Считалки для самых маленьких детей отличаются от обычных считалок наличием интересного сюжета и частым повторением одних и тех же слов.
Считалка
Едет, едет
Солнце
В золотой карете,
Видит-видит
Солнце
Сверху всё на свете:
И щенка,
И петуха,
И козу с рогами,
И как Петя
Во дворе
Машет кулаками.
***
Тише, мыши, кот на крыше
Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.
***
Эники-беники
Эники-беники ели вареники
Эники-беники — клёц!
Вышел весёлый матрос.
***
Мишка косолапый
Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенку поёт.
Шишка отлетела - прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою - топ!
***
Кони, кони
Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.
***
Считалки с цифрами будут полезны ребятам, которые осваивают цифры. А многие дети могут выучить цифры и числа благодаря считалкам.
Считалка от 1 до 10
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.
***
Считалка с тигром
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.
***
Раз — два — три — четыре — пять!
Всех чудес не сосчитать!
Красный, белый, жёлтый, синий,
Медь, железо, алюминий,
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон.
А война пусть выйдет вон!
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Научилась я считать!
Протянул мне руку Колька:
«Сосчитай-ка: пальцев сколько?»
Что же тут не сосчитать?
Раз, два, три, четыре, пять!
Он вторую руку тянет:
«Сколько вместе пальцев станет?»
Я считать не тороплюсь,
Я немножечко боюсь:
восемь, двадцать, десять, сто…
А за «стом» не знаю что…
***
Считалочки – полезно знать и произносить с самого раннего детства. Запоминается и порядок счета и цифры.
Чем необычнее сюжет считалочки, тем быстрее она запоминается малышами.
Считалочки для детей – счет до 5
Раз, два – синева!
Пять, шесть – речка есть!
Е. Благина
***
Мы собрались поиграть!
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
***
Шли бараны по дороге
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем ноги вытирать!
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей!
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Научилась я считать!
Протянул мне руку Колька:
«Сосчитай-ка пальцев сколько!»
Что же тут не сосчитать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, не попал!
Серый зайка убежал!
***
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире!
Чай пили, чашки били!
По три денежки платили.
***
Раз, два, три, четыре!
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех начну считать опять!
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго!
Берегите же друг друга!
***
Петушок, петушок!
Покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем
Сколько перешек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять!
Не возможно сосчитать!
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел тигр погулять!
Он по улице идет
Ни к кому не пристает!
Но от тигра почему-то
Разбегается народ!
Э. Успенский
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать
– Крепкие, дружные,
Все такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые
Хоть не очень чистые!
З. Александрова
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо ложки сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо вилки сосчитать!
Ложки, вилки, ложки, вилки…
В голове шуршат опилки!
Е. Карганова
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Все могу я сосчитать:
И салазки на горе,
И коляски во дворе,
И девчонок и мальчишек,
Их сестренок и братишек,
И прилавки в гастрономе,
И окошки в нашем доме!
М. Пляцковский
Считалочки для детей - счет до 10.
Раз, два – синева!
Три, четыре – солнце в мире!
Пять, шесть – речка есть!
Семь, восемь – майки сбросим!
Девять, десять – загораем целый месяц!
***
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть - ворона на столбе,
Семь - ворона на трубе,
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну, а десять – это галка.
Вот и кончилась считалка!
А. Усачев
***
У лисицы новоселье
Ждет гостей в лесу веселье.
Первый гость узнал об этом
И пришел енот с букетом.
Волк с лисою кумовья:
«Мой подарок – это я!»
Первым волк хотел придти,
Да замешкался в пути.
«Вот тебе и пир горой
Неужели я второй?»
Третий- зайка озорной
Тащит чайник заварной
Вот лисичка будет рада-
Угощать гостей ей надо.
Чай заварит крепкий, мятный
Очень вкусный, ароматный.
Кто четвертый гость у нас?
Тетя мышь придет сейчас.
«Я на ярмарке была,
Книгу сказок принесла
Деткам на ночь прочитать,
Крепче детки будут спать»
Пятый гость притопал мишка
Очень маленький Топтыжка.
А подарок? В чем вопрос?
Мишка сладкий мед принес.
Еж колючий – гость шестой
- Забегал в лесок густой.
Там грибов набрал немножко
И принес лисе лукошко.
Серый ослик – гость седьмой
Возвращается домой.
Он с утра задумчив был
И подарок позабыл.
Дома, прямо у дверей:
«Побегу за ним скорей!»
Гость восьмой к лисе идет
- Очень важный рыжий кот.
Кот несет ей самовар,
Что сверкает будто жар.
«Гостя лисонька встречай
Да налей покрепче чай!»
А девятый шарик пес,
Он гармонь лисе принес.
«Здравствуй лисонька-сестрица,
Не пора ли нам мириться?
– Мы полаялись вчера
У хозяйского двора.
Ты пришла в курятник в наш,
Ну а я - хозяйский страж!»
Познакомьтесь гость десятый,
Это тигр полосатый.
Обещал он не кусаться,
На зверюшек не бросаться
У лисы на новоселье.
Пустим тигра на веселье?
М. Манакова.
***
Нелегко считать цыпляток
- Их у курицы десяток:
Этот вот забрался в таз - раз.
А другой полез в дрова - два.
В клюв лягушку не бери, три!
Вот четвертый спрыгнул в яму -
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять - пять!
Под крыльцо собрался лезть - шесть!
Куд-куда! Не лезь на горку…
Семь - ему устрою порку!
Восемь - прыгнул в конуру…
Нет, ей-богу, я умру!
Где девятый? Быстро брось!
- Это не червяк, а гвоздь!
Вот десятый. Он - хороший…
Стой, куда? Не лезь в галошу!
Погодите! Куд-куда?
Разбежались кто куда…
Только всех пересчитала - Начинай считать сначала!
А. Усачев
***
Раз – судья в свисток свистит
Два – спортсмен с мячом стоит
Три – косой осоку косим.
На четыре – сено носим.
Пять – скрипит в саду калитка.
Шесть - на листики улитка.
Семь – затих в кустах кузнечик.
Восемь – пас пастух овечек.
Девять – вечер наступает
Десять – Саша засыпает.
***
Раз – автобус нас привез.
Два – грыз косточку Барбос.
Три – у Светы есть скакалка.
На четыре - скачет галка.
Пять – барсук солому стелет.
Шесть – соседка свеклу сеет.
Семь – собака пьет из миски.
Восемь – киска ест сосиски.
Девять – солнышко садится.
Десять – спать сурок ложится.
***
Раз – слоненок строит мост.
Два – у сов короткий хвост.
Три – сорвал осел цветок.
На четыре - съел цветок
Пять - у дятла остры нос.
Шесть – сорняк на клумбе рос.
Семь – лиса в лесу сидит.
Восемь – сок в стакан налит.
Девять – скоро тихо станет.
Десять - сон приснился Тане.
***
Раз – звенит звонок в прихожей.
Два – зашел ко мне Сережа.
Три – загадку загадал.
На четыре – угадал.
Пять – заколка есть у Зины.
Шесть – змея ползет к корзине.
Семь - грызет морковку зайка.
Восемь – злится здесь хозяйка.
Девять - близится закат
Десять – спать зовут ребят.
***
Раз – царапается кот.
Два – акация цветет.
Три – у курицы яйцо.
На четыре – мой лицо.
Пять – царевна на крыльце.
Шесть - румянец на лице.
Семь – дворец большой стоит.
Восемь - в центре царь сидит.
Девять - к нам с письмом гонец.
Десять - сказки тут конец.
***
Раз – шуршит в шкафу мышонок.
Два – в кадушки лягушонок.
Три – шакал пошел в камыш.
А четыре – в шляпе мышь.
Пять – напишем в школе «шишка».
Шесть – шалит, шуршит мартышка.
Семь – на крыше наша кошка.
Восемь – шмель влетел в окошко.
Девять – шапку шьет швея.
Десять - шел по шпалам я.
***
Раз – шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три – ношу в шалаш игрушки.
На четыре – мою ушки.
Пять – купили Даше шашки
Шесть – покушай пшенной кашки.
Семь - в лукошке три картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять – штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг
***
Раз – щенок жует прищепку.
Два – ищейка ищет щепку.
Три – щавель положим в щи.
На четыре – мышь пищит.
Пять - щегол щебечет в чаще.
Шесть - я чищу детский плащик.
Семь – ловили мы лещей.
Восемь – борщ из овощей.
Девять – гонщик шел на площадь.
Десять – вещи тащит лошадь.
***
Раз – лакал кот молоко.
Два - олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять - стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять - квакнула лягушка.
***
Раз - Володя в школу шел.
Два – тянул телегу вол.
Три – волк узел завязал.
На четыре – развязал.
Пять – был белым колобок.
Шесть – упал под стул клубок.
Семь - лошадка побежала.
Восемь - белка поскакала.
Девять – сокол в облаках.
Десять - пчелы на лугах.
***
Раз – морковка в огороде.
Два – Егор забор городит.
Три - на море пароход.
На четыре – быстрый ход.
Пять – ворона на пороге.
Шесть - крапива вдоль дороги.
Семь – рисую натюрморт.
Восемь – режу бутерброд.
Девять – роет крот нору.
Десять жук грызет кору.
***
Раз - в корыте корм для хрюшки.
Два – нарвем скорей петрушки.
Три – картошку дружно жарим.
На четыре – рыбу варим.
Пять – сугробы во дворе.
Шесть – дрова горят в костре.
Семь - в грозу грохочет гром.
Восемь - строит Рома дом.
Девять – грузим грузовик.
Десять – вырос боровик.
Детские считалочки используются для жеребьёвки издавна. Таким незамысловатым способом дети и даже взрослые выбирают одного или нескольких ведущих и устанавливают очерёдность. Обычно их используют в играх, реже - для решения бытовых проблем. Например, чтобы определить, кому на этот раз выпадет не слишком приятная роль мыть грязную посуду.
Детские считалочки знакомы всем с юного возраста и остаются в памяти вплоть до глубокой старости. Они являются неотделимой частью той жизни, в которой еще не было электронной техники, компьютеров и телефонов. В советское время бо́льшую часть досуга детки проводили на улице за игрой в казаки-разбойники или прятки. Именно в дворовых забавах и применяются полезные стишки, которые надолго откладываются в голове. Считалки передаются из поколения в поколение, поддерживая древние традиции и интересы.
И сегодняшние дети не станут исключением. Родители учат их считалкам, которые, в свою очередь, перейдут следующему поколению. И даже если с каждым днём придумывается всё больше и больше новых считалочек, старые ещё будут активно использоваться и навсегда останутся в устном народном творчестве. А если в семье появится традиция придумывать новый такой стишок хотя бы раз в неделю, то ребенок, несомненно, вырастет творческой личностью.
Литературоведы относят шуточные стишки-считалочки к детскому фольклору.
Их история началась гораздо раньше, чем многие думают. Эти короткие стихи появились и начали использоваться еще в ритуальных обрядах античного времени для пересчета вещей, определения «счастливых» и «несчастливых» предметов обихода, которые либо ставились на самое видное место, чтобы «притянуть в свой дом счастье», либо убирались подальше, а иногда и вовсе выбрасывались и даже сжигались.
Считалки могли использоваться и в качестве заклинаний. Раньше люди верили в силу слова, поэтому относились к зарифмованным текстам максимально серьёзно.
Уже несколько позже считалки начали употребляться в охоте. С их помощью проводилась жеребьёвка и определение должностных обязанностей в племенах, старейшины назначали ответственного за охрану лагеря, добычу провизии и даже выбирали лекаря. А также древние люди придумывали специальные короткие рифмованные тексты для охотничьей деятельности, используя в них слова, понятные только самим охотникам.
К примеру, вот одна из охотничьих считалочек:
«Ази, двази , призи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест».
Этот стишок напоминает привычные цифры для счёта. Вполне вероятно, что его как раз-таки и использовали для пересчёта добытого пропитания. В современном обществе первоначальное значение стишков приобрело более простое использование.
Детские считалочки отличаются друг от друга, но основная разница заключается в возрасте тех, для кого они придуманы. В таких стишках нет сложных слов и мудрёных оборотов, фразы написаны таким образом, чтобы их мог запомнить каждый ребёнок.
Особенно известны считалки для детей 3−4 лет. Здесь употребляется простейшая рифма, благодаря чему текст отлично запоминается:
«Эники-беники
Ели вареники.
Эники-беники - клёц!
Вышел кудрявый матрос».
А эта считалочка для детей 4−5 лет. Как видно, она отличается от предыдущей. Здесь всё такая же элементарная рифма, но содержание уже чуть сложнее:
«Вышел месяц из тумана
Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить
Все равно тебе водить».
А эта считалочка для детей 6−7 лет хороша в качестве «ритмического тренажёра»:
«На золотом крыльце сидели царь, царевич,
король, королевич,
сапожник да портной.
А кто ты такой?
Говори поскорей, не задерживай
добрых и честных людей!»
Существует и другая классификация считалочек. В ней отображены различия по смысловой нагрузке:
Оказывается, кроме назначения ведущих, от детских считалок есть и другая польза. Помимо употребления в играх, эти стишки почти незаменимы в обучении ребёнка дошкольного возраста. Вот, к примеру, простая считалочка, которая поможет запомнить цифровой ряд:
Раз, два, три, четыре, пять,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Считалки не только способствуют формированию чувства ритма, музыки и темпа, что очень важно привить с ранних лет, но также научат и участвовать в семейных делах.
«Жребийные» стишки помогают:
Родители самостоятельно могут придумать пару стишков, которые будут помощниками в бытовых вопросах. К примеру, ребенок не хочет участвовать в делах по дому. Можно в игровой форме увлечь малыша, и тогда он сам не заметит, как пролетело время за работой и насколько это было увлекательно.
Как видно, детские считалочки - не просто увлекательные шуточные стишки. Они несут огромную пользу для всестороннего развития детей, подготавливают их к школе, учат общению с другими людьми, вырабатывают незаменимые лидерские качества. Это значит, что учить считалки с детства не только очень интересно, но и по-настоящему необходимо, о чем должен знать каждый родитель, воспитывающий малыша дошкольного возраста.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка, поводи!
**********
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стуки, звон,
Выйди вон!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
(Тот тогда водить пойдёт!)
**********
Катится яблочко
С крутой горы,
Кто поднимет –
Тот выходи!
**********
Катилась торба
С великого горба.
В этой торбе:
Хлеб, соль, пшеница,
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых и мудрых людей.
**********
Вышла курица с-под клети,
Сама села на повети
И кричала: «Куд-куда!
Приходи водить сюда!»
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
**********
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет. Скачет по полям.
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он –
Выходи из круга вон!
*********
Летела птичка через сад,
Уронила виноград.
Кто его поднимет,
Тот из кона выйдет!
**********
Заяц серый,
Куда бегал?
В лес зелёный.
Что там делал?
Лыки драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион!
Поди вон
Из окошка
Кувырком!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
**********
Ехал Туз на бочке.
Продавал цветочки,
Синий, красный, голубой –
Выбирай себе любой!
**********
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь и восемь –
Ходит баба с длинным носом,
А за нею дед,
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей.
**********
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт!
**********
Куба-куба-кубака,
Больно ямка глубока.
Там мышки сидят,
Все на солнышко глядят
И считают: раз, два, три –
В этот счёт выходишь ты!
**********
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
**********
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
**********
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана:
Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
**********
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди,
Кто не верит – выходи!
**********
Шёл баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот водить пойдёт!
**********
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
А за мышками скакать!
**********
Три копейки – медный грош,
Выбирай, кого ты хошь!
Три копейки по рублю!
Выбирай, кого люблю!
**********
Лиса по лесу ходила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Куму двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдёт,
Тот водить пойдёт!
**********
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак -
Отжимай один кулак!
**********
Раз, два, три, четыре, пять –
Букой вздумали пугать;
Три, четыре, пять и шесть –
Вы не верьте, что он есть;
Буки, братцы, нет совсем!
**********
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Я не мамкин сын,
Я не папкин сын.
Я не на елке рос,
Меня ветер снес,
Я упал на пенек –
Стал кудрявый паренек!
**********
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
**********
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!
**********
В синем море-океане
Золотой стружок плывёт.
А на острове Буяне
Роща белая растёт.
Станем думать да гадать,
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй!
**********
Забрался медведь в колоду,
Захотелось ему мёду.
Кто не верит – погляди
И из круга выходи.
**********
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
**********
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Села кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
**********
Тинцы-бринцы, бубенцы,
раззвонились удальцы:
диги, диги, диги-дон,
выходи скорее вон!
**********
Цынцы-брынцы, балалайка.
Цынцы-брынцы, поиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу.
Цынцы-брынцы, заплачу.
Цынцы-брынцы, дай пятак.
Цынцы-брынцы, выйди так!
**********
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
**********
Как-то летом по Онеге
Сом поехал на телеге.
Вместо лошади – карась,
Он завез телегу в грязь.
Вязнет, помощи прося,
И ругает карася!
**********
Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке -
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
**********
Шышел-мышел,
Взял, да вышел.
**********
Шла веселая собака,
Чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
Головы задрав,
А за ними - поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка,
Что я говорю?
**********
Шарага, барага,
По кусту, по насту,
По лебе, лебедке,
Штучка, плетка,
Соколик, вон.
**********
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
**********
Вышли мышки как - то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
**********
Ежик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал –
В лес зайчишка убежал!
**********
Катилась апельсинка,
по имени Иринка.
Уроки не учила
И двойку получила.
Покатилася назад –
Получила ровно пять.
**********
Федя – медя
Съел медведя,
Две коровы, три быка,
Съел хромого гусака,
Съел цыплёнка у ворот,
Пошёл Федя в огород.
В огороде месяц май,
Выходи и догоняй!
**********
Вертолёт, вертолёт,
Прокати меня в полёт.
А в полёте пусто,
Выросла капуста.
А в капусте червячок,
Вышел Ваня-дурачок.
**********
Робот-тобот и винты,
Робот – водит, прячься – ты!
**********
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете.
Из ракеты той, друзья,
Самый первый вышел я!
**********
Цикал-цикал, мотоцикал,
Все дорожки перецикал
И приехал в Ленинград,
Выбирать себе наряд:
Красный, синий, голубой –
Выбирай себе любой.
**********
Тани-бани,
Что под нами,
Под железными столбами?
Там мышки живут,
Они шапки шьют;
Одна шапка упала
- Мышка - скок - убежала.
Кот Матвей
Побежал за ней!
**********
В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?
**********
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
**********
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
**********
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре,
Умножаем на четыре,
Делим, делим на четыре –
Получается четыре.
**********
Шерсть чесать - рука болит,
Письмо писать - рука болит,
Воду носить - рука болит,
Кашу варить - рука болит,
А каша готова - рука здорова.
**********
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет,
Скачет
По полям
Тут и там!
Тут и там!
Где проскочет он -
Выходи
Из круга
Вон!
**********
Будет дождик, будет солнце,
Отвори скорей оконце,
Ты из дома выходи
И в игре у нас води!
**********
Суп варили Тобики,
Помогали Бобики,
Прибежали кошки,
Принесли плошки,
Стали кошки плошки мыть,
Выходи, тебе водить.
**********
Стояли березки,
Летели синички
И сели березкам
На ветки-косички.
Попробуй синичек
В листочках найди.
Тебе не найти этих птичек
-Води!
**********
Дождь прошел,
Я гриб нашел.
Буду варить,
А тебе водить.
**********
Раз, два, три, четыре,
Жил гусенок на квартире.
Пять, шесть, семь,
Худенький совсем.
А теперче братцы, восемь,
Мы его сквартиры спросим:
"Ты, неряха, уходи!".
А ты, Коленька, води.
**********
Курица заболела,
Теде водить велела.
**********
Цыган черный в трубу пернул.
Дым валит,
Тебе водить.
**********
Черный цыган в трубу дыхнул,
Дым валит, тебе водить.
**********
Маша, Маша,
Растеряша,
Долго нету Маши нашей.
В круг к нам, Машенька, иди,
Встань в середку и води!
**********
Раз, и два, и три, четыре,
Жили мышки на квартире
К ним повадился сам друг,
Крестовик, - большой паук.
Пять, и шесть, семь, и восемь,
Паука мы все попросим:
- К нам, обжора, не ходи,
Ну-ка, Леночка (любое имя), води!
**********
Катилось яблочко по блюду.
Ты води, а я не буду.
**********
За закрытыми дверями
Стоит попка с пирогами,
Здравствуй, попочка-дружок,
Сколько стоит пирожок?
**********
Раз – два – три – четыре – пять:
Очень просто сосчитать.
Сосчитай до десяти,
А теперь, дружок, води.
**********
Тара-бара,
Домой пора:
Коров доить -
Тебе водить.
**********
В лесу есть ворота.
Филины и совы
Стерегут засовы,
В каждой щелке
Бродят злые волки.
Кто боится там ходить -
Тому водить.
**********
Ехал белый пароход,
А на нем - усатый кот.
Кот записки всем писал.
Что ты водишь, нам сказал.
**********
Покатилось колесо,
Укатилось далеко.
И не в рожь,
И не в пшеницу,
Катит в самую столицу.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
**********
За стеклянными дверями
Сидит Понка с пирогами,
Здравствуй, Поночка, дружок,
Сколько стоит пирожок?
С рисом, с мясом, с колбасой -
Выбирай себе любой.
**********
Птичка по небу летела,
Птичка мне считать велела.
Раз, два, три,
Водить будешь ты!
**********
Пошла муха на базар
И купила самовар.
А в этом самоваре
Мухи дырку прокусали.
Раз – два – три – четыре – пять,
Выходи – тебе искать.
На дрожжах поставим тесто –
Потемней поищем место.
Тесто, тесто, подходи.
Пекарь, пекарь, поводи.
**********
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить-
Тебе водить.
**********
Кады-мады,
Несли воды,
Корове пить -
Тебе водить.
**********
Кады-ляды,
Несли воды,
Корове пить -
Тебе водить.
**********
Тары – бары – растабары,
К нам приехали татары,
Теперь будут с нами жить,
Выходи! – тебе водить.
**********
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели.
И тебе водить велели.
**********
Чет-нечет, чет-нечет,
Жарко солнышко печет.
Начинаем прятки-
Засверкали пятки!
Кто в канаву, кто в кусты,
А на солнце будешь ты.
**********
Чет-нечет, чет-нечет,
Чет-нечет дрова сечет,
Чет-нечет блины печет,
Чет-нечет пшено толчет.
Все дела наперечет
Переделал чет-нечет:
А четиха - не чета
Чет-нечету - не чета.
Спит она и ночь, и день,
Ей вздохнуть и то уж лень.
А тому, кому водить,
Тот пойдет ее будить!
Литература и интернет-ресурсы:
«Считалочки» Для дошкольного и младшего школьного возраста. «Махаон», 2004
«Календарные песни и считалки» Литературно-художественное издание. Минск. Харвест. 2004.
«Гой еси вы, добры молодцы» Русское народное поэтическое творчество. Москва. «Молодая гвардия». 1979
http
:/
www
.
u
4
eba
.
info
/
schitalochki
/
c
3.
html
Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.
Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.
Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.
Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.
Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.
Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»
Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:
-«Конь вороной или барабан заводной?
— Бочку с салом или казака с кинжалом?
— Шар тесать или по воде плясать?
— Шар катить или воду лить?
— Коней кормить или печи топить?
— С неба стрельца или с земли молодца?
— Дома быть или по морю плыть?
— Сольвья или воробья?
— Шапки или фуражки?
— Наливное яблочко или золотое яблочко?
— Сундук денег или золотой берег?
— Травки – муравки или золотой булавки?
— Лисицу в цветах или медведя в штанах?
— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»
При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.
Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).
В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.
Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:
«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»
Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.
8 заумных считалок для детей.
«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»
«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»
«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»
«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».
«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».
«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»
«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»
Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.
«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».
История заумных считалок
Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.
Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.
Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.
Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!
Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.
«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»
Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»
А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.
«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».
«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».
В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.
«Стакан, лимон-
Выйди вон!»
«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»
«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».
«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»
«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».
«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».
«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».
Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:
«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».
Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.
Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂
«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»
Еще одна считалка, и тоже из моего детства:
«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».
Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.
А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"