балтийского флота, краса и гордость революции, заняли почётное место в официальной мифологии СССР. В результате образ ребёнка в матроске подвергся радикальному переосмыслению: из «недобитого буржуйского отродья» он превратился в «юного краснофлотца», что сделало этот образ очень популярным на многие годы. Популярности матроски в СССР способствовала ее простота, дешевизна, доступность и одновременно эффектность и нарядность.
И в эпоху «развитого социализма» многие мальчики донашивали матроски своих отцов, чьё детство пришлось на 1930-е, да и легкая промышленность упорно продолжала выпускать детские матросские костюмы, по крайней мере, до начала 1970-х годов. Правда к тому времени они уже давно вышли из моды, и на Западе их не носил никто, кроме певчих в детском хоре, маленьких шаферов на богатых свадьбах и младших членов королевской семьи.
Но и сегодня этот костюм все также притягателен, хотя приобрел новые черты и новое звучание, но все же мы с удовольствие одеваем в него и своих детей и своих кукол!
Большинство фото взято из инета, поэтому приношу свои извинения, а за одно и благодарность, если эти фото окажутся вашими)))
За всю историю детской моды не было, пожалуй, костюма более популярного, чем матроска. На протяжении долгих десятилетий его носили мальчики и девочки в разных странах и на разных континентах. Появившись в середине XIX века, детский матросский костюм дожил до наших дней, не претерпев принципиальных изменений. Посмотрим, как ему это удалось.
Франц Ксавер Винтерхальтер, портрет Альберта Эдуарда, принца Уэльского. 1846 г.
В 1846 году британский флот реформировал официальную униформу своих моряков. В честь этого события королева Виктория одела своего четырехлетнего сына Альберта Эдуарда в маленький матросский костюмчик. В таком виде будущий король Эдуард VII катался вместе с матерью на яхте. Поскольку королевские семьи всегда были законодателями мод, фасон, который продемонстрировал наследник престола, быстро стал популярным. Тем более что эта демонстрация не осталась единичным случаем: и будущий король, и его младшие братья стали носить матроску регулярно. Немало поспособствовал известности матроски и портрет наследника в новом наряде, написанный Францем Ксавером Винтерхальтером. Благодаря многочисленным групповым и индивидуальным портретам кисти этого придворного художника вообще можно составить представление о том, как одевались члены семьи королевы Виктории.
Были и другие причины растущей популярности матроски. Во-первых, патриотизм: британцы очень гордились своим флотом, ведь именно благодаря ему Великобритания стала богатой и влиятельной империей. Во-вторых, с развитием железнодорожного сообщения стали популярны поездки на морское побережье.
Тут важно отметить, что и мальчики, и взрослые мужчины из верхних слоев общества до XIX века не носили длинных, до щиколоток, брюк. Этот фасон долгое время был присущ только одежде рабочего люда и костюмам моряков. Потом, постепенно, длинные брюки попали в повседневный гардероб каждого мужчины, поднимаясь от низших слоев общества к высшим.
Габриель Шанель в матроске и брюках 1928 г. ©fashionel.mk
Герцогиня Кембриджская Кэтрин во время визита в Канаду в 2012 г. ©express.co.uk
Морской стиль с его белым цветом, синими полосками, галуном и медными пуговицами проник не только в детскую, но и во взрослую моду. Большой популярностью пользовались подобные костюмы для пляжного отдыха и прогулок на яхте. Морская тема в одежде оставалась чрезвычайно модной на протяжении более чем полувека и не потеряла актуальности до наших дней. В 1920-х годах были популярны летние платья с низкой талией и матросским воротником. Примерно в то же время Коко Шанель, вдохновившись нарядами бретонских рыбаков, вводит в моду тельняшку и расклешенные широкие брюки. Стилизованные платья-матроски носили голливудские дивы Джин Харлоу, Бетти Дэвис и Джинджер Роджерс. Особенно часто морская тема появляется в работах модельера Ральфа Лорена: это могут быть полосатые трико, двубортные блейзеры с галуном и позолоченными пуговицами, широкие блузы с матросским воротником. Под маркой Ralph Lauren выпускаются и детские матроски. Британская королевская семья также хранит приверженность этому стилю. Например, герцогиня Кембриджская Кэтрин во время визита в Канаду в 2012 году надела белое трикотажное платье с матросским воротником от Alexander McQueen.
Начиная с 1870-х матроска становится в Европе одним из самых популярных вариантов детского костюма - и не только для мальчиков, но и для девочек. Блузы, главной отличительной деталью которых был большой матросский воротник, были схожих фасонов, только мальчики носили их с широкими брюками, а девочки - с плиссированными юбками. Чаще всего полосы на матросках были голубыми или синими, но иногда использовались и другие цвета, например, темно-красный. С матросским костюмом носили бескозырку, украшенную лентами, или соломенную шляпу.
За плоской соломенной шляпой с широкими полями даже закрепилось название «sailor hat». Похожие шляпы носили моряки до того, как в 1921 году стандартом стала бескозырка. А «морская шляпа» перешла в повседневный женский и детский гардероб. Отметилась она и в мире высокой моды: sailor hat была важным атрибутом нескольких коллекций Chanel.
Хлопковый костюм от Питера Томсона. 1902 г. ©metmuseum.org
В США примерно с 1900 года в моду входят матроски от Питера Томсона, который владел предприятиями по пошиву одежды в Нью-Йорке и Филадельфии. Они шились в летнем и зимнем вариантах: в первом случае из хлопка или льна, во втором - из шерсти. Образцы «Платья от Томсона», как для женщин, так и для детей обоих полов, сейчас хранятся в нескольких американских музеях, включая Институт костюма Метрополитен. Матроску активно носили в Австралии и вообще во всех британских колониях.
Примечательно, что при создании детских костюмов использовалась не только общая идея морской формы, но копировались мельчайшие ее детали. Например, в популярном дамском журнале The Ladies" Home (выходит в США с 1883 года и по сей день) можно было найти подробные инструкции по вышиванию орлов, якорей и звезд на матросках для мальчиков и девочек. Вслед за своими владельцами в матросские костюмчики нарядились также куклы и плюшевые мишки.
Школьная мода в Япони, начало 20-х годов 20 века. ©japanblog.su
Попав в Азию, фасон стал популярен и там. Причем настолько, что многие школы в Японии, Тайване, Южной Корее, Сингапуре и Таиланде приняли школьную форму, разработанную на основе формы британских моряков. Наибольшее распространение она получила в Японии, где матроску и сейчас носят большинство школьниц. Такая форма называется сэйфуку (сейлор-фуку). Считается, что первой ее ввела частная школа для девочек Heian Jogakuin (школа Святой Агнессы) в Киото. Это произошло в 1920 году.
Наследник цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия на пикнике. 1908 г. ©pinterest.com
В высших слоях общества Российской империи следовали европейской моде, и мода на матроску не стала исключением. Сын и дочери последнего российского императора Николая II носили матроски, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии царской семьи.
Матроска неплохо прижилась в массовой культуре. Ее носили популярные мультипликационные герои, например, Дональд Дак. Венский хор мальчиков, ведущий свои историю с XV века, использует матроску в качестве костюма для выступлений. В Азии вариации матроски массово носят герои японских фильмов, аниме, манги, а также поп-звезды, работающие на подростковую аудиторию. Вообще к концу XX века матроска окончательно стала считаться именно детским/подростковым костюмом, во взрослой одежде ее элементы встречаются редко.
Невероятная популярность и долговечность матроски, возможно, объясняется тем, что этот костюм одинаково нравился и детям, и взрослым, а такое единодушие встречается редко. Даже самые консервативные и строгие люди не видели в этом наряде ничего вызывающего или непристойного, к тому же матроски были практичны в носке. В то же время этот костюм был достаточно ярким, необычным и удобным, чтобы нравиться детям.
обложка: Семья Николая II на императорской яхте «Штандарт». 1906 г. ©liveinternet.ru
иллюстрации: Виктория Бойко
Журналист, основатель марки Light On Mars
Матросские воротники были обделены вниманием довольно долгое время. Английские(это те, что с лацканами) мы с удовольствием носили, отложные — всегда пожалуйста, воротники-стойки -не забывались ни на минуту, модели« шаль» и «апаш» тоже входили в разряд вечной классики, а вот матросские… Такие милые, романтичные и простые в исполнении — они оставались на периферии дизайнерской мысли и ассоциировались то с глубоким ретро, то с юными любителями косплея.
История матросского воротника как элемента морской униформы не имеет точности. Одни источники утверждают, что большие прямоугольные воротники появились в эпоху напудренных париков, которые, по тогдашней моде, полагались не только штатским, но и гардемаринам: чтобы форма не пачкалась косметикой, матросы прилаживали на неё накидку из ткани. По другой версии, матросский воротник был упрощённой версией капюшона(традиционный капюшон опасен на палубе — им легко зацепиться). В дождь и шторм воротник поднимался на голову и крепился при помощи бескозырки. В это можно поверить, рассматривая винтажные матроски, на которых воротник выполнен из плотной шерсти — то есть, по сути, является деталью не номинально-декоративной, а вполне практичной.
Популярное
Дизайнер Кристиан Диор в детстве носил классическую матроску
Однако оставим эти рассуждения историкам костюма и вернёмся к веяниям моды — ретроспективным и современным. Интересно, что матросский воротник, который по всем правилам можно назвать элементом стиля милитари, никогда особенно в этот стиль не вписывался — скорее, тяготел к романтическому и порой инфантильному направлению. Суди сама.
Матроски из каталога Sears, 1924 год
На европейских блошиных рынках можно встретить немало фотографий, датированных началом XX века и запечатлевших детей в матросских костюмчиках. Но в 1920—1930-е годы матросские воротники неплохо существовали и во взрослой одежде. Современные художники по костюмам, цитируя стилистику тех лет, частенько добавляют эту очаровательную деталь для большей убедительности эпохи.
Кадр из фильма« Трещины»
В 1950-е годы властвовал женственный« нью-лук», в 1960-е — юношеская спортивность и футуризм, но фотографии и картинки из модных журналов подсказывают: элементы матросского стиля встречались и тогда. Ещё позднее, в 1980-х очаровательная принцесса Диана демонстрировала, как носить матросские воротнички — у неё это замечательно получалось.
Новый век мы встретили без матросских воротников: эта деталь не вписывалась ни в богемно-глянцевые наряды начала 2000-х, ни в выхолощенный минимализм, последовавший далее. Однако поиски новой романтики привели дизайнеров к идее взять и вернуть матроски в повседневный гардероб — первыми подхватили тренд, как всегда, авангардисты Раф Симонс и Миучча Прада, а уж за ними над темой поработали Марк Джейкобс, Томми Хилфигер, французский модный дом Chloé, украинский дизайнер Лилия Пустовит, русские марки Inshade, A la Russe и Light on Mars.
Осталось решить, как их будем носить мы, у вас уже есть идеи?..
Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Какая деталь матросского костюма появилась благодаря парикам с косичками?
Форменный воротник
(Гюйс): большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. раньше морякам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.
Распространенная версия о том, что три белые полосы на воротнике знаменуют три победы русского флота (Гангут, Чесма, Синоп), явно ошибочна хотя бы потому, что Синопская победа была одержана в 1853 году (через три года после введения воротника). Вначале их носили только гребцы,чтоб определить принадлежность к дивизии. А история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота и перешли в современность.