Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Педагогика»

По теме:

«Методы воспитания»

Исполнитель:

Чекалова Елена Владимировна

Москва 2017 год

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3

    Формирование системы методов воспитания……………….. 4

    Классификация методов воспитания…………………………. 6

3. Выбор методов воспитания……………………………………… 7

Заключение…………………………………………………………… 9

Литература…………………………………………………………... 11

Введение

Слово «metodos» (греч.) в буквальном переводе означает «путь достижения цели», «способ действия». Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания.

В педагогики существует несколько определений понятию «метод воспитания». Одни исследователи считают, что « метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.». Другие же определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у детей определенных личностных качеств и свойств.

Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как методы воспитания.

Цель данной работы – изучить методы воспитания.

Задачи:

    Определить сущность содержания методов воспитания;

    Рассмотреть классификацию методов воспитания;

    Рассмотреть условия, помогающие в выборе методов воспитания.

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время, равно как и всю историю педагогики, взрослые стоят перед выбором методов воспитания. Родители, педагоги стараются определить для себя, какой метод воспитания использовать в той или иной ситуации по отношению к детям.

1. Формирование системы методов воспитания.

Существует мнение, что метод воспитания состоит из элементов, которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.

И.П. Подласый считает, что средство воспитания – это совокупность его приемов. Он пишет: «Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, трудовая деятельность – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – это средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно».

Как хорошо известно, под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Здесь методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Существуют следующие методы: методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания, применение которых распространяются на весь воспитательный процесс.

В педагогике долгое время была нечетко выделена система методов воспитания. Но со временем начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.

Существует несколько точек зрения на проблему выбора методов воспитания.

Одно из мнений принадлежит немецкому педагогу Иоганну Герберту. И. Герберт придерживался идей, что детям с рождения присуща «дикая резвость». Эту резвость, по его мнению, необходимо подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога. А в раннем возрасте он рекомендовал использовать в процессе воспитания различные замечания, внушения, упреки, наказания, в том числе и физические. С его именем связывают формирование методики авторитарного воспитания.

Еще одним из сторонников данного стиля воспитания, но уже в России в советское время был профессор Н.Д. Виноградов. Он так же утверждал, что воспитывать детей нужно только путем подавления их резвости. В этой связи, наряду с термином «методы воспитания», широкое использование получил термин «меры педагогического воздействия».

Другая, противоположная, точка зрения принадлежит французскому просветителю Ж.Ж. Руссо. Он и его сторонники начали говорить о том, что воспитание нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы. В качестве методов воспитания стали выступать такие формы, как уговаривание, разъяснительные беседы, советы, убеждения и т.д. Такой подход отражен в теории «свободного воспитания». Основные идеи такого воспитания сформулировал в XVIII веке Ж.Ж. Руссо. Нельзя не согласиться с Ж. Руссо, который утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Он делал акцент на том, что эти желания, интересы и стремления нужно развивать, обогащать и совершенствовать, чтобы придавать воспитанию действенный характер. Со временем на этой основе в педагогике начали разрабатываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и воспитательные методы.

Большой вклад в русскую педагогику и мировую славу ей принес Константин Дмитриевич Ушинский. Он неоднократно обращал внимание на такой метод воспитания, как пример. Безусловно прав К. Ушинский, утверждая, что воздействовать на личность можно только личностью. Он отмечал, что пример – сильное средство воспитания.

П.П. Блонский и С.Т. Шацкий в своих работах выдвигали теорию стимулирования детей в процессе воспитания. Обращалось большое внимание на то, чтобы ребенок был занят интересным делом; нельзя не согласиться с тем, что отсутствие у детей увлекательного занятия ведет к нарушению дисциплины в детской среде.

Таким образом, педагогика прошла длинный путь развития, прежде чем были сформулированы эффективные теории и методики воспитания. Идеи гуманности, уважения к детям, их всестороннему развитию составили основу современной педагогики.

2. Классификация методов воспитания.

А.М. Столяренко дал такое определение в своей книге «Общая педагогика»: «Методы воспитания – совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата». Действительно, под средствами воспитания можно понимать все то, с помощью чего осуществляется воздействие на человека: это и слово, и факты, и примеры, документы, фотографии, условия и др. А.М. Столяренко пишет: «Приемы воспитания – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов всегда зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета применяющего их».

С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов отмечают, что педагогика всегда стремилась упорядочить огромное множество существующих методов воспитания. «Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания».

К настоящему времени накоплен обширный научный материал, который раскрывает сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Ясно, что классификация методов воспитания «помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам».

В педагогике принято рассматривать следующую классификацию методов воспитания:

    Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция и др.);

    Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, педагогическое требование, инструктаж, демонстрация и др.);

    Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.);

    Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, психологические опросники и др.).

3. Выбор методов воспитания.

В своей книге «Педагогика» И.П. Подласый пишет: «Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется» .

Таким образом, педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения.

1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.

4. Педагог выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

В практической деятельности учитель, выбирая метод воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение.

В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.

«К.Д. Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить».

Выбор методов воспитания должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления.

Нельзя не согласиться с В.А. Назарьевым, который говорит, что «правильный выбор возможен только при условии знания педагогом основных, общих методов воспитания, их сущности и особенностей, условий применимости и особенностей, по которым отдается предпочтение именно этому, а не другому методу».

Заключение

Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, педагогов и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

В работе были рассмотрены методы воспитания и их классификация, характеристика методов воспитания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации.

Литература

1. Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / В.А. Назарьева.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2008.-220с.

2. Общая педагогика:учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 235

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 302

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.331.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.346.

Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / В.А. Назарьева.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2008. С.78.

Методы воспитания

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

Методов в педагогической литературе указывается много. Выделим группу методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния

Предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Т.А. Ильина, И.Т. Огородников классифицируют методы более обобщенно. Это: методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.О. Марьенко названы такие группы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства,

самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу:

для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения .

Метод убеждения – используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, при проведении дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение, как метод самовоспитания. В основе лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу

включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.

Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.

Методы воздействия на эмоциональную сферу

предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу

предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:

  1. Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
  2. Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
  3. Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
  4. Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
  5. Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

Требования вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.

  1. Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.

Требование влияет на процесс самовоспитания человека , и следствием его реализации являются

  1. Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек.

Методы воздействия на сферу саморегуляции

Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Но коррекция невозможна без самокоррекции, ребенок часто сам может изменить свое поведение и регулировать свои поступки, опираясь на идеал, сложившиеся положительные нормы, и это можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно- практическую сферу

Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного её решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу

Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая их них должна:1). Иметь отношение к реальной жизни школьников

2). Быть по возможности простой для понимания 3). Быть незаконченной 4). Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием

5). Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

Сущностная сфера

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

Выбор методов воспитания.

Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Что же должно учитываться при определении методов воспитания?

Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. 1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, те методы, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.

4. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Приемы воспитания

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, т.е. приемах общения педагога и учащихся. Рассмотрим приемы, разработанные Ю.С. Тюнниковым.

  1. «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
  2. «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся « по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений необхлдимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
  3. «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них обсуждаются коллективно.
  4. «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  5. «Импровизация на заданную тему». Учащиеся моделируют, конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д. здесь учащиеся поставлены в более творческие условия.
  6. «Обнажение противоречий». Учащиеся, в ходе выполнения творческого задания, расходятся во мнениях, имеют разные точки зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приема связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

  1. «Инструктирование». При выполнении творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
  2. «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
  3. «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий.
  4. «Самоотстранение учителя». После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
  5. «Распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися.
  6. «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями, которые они получили при выполнении заданий. Или учитель передает свои функции группе учащихся или отдельному ученику.
  7. «Мизансцена». Учащиеся распределяются в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки др. педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Стимулирование (поощрение и наказание)

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Требование (- совет, игра, просьба, намек, одобрение, приучение)

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия



Метод воспитания -- это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания -- частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием -- вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодействует -- сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания -- это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.

Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.

Общие методы воспитания и их классификация

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

  • - в работе со всеми категориями людей (школьниками, студентами, солдатами и др.);
  • - для решения любых воспитательных задач (нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);
  • -разными категориями воспитателей (родителями, учителями, воспитателями);
  • -для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов -- это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить методы. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предлагают следующую классификацию:

  • - методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
  • -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение);
  • -методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на изменениях:

  • - деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);
  • -отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);
  • - компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

  • -убеждения;
  • -упражнения;
  • -поощрения;
  • -наказания;
  • -примера.

В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Метод убеждения.

Убеждение -- это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует дифференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю воспитанника, конечной целью применения которого и является формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. Важно понять, чем человек руководствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника определенную информацию, сформировать уверенность по отношению к ней. Убежденность в правильности идеи формируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использовать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Упражнение -- это «приучение». Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного результата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последовательность; организация контроля при выполнении упражнения и профессиональная помощь.

Метод поощрения. Поощрение -- способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование этого метода может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осторожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомогательному методу воспитания.

Метод наказания. Наказание -- способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Наказание -- средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Последователи другого направления -- теории свободного воспитания -- отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

физические;

оскорбляющие личность;

мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);

лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Метод примера. Пример как метод воспитания -- это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, рукоприкладство, несдержанность не способствуют формированию гуманной, корректной, выдержанной личности.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Воспитывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательного. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бороться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания -- личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор образа, его восприятие, осознание достоинств, выделение нравственных качеств, включение в свою программу самовоспитания.

При использовании методов воспитания нужно соблюдать педагогические требования, вызывающие, стимулирующие или тормозящие определенную деятельность воспитанника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих действиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наилучший результат дают требования, разработанные совместно с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, совет, намек, порицание); средними (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение); сильными (требование-угроза, приказ-альтернатива).

Профессиональная деятельность воспитателя предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; времени воспитания; интересов и потребностей воспитанников; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей воспитателя.

В основе выбора метода воспитания должны лежать гуманистические отношения воспитателя с воспитанниками. Эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации, профессиональном предвидении психологического состояния воспитанников в момент применения методов; умелом сочетании различных методов воспитания; подкреплении выбранного метода средствами воспитания; доведении его до логического завершения.

Выбирая методы воспитания, воспитатель должен стремиться использовать те, которые дают возможность воспитаннику самореализоваться, показать свою индивидуальность, собственные способности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированию результата; реализации поставленной цели.

Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [И.П. Подласый].

А.С. Макаренко считал их «инструментами прикосновения к личности». Методы воспитания прояв­ляют свое содержание через:

· непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования и пр.);

· создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника поступать определенным образом;

· общественное мнение референтной группы, или авторитетного для воспитанника человека, средства массовой информации;

· совместную деятельность воспитателя и воспитанников, общение, игру;

· процессы обучения и самообразования;

· погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чте­ние художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям.

Следует помнить, что не существует плохого или хорошего метода воспитания. Эффективность воспитательного процесса во многом определяется последовательностью и логикой применения совокупности методов. В педагогике неоднократно предпринимались попытки систематизировать методы воспитания.

Так, например, Г.И. Щукина (ХХ век)выделяет три группы методов:

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

3) поощрение и наказание

В более современной классификации Л.И. Маленковой (XXIвек) предлагаете другая группировка методов воспитания:

1) убеждения;

2) стимулирования;

3) организации жизни и деятельности.

Эти классификации методов воспитания очень условны, т. к. в реальном воспитательном процессе используется комплекс методов и прием воспитания.

Группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности

Убеждение

Рассказ

Объяснение

Разъяснение

Этическая беседа

Внушение

Инструктаж

б) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

Упражнения

Приучение

Педагогическое требование

Общественное мнение

Поручение

Воспитательные ситуации

в) Методы стимулирования поведения деятельности

Соревнования

Поощрение

Наказание

Рассмотрим отдельные методы воспитания, уточняя их отличительные особенности.

Приучение к ак метод воспитания предполагает культивирование воспитанника способности к организованным действиям и разумном; поведению как условию становления основ нравственности и устойчив форм поведения. Использование данного метода предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Приучение достигается через систему упражнений. Данный метод; способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни: учение, труд, отдых, игру.

Пример как метод воспитания заключается в убедительном образце для подражания. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспектив стремлений воспитанника быть похожим на идеальный образ или одолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то свойственных негативному образу. В процессе воспитания сила как положительных, так и отрицательных примеров одинаково действенна.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирования новых. Виды поощрений могут быть самыми разнообразным одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

· связанно с наложение дополнительных обязанностей

· лишение или ограничением прав

· выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний:

· неодобрение

· замечание

· предупреждение

· обсуждение на собрании

· отстранение от занятий

· исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

· Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

· Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

· Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

· Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

· Условия воспитания - климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

· Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

· Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

· Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

· Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Методические приемы - это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике .

Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. В кон­кретной ситуации взаимосвязь между методами носит диалектичный и не­однозначный характер. Например, убеждая воспитанника, воспитатель мо­жет использовать в качестве дополнительных аргументов примеры, созда­вать специальные ситуации воздействия на чувства, сознание, волю ребенка. В то же время убеждение может рассматриваться как прием, когда воспита­тель приучает ребенка к выполнению режима работы и отдыха.

Педагогическая задача. Рассмотрите и дайте письменный анализ
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:
- Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох. Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:
- Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку... Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.

Воп росы и з а д а н и я
1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло.
2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?
3.О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?


Похожая информация.


Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй - убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение - главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять. Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:
1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.
2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда - рутсоводитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.
4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:
а) показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;
б) ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;
в) подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;
г) вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;
д) не выставлять напоказ свою заботу, доброту, к другим людям.

Метод побуждения . С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение
- важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

Метод поощрения . В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно
примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение - неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда - необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических
требований:
а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
г) поощрение должно быть гласным.

Метод порицания . Порицание - это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует . Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя. При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:
а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь