Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

16. В графу "Особенности характера" анкеты ребенка органом опеки и попечительства не вносятся сведения, которые относятся к подразделу "Медицинское заключение о состоянии здоровья" раздела 1 анкеты ребенка, в том числе об особенностях физического и умственного развития ребенка.

17. В графу анкеты ребенка "Дополнительная информация" органом опеки и попечительства вносятся в том числе:

Сведения о посещении ребенка в организации, в которой он находится, родителями либо родственниками, а также об их намерении взять ребенка на воспитание в свою семью с указанием даты посещений и фамилии, имени, отчества (при наличии) родственника, посещающего (посетившего) ребенка, и степени его родства;

Сведения о временной передаче ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в порядке, установленном Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2581; 2012, N 21, ст. 2644; 2013, N 7, ст. 661; N 28, ст. 3829; 2014, N 7, ст. 687);

Реквизиты розыскного дела в случае нахождения ребенка в розыске.

18. Региональный оператор формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, поступивших из органов опеки и попечительства, осуществляет учет детей в электронном виде с использованием ППО ГБД о детях и организует их устройство на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

19. Информация первичного учета либо анкета ребенка, в том числе изменения, вносимые в анкету ребенка, поступившие из органов опеки и попечительства без использования ППО ГБД о детях, подлежат обязательной регистрации.

20. При поступлении информации первичного учета, анкеты ребенка, в том числе изменений данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, с нарушением установленных требований к порядку и срокам их предоставления региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанных сведений информирует соответствующего руководителя органа опеки и попечительства о выявленных нарушениях и возвращает анкету ребенка в случае выявления нарушений для оформления ее в соответствии с требованиями, установленными пунктами 10 - настоящего Порядка.

Датой занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях является дата получения региональным оператором оформленной в соответствии с установленными требованиями анкеты ребенка.

Ответственность за нарушение сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях возлагается на соответствующий орган опеки и попечительства.

21. Федеральный оператор формирует федеральный банк данных о детях на основании сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, поступивших из региональных банков данных о детях, осуществляет учет этих детей и оказывает содействие в их устройстве на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

При поступлении информации первичного учета, анкеты ребенка, в том числе изменений данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, с нарушением установленных требований к порядку и срокам их предоставления федеральный оператор в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений информирует соответствующего регионального оператора о выявленных нарушениях и возвращает анкету ребенка в случае выявления нарушений для оформления ее в соответствии с требованиями, установленными пунктами 10 - настоящего Порядка.

Датой занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в федеральный банк данных о детях является дата получения федеральным оператором оформленной в соответствии с установленными требованиями анкеты ребенка в электронном виде.

Ответственность за нарушение сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального в федеральный банк данных о детях возлагается на соответствующего регионального оператора.

22. Руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка и региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений информируют соответственно орган опеки и попечительства, регионального оператора и федерального оператора:

Об изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, по форме <4> , приведенной в приложении N 5 к настоящему Порядку;

О прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях по форме <4> , приведенной в приложении N 6 к настоящему Порядку.

23. Руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства и региональный оператор направляют соответственно в орган опеки и попечительства, региональному и федеральному операторам:

Актуализированную информацию об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления, но не реже 1 раза в год;

Фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ребенком 3 лет - каждые 4 месяца; в отношении детей в возрасте от 3 до 7 лет - каждые 6 месяцев; в отношении детей в возрасте старше 7 лет - каждые 2 года.

24. Руководитель организации, в которой находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, не позднее 3 рабочих дней со дня посещения ребенка в организации родителем (родителями) или родственниками и выражения указанными лицами пожелания забрать ребенка на воспитание в свою семью письменно информирует об этом орган опеки и попечительства.

25. Учет детей, оставшихся без попечения родителей и временно выбывших из организации для детей-сирот:

В другую организацию для детей-сирот;

Поступивших на обучение в образовательную организацию на полное государственное обеспечение;

В медицинскую организацию для получения медицинской помощи;

В образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа);

В учреждения, исполняющие наказания, или места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

В иные организации, осуществляется органом опеки и попечительства и региональным оператором по месту постоянного жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, из которой переведен (выбыл) ребенок, в течение 3 рабочих дней обязан:

Направить в орган опеки и попечительства по месту нахождения организации, в которую помещен (поступил) ребенок, копию личного дела ребенка;

Письменно проинформировать об этом регионального оператора;

В случае временного нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организации, расположенной за пределами территории субъекта Российской Федерации, также проинформировать регионального оператора по месту нахождения организации.

В случае изменения данных о ребенке, в том числе возникновения оснований для прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка обязан в течение 3 рабочих дней письменно проинформировать об этом орган опеки и попечительства и регионального оператора по месту постоянного жительства ребенка.

В случае временного выбытия ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию, расположенную за пределами территории субъекта Российской Федерации, передача анкеты ребенка между соответствующими региональными банками данных о детях не осуществляется.

В поле анкеты ребенка "Местонахождение" заносится наименование организации, в которую помещен (поступил) ребенок. В поле анкеты ребенка "Дополнительная информация" указываются реквизиты документа, на основании которого ребенок помещен (поступил) в данную организацию, и срок пребывания его в данной организации.

Передача изменений данных о ребенке региональным оператором в федеральный банк данных о детях осуществляется в порядке, установленном пунктами 22 и настоящего Порядка.

26. Учет детей, оставшихся без попечения родителей и:

А) выбывших из организации для детей-сирот под надзор в другую организацию для детей-сирот одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, в которой находится ребенок.

Передать руководителю организации для детей-сирот личное дело ребенка под роспись;

Письменно проинформировать об этом орган опеки и попечительства и регионального оператора;

Б) выбывших из организации для детей-сирот одного субъекта Российской Федерации под надзор в организацию для детей-сирот другого субъекта Российской Федерации, осуществляется органом опеки и попечительства и региональным оператором по месту нахождения организации для детей-сирот, в которой находится ребенок.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, из которой выбыл ребенок, в течение 3 рабочих дней обязан:

Передать руководителю организации для детей-сирот личное дело ребенка (с приложением надлежащим образом оформленной и заверенной копии анкеты ребенка) под роспись;

Письменно проинформировать об этом региональных операторов по месту выбытия и месту нахождения организации для детей-сирот.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения организации, в которую помещен ребенок, оставшийся без попечения родителей, в течение 2 рабочих дней с даты поступления сведений о ребенке направляет региональному оператору заверенную в установленном порядке копию анкеты ребенка по состоянию на текущий момент (с фотографией в электронном виде, сделанной с соблюдением периодичности, предусмотренной пунктом 23 настоящего Порядка).

Региональный оператор по месту нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в день получения анкеты ребенка, оформленной в установленном порядке, заносит сведения о нем в региональный банк данных о детях и по истечении месяца с даты занесения сведений направляет их в федеральный банк данных о детях. В поле анкеты ребенка "Дополнительная информация" указывается наименование субъекта Российской Федерации, с территории которого прибыл ребенок, дата постановки на федеральный учет в государственном банке данных о детях и номер анкеты ребенка в данном регионе.

Передача изменения сведений о ребенке региональным оператором в федеральный банк данных о детях осуществляется в порядке, установленном пунктами 22 и настоящего Порядка;

В) помещенных под надзор в федеральные государственные организации для детей-сирот, осуществляется органом опеки и попечительства и региональным оператором, направляющим ребенка под надзор в данную организацию для детей-сирот, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями.

Орган опеки и попечительства по месту учета ребенка в течение 3 рабочих дней обязан:

Передать руководителю федеральной государственной организации для детей-сирот личное дело ребенка под роспись;

Направить в орган опеки и попечительства по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот, в которую помещен (поступил) ребенок, копию личного дела ребенка;

Письменно проинформировать об этом регионального оператора по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот.

В случае изменения данных о ребенке, в том числе возникновения оснований для прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, орган опеки и попечительства по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот обязан в течение 3 рабочих дней письменно проинформировать об этом орган опеки и попечительства и регионального оператора по месту учета ребенка.

Органом опеки и попечительства по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот принимаются меры по устройству ребенка на воспитание в семью по согласованию с органом опеки и попечительства и региональным оператором по месту учета ребенка. Помещение ребенка в федеральную государственную организацию для детей-сирот не освобождает органы опеки и попечительства и регионального оператора по месту учета от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан.

27. Если в интересах ребенка, оставшегося без попечения родителей, после внесения сведений о нем в региональный банк данных о детях принимается акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), учет сведений о ребенке в государственном банке данных о детях прекращается.

28. Информация о предпринятых органом опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (далее - меры по устройству) вносится в раздел 1 анкеты ребенка (при направлении информации первичного учета либо анкеты ребенка) и анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (далее - анкета гражданина), и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в течение 3 рабочих дней со дня:

К настоящему Порядку; Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643).

После прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях предоставление сведений о защите прав ребенка раздела 2 анкеты ребенка осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений.

На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на , а также возможность , так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами :

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под .

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено , а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору .

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях , как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях :

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди , и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию , которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов :

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал ;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться :

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

Вопрос прописки приемных детей встает перед каждым приемные родителем. Фото — law5.ru

Приемная мама Светлана Строганова рассказала о проблемах, связанных с временной регистрацией приемных детей е на своей страничке в Facebook. «Есть такой юридический казус — дети, которых забирают приемные родители в семьи под опеку, имеют только временную регистрацию по месту жительства опекуна. Постоянную не имеют. Казалось бы — ну и что? – рассказывает Светлана. — А вот что: на практике это сложности при устройстве в сад и школу. А для детей-инвалидов — отказ в реабилитационных мероприятиях, в компенсациях за различные приспособления, во всяких «молочных кухнях» и проч. Причем, это касается и региональных детей, и детей из московских детских домов».

По словам Светланы, недавно одной приемной маме начальником Управления социальной защиты населения (УСЗН) в присутствии представителя департамента образования, здравоохранения дали ответ на вопрос о реабилитации ребенка с особыми нуждами: с временной регистрацией ничего не положено.

«И это распространенная практика, — уверяет Светлана. — При этом сотрудники опек и ФМС аргументируют отказ дать постоянную регистрацию (прописку) интересами ребенка: мол, мы его пропишем, а значит ему квартира не положена будет в 18 лет. И говорят это на голубом глазу, как будто не догадываются (а может и правда не догадываются), что по Конституции у нас льгота положена сиротам не потому что они где-то прописаны или нет, а потому что они – сироты».

Еще одна приемная мама, говорит Светлана, уже больше года не может получить пенсию на ребенка-инвалида, потому что у него временная регистрация — хотя ребенок взят из московского дома ребенка. «Но регистрация временная, поэтому «ничего не положено», — так она описывает сложившуюся ситуацию». А другая мама изготовила ортезы для ребенка, а ей отказали в возмещении расходов — временная прописка, извините, не положено.

«Оно, конечно, городу может какая-никакая и экономия на этих сиротах-инвалидах, глядишь, так и соберется тот самый миллиард на памятник Горькому, только как-то горько от этого, — заключает Светлана. — Как бы нам защитить детей от тех, кто по закону вроде должен их защищать?»

Ирина Шагова из Москвы взяла в семью девочку Сашу, когда ей было 5 месяцев. «Саша родилась в Москве (это записано в свидетельстве о рождении), — рассказывает Ирина. — Ее кровная мать – москвичка, но она не прописала дочку в своей квартире».

Через какое-то время маму лишили родительских прав, а Саша попала в приют. Приемная мама взяла Сашу и прописала ее временно у себя. «МФЦ почему-то сделали регистрацию до достижения 14-летнего возраста, — говорит Ирина. — Я рассчитывала, что пропишут до 18 лет. Возникли проблемы с получением продуктов на молочной кухне. Мы долго с этим боролись, и в итоге нас допустили до получения детского питания. Через какое-то время ребенку дали категорию по инвалидности. Мы хотели записать Сашу в инклюзивную группу, но мы получили отказ».

«Мы воспитываем приемного ребенка с инвалидностью (на тот момент ему было полтора года), — рассказывает приемная мама, москвичка Мария Лымарь . — Степень инвалидности тяжелая. Ребенок лежачий. В итоге мы обратились в соцзащиту, чтобы получить ряд льгот, положенных законодательством: бесплатный проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное лечение».

По словам Марии, чиновники им отказали, сославшись на отсутствие у ребенка постоянной регистрации. У мальчика регистрации нет. Когда малыш находился в доме ребенка, то у него была временная регистрация. Потом приемная мама подала документы на регистрацию (до 18-летнего возраста).

«Нам отказали во всех льготах, — рассказывает Мария. — В итоге пришлось писать жалобу в прокуратуру. Сотрудники провели проверку органов соцзащиты и внесли им предписание. Чиновники отказались это сделать. Далее прокуратура подала в суд на них. Суд выиграли, но сотрудники соцзащиты подали апелляцию в областной суд. Мы выиграли и эту инстанцию. Проблему удалось решить, но было потрачено огромное количество сил и времени».

Комментарии экспертов

Алексей Рудов, специалист по семейному устройству и руководитель проекта «К новой семье»:

«Пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса говорит прямо, что место жительства детей (в том числе подопечных) является место жительства их опекунов. Соответственно при передаче ребенка опекуну его регистрируют по месту жительства или по месту пребывания. Выбор за опекуном.

Положение регламента о регистрации, определяющее возможность регистрировать ребенка только по месту пребывания напрямую противоречит федеральному законодательству. В этом случае надо идти в суд и отстаивать свои права. Приемные родители часто сетуют на проблему, но не готовы идти в суд.

Часто опекунам приходится слышать от чиновников такую фразу: «Если ребенка зарегистрируете по месту жительства, то квартиру мы ему не дадим (по достижении 18 лет)». Это абсолютная глупость.

Регистрационные действия – это учетные действия. Наличие или отсутствие регистрации не снимает с государства обязательства по предоставлению жилья ребенку, не имеющего жилого помещения. В любом случае, государство обязано исполнить свои обязательства т.к. опекун это временный воспитатель и по достижении 18 лети любые правоотношения с опекуном прекращаются».

Оксана Хухлина, юрист, эксперт в области семейного устройства:

Вопросы с пропиской приемные родители решают с привлечением прокуратуры

Понятие постоянной и временной регистрации, места жительства и места пребывания, конфликт норм разных федеральных законов – все эти вопросы приходится решать родителям «на земле», часто с привлечением прокуратуры и судебных органов.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации «местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает». Что касается подопечных, то местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации (№ 5-КГ16-84 от 28.06.2016 г.) данная норма должна применяться и для подопечных в возрасте старше 14 лет, если они проживают совместно с попечителем в его жилом помещении.

Кроме того, законом четко установлено, что наличие или отсутствие у гражданина (в том числе подопечного) регистрации не является основанием для того, чтобы отказывать ему в предоставлении каких-либо услуг или благ, если на них имеется право (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации»).

2 основные проблемы столичных опекунов: регистрация и получение льгот и выплат

На практике московским опекунам иногородних детей приходится решать 2 основные проблемы:

  1. Можно ли зарегистрировать подопечного в Москве постоянно, по месту жительства?
  2. Как добиться того, чтобы подопечный, у которого в Москве временная (по месту пребывания) регистрация до 18 лет, получил положенные ему по закону льготы, гарантии и выплаты.

По первому вопросу напомню, что подопечный, которого вы привезли в Москву из другого региона, может уже иметь постоянную регистрацию по месту жительства своих родителей или родственников.

В этом случае при передаче ребенка в семью опекуна постоянная регистрация у него сохраняется, это прямо предусмотрено Семейным кодексом РФ. В квартире опекуна такому ребенку можно оформить только временную регистрацию по месту пребывания на срок до совершеннолетия.

В итоге получается, что «по жизни» ребенок живет у опекуна постоянно, безвыездно, длительное время, а юридически ему оформляют временную регистрацию.

Зарегистрировать подопечного ребенка у опекуна постоянно теоретически возможно, однако для этого нужно получить письменное разрешение органов опеки и попечительства с места постоянной регистрации ребенка. А органы опеки такое разрешение по разным причинам дают крайне редко.

Если же ваш подопечный ранее не имел никакой регистрации (найден, подкинут, оставлен матерью в роддоме, родители сами не имели места жительства и пр.), такой ребенок в принципе имеет только временную регистрацию по месту пребывания – в Доме ребенка, детском доме, приюте. При передаче в семью опекун может такого ребенка зарегистрировать или временно по месту пребывания (до совершеннолетия) или постоянно, по месту жительства (без ограничения срока регистраци). Дополнительных разрешений органа опеки и попечительства для постоянной регистрации подопечного в этом случае не требуется.

Плюсом наличия у вашего подопечного постоянной регистрации в Москве является то, что он автоматически получает все блага и льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством. Минусом – то, что впоследствии опекуны могут столкнуться с рядом проблем, связанных с вопросом обеспечения подопечного жильем и со снятием повзрослевшего воспитанника с регистрационного учета. Вероятнее всего, оба вопроса придется решать через суд.

Третий вариант развития событий – обратиться в интересах подопечного, имеющего временную регистрацию в Москве, в суд с требованием признать факт его постоянного проживания по конкретному адресу.

Постоянная регистрация в Москве дает возможность получить льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством.smolensk-i.ru.

Как получить и оформить причитающиеся ребенку пособия, льготы и выплаты? Самые частые вопросы, с которыми сталкиваются московские опекуны иногородних детей, это:

  1. Получение региональных доплат к пенсии по инвалидности или потере кормильца;
  2. Предоставление технических средств реабилитации или услуг по реабилитации детей-инвалидов;
  3. Обеспечение детей бесплатными медикаментами (особенно терапия ВИЧ);
  4. Получение дополнительного молочного питания (дети до 3 лет, дети-инвалиды);
  5. Зачисление ребенка в детский сад (часто) или школу (редко);
  6. Оформление социальной карты москвича;
  7. Получение путевок на летний отдых.

Безусловно, каждый случай индивидуален, и давать рекомендации можно только изучив конкретное дело, видя все документы подопечного.

  1. Изучите универсальные рекомендации

Во-первых, значительная часть льгот и гарантий, которые имеются у вашего подопечного, установлены федеральными законами. Это означает, что их обязаны предоставить в любом случае, вне зависимости от того, есть ли у ребенка регистрация по месту жительства в регионе или нет. Важно, что ребенок проживает в данном месте совместно с вами на законных основаниях. Никакой региональный закон, приказ или постановление не могут лишить вашего подопечного прав на федеральную льготу.

Например, пособие на содержание подопечного ребенка в Москве выплачивается всем детям, вне зависимости от места регистрации. К сожалению, некоторым опекунам приходится добиваться этого пособия через прокуратуру или суд, но, так или иначе, получают его все семьи.

Право на получение образования (как дошкольного, так и школьного) закреплено за всеми детьми соответствующего возраста, поэтому отказать в приеме в школу подопечному не могут ни при каких обстоятельствах. Если классы переполнены в ближайшей к вам школе – в Департаменте образования г. Москвы ребенку обязаны найти место в соседней.

Кстати, с вопросами устройства в школу вам может помочь (это бывает довольно неожиданно для опекунов) районная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важно только обратиться туда с письменным заявлением. В органах опеки и попечительства также могут дать вам ходатайство о помощи в поиске места в школе или детском саду.

В случае с детскими садами у детей, оставшихся без попечения родителей, есть право на внеочередное устройство в ДОУ и на бесплатное пользование услугами (ст. 15 закона г. Москвы от 30.11.2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»).

В любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Фото — saroblnews.ru

  1. Ищете поддержку: изучайте нормативные акты и консультируйтесь

Во-вторых, опекуну придется внимательно изучить нормативные акты, регулирующие предоставление той или иной услуги его подопечному. Если вы затрудняетесь найти документы или разобраться в них – необходимо обратиться за консультацией (желательно очной).

Консультацию обязаны дать в органах опеки и попечительства и профильных департаментах по подведомственности (Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департамент здравоохранения г. Москвы, Департамент образования г. Москвы и пр.), в организации, где семья состоит на сопровождении. В органах опеки и попечительства обязательно имеется папка, в которой собраны все нормативные акты – по вашей просьбе вам должны назвать дату, номер, наименование закона, на который ссылается сотрудник, и показать его текст.

Также консультацию могут дать в ШПР, где вы проходили обучение, городских благотворительных организациях («Арифметика добра», «Волонтеры в помощь детями-сиротам», «Соучастие в судьбе»).

  1. «Государственный орган рта не имеет»: в любую инстанцию обращайтесь письменно

В третьих, надо помнить, что «государственный орган рта не имеет». Вы можете сколько угодно долго общаться по телефону со специалистами разного уровня, которые будут говорить, что вы имеете или наоборот, не имеете права на что либо. Однако только письменный отказ со ссылками на действующее законодательство будет иметь юридическую силу как для вас, так и для ответившего вам чиновника.

Следовательно, в любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Если вы подаете обращение лично – обязательно оформляйте его в 2 экземплярах и требуйте на втором экземпляре отметку о том кто (должность, ФИО) и когда принял ваши документы. Если специалист отказывается принять ваше заявление – подавайте его через приемную или секретаря. В крайнем случае, отправляйте почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сегодня практически все структуры имеют сайты с формой обратной связи, где заявления регистрируются автоматически, также обращения по любым вопросам можно подавать через сайт Правительства Москвы – они будут направлены в нужное ведомство.

  1. Помните о праве обжаловать любой неправомерный отказ

В четвертых, помните, что у вас есть право любой неправомерный, на ваш взгляд отказ обжаловать либо в вышестоящую инстанцию, либо в судебном порядке. В помощники не бойтесь привлекать прокуратуру, уполномоченного по правам ребенка или по правам человека в вашем регионе – как правило, они становятся на сторону подопечного ребенка и помогают опекунам получить желаемое, а в некоторых случаях – даже наказать нерасторопного или неграмотного специалиста».

Учет детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации носит централизованный характер и ведется на двух уровнях. Первичный учет осуществляется органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без родительского попечения. В последующем информация о ребенке, не устроенном в семью, поступает на второй уровень – в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который функционирует на уровне субъектов РФ (региональные банки данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях) (абз. 3 п. 3 ст. 122 СК).

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – ГБД), представляет собой

совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Порядок формирования и использования ГБД определяется Федеральным законом "О банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 № 44 ФЗ (Законом о банке данных о детях).

Орган опеки и попечительства, проведя обследование условий жизни ребенка и установив факт отсутствия попечения родителей, обязан зарегистрировать данные о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предпринимает меры для устройства ребенка на воспитание в условиях семьи . При невозможности устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью сведения о нем должны быть переданы в ГБД (п. 3 ст. 122 СК РФ).

Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ (п. 1 ст. 5 Закона о банке данных о детях). Поэтому, если оставшийся без попечения родителей ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи на воспитание в семью, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него особый документ – анкету ребенка. Анкета должна быть передана региональному оператору ГБД в семидневный срок для занесения сведений о ребенке в соответствующий региональный банк данных о детях субъекта РФ (п. 4 Правил ведения банка данных о детях).

Региональный оператор (орган исполнительной власти субъекта РФ) формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, которые поступили из органов опеки и попечительства, и осуществляет учет этих детей. В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ (абз. 2 п. 3 ст. 122 СК РФ). Если в течение этого срока ребенок не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в трехдневный срок направляет копию анкеты ребенка и его фотографию федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которым является Министерство образования и науки РФ. Федеральный оператор осуществляет учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывает содействие в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ (абз. 2 и. 3 ст. 122 СК РФ, п. 5 Правил ведения банка данных о детях).

Федеральный и региональные операторы ведут также учет сведений об обратившихся к ним гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, рассматривают их документы, документируют информацию о них; знакомят этих граждан с порядком предоставления сведений о ребенке, находящихся в ГБД, и предоставляют такие сведения; выдают гражданам направление на посещение выбранного ими ребенка; организуют работу по информированию населения РФ о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи; консультируют граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

  • См.: Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (далее в тексте – Правила ведения банка данных о детях).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101
"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

С изменениями и дополнениями от:

В целях реализации части 3 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3459; N 48, ст. 6165), в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4596; N 49, ст. 7056; 2013, N 19, ст. 2326; N 27, ст. 3459) и подпунктом 5.2.68 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2014 г. N 136 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2014 г., регистрационный N 32626).

Д.В. Ливанов

С 1 января 2015 г. вступил в силу ряд поправок к некоторым законодательным актам по вопросам выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим подготовлены новые правила формирования, ведения и использования государственного банка данных о них.

Такой ресурс существует на федеральном и региональном уровнях. Операторы - Минобрнауки России и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации (соответственно).

Учетом сведений о детях занимаются органы опеки и попечительства.

В рамках учета на детей заводятся в т. ч. анкеты (форма документа прилагается). Закреплены особенности их заполнения.

Если ребенок не был устроен в семью, то органы опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней с момента поступления сведений о нем направляет информацию первичного учета в региональный банк данных и одновременно в федеральный.

Информация об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей актуализируются в банке данных в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления, но не реже 1 раза в год. Также установлена периодичность обновления фотографий детей в банке данных.

Россияне, постоянно проживающие в нашей стране, которые желают взять на воспитание ребенка и обратились за получением сведений из банка данных, также подлежат учету. Отдельно предусмотрены правила для иностранцев.

Урегулированы вопросы доступа к информации из банка данных.

Прежний порядок признан утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь