В его старом мире откуда-то появилась целая философия, направленная на - возвеличивание себя любимого. Причем наплевать, плох или хорош ты на самом деле, значим и нужен хоть кому-то или бесполезен. Мол, это всё чепуха. Человек, с его мыслями, чувствами, желаниями и мечтами, - сам по себе целый мир. И этим уже ценен. В общем, кое-какая логика в этом, может, и была, хотя очень бедненькая и сиюминутная, но вот выводы из этого часто делались странные. Например, что дети - тягость. Что главная цель собственного существования - это получение максимального набора удовольствий, каковые совершенно идиотски определялись как >. Что трудности, проблемы, временные неудобства - это нечто абсолютно неприемлемое, мешающее этому по-идиотски понимаемому >. Хотя на самом деле, преодолевая их, человек меняется, делается сильнее, умнее, развитее, то есть лучше, и посему все эти трудности, проблемы и неудобства очень часто как раз и создают высшие, истинные моменты счастья, что возможны именно только в момент преодоления человеком себя, поднятия на новую вершину. Сторонники подобной философии не могли, а может, просто, не хотели понимать, что человек, как бы он ни был ценен сам по себе, - это еще и звено в долгой цепи поколений. Что просто для того, чтобы их папка имел шанс хотя бы встретиться с их мамкой, в результате чего и появились на свет они, кто-то тяжело пахал, надрывал жилы, стоял, сжав копье или автомат, насмерть, да просто погиб, создавая возможность возникнуть этому чуду природы. ну или её убожеству. И что на них, что бы они там самовлюбленно ни вещали, точно так же лежит этот долг - продолжить эту цепь. Иначе пресечется род и исчезнет не только этот мир-человек, но и сама возможность творить и создавать новые миры.
Да не прервется нить - лучше и не скажешь.>> Я согласна с позицией автора. Мне кажется, что человек должен гордиться своими предками, ведь они в свою очередь делают всё для нас, для будущего поколения. А каждый из нас является продолжением человеческого рода и делает всё для того, чтобы он продолжался.
На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.
Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые - еще не сформировались или формируются под влиянием чуждых российской истории социальных стереотипов и ценностей.
В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях.
Начиная новый раздел, я ставила себе очень жёсткие ограничения: рассказывать кратко и не обо всём - лишь о некоторых фактах, способных разбудить любопытство.
В ходе исследования проблемы я поставила перед собой следующую цель: раскрыть сущность семейных духовных ценностей.
Главной формой возникновения семьи является брак.
Социолог Голод С. И даёт такое толкование этого термина:
Брак - союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей.
Даёт следующее определение:
Брак - регулируемая обществом (в том числе государством) добровольная семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста.
Ожегов С. И. даёт иное толкование:
Брак - семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной, сопровождаемые обрядом бракосочетания.
В итоге общим для всех определений мы можем вывести следующее:
1. Союз мужчины и женщины;
2. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной;
3. Сопровождается обрядом бракосочетания.
Брак и семья - это не тождественные понятия. Понятие > значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. > как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления >, захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами - мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений.
Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями. Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи.
Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья - группа живущих вместе близких родственников.
Итак, из выше перечисленных определений можно вывести следующее:
1. Социальная группа;
2. Группа связана брачными или родственными отношениями;
3. Группа живущих вместе близких родственников;
4. Обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
II. История развития семьи.
Для того чтобы понять сущность семьи, необходимо рассмотреть историю возникновения и развития института семьи.
1. История развития семьи.
Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов семьи. Род прошел последовательные стадии развития.
Эти перемены сводились главным образом к двум процессам:
1. переходу счета происхождения от женской линии к мужской;
2. изменением порядка наследования имущества умершего члена рода.
Отцовский род образуется, как правило, из материнского в результате возникновения и развития частной собственности, следовательно, существует связующее звено между народами "цивилизованными" и "нецивилизованными". Существование "нецивилизованных" народов - необходимый предшествующий этап, подготавливающий нарождение народов "цивилизованных", и соответственно история последних является закономерным продолжением истории первых.
При одновременном возникновении двух родов достигался необходимый результат: мужчины и женщины одного рода вступали в брак соответственно с женщинами и мужчинами другого рода, а дети оставались в родах своих матерей. Попросту, брак заключался в соответствии с правилами экзогамии. Брачные союзы, особо подчеркнем, возникли не как отношения между индивидами, а как отношения между коллективами, родами. Формой существования этих отношений была дуально-родовая организация. Поэтому можно ввести ещё одно определение семьи:
Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида.
Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейся организации психики начинает реализовываться генетически обусловленный потенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений, происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения - нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения.
Рассмотрим основные типы семей, сложившиеся за весь предшествующий период развития человечества.
Типы семей (по Ф. Энгельсу) вопросы промискуитет кровнородственная пуналуа парная моногамия характеристика половых связей беспорядочные групповой брак братьев и сестёр двух родов многопартнёрство образование постоянных пар пожизненное единобрачье период развития первобытнообщинный первобытнообщинный дикость варварство цивилизация ограничения в половых связях
Предки и потомки братья и сёстры все родственники все родственники
Я взяла за основу именно эту книгу, потому что в ней наиболее широко раскрыта затронутая мной тема.
2. История развития моногамной семьи:
Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть - это формирование института семьи в мире и особенности этого процесса.
1. До II мировой войны в европейских странах преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи.
2. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.
3. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной - партнёрский тип супружества.
4. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации.
В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как >, что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов - изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид.
5. Современный этап развития семьи можно назвать кризисным. Смена регуляторов, типа, функций, размеров семьи проявляется в явлениях неустойчивости и дезорганизации семьи. Это находит свое выражение в росте разводов, дезертирств из семьи; падении рождаемости; росте числа неполных и неблагополучных семей; изоляции семьи от общества; росте незаконнорожденности, детской преступности; алкоголизма и наркомании; возрастании числа неврозов семейной и бытовой этиологии; падении престижа семейных ценностей и увеличении числа одиноких. На всей территории России эта ситуация обозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока трудно преодолимым.
Семейная система, как любая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно не было. Это означает, что семейная система стремится остаться на данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Развитие предполагает изменения в системе. Функционально, когда меняются отношения членов семьи вместе с изменением структуры.
Итак, современная семья характеризуется стремительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Супружеская диада выделяется как основополагающий, центральный элемент, определяющий общее благополучие семьи. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу, которое следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека. Поэтому взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной вынуждает людей строить и согласовывать образы >, >, координировать усилия между собой.
III. Семейные ценности
Несмотря на то, что в современном обществе сохраняются > прошлого, в силу инерционного характера его развития, человечество уже находится в новой стадии существования. В этой связи важное значение приобретает исследование семьи как фундаментальной первичной общественной структуры. Интерес к семье и к тем преобразованиям, которые происходят в сфере семейных отношений, неслучаен. В настоящий момент семья занимает не самое лучшее место в иерархии общественных институтов.
Ученые, психологи, социологи рассматривают эту проблему. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров, отражая основные функции семьи, составляют иерархическую систему семейных ценностей.
В условиях ценностной дезориентации семья страдает, тем более что иерархия ценностей для членов семьи зачастую не совпадает, а система традиционных стереотипов и жесткой фиксации ролей отошла в прошлое.
Опрос, проведенный в рамках программы >, выявил очень интересную картину:
> более трети опрошенных не смогли сформулировать убедительную мотивацию вступления в брак, что заставляет предположить, что брак не приоритетен в их личной системе ценностей. Для подавляющего большинства опрошенных, такие традиционные цели создания семьи, как воспитание детей и ведение общего хозяйства, оказались далеко не актуальными. О них упоминает только один из двенадцати опрошенных.
> основной же ценностью и мужчины и женщины считают благоприятный семейный климат. Главным достоянием уже состоявшегося брака оба супруга считают любовь и взаимопонимание. Причем, для мужчин взаимопонимание оказалось даже несколько предпочтительнее любви. Иерархия семейных ценностей у женщин и мужчин, как и следовало ожидать, выстроена по-разному. Так, материальное благополучие твердо назвали важным условием счастья больше половины жен, но только пятая часть мужей.
> одной из самых важных характеристик брачного союза является отношение к детям. Потребность в детях у мужей стоит на четвертом месте, а у их жен - на пятом. Период ожидания ребенка стал счастливым только для трех человек из ста.
> самые положительные эмоции у молодых супругов вызвал предсвадебный период их жизни. А вот >, положительно оценили только десять процентов опрошенных. У остальных это были нелегкие недели, заполненные сложным процессом притирки характеров. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы.
Адекватность ролевого поведения супругов зависит:
От соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей)
Ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).
Несоответствие иерархической системы ценностей в семье может стать причиной как явного, так и скрытого конфликта.
Для коррекции межличностных отношений супругов, выявления масштабов несоответствия их ценностных систем в настоящее время используется методика >, разработанная А. Н. Волковой. Эта методика является одной из наиболее оригинальных современных методик семейной психодиагностики.
Настоящая методика предполагает использование системы шкал для определения значимости определенной сферы семейных отношений для супругов. Оценивая предложенные психологом высказывания, каждый из супругов занимает определенное положение на каждой шкале. Затем происходит сопоставление результатов (см. приложение №1).
Существует значительное количество видов брачных отношений, и соответственно, ряд семейных типов. Но для актуальных современных исследований наибольшее значение имеют патриархальная семья и современная семья, которую ряд исследователей называют трансформированной. Именно в рамках трансформации патриархальной семьи в современную, произошли наиболее яркие изменения в системе семейных ценностей.
По мнению российских социологов (С. И. Голода, А. А. Авдеева и др.), в настоящее в России функционирует параллельно несколько различных типов семейных отношений: патриархальный, или традиционный; детоцентристский, или современный; супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня - это >, объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей.
IV. Патриархальная семья.
Характеристика типов патриархальной семьи.
1. Классическая патриархальная семья.
Рассмотрим точки зрения двух ведущих (по-моему) специалистов в истории семейных отношений нашего народа - В. Белова и М. Семеновой.
В то же время В. Белов в своей книге > так характеризует отношения в крестьянской семье:
Жизнь без детей - не жизнь>>.
Очень интересную оценку этих отношений дает М. Семенова в своей книге > 1. >.
2. > - но мало кто, помнит теперь, что она явилась к нам из тех далёких времён, когда узор, покрой, и расцветка одежды однозначно говорили, из какого он племени, из какого рода>>.
9. > общества>>.
Я считаю, что современные характеристики семейных отношений в патриархальной семье грешат односторонностью. За проявлением определенных процессов и действий они не видят их глубинных причин.
В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к серьезным санкциям. Согласно > 1649 года, сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они грубо разговаривали с родителями, тем более при попытке предъявить им иск.
Я не согласна, что забота о своих детях не была в обычаях крестьянской семьи, у них, по мнению русских этнографов, отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. В. Белов и М. Семенова отстаивают иную, противоречащую точку зрения, которая была представлена выше. А, по мнению Антонюка Е. : >.
Мне интересна такая методика выше перечисленных учёных и социологов, потому что они в своих рассуждениях доказывают свою точку зрения по-своему, а так же понятную всем, кто её читает. Хочется, прочитав немного, узнать какова будет дальнейшая позиция и как она будет >, тем или иным учёным.
В то же время, наряду с безответственностью родителей перед детьми, существовала гиперответственность детей перед родителями. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: >.
В связи с этим, можно судить о принудительном коллективизме и централизме у приверженцев данного типа семьи. Общие интересы семьи, как их понимает >, не просто главенствуют, они являются некой абсолютной ценностью, при этом индивидуальные интересы отдельных членов семьи в расчет не принимаются. Это наглядно можно проследить на примере заключения брака. Молодые люди вступали в брак не по любви, а по родительской воле, которая в данном случае отражала не прихоть стариков, а интересы семьи в целом, ибо брак рассматривался как нечто, подобное имущественной сделки. В дальнейшем, в семье происходит жесткое закрепление ролей, где главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятия основных решений.
Можно выделить пять основных ценностей патриархальной семьи:
1. семейная экономика - > и > являются неразделимыми понятиями, причем, производственные отношения существуют в форме семейных демографических отношений. Социальные роли мужчин и женщин в этом случае строго дифференцированы;
2. власть родственных связей, то есть в качестве доминанты общественной жизни выступает власть родства;
3. нераздельная связь с землей, которая проявляется в том, что большинство русских семей конца XIX начала ХХ веков были крестьянскими, чья жизнь, как и жизнь дворянских семьей, неразрывно связывалась с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи;
4. многодетность - последствие принятие социокультурных норм ранней брачности и высокой рождаемости, в связи с высокой смертностью населения;
5. приоритет старших поколений, - другими словами, мощная власть межпоколенных связей. Возраст - основной агент социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивают и увеличивают свой статус и власть.
2. Детоцентристская семья
Детоцентристская семья - вариант патриархальной семьи, где главной семейной ценностью выступает рождение и воспитание ребенка. Этот вариант был подробно рассмотрен И. С. Голодом, и мы не будем на нем останавливаться вследствие ярко выраженной иерархической соподчиненности все семейных функций прокреативной.
Изменение экономических отношений и эгалитарные тенденции в обществе породили два течения, радикально трансформирующих патриархальную систему ценностей.
> Первое - это освобождение детей от родителей. Действительно, в части семей (относительно небольшой) происходят радикальные изменения в межпоколенных отношениях: уменьшается доля формальных контактов и, напротив, возрастают эмоционально насыщенные отношения, сопровождаемые автономией детей от родителей. Последние дают возможность детям проявить самостоятельность и познакомиться с обширным кругом явлений. Поэтому социологи сегодня связывают эффективность социализации с сохранением и развитием на всех возрастных стадиях, с одной стороны, межпоколенной интимности, а с другой - определенной нравственно-психологической дистанции между ними.
> Второе движение - освобождение женщин от мужчин. Оно заключается в следующем: к середине ХХ века женщины активно осваивают необычные для них сферы деятельности - общественно-трудовую и политико-культурную, а также интенсифицируют и преобразуют традиционную - семейную. Мужчины, с одной стороны, утрачивают монополию в профессиональной области, уступая в первую очередь отрасли промышленности с менее квалифицированным трудом (например, текстильную) и индустрию услуг (ее низшие страты, так, среди медиков - это санитарки и сестры), с другой, - по крайней мере, внешне, более пассивно принимают вновь формирующуюся систему семейных ценностей и ролей.
3. Супружеская семья
Супружеская семья - своеобразная кооперация. Она предоставляет возможности для отхода от зависимых отношений и раскрытия широких возможностей взаимоотношений по всем структурным составляющим: муж - жена, родители - дети, супруги - родственники, дети - прародители. Другими словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные отношения между полами и поколениями, тем самым, создаются широкие возможности для самореализации каждого члена семьи.
Следует акцентировать внимание на том, что супружеская семья ни в коем случае не сводима к отношениям свойства, безусловно, значимыми остаются и отношения порождения. Однако, главная особенность данного типа в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношения >.
Теперь можно выделить основные моменты перехода от традиционных моделей семьи к современным.
Можно отметить, что для > характерным является родственно - семейный принцип организации общественной жизни, существует перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, в свою очередь, определяет родство от социально-экономической и политической жизни, подчиняет интересы родства экономическим целям индивида. Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за заработную плату, а на себя.
Современная же модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса семейно-родственных связей. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общественная деятельность, помимо гигиенических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг вне семейных учреждений за счет заработной платы, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако, в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в наемном в несемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство.
Подобная двойная занятость женщин интерпретируется как итог >, поэтому часто желательное > распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом > семьи и в угоду этому идеалу даже сочиняются > семейного >.
Такой переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию точнее описывает трансформацию мужских и женских ролей в семье, чем смена > разделения труда между мужем и женой (в >) некой > и > семейных ролей (в >). В то же время, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этическими и другими социальными общностями при > контрастирует с резким размежеванием дома и вне семейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении в условиях >. Социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма тем, что последнее выражается в высокой индивидуальной мобильности.
Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере трансформации семьи становятся менее престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений и тому подобное, что вызывается сменой типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной. Другими словами, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей, утрачивает свою актуальность.
Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интерес пар подчинен интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляция). В связи с этим, осуществляется переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В современных семьях наблюдается отказ от > системы выбора супруга в пользу > на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и систем наследования, закрепляемых брачным контрактом). Снимаются и ограничения относительно репродуктивного поведения. Происходит переход от культуры многодетности с жестким табу к применению контрацепции и индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, то есть к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.
Таким образом, суть явления трансформации в данном случае заключается в изменении иерархии семейных ценностей. Если в патриархальной семье главенствующее место занимает сохранение целостности семьи, в детоцентристской, смыслом ее существования становится ребенок, то в супружеской на первый план выдвигаются отношения между супругами, признание их индивидуальности.
Глава последняя, но незаконченная.
Я приведу одну цитату, не указывая сразу источник.
Данная цитата взята не из гламурного журнала, а из гитлеровского плана >. Гитлеровское руководство ставило перед собой задачу уничтожения русского народа.
А теперь сравним, что говорил Э. Ветцель и что обсуждается в современной прессе.
Э. Ветцель
Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие. Народам, населяющим эти районы, нужно внушить, чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву. Русскому горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского из тульского генерального комиссариата. Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа
Сепаратизм, в том числе региональный, отсутствие централизации, >, неподчинение Москве. Разве не всё это мы наблюдали в своём недавнем прошлом? В самом диком и разнузданном виде?
Ох, эта жирующая Москва! Эти населённые лентяями регионы! Вечная грызня между Москвой и Питером, снисходительное отношение друг к другу многовековых соседей: молдаван и украинцев, татар и башкир, белорусов и литовцев, армян и азербайджанцев.
Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве.
Падение культурного уровня, примитивная ориентация на потребительскую модель поведения. Всё это денно и нощно называется телевидением, глянцевыми журналами и жёлтой прессой. Разве нет? Доктор Ветцель был бы доволен. Примитивные полуевропейцы - идельные рабы.
Население страны сокращается. > - кривая смертности вверх, кривая рождаемости вниз. Крест-накрест перечёркнуто будущее русского народа, а в газетах продолжаются дискуссии, на сколько нас хватит?
На 50 лет? На 30? На 20? На каждом углу продаются средства контрацепции, а голос против абортов поднимает лишь церковь; СМИ и поп - культура навязывают модель поведения >, ничем не отягощённую, не обременённую.
Уберите из > собственно нацистскую риторику - и получите квинтэссенцию идеологии современного гламура.
Заключение
В данной работе прослеживаются изменения, сопровождающие развитие семьи и семейных ценностей (начиная с патриархальной, заканчивая современной и постсовременной):
* господство абсолютной родительской власти и авторитарной системы воспитания
* рождение и воспитание ребенка
* освобождение детей от родителей
* освобождение женщин от мужчин
* переход от семейного производства к семейно-бытовому самообслуживанию
Общество способно нормально существовать только при условии, что у составляющих его людей наблюдается мотив к удовлетворению потребностей. Главным элементом этих потребностей выступает семья.
Несмотря на то, что семья необходима человеку, в настоящее время очевиден кризис семейных отношений: семья становится все менее прочной. Для людей разного возраста и пола эти ценности отражают специфику развития в данном возрастном периоде.
Подведем итоги исследованию:
На протяжении долгого существования семей менялись их устройства, а, следовательно, и их семейные ценности, семейные обычаи, устои, взгляды. Но не стоит забывать и о тех семейных ценностях, которые являются знаниями, накопившимися за долгие столетия, наших предков.
1. современная семья характеризуется стремительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии);
2. семейные ценности людей разного возраста и пола отражают специфику развития в данном возрастном периоде;
3. именно в рамках трансформации патриархальной семьи в современную, произошли наиболее яркие изменения в системе семейных ценностей;
4. суть явления трансформации в данном случае заключается в изменении иерархии семейных ценностей. Если в патриархальной семье главенствующее место занимает сохранение целостности семьи, в детоцентристской, смыслом ее существования становится ребенок, то в супружеской на первый план выдвигаются отношения между супругами, признание их индивидуальности.
Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.
Если в стадный период основным противоречием была борьба биологического и социального начал, то на этапе зрелой родовой организации стали противостоять друг другу родовые и семейные интересы. Победа семейных отношений привела к возникновению отцовского рода, который в отличие от материнского без индивидуальной семьи существовать не может. Парная семья становилась впервые в истории социально-экономическим союзом. На первых порах брак оставался союзом двух равных в экономическом и социальном отношении сторон. Как свидетельствуют этнографические данные, парный брак был еще тесно связан с групповыми формами брачных отношений. Один мужчинамог быть связан не с одной женщиной, а с несколькими одновременно, т. е. иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в браке с несколькими мужчинами.
Последние исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или домовых, общин. Каждая домовая община жила в отдельном длинном доме, вела свое обособленное хозяйство. Домовая община - большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. В составе домовой общины были три-четыре поколения родственников и рабы. Численность домовой общины составляла до 200-300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности - общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.
В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.
Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия - единобрачие.
С точки зрения материалистического, понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая прогрессивную сущность смены первобытного коммунизма классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых антагонизмов антагонизм между полами. Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других 67 .
Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.
Роль субъективного фактора в становлении моногамии рассматривает Ф. Энгельс, считая, что переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающееся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной 68 . С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - "женщины надолго утратили свободу личности.
Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.
Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.
У всех народов земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей - владычиц земельных кладовых (Хозяйка Медной горы), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.
Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине - создательнице Вселенной. Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины.
Б образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениторио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц - из ее туловища. Согласно ацтекскому мифу, двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю 69 .
С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, - общества социального неравенства, моногамной семьи - религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины. С этого времени все религиозные направления несут печать женоненавистничества. В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование "не пожелай жены ближнего своего" было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.
С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологи^ ческую категорию. Становление человеческого рода прям^ связано с очеловечением сексуальности.
Романтическая любовь - результат длительного источ рического развития, она органически связана с процессор формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романа тическая любовь предполагает сложившуюся личность, вс^ проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви - индивидуальность этого чувства, Любовь - индивидуальное половое чувство.
Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального общества.
Мировая художественная литература и искусство отразили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания. Для элитарных слоев браки становились часто политическим актом либо средством увеличения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к ее трансформации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития 58 стала демократизация внутрисемейных отношений. В течение XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодет-ной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему общественного труда, осуществившимся в течение XX столетия.
Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.
Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Внебрачные отношения были резко противопоставлены семье. Брак и семья были слиты, единобрачие понималось как пожизненное состояние. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступить в повторные браки.
Эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространенному числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей. Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловёчес-* ких нравственных ценностей. Вероятно, это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию. Распущенность и аморализм процветают в условиях определенного нравственного вакуума, когда патриархальные ценности не могут больше соответствовать потребностям современной семьи. Не следует драматизировать эти безрадостные изменения, так как, по общему признанию представителей мировой социологической науки, институт брака сохранился и развивается, а супружеские отношения приобретают все более личностный характер, становятся самоценными. Это, безусловно, прогрессивная тенденция, за которой угадывается будущее семьи как союза, обеспечивающего свободное развитие личности.
Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода.
Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака. Развод стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений.
Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений "родители - дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов - детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Изменение функциональных родительских ролей связано с преобладанием материнских контактов с ребенком. Внутрисемейная феминизация воспитания резко снизила воспитательную роль отца в семье. С другой стороны, в демократических семейных союзах воспитательная роль отца возрастает. При этом демократизация внутрисемейных отношений тесно связана с демократизацией воспитания детей. Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбинации с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем всего 1,5 года жили без детей, а сейчас - около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% в прошлом на воспитание детей. Появилась новая тенденция - рост автономии поколений. С одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, ставящие интересы детей выше своих собственных, с другой - часто дети не испытывают никаких обязанностей перед родителями, несмотря на то что они дали им жизнь и подготовили к самостоятельности.
Тенденция к усилению автономии поколений в значительной мере связана с технологической революцией, которая привела к устареванию трудовой культуры старшего поколения.
Дети получают бесспорное преимущество перед отцами, обладая более современной технологической культурой. Они оказываются более приспособленными к новым условиям общественного труда, чем их отцы. Меняется традиционное профессиональное соотношение отцов и детей, что в свою очередь ослабляет внутрисемейные контакты и усиливает солидарность в поколенческих группах.
Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. На смену патриархальной монолитности семьи, которая держалась на страхе, насилии, бесправии, приходят товарищеские отношения между членами семьи. Супруги, которые считают свой брак счастливым, имеют высокую оценку по индексу "супружеского товарищества" и низкую по индексу "супружеской напряженности". Новым явлением стало широкое распространение неполных семей. Это не традиционная семья вдо-i вых, а в основном родители без партнеров. В подавляющем большинстве неполная семья состоит из работающей матери с детьми. Неполные семьи составляют вполне жизнеспособную форму. Вместе с тем неполным семьям нужна большая помощь со стороны общества. Распространенность неполных семей привела к такому тяжелому явлению, как> безотцовщина и женское одиночество, которые в свою очередь способствуют росту подростковой преступности.
Современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они сравнимы с результатами 1 научно-технической революции.
Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.
Моногамная семья - это тот вид семьи, который мы на сегодняшний момент привыкли считать классическим - муж, жена и дети. Семья и брачные отношения в современном их виде сегодня кажутся нам довольно заурядным, привычным явлением. Это определенная сложившаяся система, которую мы воспринимаем, как нечто само собой разумеющееся. Однако брак в процессе своего исторического становления претерпел значительные изменения, о которых теперь мало кто задумывается. История возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.
В первобытном обществе брака как такового не было, вместо него существовал так называемый промискуитет, который характеризовался неупорядоченными половыми отношениями, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Постепенно с развитием человеческого общества и становлением родов беспорядочные половые связи сменяются избирательностью полового влечения. Сексуальные отношения определенным образом упорядочиваются. Вместо коллективного брака приходит групповой.
С появлением группового брака в заточном виде возникают собственно права и обязанности, связанные с понятием брака вообще. Прежде всего, это обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Сам групповой брак представляет собой союз двух родов, в рамках которого существуют половые отношения между мужской и женской группами, входящими в данный союз. Условно говоря, каждый мужчина, принадлежавший к данной группе, считает себя мужем всех женщин той же группы. Группы женщин и мужчин живут рядом, ведут совместное хозяйство. Дети, рождающиеся в рамках такого родового союза, в малолетнем возрасте воспитываются в женской группе, а, повзрослев, переходят в мужскую. Наследственное право считается по матери, так как материнство всегда было достоверно известно, а отцовство – нет, отцом мог быть любой из членов мужской группы.
Следующим этапом развития брачных отношений явился моногамный или парный брак. Однако путь, который прошла моногамная семья к тому типу семьи, который мы можем наблюдать сегодня, был довольно долгим и сложным, и отношения между полами претерпевали существенные изменения. Возникновение моногамной семьи было связано с формированием частной собственности и активным развитием торговли. В рамках данного процесса на первый план выдвигается мужчина, поскольку в его руках концентрируется основной экономический ресурс. В связи с этим моногамный брак сильно расширяет возможности и права мужчины, складывается тот тип общества, который принято называть «патриархальным». Мужчина занимает доминирующее положение и, так как он является владельцем всех материальных благ, наследственное право переходит от линии матери к отцу. Встает вопрос о верности браке, поскольку мужчине необходимо закрепить за собой своих детей, чтобы передать им свое имя и имущество. В отличие от группового брака, где отец был неизвестен, здесь мужчина должен был быть уверен в своем отцовстве, и женская верность не только подразумевалась на обыденном уровне, но и прописывалась в законодательстве. К примеру, в кодексе законов Хаммурапи (Вавилон, ок. 1759 до н.э.) оговаривается суровое наказание за измену жены, в то время как мужу разрешается брать наложниц. Патриархальная система ценностей зачастую подразумевала принудительный брак, когда замуж не выходили, а замуж выдавали независимо от предпочтений и чувств женщины.
Начало моногамной семьи современного типа и складывание привычного для нас образа семьи можно отсчитывать со времен Французской революции 1793 г. – исторического события, которое явилось важнейшим этапом для развития многих сфер человеческой жизни, в том числе и для семейных взаимоотношений. Именно во Франции конца XVIII века было на законодательном уровне провозглашено равенство мужчин и женщин, установлен брак по взаимному согласию, оговорен порядок разводов и отменено различие детей на законных и незаконных.
Современная семья в нашей сегодняшней реальности также не является застывшей формой. В течение второй половины XIX века и весь ХХ век ее развитие определяла все более набирающая силу городская культура, которая сформировала маленькую семью, состоящую из мужа, жены и детей, в отличие от больших деревенских семей, в рамках которых существовали вместе несколько поколений родственников. Урбанистические тенденции определили увеличение возраста вступления в брак и уменьшение количества детей в семье.
Если взять последние несколько десятилетий, то тут можно отметить все более возрастающую индивидуализацию всех членов семьи, окончательное освобождение семьи от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений, формирование новых способов решения семейных проблем. В любом случае, поскольку любые формы человеческих взаимоотношений не стоят на месте, а неизбежно исторически развиваются, мы на протяжении нашей жизни, возможно, увидим и дальнейшую эволюцию отношений в браке, возникновение новых семейных ценностей и взглядов на семью, как на определенный общественный феномен.
Прочитано 4513 раз Последнее изменение Суббота, 17 Сентябрь 2016 12:31
Моногамия – это исторически сложившаяся форма семейных взаимоотношений, заключающаяся в создании семьи двумя особами противоположной гендерной принадлежности. Сегодня единобрачие возможно и среди представителей одного пола в государствах, где разрешены такие брачные союзы законодательно. Данная вариация ячейки общества противопоставляется многобрачию, которое подразумевает, что один партнёр может иметь несколько брачных партнёров иной гендерной принадлежности. Современные биологи, исповедующие теорию эволюции, данный термин рассматривают в качестве феномена, присущего не только гомо сапиенс, но и представителям фауны.
Взаимодействие полов, подразумевающее сожительство, совместный быт, основанное на верности, именуется моногамным. Супруги в такой связи словно заключают негласное соглашение между собой об отсутствии измен.
Моногамия это форма брака, при которой индивид имеет одного партнёра либо на протяжении всего своего бытия, либо на определенном жизненном этапе (последовательная моногамия).
Семейные связи базируются именно на единобрачии. Помимо того ученые, пропагандирующие эволюционную теорию, утверждают, что своим прямо хождением человек обязан именно моногамии.
Невзирая на общепринятость и распространённость единобрачия, в семейной жизни отнюдь не редкость.
Психологи объясняют подобное поведение незрелостью партнёров. Для моногамных взаимоотношений человек должен созреть в душевном и умственном плане. Люди несовершенны и слабы. Они излишне склонны потакать собственным желаниям, имея глубокие чувства к партнёру, одновременно с этим не гнушаться опуститься в омут прелюбодеяния с головой. Нередко измены бывают следствием алкогольного опьянения либо семейной ссоры. Реже наблюдаются случаи затяжного адюльтера, когда индивид имеет брачного партнёра и внебрачного в течении длительного периода.
Человеческие чувства довольно сложны по структуре и природе своей. Зачастую они характеризуются противоречивостью. Вследствие неумения противостоять влечениям собственного организма, очарованию противоположного пола, возникают измены в единобрачных отношениях. У отдельных лиц отсутствуют нравственные ориентиры и моральные устои, поэтому даже не стараются противостоять искушению, зачастую осознанно стремясь к внебрачным связям.
Существуют люди, пропагандирующие , утверждая, что моногамия в отношениях противна человеческому естеству. Такие субъекты вступают в связи, заранее обговаривая с партнёром подобный расклад, дабы не было претензий и обид.
В европейских государствах официально разрешены лишь моногамные брачные узы. При этом множество партнёров, создавших ячейку общества официально, всё равно заводят романы на стороне, нередко обвиняя в этом собственную половинку.
Восточные же жители, исповедующие ислам, являются приверженцами полигамии, а именно полигинии (многоженство). При этом полиандрия (многомужество) там запрещена.
Выделяют четыре вариации моногамии :
– семейная (брачная) – относится к союзам, включающим только двух партнёров (при этом, данная форма, в свой черёд, подразделяется на одну брачную связь в жизни и на союз одновременно с одним супругом – последовательная моногамия);
– социальное единобрачие подразумевает сожительство партнёров, вступающих в интимные отношения между собой (возможен промискуитет) и взаимодействующих для приобретения базовых ресурсов, например, жилья, материальных благ, еды;
– интимная моногамия заключается в эксклюзивных половых отношениях двух партнёров между собой (партнёры вступают в интимные взаимоотношения лишь друг с другом);
– моногамие генетического типа относится к предыдущей вариации единобрачных уз с генетическими подтверждениями отцовства.
Поведенческие экологи, физические антропологи и биологи зачастую применяют рассматриваемый термин не в генетическом смысле, а в интимном. Культурные и иные представители социальных наук подразумевают понятием «моногамия» социальное единобрачие или семейную моногамию.
Принято ошибочно считать, что животные характеризуются полигамностью, вследствие чего им неважно с кем свершится спаривание. Большинство представителей фауны действительно полигамны, однако существует достаточно представителей животного царства, которые склонны к моногамии.
Так, например, все слышали о лебединой верности. Пары, создающиеся лебедями, часто существуют многие года или до смерти одной из особей. Именно поэтому сегодня лебеди считаются своеобразным образом любви и символом верности.
Ярчайшим примером преданности партнёру считаются волки. Если погибает самец, то, как правило, волчица остается одинокой до собственной кончины. В свой черед самец готов защищать собственное потомство и волчицу до смерти.
Бобры также отличаются верностью. Пока самка готовится разродиться потомством, самец добывает пропитание для неё. Затем они несколько лет вместе растят кроху, после чего отпускают в вольную жизнь.
Пингвины в паре живут продолжительный период. После формирования пары они, возвращаясь в колонию, стремятся среди остальных пингвинов друг друга отыскать.
Таким образом, принято считать, что моногамные связи являют собой особое взаимодействие между партнёрами, которое не допускает возможность взаимоотношений с другим индивидом либо интрижки на стороне. Именно на данном фундаменте базируется семья, являющаяся не только структурной единицей социума, но и местом, где рождаются и получают воспитание новые граждане общества. Поэтому для дальнейшего прогрессивного развития социума и его благосостояния, взаимоотношения полов должны выстраиваться исключительно на взаимоуважении и любви.
Может для многих представителей современного социума и привлекательна полигамия, но она разрушающе и губительно воздействует на душу и в целом личность индивидов. Раздираясь между несколькими отношениями, человек утрачивает собственное «я», его глубину, целостность. Моногамия же позволяет ощущать индивиду умиротворение и уверенность в будущем. Но и помимо этого, живя в социуме и следуя нормам этого общества, семья не поддается порицанию. Её признают и понимают. Семейным парам, следующим морально-этическим устоям общины, рады в любом жилище, ведь хозяева не опасаются, что свободные воззрения гостей могут негативно воздействовать на нравственную устойчивость половинки.
Еще одним положительным моментом единобрачия, является такой аспект как здоровье. Доказано, что люди, придерживающиеся моногамных отношений гораздо здоровее своих полигамных сотоварищей. Поскольку они уверены, что единственны, любимы, а потому не ощущают , отсутствия доверия и дискомфорта. Они не конкурируют с другими партнёрами половинками, поэтому не существуют в постоянном стрессе. В моногамных связях, где партнёры любят своих избранников, меньше конфликтов: супруги не чувствуют угрозы распада семьи. Зато они ощущают абсолютное единение с половинкой, стремятся открыть душу избраннику, согреть теплом и окутать всей накопленной заботой.
Таким образом, моногамная семья это – форма единобрачного союза, являющаяся наиболее распространённой среди аборигенов планеты. Это единение двух любящих сердец, готовых вместе воспитывать потомство. Лишь в моногамной ячейке общества в наличии все предпосылки для формирования здоровых личностей.
Данный вопрос не совсем корректен. В природе встречается около 90% разновидностей пернатых собратьев и 5% представителей млекопитающих относят к моногамным, то есть они создают стабильные пары и совместно воспитывают потомство. Среди приматов 23% видов являются моногамными. Также к отряду приматов относится и гомо сапиенс. При этом по сей день, учёные ведут громкие споры на тему моногамия и полигамия, что более присуще роду людскому.
Одни исследователи убеждены, что человек в соответствии с собственной природой полигамен, вследствие чего биологической задачей сынов Адама является оплодотворение как можно большего числа самок. При этом задача дочерей Евы состоит в беременности от наиболее физически развитого и статусного партнёра.
Однако данное воззрение опровергается антропологами и историками. Они утверждают, что далёкие предки, равно как и нынешние примитивные общности, образовывали пары для совместного существования и воспитания детей. Подобные союзы выгодны с позиции выживания популяции, так как позволяли родителям разделять обязанности, заботиться о чадах. Согласно исследованиям Т. Смита рассматриваемая модель отношений детям и супруге гарантирует поддержку со стороны отца семейства и одновременно с этим даёт мужу уверенность, что потомство, в которое он вкладывает собственные силы, труд и заботу от него.
При этом вопреки расхожему мнению нет и никогда не существовало общин, где интимные отношения и любовные связи не были бы урегулированы законодательно и регламентированы традициями. Такие обычаи и устои могут быть жёсткими либо не очень, но они всегда имеют место быть.
Однако не зависимо от точки зрения, которой придерживаются учёные различных областей, все они сходятся в том, что к полигамным либо моногамным следует относить весь род людской, не разделяя на сынов Адама и Евиных дочерей.
Рассуждая о различиях полов, учёные отмечают, что у сильной половины значительно выше концентрация тестостерона, отвечающего также и за либидо. Однако основываясь лишь на данной гипотезе нельзя делать вывод о полигамности сынов Адама. Ведь данный гормон стимулирует лишь интимное влечение, а не стремление к половым контактам с разными партнёршами.
Современные учёные проводят множество социологических исследований и экспериментов, дабы выявить наличие причинно-следственной связи между половой принадлежностью и предрасположенностью к полигамии или моногамии. Эти исследования показали, что действительно мужчины желают иметь много интимных партнёров, они быстрее готовы перейти к интимным отношениям, а также предаются думам об интиме значительно чаще фемин.
В США провели социальный эксперимент, который показал, что 72% сынов Адама согласились на половой контакт с прелестной незнакомкой. При этом женщины, которые принимали участие в этом же исследовании, отказались вступить в интимную близость с симпатичным незнакомым мужчиной.
Одно из проведённых анкетирований наглядно продемонстрировало, что американские мужчины предпочли бы в среднем всего иметь около 18 половых партнёрш на протяжении своего бытия, тогда как американские барышни предпочли бы иметь не более 4.
При этом действительность такова, что испытуемые имели приблизительно равное число половых партнёров: мужчины – приблизительно 4, женщины – 3,5. Помимо того довольно значительный процент американцев (25% тридцатилетних лиц и около 40% лиц старше 60) не зависимо от гендерной принадлежности на протяжении жизни сохраняют верность одному партнёру.
Таким образом, социологические интервьюирования показали, что Адамовы сыны и дочери Евы высказывали, как правило, лишь желаемую позицию. При этом они стремились максимально гармонировать с негласно принятыми социальными нормами, которые предписывают сильной половине иметь как можно большее количество интимных партнёров, а слабой – стремиться отыскать «единственного». Действительность же разительно отличается от данных «сухой» статистики. Практика показывает, что число половых партнёров мало чем разнится у прекрасной половины и у сынов Адама.
Подводя итоги, следует акцентировать, что именно двойные стандарты морали, основанные на патриархальности социума, ограничивающие влечение дочерей Евы, и привели к появлению рассматриваемого вопроса. На самом деле эти самые морально-нравственные ориентиры, прочно устоявшиеся в социуме, снижают возможность на половое удовлетворение у фемин, а также и их среднюю половую активность в сравнении с мужественными сынами Адама, что соответственно понижает шансы сильной половины найти интим.
В действительности мужчинам довольно выгодно, чтобы их считали полигамными, а фемин, в свой черед, моногамными. Ведь это развязывает им руки. Они получают некоторую долю половой свободы, при этом ограничивая ее у прекрасного пола. И в этом своем стремлении они совершенно упускают отсутствие научной обоснованности мужской полигамности, забывая даже об исконном смысле данного термина, перекручивая его себе на пользу.
Термин полигамность означает именно многобрачие, а не беспорядочные половые связи. При этом выделяют два варианта полигамии: полиандрию (женщина имеет одновременно несколько супругов) и полигинию (соответственно – многоженство). Следовательно, даже само наличие такого разделения подразумевает, что согласно своему естеству и прекрасные фемины, и сыны Адама могут быть полигамными либо моногамными.
Иметь гарантию бабьей верности желает много мужчин, однако сами не торопятся хранить верность собственным избранницам. Тем самым сильные мужи загоняют себя в капкан собственного эгоизма. Поскольку стремление к упрочнению в социуме установки, что мужчина априори полигамен, а дочери Евы нет, приведет лишь к тому, что вступать ему придётся лишь в связи среди представителей своего пола.
Преимущественно люди делятся на два типа: одни предпочитают моногамные отношения, а другие считаются приверженцами полигамии. Большинству стран мира присущи все же моногамные браки. Для начала определим значение этих понятий. С латыни «моно» переводят как «один». Это значит, что человек, предпочитающий такие отношения, не разменивает свое внимание на множество партнеров, а фокусируется лишь на одном – хранит ему верность. «Поли» - это значит «много». В этом случае человек не видит необходимости связывать свою жизнь лишь с одним избранником, и не отказывает себе в удовольствии регулярно заводить новые романы.
К сожалению, доля правды в этих заявлениях все-таки есть. Мужчина действительно может проявлять интерес к нескольким женщинам сразу – так уж предусмотрено природой. Проще говоря, подобное поведение заложено еще в генах. В былое время, еще до того, как человечество обрело веру, земляне были приверженцами полигамии. Было это вызвано не распущенностью или непорядочностью – так народы просто выживали, ведь масштабные войны тогда не были редкостью, унося множество жизней. Мужское население всегда страдало в этих сражениях, поэтому общество испытывало острую необходимость в детях мужского пола. Постепенно начали появляться гаремы.С тех пор многое изменилось, но не стоит изумляться тому, что на уровне инстинктов, мужчины еще тяготеют к нескольким женщинам сразу. Культурное общество начало зарождаться лишь три тысячи лет назад, а вот полигамные отношения существовали намного дольше!