Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дыхательная система человека состоит из двух отделов: воздухоносных путей (нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы), через которые поступает воздух, и альвеол легких, где происходит газообмен - насыщение организма кислородом и «выброс» отработанных газов.
При нормальном дыхании человек дышит через нос. Ртом он начинает дышать только в том случае, если дыхание через нос затруднено, как это бывает при самом банальном . Человеческий нос состоит из 14 костей, к которым примыкает хрящевая ткань.
Внутренняя поверхность ноздрей покрыта волосками, задерживающими бактерии и частицы пыли. Воздух, пройдя через носовые ходы, увлажняется и согревается. Слизистая оболочка здесь богато снабжена артериями и венами и может значительно изменяться в своем объеме. Когда стенки ее сосудов сокращаются, слизистая оболочка сжимается, носовые ходы расширяются, и человек легко и свободно дышит. Когда вы рано утром выходите в поле, лес или на берег реки, то чувствуете, как легко дышится. Это происходит потому, что слизистая носа спадается и широко раскрывает носовые ходы, дыхательные пути расширяются, и чистый воздух заполняет ваши легкие.
Пройдя через носовые ходы, воздух поступает в глотку, гортань и трахею или дыхательное горло. За сутки через дыхательные пути проходит более двенадцати-пятнадцати тысяч литров воздуха.
Трахея состоит из хрящевых полуколец, к которым сзади примыкает пищевод. Длина трахеи обычно составляет около 15 см. На уровне 4-5-го грудных позвонков трахея делится на два главных бронха - правый и левый.
Увы, воздух, который мы вдыхаем, далеко не стерилен. Поэтому в дыхательных путях происходит увлажнение воздуха, его согревание, очищение от пыли и микробов. Бронхи, как и все дыхательные пути, изнутри выстланы слизистой оболочкой, выполняющей защитную функцию - увлажнение и удерживание мелких инородных частиц, поступающих с воздухом.

Вся слизистая оболочка дыхательных путей от носа до легких покрыта мерцательным эпителием, состоящим из реснитчатых клеток. Каждая ресничка за час совершает около 40 тысяч колебаний. Эти колебания напоминают пшеничное поле при слабом ветре.

В эпителии бронхов имеются и другие типы клеток - базальные и бокаловидные. Базальные клетки располагаются в основании эпителия. Бокаловидные клетки образуют особый слизистый секрет, входящий в состав мокроты и состоящий из жидкой и плотной частей. В жидкую часть входят белки клетки эпителия. Плотную часть составляют слизь и белковые соединения - гликопротеины, от которых зависит вязкость секрета. В норме в бронхах содержится около 100 мл такой слизи, при воспалении ее количество значительно увеличивается, она становится более вязкой, тягучей. Как результат - хуже откашливается. Вот в таких случаях и необходим прием отхаркивающих лекарственных препаратов, разжижающих мокроту и повышающих продуктивность кашля.

Хорошим отхаркивающим эффектом обладают листья подорожника, мать-и-мачехи, трава чабреца, корни девясила, трава термопсиса, побеги багульника, плоды аниса. Их можно купить в аптеке в виде брикетов. Разовую дозу такого брикета (одну дольку) заливают стаканом кипятка, настаивают 15-20 минут, процеживают и пьют в теплом виде по стакану 3-4 раза в день.

Главные бронхи входят в легкие - правое и левое, где, в свою очередь, делятся на более мелкие, образуя так называемое бронхиальное дерево. С каждой новой «веточкой» диаметр бронхов уменьшается, пока они не становятся совсем микроскопическими бронхиолами с диаметром в 0,5 мм. Таких бронхиол насчитывается до 25 миллионов. Каждая из них оканчивается ходами с группой воздушных мешочков, называемых альвеолами. По расчетам физиологов, в легких насчитывается до 300 миллионов альвеол. При сильном вдохе они растягиваются и могут покрыть площадь в 250 квадратных метров, что в 125 раз больше, чем вся поверхность тела человека.
Альвеолы окружены кровеносными сосудами - капиллярами. Стенки альвеол очень тонкие: они состоят из одного слоя клеток. Но и стенки капилляров ничуть не толще - также всего один слой клеток. Следовательно, находящийся в альвеолах воздух и протекающую по капиллярам кровь отделяет друг от друга только тоненькая стенка в два слоя клеток. Именно через эту тонкую стенку и происходит обмен кислорода на смесь отработанных газов (углекислый газ, азот, инертные газы, остатки неиспользованного кислорода). Попав в кровь, кислород связывается с гемоглобином и разносится по всему организму, снабжая питанием клетки и ткани.
Этот процесс газообмена происходит в легких, находящихся в грудной клетке. Снаружи легкие покрыты тончайшей оболочкой - плеврой. Легкие по форме напоминают половины вертикально рассеченного конуса. При длинной и узкой грудной клетке они - удлиненные и узкие, при широкой, бочкообразной - более короткие. Правое легкое короче и объемнее, чем левое. Средняя масса одного легкого около 370 г, а общая емкость легких может колебаться от 1290 до 4080 мл.
Сами легкие самостоятельно не растягиваются и не сокращаются - они лишь следуют за грудной клеткой, которая расширяется благодаря диафрагме и межреберным мышцам.
Диафрагма при вдохе опускается на 3-4 см, увеличивая объем грудной клетки на 1000-1200 мл. Межреберные мышцы, сокращаясь, приподнимают ребра, что также вызывает увеличение объема грудной клетки. Легкие, следуя за растягивающейся грудной клеткой, сами растягиваются, и давление в них падает. В результате создается разность между давлением атмосферного воздуха и давлением в легких, воздух устремляется в них - происходит вдох.

Пояснения к рисунку. Дыхательная система человека: 1 - носовая полость; 2 - ротовая полость; 3 - гортань; 4 - трахея; 5 - левый главный бронх; 6 - левое легкое; 7 - правое легкое; 8 - сегментарные бронхи; 9 - правые легочные артерии; 10 - правые легочные вены; 11 - правый главный бронх; 12 - глотка; 13 - носоглоточный ход.


Пояснения к рисунку. Бронхиальная система взрослого человека. Вид сзади: 1 - дыхательное горло; 2 - верхушка правого легкого; 3 - бронхи верхней доли; 4 - правый бронх; 5 - бронхи средней доли; 6 - основание легкого; 7 - бронхи нижней доли; 8 - левый бронх; 9 - бронхи нижней части нижней доли; 10 - бронхи верхней части нижней доли; 11 - верхушка левого легкого; 12 - бронх верхней доли.

При каждом вдохе человек совершает значительную работу. Если бы эту энергию можно было бы использовать, то за одну ночь груз в один килограмм был бы поднят на 690 метров.
Мужчины и женщины дышат по-разному. У мужчин отмечается брюшной тип дыхания, а у женщин - грудной. Это различие зависит от того, какие мышцы преимущественно участвуют в дыхательных движениях. У мужчин это диафрагма, а у женщин - межреберные мышцы. Однако независимо от этого и мужчины, и женщины дышат ритмично. С первого часа жизни ритм дыхания не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорожденный ребенок дышит 60 раз в минуту, у взрослого человека частота дыхательных движений в покое составляет около 16-18. Однако даже у здорового человека во время физической нагрузки, эмоционального возбуждения частота дыхания значительно увеличивается. Чутко реагируют легкие и на самые различные недуги. Одышка - спутник большинства тяжелых заболеваний, связанных с патологией сердечно-сосудистой системы, инфекционными заболеваниями, болезнями крови и почек.
Сама дыхательная система - любимый объект для атаки болезнетворных возбудителей. Достаточно сказать, что только в Москве в 2007 году болезни органов дыхания заняли первое место в структуре причин временной нетрудоспособности. Ухудшение экологии, засилье автомобилей, промышленные выбросы привели к тому, что не только жители мегаполисов, но и обитатели скромных провинциальных городков все чаще становятся жертвами бронхиальной астмы.
В настоящее время на всей планете, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от бронхиальной астмы страдает более 400 миллионов человек, что составляет почти 10 процентов населения Земли. По данным медиков, от астмы страдает каждый двенадцатый россиянин, причем чаще всего заболевание начинается в детском возрасте.
Но самыми распространенными заболеваниями дыхательной системы остаются риниты, ларингиты, бронхиты, воспаление легких...

Брадипноэ – патологическое снижение частоты дыхательных движений. Независимо от первоначального заболевания, приводящего к гибели человека, причин смерти всего две: остановка деятельности сердца и остановка дыхания. Хоть прекращение дыхания и более редкая причина летального исхода, о ней необходимо знать. Чаще всего это происходит постепенно, а снижение частоты вдохов-выдохов является первым предвестником.

Дыхание является одной из главнейших функций организма, ведь без еды человек может прожить месяц, без воды — неделю, а без воздуха — всего несколько минут. Во время вдоха в кровь поступает кислород, а при выдохе выводится углекислый газ. Благодаря крови, необходимый для жизни кислород доходит до каждой клеточки организма. Наиболее требователен к кислороду головной мозг, ведь при остановке дыхания через 8 минут он умирает, и тогда человеку уже не помочь.

Как человек дышит?

Особенность дыхания состоит в том, что этот процесс практически не зависит от воли человека, но при желании его можно контролировать – задержать дыхание, сделать более глубокий вдох или выдох. Но человек продолжает дышать даже во сне, благодаря автономности и регуляции дыхания нервной системой. Все нервные клетки, ответственные за контроль процесса, объединяют под названием «дыхательный центр».

Человек делает вдох благодаря большой дыхательной мышце – диафрагме. Сокращаясь, она создаёт отрицательное давление, и воздух как бы засасывается внутрь. Выдох происходит с помощью сокращения межреберных мышц. Частота вдоха/выдоха может повышаться или понижаться, при этом нормальная частота для каждого возраста своя.
Нормы частоты дыхания (ЧД) в 1 минуту

Причины нарушения



Причин урежения частоты дыхания не так уж много. Среди них можно выделить травмы головы, сотрясение мозга, повышение внутричерепного давления в результате инсульта, опухоли или отека мозга. Также дыхание очень чувствительно к воздействию вредных веществ – токсинов. Токсины могут накапливаться из-за тяжелого заболевания, например, сахарного диабета или инфекционного поражения организма, а могут поступать извне. Самым распространённым токсином, угнетающим дыхание, является героин.

Первым симптомом передозировки наркотика является дыхание с частотой 7-8 в минуту. Наркотики, угнетающие дыхание, также используются и в медицине при введении наркоза во время операций или для послеоперационного обезболивания. Но в таких случаях они вводятся под контролем жизненно важных функций и наблюдением врача и не представляют опасности.

Брадипноэ иногда наблюдается и у визуально здоровых людей. Особенно часто такой феномен проявляется ночью и может привести к смерти во сне. В таком случае это бывает связано с различными неврологическими нарушениями. Чтобы избежать худшего, необходимо пройти обследование у врача. После выяснения причины такого рода нарушений и адекватного лечения нормальный ритм дыхания быстро восстанавливается.

Клинические проявления

Клиника заболевания связана с недостатком кислорода, особенно в мозге. Выделяют следующие симптомы:

  • Слабость, головокружение.
  • Нарушение сознания вплоть до комы.
  • Нарушение координации.
  • Галлюцинации и бред.

Урежение частоты дыхания очень опасно для человека из-за недостаточной доставки кислорода к тканям и органам. Помимо этого, происходит сдвиг кислотности крови, что мешает работе всех систем организма. Только ранняя диагностика такого состояния и вовремя оказанная помощь могут спасти жизнь человека и снизить последствия для организма.

Чтобы диагностировать болезнь, необходимо посчитать число вдохов в 1 минуту и сравнить с нормами. При незначительных отклонениях необходимо обратиться за консультацией к врачу. При серьезных отличиях от нормы нужно немедленно вызвать «скорую помощь».

Может ли быть у здоровых людей?

Да, существует так называемое физиологическое брадипноэ, которое признаётся нормой. Такой вид может присутствовать у профессиональных спортсменов после тренировки. У многих людей наблюдается во время глубокого сна. Важно знать, что нормальное дыхание должно восстанавливаться само и довольно быстро, после пробуждения или выполнения легкой зарядки.

Лечение

Независимо от причин, приведших к болезни, лечение проводится в больнице под контролем врача. Чаще всего достаточно найти и устранить причину такого состояния, тогда дыхание само нормализуется. Если причина заключается в употреблении наркотиков, то потребуется введение антидота.

Когда, несмотря на проводимое лечение, больной не справляется и не может нормально дышать сам, его подключают к аппарату искусственной вентиляции легких, и за него с нужной частотой начинает дышать аппарат.

Далее проводится лечение заболевания, являющегося причиной состояния брадипноэ: консервативное, направленное на снижение интоксикации организма или снижение внутричерепного давления, или оперативное, для устранения гематомы или опухоли.

Дыхание – это процесс, на который мы обращаем очень мало внимания. Оно происходит автоматически, без участия сознания, но в то же время большинство людей дышат неправильно. Но как можно неправильно дышать, если дыхание – это самопроизвольное действие нашего тела? Ответ состоит в том, что наши дыхательные мышцы становятся ленивыми и перестают обеспечивать оптимальный режим вдоха и выдоха.

Вся наша жизнь полностью зависит от дыхания. Если мы перестаём дышать, жизнь покидает тело. Жизнь и дыхание тесно связаны друг с другом. Как вы помните, когда человек умирает, мы говорим, что он испустил дух. Это те же слова, которые используются при описании выдоха или процесса выхода воздуха из лёгких. Мы можем существовать несколько дней без воды, больше месяца – без пищи, но сколько может продержаться средний человек, не вдыхая воздух в лёгкие? Как правило, не более нескольких минут.

Вот что написано в древнем трактате Хатха Йога Прадипика :

«Жизнь – это интервал между двумя вдохами; тот кто дышит наполовину, и живёт только наполовину. Тот, кто дышит правильно, управляет всем своим бытием ».

Древние йоги были хорошо осведомлены о важной роли дыхания; нет дыхания – нет жизни; дыхание – это жизнь.

В йоге утверждается, что каждый человек может совершить лишь определённое, предназначенное ему количество вдохов. Если человек дышит медленно, он будет жить дольше, поскольку данное количество вдохов отпущено ему на всю жизнь. Если он дышит быстро, то это количество вдохов расходуется быстрее, приводя к меньшей продолжительности жизни. Согласны ли вы с этим утверждением, или нет, в этом есть немалая доля истины. Увеличение скорости дыхания обычно ассоциируется с напряжением, страхом, беспокойством и т.п., а это приводит к ухудшению здоровья, неприятностям и, разумеется, к сокращению продолжительности жизни. Человек, который дышит медленно, находится в состоянии расслабления, он спокоен и счастлив, а это способствует долголетию. Тот, кто дышит быстро, как правило, вдыхает и выдыхает небольшое количество воздуха; это позволяет микробам накапливаться в нижней части лёгких. Напротив, тот, кто дышит медленно, обычно вдыхает глубоко и, тем самым, вентилирует свои лёгкие на большую глубину. Это помогает удалять из нижней части лёгких застоявшийся воздух и уничтожить питательную среду для размножения микробов, равно как и самих микробов. Есть и другие причины, связывающие долголетие с медленным и глубоким дыханием.

Например, при глубоком дыхании диафрагма осуществляет массаж органов брюшной полости. Это естественная и важная дополнительная функция дыхания, которую часто упускают из виду. Массаж печени, желудка и т.д. поддерживает их в хорошем рабочем состоянии, удаляя старую, отработанную кровь и обеспечивая приток свежей крови, насыщенной кислородом. Быстрое дыхание обычно бывает неглубоким и не обеспечивает необходимого массажа внутренних органов. Это может вести к различным болезням. Само по себе быстрое дыхание их не вызывает, однако способствует их возникновению под влиянием других факторов, воздействующих на организм.

Кроме того, неглубокое дыхание приводит к недостаточному снабжению организма кислородом. Это вызывает функциональные расстройства и заболевания систем кровообращения и пищеварения, а также нервной системы, поскольку эффективность работы этих систем полностью зависит от того, хватает ли поступающего кислорода для поддержания соответствующих органов и нервных тканей в здоровом состоянии.

Это лишь несколько примеров того, какое отрицательное воздействие может оказывать на нашу жизнь неправильное дыхание, и всё же большинство людей в мире дышат не так, как это следует делать. Современный образ жизни нарушил нашу связь с природными жизненными ритмами. От природы наша жизнь, функции нашего тела и наш образ жизни должны управляться ритмами нашей внутренней и внешней среды. При нормальных условиях между сердцебиением и частотой дыхания устанавливается гармоничная связь, обеспечивающая их оптимальное взаимодействие. Наша жизнь определяется ритмами восхода и захода солнца, а также, на более тонком уровне, ритмом движения луны и звёзд. Взгляните на животных. Вся их жизнь подчиняется, или выглядит подчиняющейся, ритмам природы. У птиц существует сезонные миграции. Животные спариваются, а иногда меняют шерсть или перья в соответствии со сменой времен года. Некоторые виды рыб, например, угри, в определённое время года путешествуют за тысячи миль, чтобы метать икру в определённом месте. Наука всё ещё не в состоянии объяснить, чем это вызвано, но представляется весьма вероятным, что определённый жизненный ритм стимулирует или запускает функцию мозга, которая автоматически заставляет их следовать сложным типам поведения.

Что заставляет тысячи муравьёв слаженно работать на благо сообщества муравьёв? Вероятно, в их действиях существует некий ритм, который ведёт к формированию единого целого. Никто не знает, что это за ритм, однако мы можем наблюдать его, изучая поведение муравьев, пчел или термитов. Без этого единообразия в их жизни царил бы полный хаос.

Точно так же и с людьми. Наша деятельность должна подчиняться естественным ритмам окружающей среды. Нам следует жить в гармонии с тем, что вокруг нас. Именно это ведёт к счастливой жизни. Однако, современная индустриальная, материальная жизнь отрезала нас от влияния этих природных ритмов. Поэтому мы болеем и чувствуем себя отчужденными от природы. Это чувство характерно для большинства современных людей – они не способны поддерживать связь с окружающей их живой или неживой природой.

Какое отношение все это имеет к дыханию? В прошлом человек был более восприимчив к природным ритмам. Возможно, он не осознавал многие из них, но, тем не менее, действовал сообразно с ними, позволяя им влиять на себя должным образом. Это включает в себя даже процесс дыхания. Древнему человеку было абсолютно не нужно думать о том, правильно ли он дышит – сам его образ жизни был созвучен природе, и этого было достаточно, чтобы гарантировать правильное дыхание. Его активный образ жизни заставлял лёгкие работать с максимальной эффективностью. В периоды отдыха он расслаблялся, и это способствовало правильному дыханию – в отличие от почти постоянного сдерживания и неестественных нагрузок, которым подвергает свою дыхательную систему современный человек. Из-за страха, конкуренции и ненависти, современный человек не дает своей дыхательной системе работать должным образом. Мы делаем частые неглубокие вдохи, которые, в определенном смысле, действительно соответствуют стремительному и поверхностному стилю современной жизни. Сравните это с жизнью крестьянина, который, как правило, обладает правильным ритмом дыхания, и как следствие этого, хорошим здоровьем. Его активный образ жизни благоприятствует глубокому и медленному дыханию. У него есть время и склонность ощущать себя в природном контексте. Он расслабляется и подстраивается к окружающей среде.

Существует немало факторов, влияющих на наше дыхание. Например, если вы принимаете холодный душ, то начинаете дышать глубже; это условный рефлекс. Однако большинство современных людей редко принимают холодный душ; вместо этого они предпочитают горячую ванну. У древнего человека не было выбора. Холодная бодрящая атмосфера способствует глубокому дыханию, но современные люди стараются как можно меньше находиться под открытым небом, предпочитая полусонное существование в отапливаемых помещениях с кондиционированным воздухом. Вследствие этого, они утрачивают контакт с естественным стимулятором ритмичного дыхания. Первобытного человека не нужно было учить правильному дыханию; оно происходило автоматически, как реакция на окружающую среду. В наши дни всё обстоит иначе. Окружающая среда и образ жизни современных людей не способствуют правильному дыханию. Именно по этой причине большинству современных людей приходится учиться правильно дышать. Они вынуждены заново учиться тому, что в действительности является для них естественным. Им нужно снова активировать свои нервные рефлексы, чтобы их дыхание стало естественным и гармонично сочетающимся с жизнью и здоровьем.

Люди, которые по природе очень активны, скорее всего, уже дышат правильно. Говоря о неправильном дыхании, мы имеем в виду, главным образом, тех людей, которые проводят свою жизнь, сидя днём в душных офисах, а вечерами – дома перед телевизором или слушая радио. Именно этих людей необходимо учить правильно дышать. У этих людей в течение рабочего дня накапливается такое нервное напряжение, что у них абсолютно нет сил или желания заниматься чем-нибудь активным, когда они возвращаются домой.

Подумайте о том, сколько болезней вызывает или, по меньшей мере, усугубляет неправильное дыхание. Это астма, бронхиты, туберкулёз легких и множество других заболеваний, косвенно связанных с кислородным голоданием организма в результате неглубокого дыхания.

Возможности дыхания

В умеренно расслабленном состоянии и в сидячем положении человек за один раз вдыхает и выдыхает около половины литра воздуха (в физиологии это называется дыхательным объёмом). Но если бы тот же человек расширил грудную клетку и живот в максимально возможной степени и, тем самым, втянул в лёгкие больше воздуха, он смог бы вдохнуть еще около двух литров. Это намного больше половины литра – объема его нормального вдоха. Этот дополнительный объем воздуха, который можно вдохнуть, в физиологии называется резервным объемом вдоха. Если после нормального выдоха сократить грудную клетку и живот в максимальной степени, еще не причиняющей неудобств, то можно вытолкнуть из легких еще полтора литра воздуха – значительно больше половины литра, выдыхаемой в норме. Это называют резервным объемом выдоха. Даже после самого глубокого выдоха, в легких все еще будет оставаться некоторое количество воздуха. Это обусловлено тем, что легкие никогда нельзя полностью освободить от воздуха, поскольку грудная клетка и диафрагма не способны сдавить их в достаточной степени. Количество воздуха, остающееся в легких, обычно составляет около полутора литров; это так называемый остаточный объем.

Давайте сравним обычный объём дыхания с максимально возможными величинами:

0,5 литра (объём вдоха-выдоха) + 2 литра (резервный объём вдоха)
+ 1.5 литра (резервный объём выдоха) = 4 литра
В сумме получается около четырёх литров воздуха, что в восемь раз превышает обычный объём вдоха и выдоха.

Большинство людей сидя вдыхают меньше, чем половину литра, и, таким образом, их лёгкие, в действительности, используются менее, чем на одну восьмую своих возможностей. Именно по этой причине так важно учиться дышать должным образом.

Почему нужно дышать медленно?

Теперь преимущества глубокого дыхания должны быть очевидны, но как насчет медленного дыхания? Почему бы не дышать глубоко и быстро? Причина очень проста. Необходимо время для того, чтобы кислород из лёгких перешёл в кровь, а двуокись углерода из крови попала в лёгкие, а затем, при выдохе – в атмосферу. Если дышать слишком быстро, то обмен кислорода и углекислого газа в лёгких не будет оптимальным. При медленном дыхании может быть достигнут оптимальный уровень обмена. Вот почему так важна взаимосвязь глубины и частоты дыхания. Глубокое дыхание обеспечивает максимальный приток воздуха, а медленное – оптимальные условия для обмена кислорода и двуокиси углерода.

Механизм дыхания

Знаете ли вы, как воздух поступает в ваши лёгкие? Вы знаете, что это происходит, но знаете ли вы, почему это происходит? Это очень важно, так как если вы понимаете, как вы дышите, то будете знать, как исправить привычку дышать не правильно.

Вкратце процесс дыхания можно описать следующим образом. Представьте себе, что лёгкие – это два очень гибких и прочных мешка, которые могут раздуваться и сдуваться, когда воздух входит в них при вдохе и выходит из них при выдохе. Лёгкие обладают способностью сильно расширяться, а также могут быть сжаты, и занимать небольшое пространство.

Лёгкие окружены сверху и с боков рёбрами, или грудной клеткой, а снизу – очень важной плоской мышцей, которую называют диафрагмой. Диафрагма отделяет лёгкие от брюшной полости. Лёгкие не прикреплены ни к диафрагме, ни к грудной клетке, но, тем не менее, меняют свои размеры в соответствии с любыми изменениями формы пространства, в котором они заключены.

Если под действием мышц грудная клетка расширяется, а диафрагма движется вниз, то между внешней поверхностью лёгких и окружающими тканями начинает возникать пустота. Поскольку природа не терпит пустоты, лёгкие автоматически расширяются, заполняя ее. Расширяясь, они точно повторяют форму замкнутого пространства, образованного грудной клеткой и диафрагмой. Таким образом, воздух втягивается в лёгкие и происходит вдох. Аналогичным образом, когда грудная клетка сжимается и диафрагма движется вверх, благодаря снятию мышечного напряжения, лёгкие сжимаются. Это выталкивает воздух из лёгких. Происходит выдох.

Так осуществляется дыхание. Чем больше лёгкие расширяются и сжимаются, тем глубже становится дыхание. Именно к этому вопросу мы теперь переходим.

Различные способы дыхания

Процесс дыхания можно разделить на три части: брюшное дыхание, или дыхание диафрагмой, рёберное, или среднее дыхание, и ключичное, или верхнее дыхание.

1. Брюшное дыхание. Этот тип дыхания связан с движением диафрагмы и внешней стенки брюшной полости. В расслабленном состоянии диафрагма прогибается вверх, в направлении грудной клетки. При вдохе она распрямляется, двигаясь вниз, сжимает органы брюшной полости и в конце концов выталкивает наружу переднюю стенку живота вперёд. Это движение увеличивает объём грудной клетки в нижнем направлении, позволяя легким расширяться и втягивать воздух. При расслаблении мышц, толкающих диафрагму вниз, она снова начинает двигаться вверх, уменьшая объем грудной клетки и вызывая выдох. При этом виде дыхания в легкие попадает наи большее количество воздуха с наименьшей затратой мышечных усилий. Однако он часто бывает затруднен тугим ремнем и одеждой, которые не дают стенке живота двигаться наружу.

2. Среднее дыхание. Этот тип дыхания осуществляется посредством движения рёбер. Вследствие сокращения мышц, грудная клетка расширяется наружу и вверх, легкие расширяются, втягивая воздух, и происходит вдох. Когда межреберные мышцы расслабляются, ребра движутся вниз и внутрь. При этом легкие сжимаются, и происходит выдох.

3. Верхнее дыхание. В этом случае расширение легких и вдох достигаются за счет подъема плеч и ключиц. Этот способ требует больших усилий для достижения меньших результатов. Вдыхается и выдыхается очень мало воздуха, поскольку такое движение не может сильно изменить объем грудной клетки. Женщины часто ограничиваются этим типом дыхания из-за того, что носят тугие бюстгальтеры, корсеты и пояса, которые мешают брюшному и среднему дыханию.

4. Дыхание йогов (полное йоговское дыхание или полное дыхание) . Дыхание йогов, или глубокое дыхание, сочетает все эти три вида дыхания в одном гармоничном движении. Мы заинтересованы в развитии именно этого типа дыха ния, поскольку только дыхание йогов способно обеспечить максимальные количества вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Приготовления

Цель этой практики – научить человека осознавать три разных типа дыхания и объединять их в дыхании йогов.

Не надевайте одежды, которая будет препятствовать движению грудной клетки и живота.

Это упражнение следует выполнять лежа в позе шавасаны или сидя, скрестив ноги; в последнем случае необходимо следить за тем, чтобы спина была как можно более прямой, но не напряженной.

При необходимости, под ягодицы можно подложить подушку или сложенное одеяло.

Во всех случаях дышать следует носом, а не ртом.

Занятия следует проводить в хорошо проветриваемом помещении, при отсутствии сквозняка, который может доставить вам неудобство.

Брюшное дыхание

Техника выполнения

Расслабьте всё тело.
Положите одну руку на живот возле пупка.
Это поможет вам убедиться, что ваш живот действительно движется вверх и вниз.
Сделайте медленный и полный выдох.
Помните, что именно движение диафрагмы обеспечивает брюшное дыхание.
Выдыхая, вы ощущаете, что ваш живот сокращается; пупок движется по направлению к позвоночнику.
В конечной стадии выдоха диафрагма будет полностью расслаблена и выгнута вверх, в полость грудной клетки.
Задержите дыхание на секунду или чуть больше.
Затем вдохните. Постарайтесь не расширять грудную клетку и не двигать плечами.
Почувствуйте, как ваш живот расширяется, и пупок двигается вверх.
Старайтесь вдыхать медленно и глубоко.
В конце вдоха ваша диафрагма будет выгнута в сторону живота; ваш пупок достигнет верхней точки своего движения.
Задержите дыхание на секунду или две.
Затем снова выдыхайте, медленно и до конца.
Вновь постарайтесь ощутить движение пупка в сторону позвоночника.
В конце выдоха живот будет сокращен, а пупок максимально втянут.
Ненадолго задержите дыхание, вдохните и снова повторите весь цикл.
Это и есть брюшное дыхание.
Продолжайте выполнять это упражнение. Сделайте 10–20 вдохов и выдохов или больше, если позволяет время.

Среднее дыхание

Техника выполнения

Займите положение лёжа или сидя, как описано выше.
Постарайтесь, насколько возможно, расслабиться.
Суть этого упражнения в том, чтобы дышать за счет движения грудной клетки.
В течение всего упражнения старайтесь не двигать животом; это достигается путём лёгкого сокращения мышц живота.
Если хотите, положите руки на грудь, чтобы ощутить расширение и сжатие грудной клетки.
Медленно вдохните, расширяя грудную клетку вперёд и вверх.
Вы обнаружите, что дышать глубоко невозможно из-за ограниченной возможности расширения грудной клетки.
Помните, что нужно стараться не использовать живот для вдоха.
В конце вдоха задержите дыхание на одну–две секунды.
Затем медленно выдохните, втягивая грудь внутрь и вниз.
Мышцы живота должны оставаться в слегка сокращенном состоянии, но без напряжения.
В конце выдоха ненадолго задержите дыхание.
Снова медленно вдохните.
Повторите этот процесс от 10 до 20 раз или больше, если позволяет время.

Верхнее дыхание

Техника выполнения

При этом типе дыхания вы должны стараться не расширять и не сокращать ни грудную клетку, ни живот.
Это не так легко, но всё же постарайтесь.
Держите руки на груди, чтобы вы могли определить, движется ли грудная клетка.
Слегка сократите мышцы живота.
Теперь постарайтесь вдохнуть, подтягивая ключицы и плечи к подбородку.
Возможно, поначалу это будет немного трудно. Хороший метод – вдыхать и выдыхать с шипящим звуком (как у спящего); это автоматически вызывает верхнее дыхание.
Выдохните, отводя плечи и ключицы вниз от подбородка. Вовсе не обязательно дышать таким образом слишком долго; достаточно лишь почувствовать, как он действует, и убедиться, что он требует много усилий и не позволяет вдыхать или выдыхать большое количество воздуха.
Мы выполнили и испытали на опыте три разных типа дыхания.
Теперь мы должны объединить их в одно гармоничное целое, чтобы получить дыхание йогов.

Дыхание йогов (полное йоговское дыхание или полное дыхание)

Это сочетание трёх типов дыхания обеспечивает поступление оптимального количества воздуха в лёгкие при вдохе и удаляет максимальный объём отработанного воздуха при выдохе.

Техника выполнения

Медленно вдыхайте, выпячивая живот.
Постарайтесь дышать так медленно, чтобы звук дыхания было почти или вовсе невозможно услышать.
Заканчивая выпячивать живот, начинайте расширять грудную клетку вперёд и вверх.
В конце этого движения подтягивайте ключицы и плечи по направлению к голове.
Это один полный вдох.
Весь процесс должен составлять одно непрерывное движение, в котором каждая фаза дыхания должна без заметного промежутка переходить в другую.
Не должно быть никаких рывков или ненужной напряженности.
Ваше дыхание должно быть подобно волнам на поверхности моря.
Все остальное тело должно быть расслаблено. Теперь начинайте выдох.
Вначале расслабьте плечи и ключицы.
Затем позвольте грудной клетке двигаться вниз, по направлению к ногам, а потом внутрь.
После этого начинайте втягивать живот. Не напрягайтесь, но постарайтесь выдохнуть как можно больше воздуха из лёгких, втягивая или перемещая стенку брюшной полости как можно ближе к позвоночнику. И снова, всё движение должно быть одним гармоничным целым. Таким образом завершается один цикл дыхания йогов.
В конце каждого вдоха и выдоха задерживайте дыхание на одну–две секунды.
Снова проделайте цикл вдоха и выдоха.
В первый день занятий проделайте 5 циклов дыхания.
Не перенапрягайтесь.
Каждый день увеличивайте число циклов на 2 или больше, если позволяет время.
Разумно поставить себе целью со временем довести продолжительность упражнения до 10 минут в день.
После достаточной практики вы обнаружите, что всё движение будет происходить естественным образом.
Не потребуется никаких усилий.

Подведём итоги

Ежедневная практика дыхания йогов в течение нескольких минут способна творить чудеса. Она сделает вас гораздо менее восприимчивыми к болезням, и у вас будет больше энергии, бодрости и спокойствия в повседневных делах.
Систематическое глубокое дыхание йогов будет заново тренировать дыхательные нервные рефлексы, которые могли перестать действовать в результате недостаточного использования. Иными словами, возможно, что в настоящее время вы дышите, в основном грудью, практически не используя живот.
Дыхание начнет приучать вас дышать брюшным, реберным и ключичным дыханием в течение всего дня и тем самым позволит вам вдыхать полный объём воздуха, требуемый вашему телу для обеспечения достаточного кислородного питания и хорошего здоровья.
Чтобы сделать дыхание йогов автоматической и естественной функцией тела, постарайтесь воспитать привычку в течение нескольких секунд или минут осознанно дышать как йог. Если вы чувствуете себя усталым или рассерженным, сядьте или, если возможно, лягте, и практикуйте дыхание йогов. Если вы сможете дышать медленно, ваш ум успокоится и вновь обретёт жизненные силы.

Методическая разработка комплексного занятия с детьми подготовительной группы

Как и для чего дышит человек

Крушинская Надежда Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад № 12
Московского района Санкт-Петербурга

Образовательная область: Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тип занятия: изучение новых знаний.

Цель: Активизировать знания и представления детей о дыхательной системе человека, о правильном дыхании с использованием ИКТ.

Задачи обучающие:

1. Сформировать представление детей об органах дыхания человека, дыхательном процессе.

2. Познакомить детей с ССС человека, выявить взаимосвязь в работе дыхательной и ССС организма человека.

3. Познакомить с приемами диафрагмального дыхания.

Задачи воспитывающие:

1. Формировать ценностное отношение к своему здоровью.

2. Воспитывать любознательность, активность, инициативность.

Задачи развивающие:

1. Развивать сообразительность, самостоятельность, внимание, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

2. Активизировать словарь детей словами: дыхательная система, сердце, легкие, диафрагма, стресс.

Предшествующая работа:

Рассказ педагога об органах человека, о том как заботиться о своем здоровье (Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым).

Материалы к занятию:

Слайды на информационном носителе:

1. слайд «Как мы дышим»

2. слайд «Карта человеческого тела»

3. слайд «Связь работы дыхания и сердца»

4. слайд «Учимся дышать животом»

Шары воздушные сдутые.

Стаканы с водой, трубочки для коктейля.

Коврик для выполнения гимнастики лежа.

Маленькие игрушки (киндер сюрприз).

Виды образовательных технологий, используемых в занятии:

Здоровьесберегающие (дыхательная гимнастика)

Информационно-коммуникационные (использование слайдов)

Исследовательская деятельность

Личностно-ориетированные

Оценка ЗУНов происходит в процессе цикла занятий по теме: «Как и для чего дышит человек». Проходит в форме игры по станциям «Азбука здоровья» с использованием БОС-технологии.

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Здравствуйте ребята, меня пригласили к вам в гости, у вас очень уютная группа и я предлагаю ее украсить, для этого я принесла воздушные шары.

Сама я не смогу надуть столько шариков, вы мне поможете?

Педагог раздает шарики, дети надувают (попросить детей подержать пальцами, чтобы шарики не сдулись).

А что же у нас внутри шарика? Отгадайте загадку и узнайте.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

Дети соглашаются.

Дети надувают шарики.

Рассуждения детей, что это может быть, пока не звучит правильный ответ (воздух)

Правильно, ребята, и сейчас мы с вами отправимся на поиски воздуха.

Где может быть воздух?

Да, ребята, воздух нас окружает повсюду: на улице, в группе, воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать.

А как нам понять, есть ли в шарике воздух? Интересно, если мы сдуем шарики, что произойдет?

Как еще можно почувствовать воздух.

Можно взять веер и помахать им …

Правильно, теперь давайте подумаем, есть ли внутри человека воздух?

Ответы (на улице, в комнате).

Ответы детей (как ветерок дует, шумит, вылетает воздух).

Дети (дунуть на ладонь, резко помахать рукой…).

Дети: Есть.

У нас есть стаканы с водой и трубочки, как с помощью этих предметов можно проверить, есть ли внутри нас воздух? Подуем через трубочку в стакане с водой. Что происходит?

На поверхности воды появляются пузырьки – это воздух. Как воздух попадает внутрь организма?

Давайте посмотрим на экран: слайд («Как мы дышим»).

Рассказ педагога.

Когда мы делаем вдох воздух через ноздри попадает в нос, там он согревается и очищается от пыли и микробов. Затем через гортань воздух попадает в легкие. Они находятся справа и слева и похожи на две губки. И называются они легкие, потому что легче других органов человека. При вдохе легкие расширяются и наполняются воздухом, в котором находится необходимый для жизни кислород, который помогает работе каждой клеточки нашего организма. На выдохе легкие сжимаются и воздух выходит наружу.

Ребята, как вы думаете, сколько воздуха помещается в легкие? Как мы можем это проверить?

Проведем эксперимент: возьмите свои шарики, сделайте глубокий вдох и выдохните весь воздух в шарик. Что у Вас получилось?

Вот столько воздуха помещается в ваших легких за один вдох.

Дети: пузырьки бурлят

Дети: он там живет, он везде, мы вдыхаем.

Дети: много, вот столько, не знаю…

У всех шарики разные, но не очень большие.

Давайте снова посмотрим на экран: (слайд «Карта человеческого тела»).

Наш организм похож на большую страну, которая состоит из разных городов. Каждый город выполняет свою работу, чтобы человек мог расти и развиваться.

Посмотрите внимательно, что за сосед живет рядом с легкими.

Правильно, сердце. Послушайте сердце своего соседа справа. Слышите как оно стучит?

Кто знает какой размер у сердца?

На самом деле сердце величиной приблизительно с ваш кулак. Расположено оно в грудной клетке. Но не в центре, а слева. Сердце очень трудолюбиво и работает без остановки, как моторчик. Сто тысяч раз за день оно произносит свое «тук-тук». И ни разу не передохнет.

Скажите, всегда ли наше сердце бьется одинаково?

А всегда ли у нас ровное дыхание?

Сейчас мы это проверим:

Послушайте как бьется ваше сердце, а потом надо встать со своих мест и попрыгать на месте.

Дети: желудок, живот, сердце.

Дети слушают как бьется сердце у соседа

Дети: большое, показывают разные размеры.

Дети: если бегаем, сердце бьется быстрее.

Дети: нет.

Физкультминутка

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка - попрыгушка.

За прыжком – другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок!

Снова послушайте как бьется ваше сердце, что изменилось, что стало с нашим дыханием?

Дети выполняют движения по тексту.

Слайд: «Связь работы дыхания и сердца».

Когда мы спим, у нас ровное дыхание и сердце работает равномерно. Когда мы боимся, сердимся – у нас учащается дыхание и чаще начинает биться сердце.

Есть тревожное слово «стресс». Оно означает напряжение организма в момент опасности. Так наш организм защищается. Если стресс у человека сильный или он повторяется, человек может заболеть.

Оказывается, многие проблемы со здоровьем возникают от неправильного дыхания.

А Вы хотели бы узнать секрет правильного дыхания? (повторять ответы детей )

Дети отвечают

Я расскажу вам секрет правильного дыхания животом. Его открыли мудрецы много лет назад. Посмотрите на экран: слайд «Учимся дышать животом».

Мы делаем вдох носом, наш живот надувается, а помогает ему диафрагма – это мышца, которая отделяет грудь от живота.

Когда диафрагма опускается происходит вдох и легкие наполняются воздухом; на выдохе легкие спадаются – диафрагма выгибается и становится похожей на радугу.

При неправильном дыхании работает только часть легких. Поэтому мы часто болеем.

Хотите попробовать? Для этого надо сесть удобно. Положите одну руку на живот, другую – на грудь, и попробуем подышать животом.

Сделайте вдох через нос, наш живот надувается, выдох через чуть сомкнутые губы, наш животик втягивается. Попробуем подышать. Представьте, что наш животик – это воздушный шарик. Давайте посмотрим у кого хорошо надувается животик. У кого не получается, попробуйте лежа, на живот положите маленькую игрушку. На вдохе она должна подниматься, а на выдохе опускаться.

Понравилось вам дышать?

Как вы себя чувствуете?

Дети внимательно слушают объяснения педагога и пробуют выполнить задание

Дети: «Да».

Дети: «спокойно, хорошо».

Заключительная часть.

Теперь вы знаете секрет правильного дыхания и как можно бороться со стрессом. Дома обязательно расскажите родителям о секрете правильного дыхания.

Давайте вспомним как правильно дышать:

Почему вдох правильно делать через нос?

Как называется мышца, которая отделяет грудь от живота?

А сейчас я предлагаю надуть наши шарики с использованием секрета правильного дыхания и украсить ими группу.

Дети отвечают

Дети надувают шарики и украшают группу.

Принципы работы:

«Скажи мне и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я научусь».

«У каждого ребенка свой срок и час постижений».

Рефлексия:

Задать детям вопросы в конце занятия:

«Чему я научился?»

«Если ты будешь сейчас помогать другому, то как ты это сделаешь?»

«Расскажи, как ты это сделал, чтобы он смог сделать так же?»

Риски: невозможность выполнить дыхание животом (см. выше).

Всегда ли мы дышим обеими ноздрями?

Мало кто знает, что человек дышит чаще всего только через одну ноздрю - это происходит вследствие смены носовых циклов. Одна из ноздрей является главной, а другая - дополнительной, и то правая то левая выполняет роль ведущей. Смена ведущей ноздри происходит каждые 4 часа, и в ходе носового цикла кровеносные сосуды сжимаются у ведущей ноздри, и расширяются в дополнительной, увеличивая или уменьшая просвет, через который проходит воздух в носоглотку.

Как дышать правильно

Большинство людей дышат неправильно. Для того, чтобы научить свой организм дышать наиболее оптимально, нужно вспомнить, как все мы дышали в детстве - при дыхании носом верхняя часть нашего живота мерно опускалась и подымалась, и грудь оставалась неподвижной.

Диафрагмальное дыхание является самым оптимальным и естественным для человека, но постепенно, взрослея, люди портят осанку, которая влияет на правильность дыхания, а мышцы диафрагмы начинают двигаться неправильно, сжимая и ограничивая легкие.

Для того, чтобы научиться дышать не грудной клеткой, а животом, можно попробовать выполнить простое упражнение: сесть или встать как можно более прямо, положить руку на живот и дышать, контролируя ее движение. При этом вторую руку можно положить на грудную клетку и наблюдать, движется ли она. Дыхание должно быть глубоким и осуществляться только через нос.

Сегодня известно о болезни современности - компьютерном апноэ, возникающем из-за неправильного дыхания. По оценкам ученых, им может страдать до 80% людей, использующих компьютеры. Во время работы за компьютером человек может непроизвольно задерживать дыхание, концентрируясь на важных для него деталях. При этом некоторые люди чувствуют небольшое головокружение - это и есть первые признаки апноэ. Ограничение дыхания при сосредоточенной работе вызывает ускоренный ритм сердцебиения, расширение зрачков и может приводить к ожирению и даже диабету. Врачи рекомендуют следить за своим дыханием во время работы за компьютером.

Сколько можно не дышать?

Принято считать, что человек может обойтись без воздуха от 5 до 7 минут - далее в клетках мозга без питания кислородом происходят необратимые изменения, приводящие к смерти. Однако на сегодняшний день мировой рекорд по задержке дыхания под водой - статического апноэ - составляет 22 минуты 30 секунд, и поставил его Горан Чолак.

Всего в мире существует лишь четверо людей, которые способны задерживать дыхание дольше, чем на 20 минут, и все они являются бывшими рекордсменами. Такая дисциплина сопряжена со смертельной опасностью, и для того, чтобы задержать воздух более, чем на 5 минут, спортсменам требуются годы тренировок. Чтобы побороть желание вдохнуть воздух, они пытаются увеличить свой объем легких на 20%.

Этот спорт требует максимальной самоотдачи: рекордсмены тренируются неподвижной и динамической задержке дыхания два раза в неделю, соблюдают особую диету с высоким содержанием овощей, фруктов и рыбьего жира. Также обязательно тренировки в барокамерах, чтобы организм привыкал к существованию без достаточного количества кислорода - кислородному голоданию, подобного тому, что испытывают альпинисты в условиях разреженного воздуха на больших высотах.

Неподготовленным людям крайне не рекомендуется пытаться надолго задерживать дыхание или попадать в условия кислородного голодания. Дело в том, что организму требуется примерно 250 миллилитров кислорода в минуту в состоянии покоя, а при физической активности эта цифра увеличивается в 10 раз.

Без перехода кислорода из воздуха в кровь, совершаемый в наших легких с помощью альвеол, соприкасающихся с кровеносными капиллярами, головной мозг уже через пять минут перестанет нормально функционировать из-за гибели нервных клеток. Проблема заключается еще в том, что при задержке дыхания кислороду, превращающемуся в CO2 некуда выходить. Газ начинает циркулировать по венам, сообщая мозгу о необходимости вдохнуть, а для организма это сопровождается ощущением жжения в легких и спазмами диафрагмы.

Почему люди храпят?

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда другой человек мешал нам засыпать своим храпом. Иногда храп может достигать громкости в 112 децибел, что громче звука включенного трактора и даже самолетного двигателя. Однако храпуны просыпаются из-за громкого звука.

Почему это происходит? Когда люди спят, их мышцы автоматически расслабляются. То же часто происходит и с язычком и мягким небом, вследствие чего проход вдыхаемому воздуху частично перекрывается. Вследствие этого возникает вибрация мягких тканей неба, сопровождаемая громким звуком.

Также храп может возникать из-за отека мышц гортани, приводящему к сужению гортани и воздушного прохода. Храп может возникать из-за особенностей строения перегородки носа, например, искривления, а также из-за заболеваний носоглотки - увеличенных миндалин, полипов и простуд или аллергии. Все эти явления так или иначе приводят к сужению просвета, используемого для забора воздуха. Также в группе риска люди с избыточным весом и курильщики.

Заболевания и вредные привычки могут вызвать не только неприятный для окружающих храп, но и серьезные болезни. Недавно было открыто пагубное влияние храпа на мозг: ученые обнаружили, что, так как при храпе в мозг поступает меньше кислорода, у храпящих пациентов уменьшается количество серого вещества, что может привести к уменьшению умственных способностей.

Храп может привести к смертельным заболеваниям, таким как апноэ, задержка дыхания во сне. У храпящего может быть до 500 остановок дыхания за ночь, то есть, он не будет дышать в сумме около четырех часов, но он не сможет этого вспомнить. Апноэ вызывает недостаток кислорода в крови, и люли, страдающие им, постоянно не высыпаются и чувствуют усталость. При моментах задержки дыхания спящие беспокойно вертятся во сне, но не просыпаются. Возобновление дыхания происходит с громким храпом. Постепенно недостаток кислорода приведет к нарушениям сердечного ритма и излишней нагрузке на головной мозг, что может вызвать инсульта и инфаркты. Из-за всех этих опасностей храпа люди издавна пытались бороться с ним: известны даже специальные машины, фиксирующие громкость окружающей среды и будящие человека, если он захрапит.

Почему мы чихаем с закрытыми глазами

Интересно, что многие люди не замечают, что когда они чихают их глаза автоматически закрываются. Недавно ученые провели исследование, проясняющее, почему нельзя чихнуть с открытыми глазами. Оно показало, что в процессе чихания, в котором участвует множество мышц пресса, груди, диафрагмы, голосовых связок и горла, создается такое сильное давление, что если глаза не закрыть они могут повредиться. Скорость воздуха и частиц, вылетающих при чихании из носовых проходов, составляет более 150 км/ч. Процесс закрытия глаз контролируется особым участком мозга. Более того, ученым удалось открыть взаимосвязь чихания и характера человека: те, кто чихают скрытно и тихо - являются педантами, терпеливыми и спокойными, а те, кто, напротив чихает громко и раскатисто, являются типичными энтузиастами со множеством друзей и полные идей. Быстро и не пытаясь сдержаться чихают только одиночки, решительные и требовательные, самостоятельные и склонные к руководству.

Зачем мы зеваем?

Дыхание иногда сопряжено с некоторыми необычными эффектами, например, с зеванием. Зачем люди зевают? Функция этого процесса до недавнего времени была доподлинно неизвестна. Различные теории объясняли зевание тем, что оно помогает дыханию, активируя подачу кислорода, однако ученый Роберт Провин поставил эксперимент, в ходе которого опроверг эту теорию с помощью того, что давал испытуемым дышать различными смесями газов.

Еще одна теория состоит в том, что зевок при усталости является определенным сигналом, который синхронизирует биологические часы у группы людей. Именно поэтому зевание заразительно, так как должно настраивать людей на совместный распорядок дня. Есть и гипотеза о том, что зевки с их резкими движениями челюстями вызывают усиленную циркуляцию крови, помогающую охладить мозг. Прикладывая испытуемым на лоб холодный компресс, ученые заметно снизили частоту зевания. Известно, что зародыши часто зевают еще в чреве у матери: возможно, это помогает им расширить свой объем легких и развивает артикуляцию. Зевота также обладает воздействием, подобным антидепрессанту, зевки часто сопровождаются ощущением небольшой разрядки.

Йоги предупреждают, что заниматься пранаямой, дыхательной йогой, без должной подготовки может быть опасно. Во-первых, во время практики необходимо держать спину прямо в определенных положениях, то есть, уже владеть асанами йоги. Во-вторых, эта дыхательная техника настолько мощная, что может оказать сильнейшее влияние на физическое и эмоциональное состояние организма. К тому же, в месте занятий должен быть чистый воздух, и на занимающегося налагается целый ряд ограничений: нельзя заниматься пранаямой до 18 лет, при повышенном давлении, травмах, болезнях и т.п.

Есть и другие дыхательные практики, потенциально опасные для здоровья. К примеру, холотропное дыхание, предлагающее погрузиться в измененное состояние сознание при помощи гипервентиляции легких - учащенного дыхания, которое может вызвать множество побочных эффектов, например, гипоксию мозга, и крайне не рекомендуется людям с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Сергей Зотов

Оригинал записи и комментарии на

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь