Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Традиции национальных праздников народов мира по обыкновению уходят корнями в глубокое прошлое и складываются на протяжении многих столетий.

В основе одних из них лежат исторические события, других – легенды, передаваемые из уст в уста. В молдавском же национальном празднике Мэрцишор (martisor) история переплетается с несколькими легендами, возникшими в глубокой древности, когда люди олицетворяли силы природы.

Согласно одной из них Мэрцишор символизирует обновление - победу Весны над лютой Зимой. Красавица – Весна в первый день своего царствования вышла на опушку леса, увидела в кустах терновника пробивающийся из-под снега Гиочел (подснежник) и решила освободить его от зимних пут. Но Зима, не желая уступать свои владения, наслала злые морозы с намерением погубить нежный цветок. Когда Весна наклонилась, чтобы согреть его своим теплом и спасти, то укололась о шипы терновника. Капля горячей крови коснулась подснежника, он набрался силы, ожил, и Весна вступила в свои права.

Другая легенда повествует, что Змей украл Солнце, спустившееся на землю в образе прекрасной девушки, после чего наступила тьма, уныние и холод. Смелый юноша освободил Солнце, которое осветило мир и согрело землю, подарив людям радость. Но в сражении со Змием юноша был ранен. На месте, где капли его крови падали на снег, вырастали белые цветы – подснежники, предвестники весны. В благодарность за спасение талисманом его памяти стал красно-белый Мэрцишор.

История по-своему трактует истоки праздника, но подтверждает его древнее происхождение времён Римской империи. Археологи при раскопках обнаружили камешки красного и белого цвета, которые носили на шее ещё 8 тысяч лет назад.

Современные мэрцишоры представляют собой две красно-белые нити, сплетённые воедино, с цветками на концах. Различной формы и размера они изготавливаются искусными мастерицами по всей стране именно к 1 марта и олицетворяют приход весны. Люди дарят друг другу мэрцишоры в знак признательности с пожеланиями исполнения желаний и носят прикреплёнными к одежде на правой стороне груди весь март. В конце месяца по традиции мэрцишор вешают на цветущее дерево, загадав при этом желание, которое по поверью обязательно исполнится.

Национальный праздник Мэрцишор породил ещё одну добрую традицию проводить в стране в первые дни марта музыкальный фестиваль с одноимённым названием, который в наши дни приобрёл статус международного. В Молдову приезжает большое количество гостей из многих государств. С 1 по 10 марта в рамках фестиваля во всех залах и театрах Кишинёва проходят концерты с выступлением артистов различных жаров и музыкальных направлений.

Жители Молдовы гостеприимно принимают всех, кто желает прикоснуться к национальным молдавским традициям и участвовать в празднике «Мэрцишор», внося свой вклад в развитие дружбы между народами мира.

История праздника

Традиция Мэрцишора уходит глубоко в прошлое и, если верить историкам, возраст ее составляет не менее восьми тысяч лет. "Мэрц" по-румынски означает месяц-март, а "март", соответственно, происходит от латинского имени бога Марса.
В основе праздника лежит несколько красивых легенд: Одна легенда - о хрупком цветке с белоснежными лепестками по имени Гиочел, выжившем в противостоянии злобному вихрю по имени Кривэц. Цветок спасла добрая заступница Весна, которая оросила своей алой кровью лепестки Гиочела. В другой версии - это подснежник, выживший под злыми нападками старухи Зимы и возвестивший ее приход всему свету. Еще одна легенда, где Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки, но злой Змей выкрал ее и запер в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился во тьму и печаль. И лишь один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год он искал злого Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. В неравной битве Змей погиб, но успел ранить юношу. И вот, Солнце вернулось на небо, осветив весь мир своими лучами, и наступила весна. Но юноша не успел увидеть весну. Его рана оказалась смертельной и там, где теплая алая кровь юноши стекала на землю, таял снег и вырастали белые цветы - подснежники, предвестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и печали люди сплетают два шнурка с белыми и красными цветами. Красный - символизирует любовь, красоту и память о погибшем юноше, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Традиции праздника

В этот день, первого марта, люди дарят друг другу красно-белые талисманы со словами любви и радости, произнося: “Живите, цветите, как яблони и груши в сердце весны”.
Мэрцишоры носят на груди весь март, а в начале апреля вешают на фруктовое дерево и загадывают желание, которое должно непременно исполниться. А молдавский Национальный музей природы и этнографии уже несколько лет коллекционирует и выставляет целые экспозиции этих замечательных символов весны и любви, изготовленных с народным умением и фантазией. Это и вязанные крючком ажурные цветочки, и солидные маковые коробочки, и двухцветные фонарики, и меховые зверушки.
Помимо Молдавии, приход весны подобным образом отмечают в Румынии, Болгарии, Македонии, Греции и Албании.

Этот замечательный праздник сопровождается международным музыкальным фестивалем «Мэрцишор», который в Молдавии проходит уже сорок первый раз. Фестиваль вмещает в себя все музыкальные жанры, от джаза до классики. Огромное количество гостей съезжается на этот праздник. Жителей Молдавии радуют своим искусством исполнители и ансамбли академической, эстрадной, народной, джазовой музыки из Австралии, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Израиля, Испании, Италии, Казахстана, Литвы, России, Румынии, Словакии, Турции, Украины и др.стран.

Приезжайте в Молдову на Праздник Мэрцишора и Вы никогда не забудете гостеприимство и дружелюбие молдавского народа!

(с)mdmoldova.narod.ru

От себя- это мой любимый праздник! На улице Кишинёва ещё лежит снег,солнышко светит,но не греет,мы кутаемся в свои тёплые одёжки,но город пестрит яркими красками праздника и уже чувствуется,что весна наступила.На лицах улыбки и у каждого к груди приколот цветочек,символ-весны!

Подводка: Издавна в России приход весны встречают веселым праздником Масленицы. Совсем недавно мы угощались блинами и старались как можно быстрее призвать в наш суровый край весну. В Радужном проживают люди более 80 национальностей и у каждого народа свои обычаи, приметы и верования. Так 1 марта молдаване отмечают национальный праздник «Мэрцишор» и в этот день дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниток белого и красного цветов

мэрцишоры. О том, как шла подготовка к встрече весны расскажет Лариса Косилова.

З.К. Подготовку к важному национальному празднику Елена Павленкова начала заблаговременно, пригласила в свой дачный дом гостей, причем, людей разных национальностей с тем, чтобы рассказать о традициях мэрцишора и других обычаях гостеприимного молдавского народа.

Лайф: Энцтраш, заходите дорогие гости. Здравствуйте

…….. я вас угощу этим вкусным вином

С чем она, с творогом?

Блинчики вот такие

З.К. Мастер-класс по изготовлению мэрцишоров преподали опытные в этом деле люди, которые поделились с молодежью и гостями тонкостями вывязывания этих амулетов. Интересно было послушать и легенду о возникновении праздника Мэрцишор.

Титр: Ольга Суханова

00.10. В первый день марта вышла на опушку леса красавица-весна. Огляделась и увидела, что из под снега выглядывает маленький, красивый цветочек – подснежник. Вокруг подснежника много ветвей было колючих и ему было сложно выйти. И весна решила помочь.

Файл 61. Зима увидела, что весна хочет помочь подснежнику, рассвирепела, позвала вьюгу, холодный ветер и эти вьюга и ветер начали медленно убивать цветочек. Весна как увидела это все, собой прикрыла этот маленький цветочек. Но так как терновник был колючий, она уколола себя и капелька крови упала на маленький цветочек. Этим спасла ему жизнь.

З.К. Легенд на этот счет много и все они отражены в трогательных песнях, которые молдаване поют на своем родном языке, находясь за тысячи километров от своего родного дома.

Файл 99 00.12

Файл 100 00.01……00.27. (чтоб после нас осталось только белое и красное)

З.К. Важно, что родители передают своим детям традиции предков, знакомят с культурой. Они с удовольствием демонстрируют национальную одежду, вышитую их бабушками и, конечно, поют зажигательные молдавские песни.

Поет Лина

аплодируют

Файл 101 Лена угощает вином

З.К. Хозяйка дома по старой традиции угощает гостей вином, которое собственноручно изготовили родные со своих виноградников. Гости пьют из одного стакана, который передается по кругу и каждый из присутствующих озвучивает свои мысли и пожелания.

Титр: Раиса Хабибуллина

00.06. Из-за того, что мы разные и жизнь наша прекрасна. Если бы у нас все было одинаково, было бы скучно жить. Будем продолжать, начнем с мэрцишора, потом Навруз, Сабантуй. Будем все так красиво и весело жить.

Титр: Лена Павленкова

00.33. Каждый праздник нас объединяет

З.К. Все происходящее в этот день напоминало сказку. За окном белел снег, в камине трещали дрова, наполняя дом теплом и уютом, мастерицы аккуратно вывязывали марцишоры и пели трогательные молдавские песни о любви, разлуке, о прекрасном крае Молдавии. (Файл 129,130, 131). Бутоньерки у всех получались разными, но каждая из них была выполнена с душой и наилучшими пожеланиями 1 марта они будут подарены друзьям и близким с пожеланиями здоровья, добра, любви и благополучия.Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года, а если загадать желание, оно обязательно исполнится.

Мэрцишор – это наше счастье, наше здоровье, наше все ….в душе весна

З.К. Лена Павленкова, хозяйка дома, не ограничилась изготовлением марцишоров. Она приготовила и национальные блюда. Одно из них – мамалига. Это особенная кукурузная, круто заваренная каша, которая в Молдавии считается вторым хлебом. И чтобы она получилась, надо иметь опыт. Сначала она варится на плите, потом доходит на огненной печке. (Файл 152)

Мой дядя сказал, что мамалигу надо крутить 100 раз, чтобы она получилась вкусной….00.27

З.К. Праздничный стол в молдавской семье не обходится без плациндыпирогов из тонкого теста с различными начинками, капустой, творогом, брынзой, тыквой, а также голубцов.

00.06. Голубцы, посмотрите, они должны быть игривыми

Мы их выгружаем

З.К. Постепенно рукоделие уступило место кулинарным изыскам. Стол наполнялся национальными блюдами Как и полагается мамалигу разрезали на кусочки ниткой и раздали гостям. Многие впервые попробовали ее и остались довольны вкусом. Особенно с добавлением брынзы, творога, мяса и других компонентов, которых на столе было в изобилии. И, конечно же, домашнего вина, которым славится Молдавия.

Титр: Елена Павленкова

Планировать, что будет завтра, что сегодня мы вместе собрались, улыбнулись друг другу, узнали друг у друга какие-то секреты, допустим наш праздник мэрцишор. Я очень вам всем благодарна за то, что вы нашли время, пришли и вы с нами здесь все вместе. Спасибо вам большое, с праздником всех вас….. в вашей жизни

З.К . Знакомство с культурными и кулинарными традициями Молдавии, которое организовала Елена Павленкова вместе со своими дочерьми и друзьями, стало знаковым и обязательно найдет продолжение на других площадках. Наш город объединил людей многих национальностей, и каждое такое мероприятие не только позволяет лучше узнать обычаи других народов, восхититься их умением сохранить и продолжить свое культурное наследие, но и сближает всех нас. Обмениваясь своими традициями, мы становимся интереснее друг другу и богаче духовно.

Лариса Косилова. Вадим Гордеев. «Новое время – Радужный»

Мэрцишо́р (молд. Mărţişor, Мэрцишор, Mărţiguş, рум. Mărţişor, арум. M`arţu от молд. martie, мартие «март») — традиционный праздник встречи весны в Молдавии и Румынии. Празднуется 1 марта. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек белого и красного цветов. Это украшение, также как и праздник, называется мэрцишором.

В Болгарии существует аналогичный праздник, который называется Баба Марта, и в этот день принято дарить мартенички или, как их ещё называют, Мартеницы.

Легенды о происхождении

Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

История

Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается, что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.

Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечьей брынзы).

Традиции

Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.

В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году.

В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь