Прошел еще один месяц жизни маленького человека, за этот небольшой период произошло много изменений, получено немало новых навыков. Поэтому меняется и распорядок дня, так как он должен соответствовать новым потребностям ребенка. Так же, как ранее он включает в себя кормления, прогулки, развивающие игры, гигиенические процедуры и массаж. Меняются только временные промежутки.
Распорядок дня грудничка в 4 месяца, как правило, уже вырабатывается легко. Можно предложить примерный график, но при этом следует учитывать, что для каждого малыша он будет немного разным. По этой причине не стоит соблюдать его очень строго, так как индивидуальные особенности каждого младенца будут вносить свои коррективы.
Ребенок в 4 месяца режим дня не должен соблюдать досконально, но есть моменты, которые следует обязательно учитывать:
Режим 4 месячного ребенка на грудном вскармливании несколько отличается от расписания малыша-искусственника. И в первую очередь это касается самого вскармливания. При кормлении грудью дополнительный прикорм не требуется, так как материнское молоко в полной мере перекрывает все потребности в питательных веществах. А сокращение частоты кормлений связано с тем, что за один раз младенец высасывает большее количество молока, чем ранее.
В сутки норма потребления молока у четырехмесячного грудничка составляет до 1000 мл, а одна порция приравнивается к 200 мл. Поэтому режим 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании также подразумевает приготовление в одной бутылочке 200 мл смеси.
Для искусственников в 4 месяца вводится первый прикорм. Некоторые специалисты считают, что лучше всего с этой целью использовать кефир, немолочные каши или творог. Но большинство педиатров считают, что лучшим прикормом являются соки и пюре из овощей, а затем и фруктовые. Питание 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании с добавлением прикорма может чередоваться с большими промежутками, поскольку переваривание в этом случае проходит несколько медленнее.
Обязательным моментом во введении прикорма является наблюдение за реакцией малыша. Еда не должна вызвать у него негативных эмоций. Начинать следует с одной маленькой ложечки, а потом постепенно довести объем до 150 мл. Как только это произойдет, одно кормление полностью замещается прикормом, а остальные четыре осуществляются таким же способом, что и ранее.
При недостаточном количестве молока у матери используется смешанное вскармливание. В таком случае схема питания в четыре месяца должна включать 500 мл грудного молока, 400 мл смеси и 150 мл прикорма.
В возрасте четырех месяцев у малыша сохраняется высокая потребность в сне. Ему требуется для полноценного отдыха около 16 часов за сутки, но режим сна несколько меняется из-за увеличения времени бодрствования.
В норме ребенку нужно отдыхать около 10 часов в ночное время и шесть часов днем, которые следует разделить на три. Однако такое правило не следует соблюдать строго, некоторым детям по-прежнему необходимо спать не менее четырех раз в день, а многие прекрасно себя чувствуют, если спять один раз в день. Есть крохи, которые просыпаются по ночам и каждые три часа просят еду.
Именно в этот период могут возникать у малыша проблемы со сном. Кризис сна в 4 месяца заключается в том, что малыш становится беспокойнее, меньше спит, капризничает, часто просыпается по ночам. И это не всегда связано с каким-либо заболеванием. Зачастую такое явление отмечается в результате интенсивного роста организма и его перестройки во взрослое состояние.
Что можно сделать:
Период бодрствования теперь занимает около восьми часов, и это время следует заполнять гигиеническими процедурами, общением, гимнастикой, но основную часть времени должны занимать развивающие игры для детей 4 месяцев.
Полезно с малышом совершать экскурсии по квартире. В этом время он должен ознакомиться с предметами и их названиями. Подойдя к каждой вещи с ребенком, нужно громко и отчетливо, несколько раз называть данный предмет. Все это постепенно откладывается в памяти, что со временем станет заметным. В этот период достаточно произнести наименование уже знакомого предмета, и крошка будет поворачивать голову в его сторону.
Еще чем заниматься с ребенком в 4 месяца? Очень полезно ставить ему для прослушивания красивую музыку, а еще лучше негромко хлопать ладошками в ритм для вырабатывания чувства такта. Рекомендуется также покружиться с грудничком на руках.
Можно уже в этом возрасте давать книжки с яркими большими картинками, сопровождать просмотр пояснениями. Необходимо читать стихи и потешки, рассказывать сказки.
Как играть с ребенком в 4 месяца? С целью развития тактильных ощущений следует давать маленькому игрушки, различные по цвету и фактуре. Очень важно все игрушки обрабатывать и мыть, так как они часто оказываются у маленького исследователя во рту, и могут занести инфекцию. На сегодняшний день существует множество приспособлений, помогающих в развитии малыша. Это – развивающие коврики и развлекательные центры для развития органов зрения, слуха и мелких сенсорных способностей.
Когда ребенку 4 месяца, то развитие и уход за девочкой не слишком сильно отличается от ухода за мальчиком. Единственное, что следует строго соблюдать – подмывание следует производить по направлению спереди назад. Нарушение этого правила могут привести к тому, что может возникнуть цистит или даже пиелонефрит. Не исключен занос инфекции и в половые органы.
Развитие ребенка в 4 месяца, мальчик это или девочка, проходит приблизительно одинаково. Только у мальчиков отмечается несколько больший набор веса и рост, по сравнению с младенцами женского пола.
Развитие малыша не стоит на месте, рассмотрим подробнее, что умеет делать ребенок в 4 месяца:
Одной из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются родители, является нарушение сна. Ее решение уже был описано выше.
Не так часто, но иногда появляются признаки прорезывания зубов у грудничка 4 месяца:
Поскольку такие явления могут сопровождать некоторые заболевания, то при их возникновении следует сразу обратиться к лечащему педиатру.
Наряду с кризисом сна довольно часто бывает такая ситуация, когда малыш отказывается от грудного кормления, и мамы вынуждены по этой причине его прекращать. Какие же причины могут лежать в основе отказа от груди малыша в четырехмесячном возрасте? Это, прежде всего, переходный период с повышением чувствительности к условиям проживания. Малейшее нарушение в правилах организации питания, или резкое изменение распорядка может привести к тому, что ребенок перестанет брать грудь.
Есть и другие объяснения такому явлению:
Предлагаем посмотреть видео о развитии и уходе за ребенком в 4 месяца:
При отказе малыша от грудного молока следует помнить, что в этом возрасте у него нет лучшей возможности получать все необходимы элементы, поэтому следует проявить терпение и настойчивость.
Для полноценного развития младенца необходимо внимание и забота родителей, также от них потребуются регулярные занятия с малышом. При этом педиатры рекомендуют ориентироваться на средние статистические показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Так папы с мамами могут определить, какие навыки у карапуза отсутствуют или сформированы недостаточно.
К четырём месяцам у деток наблюдается существенная прибавка в весе – они набирают до 750 г за 30 дней, рост же увеличивается на 2, 5 см, как и месяц назад. У детишек в данный момент отмечается редкое соответствие окружностей головки и груди, после чего, к пятому месяцу в размере начинает преобладать грудная клетка.
Организм четырёхлетнего ребёнка продолжает расти и адаптироваться к новой жизни и это проявляется в анатомических и физиологических изменениях:
Четырёхмесячные детки очень любят, когда их держат столбиком, на руках, или, поддерживая под мышки – так они могут лучше познавать мир, наблюдая за людьми, рассматривая предметы. Садиться деткам ещё рано, так что за ними надо постоянно следить. Особенно, вредно раннее присаживание девочкам, у которых из-за этого в будущем могут быть проблемы с репродуктивной системой.
Стоит подробно рассмотреть, что должен уметь 4 месячный ребенок, тем более что многие его достижения достойны восхищения, ведь он ещё такой маленький.
Основные навыки и умения:
Особенно важным достижением считаются перевороты с животика на бок и на спину, они получаются у четырёхмесячного крохи всё лучше, причём делает он это самостоятельно без посторонней помощи. Это наиболее ценный показатель взросления ребёнка, делающий его менее зависимым от опеки родителей
Наряду с этим развиваются органы чувств и социальность малыша:
Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Прежде всего, выражать свои эмоции – в этом возрасте малыш делает это с помощью разных действий, которые хорошо знакомы матери:
Но, начиная с четырёх месяцев, младенец, вполне, может научиться следить за человеком даже после того, как тот покинет комнату, проявлять гнев при отказе в общении или играх. У некоторых детей такие действия могут наблюдаться и раньше.
Закономерным является интерес молодых пап и мам к тому, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику.
Умения и развитие ребенка в 4 месяца могут отличаться, если речь заходит о мальчиках и девочках. И это не только рост и вес, по показателям которых мальчики пока опережают девочек. Пока, потому что такое положение сохраняется до года, а затем лидировать начинают маленькие представительницы прекрасного пола.
С самого рождения работа мозга определяет разный склад психики детей, и у девочки это всегда ориентация на выживание, а мальчик постоянно стремится совершенствоваться. Этим и можно объяснить отличия в поведении и играх малышей.
Заметить такие отличительные черты детей нетрудно, если просто понаблюдать за ними:
И это ещё не всё, что могут узнать родители о своих детях:
В итоге, четырёхмесячная девочка проводит с мамой гораздо больше времени, поскольку больше, чем мальчик нуждается во внимании, заботе и любви, хотя это необходимо всем детям.
Подсчитано, что дочери в первые месяцы после рождения смотрят на маму почти в два раза больше, чем сыновья, но это тоже обусловлено определённым складом ума разнополых детей.
Психологи и врачи рекомендуют родителям больше времени проводить с маленьким ребёнком, и дело даже не в специальных упражнениях и массаже – малыша необходимо обучать играм, которые будут его развивать, ведь сам он пока не знает, как это делать. Вот почему нужно вкладывать ему в ручки игрушки, показывать картинки, обращать внимание крохи на происходящие вокруг интересные события.
В 4 месяца дети спят 15 часов в сутки, поэтому у них появляется больше времени для развивающих игр, которые нужно правильно распределить. Не стоит требовать от младенца выполнения непосильных для него задач, как бы родители не хотели видеть его первым во всех необходимых навыках.
Помочь ребёнку развиваться можно следующими способами:
При развитии и воспитании малыша родители должны поддерживать у него хорошее настроение, а для этого и сами должны быть настроены позитивно. Нельзя позволять ребёнку долго плакать, если его что-то сильно расстроило. Это может повредить формирующейся нервной системе младенца.
Да и обучение скорее принесёт плоды, если атмосфера занятий будет доброжелательной, а родители будут сопровождать свои важные уроки улыбкой и поощряющими словами. Внимательные мудрые родители похвалят ребёнка уже за то, что он попытался что-то сделать.
Если ребёнок не умеет то, что должен уметь делать, это можно объяснить несколькими причинами – малыш к этому ещё не готов, в силу наследственного фактора, его не обучили родители. Но иногда неумение означает и отклонение в нормальном развитии.
Определить это можно по нескольким отрицательным признакам:
Но, пожалуй, самыми главными тревожными симптомами считается неспособность малыша держать головку, переворачиваться, удерживать игрушку. Также стоит обратить внимание на состояние ребёнка, если при подтягивании малыша за руки, его головка отклоняется назад.
Поскольку абсолютно нормальным в возрасте 4 месяцев считается повышение двигательной и познавательной активности, здоровый малыш должен обязательно интересоваться окружающими его людьми и различными предметами. Вообще, нормальным является, когда четырёхмесячный младенец с удовольствием играет, много смеётся, бормочет и пищит на своём языке, выражая множество эмоций. И если этого не происходит, то обязанностью родителей является посещение педиатра и других детских специалистов с целью обследования, а, возможно, и лечения малютки.
Для того чтобы следить за развитием малыша и помогать ему во всех начинаниях, взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. При этом бессмысленно сравнивать своего сына или дочь с другими детишками, ведь каждый их них идёт по жизни своей дорогой.
Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.
Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.
Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.
Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?
Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.
Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.
В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.
Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.
Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.
В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.
Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.
Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.
Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.
Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.
На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).
Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.
С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.
С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.
Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.
Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.
Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.
Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.
Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.
Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.
Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.
Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.
Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.
Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.
Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.
Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.
Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!
Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.
Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.
Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!
4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?
Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.
Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:
Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.
На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.
Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.
Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.
Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.
Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:
Навыки: |
|
---|---|
физические |
|
эмоциональные |
|
слуховые |
|
зрительные |
|
речевые |
|
Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.
ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).
Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.
Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».
Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.
Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.
В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.
К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.
Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.
Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.
Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.
Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.
ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.
ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.
Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.
Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!
Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.
В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.
Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:
Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш!
(сожмите в кулачок).
Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.
Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:
Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!
Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!
Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!
Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:
Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…
Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:
Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!
Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:
Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!
Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».
К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!
Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:
Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).
Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.
Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.
Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.
Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.
Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.
Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.
Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.
Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.
Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!
«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».
Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.
Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!
Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!
Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.
«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».
Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!
Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки?
»
(ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот!
»
(называя часть тела)
Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:
«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).
Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.
Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.
В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.
Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.
Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.
Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).
А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!
Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.
К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.
Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.
Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.
Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.
Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя!
Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.
Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:
Что должен уметь делать четырёхмесячный ребёнок? Есть ли отличия между мальчиком и девочкой в этом возрасте? Каковы желательный рост и вес новорождённого в четыре месяца? Чем заниматься и как развлекать малыша? Какие игры предложить? Рассмотрим эти вопросы, интересующие родителей с начала четвертого месяца младенца.
Важные показатели – рост и вес грудничка, которые определённым образом свидетельствуют о гармоничности его физиологического развития. Считается, что к полугоду новорождённый должен удвоить свой вес, и в 4 месяца уже можно приблизительно предположить, впишется ли он в эту норму. Календарь развития четырёхмесячного ребёнка предполагает, что весит он обычно от 5 до 8 кг. При этом по нормам ВОЗ вес девочки может находиться в пределах 5-8,2 кг, мальчика – от 5,6 до 8,7 кг. Следует знать, что ВОЗ относится к крайним значениям веса более лояльно, чем отечественные педиатры, которые более строги и предусматривают меньший разброс значений. Рост детей в это время – от 58 до 68 см. Надо учитывать, что рост и вес не должны быть оторваны от других физических и психических показателей, то есть надо смотреть, что умеет ребёнок в 4 месяца, каков его общий уровень развития.
У грудного ребёнка единственным продуктом питания в 4 месяца остаётся материнское молоко, для детей на искусственном вскармливании такую функцию выполняет адаптированная смесь, подходящая по возрасту. Вплоть до достижения полугода никаких других добавок вводить в пищу детям не нужно, грудное молоко или сбалансированная по составу смесь покрывают все потребности младенческого организма. Конечно, это относится к здоровым детям, не имеющим особенностей развития или физического состояния.
В этом нежном возрасте у деток уже могут начинать резаться зубки, которые причиняют беспокойство и тогда, когда ещё не показались над поверхностью десны. Поэтому на смену младенческим коликам, оставшимся позади, может прийти плаксивое и раздражительное поведение, связанное с новым этапом развития – ростом зубов.
Развитие ребёнка в четырёхмесячном возрасте идёт семимильными шагами. Хотя часто дети развиваются скачкообразно, и кажущаяся остановка в овладении новыми навыками и умениями оборачивается в скором времени приятными сюрпризами для родителей. К четырём месяцам большинство врождённых рефлексов угасают и на смену им приходят более осмысленные действия.
Особой разницы между мальчиками и девочками в 4 месяца ожидать не приходится, различия в уровне развития обусловлены скорее темпераментом и индивидуальным темпом созревания мышц и мозга. По данным одного исследования, восприятие мальчиков как более активных обусловлено ожиданиями наблюдателей, а не действительной разницей между поведением младенцев разног пола.
Итак, что умеют малыши в этом интересном возрасте?
Врач-педиатр Комаровский Е. О. считает, что присаживать детей в этом возрасте совершенно не нужно. Хотя дети и могут какое-то время сохранять полувертикальное положение тела, находясь в мягких подушках, для развития их позвоночника такое сидение отнюдь не полезно и способно обернуться проблемами в будущем. Развитие опорно-двигательного аппарата идёт своим чередом, проходя через период ползания, который достаточно укрепляют мышцы спины для дальнейшего сидения, стояния и ходьбы.
Позиция Комаровского по поводу совместного сна и ночного кормления довольна категорична. Он допускает, что дети 4 месяцев могут прикладываться к груди 1 раз за ночь, а после 6 месяцев ночные кормления им не нужны вовсе. Оптимальным местом для сна малышей доктор Комаровский считает отдельную кроватку в комнате родителей. Далеко не всем родителям подходят такие рекомендации, не каждый ребёнок спокойно спит отдельно и ест по часам в таком нежном возрасте. В любом случае у мам и пап есть права выбора.
Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?