Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Отчёт по производственной практике ПМ 01.

Работа функционального подразделения поликлиники.

Кабинет здорового ребёнка.

Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Он организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 . Кабинет здорового ребёнка может являться составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.);

Санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;

Контроль за нервно - психическим развитием детей.

Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:

1) прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год;

2) в соответствии с назначениями врача:

Консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья

ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);

Обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска;

Проведение контрольных кормлений, расчетов питания;

Выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;



Проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни;

3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания;

4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта;

5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры;

6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;

7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях;

8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов;

9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

10) ведение в истории развития ребенка вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка;

11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей;

12) осуществление связи с отделением медицинской профилактики, краевым центром медицинской профилактики с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР.

1. Основной минимум теоретических знаний:

Основные данные медико - генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;

Режим и питание беременной;

Режим и питание кормящей матери;

Профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;

Анатомо - физиологические особенности новорожденных;

Патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;

Особенности физического и нервно - психического развития детей первых трех лет жизни;

Воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);

Вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года;

Гигиеническое воспитания детей;

Профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);

Календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;

Оказание экстренной помощи детям.

2. Владение техникой выполнения гигиенических,

профилактических и лечебных манипуляций:

Сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;

Контрольное кормление;

Правильное пеленание ребенка;

Гигиенический туалет ребенка раннего возраста;

Купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.);

Обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;

Проведение антропометрии, измерение температуры тела;

Определение частоты пульса и дыхания;

Постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;

Закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);

Диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;

Массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);

Приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.

МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР

1 . Учетная форма N 112/у, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.

2 . Учетная форма N 039/у. 3 . Учетная форма N 038/у.

Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ

В кабинете предусмотрено следующее оформление и

наличие методических материалов по воспитанию детей раннего

возраста:

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Стол для проведения массажа.

4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

6. Стенд "Гигиеническая ванна".

7. Кукла с набором одежды для новорожденного.

8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.

9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.

10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни.

11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни.

12. Стенд по массажу и гимнастике.

13. Стенд по закаливанию.

14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.

15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни.

16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.

17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни.

18. Стенд по гигиене полости рта.

19. Стенд по устранению вредных привычек.

В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно – психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.

Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

В столице запускается краудсорсинг-проект «Детские поликлиники». На портале crowd.сайт москвичи могут высказать свои идеи по улучшению работы лечебных учреждений для маленьких пациентов.

Эксперименты по модернизации детских поликлиник уже идут. Зачем регистратуры меняют на стойки ресепшен, как в лечебных учреждениях разделяют потоки здоровых и больных пациентов, в интервью сайт рассказал главный врач детской поликлиники № 125 Татьяна Васильева.

— В вашей поликлинике внедряется комплекс новых мероприятий по улучшению качества работы. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.

Татьяна Васильева (главный врач ГБУЗ города Москвы «Детская городская поликлиника № 125 Департамента здравоохранения города Москвы») : Да, разработка комплекса организационных мероприятий началась в нашей поликлинике. Сейчас эти новации апробируются ещё в некоторых детских поликлиниках столицы.

— О каких изменениях идёт речь?

Татьяна Васильева: У нас реорганизована регистратура, родителям не нужно бегать за картами, стоять в очереди. Карты разносят по кабинетам перед приёмом у врача. В холле поликлиники организована стойка приёма, так называемый ресепшен, где можно получить консультацию о графике работы врачей и записаться на приём.

Кроме того, в поликлинике появились аппараты с напитками и сладостями, а также зоны комфортного пребывания, где дети могут поиграть, посмотреть мультфильмы, а родители — выпить чай, кофе, покормить ребёнка. Также были организованы комнаты для грудного кормления детей. В туалетных комнатах по просьбе родителей мы поставили пеленальные столики.

Помимо этого, теперь в нашей поликлинике разделены потоки: кабинеты, где принимают больных и здоровых детей, находятся в разных крыльях здания. Открыли кабинет «Здоровое детство», где можно получить необходимые справки в школу, в детский сад, направление на прививки.

— У вас есть ещё и кабинет «Здоровый ребёнок». Чем он отличается от «Здорового детства»?

Татьяна Васильева: Кабинет «Здоровый ребёнок» предназначен для родителей с малышами, здесь принимают детей в возрасте до трёх лет. Приём ведёт медицинская сестра, которая помогает родителям, обучая их правильному уходу за ребёнком: гигиене, зарядке, навыкам кормления, купания. Здесь им покажут комплекс специальных массажей, лечебной физкультуры, объяснят, как правильно кормить ребёнка, как развивать определённые навыки.

— Как изменилась работа участковых педиатров с началом эксперимента?

Татьяна Васильева: Они стали больше времени уделять пациентам. Их значительно разгрузил от бумажной работы кабинет «Здоровое детство». Кроме того, в поликлиниках работает ещё и дежурный врач, попасть к которому можно с острыми заболеваниями и прямо в день обращения.

— Продолжат ли участковые врачи-педиатры ходить по вызовам на дом?

Татьяна Васильева: Да, обязательно продолжат. Большинство родителей хотят, чтобы за здоровьем ребёнка следил участковый педиатр, который наблюдал его с раннего детства.

Московский стандарт поликлиники

Московский стандарт поликлиники — это программа повышения качества и эффективности работы лечебных учреждений. Его внедрение в некоторых взрослых поликлиниках началось в апреле 2015 года, а к октябрю и по всему городу. В рамках стандарта для улучшения качества работы поликлиник реализовали более 150 мероприятий.

Так, в столичных поликлиниках отказались от регистратур традиционного типа. Теперь пациентам не нужно стоять в очереди за картой, её приносят в кабинет заранее. Однако как и раньше, москвичи могут обратиться в регистратуру за информацией справочного характера.

Кроме того, участковые терапевты больше не ходят по домам, а принимают пациентов в поликлинике полную смену, то есть семь часов 30 минут в день. При этом для обслуживания вызовов на дому были созданы специальные выездные бригады врачей на машинах, оснащённых необходимым оборудованием. Терапевты могут на дому сделать пациенту ЭКГ, измерить уровень глюкозы в крови, сделать укол и дать лекарство.

«Таким образом, мы увеличили ресурс терапевтической службы в два раза», — рассказал главный врач городской поликлиники № 64 Инга Кокарева.

Помимо этого, во всех поликлиниках были созданы сестринские посты для пациентов, которым необходимо получить направления на анализы, санаторно-курортные карты и другие справки.

Стандарт был разработан на основе пожеланий москвичей, которые высказывались на краудсорсинговом проекте . Горожане предложили более 27 тысяч идей по улучшению качества работы поликлиник.

Для информации

В основу новых стандартов легли предложения москвичей, высказанные в ходе самого масштабного за всю историю проведения подобных мероприятий краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника». Московский стандарт поликлиники является показательным примером успешного взаимодействия органов власти и населения для повышения качества и доступности медицинской помощи.

Основными составляющими нового стандарта стали повышение доступности медицинских услуг, сокращение очередей и сроков ожидания приёма у кабинета врача, создание комфортных условий для людей, посещающих поликлиники.

Снизить нагрузку на врача, не связанную с оказанием собственно медицинской помощи, помогло создание специальных сестринских постов. Здесь можно оформить рецепт на льготные лекарства, направление на медико-социальную экспертизу или анализы, получить необходимые справки. Как показывает опыт работы таких постов, они позволяют освободить для приёма пациентов до 40 процентов рабочего времени врача.

Пациентам с острой болью предоставлена возможность без предварительной записи попасть на приём к дежурному врачу в день обращения.

Каждый родитель прекрасно знает, как трудно находиться с ребенком в детской поликлинике. Не секрет, что здоровые и больные пациенты должны сидеть в общей очереди перед кабинетом доктора в течение долгого периода времени. Для того чтобы снизить риск распространения воздушно-капельной инфекции, в крупных городах стали открывать кабинет "Здоровое детство" в поликлинике. Что это за место и что в нем происходит?

Предпосылки возникновения данного кабинета

В каких случаях еще можно обратиться?

Для получения направлений на анализы. Многие вынуждены подолгу сидеть в очереди к врачу лишь для того, чтобы получить направление на сдачу клинических анализов.

Любой родитель сможет записать своего сына или дочь на прием к врачу-специалисту. Медицинский работник в кабинете "Здоровое детство" тщательно осмотрит ребенка, опросит родителя о причинах обращения в лечебное учреждение и, в зависимости от показаний, запишет ребенка на консультацию к подходящему врачу.

Для перед вакцинацией. Перед каждой прививкой врач должен тщательно осмотреть ребенка, вся процедура занимает около 5 минут, а стояние в очереди к педиатру отнимет от 15 до 60 минут, а то и более.

Для выписки рецепта на молочную детскую кухню. Не секрет, что для родителей малыша весьма проблематично посещать детскую поликлинику, особенно если речь идет лишь о выписке льготного рецепта. Что за кабинет "Здоровое детство" в поликлинике? Это место, где родители малыша смогут получить льготный рецепт на молочное питание в считанные минуты.

Как можно попасть в кабинет "Здоровое детство"?

Во многих детских поликлиниках уже существуют специальные кабинеты, однако, родителей до сих пор интересует вопрос: "Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это такое и как туда можно попасть на прием?». Талон на прием можно взять в регистратуре точно так же, как и талон к любому другому врачу детской поликлиники. Кроме этого, в данный кабинет можно записаться через специальный сайт в Интернете, выбрав графу "педиатр - здоровое детство".

Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это, необходимость или излишество? Организация подобных кабинетов позволила значительно сократить распространение воздушно-капельных инфекций у детей, ведь теперь нет необходимости здоровым и больным сидеть в одной и той же очереди. Кроме этого, получить необходимые направления или справки для детских учреждений стало гораздо проще.

Что в итоге?

Улучшение качества обслуживания и доступность участкового врача-педиатра.

Сокращение времени приема и ожидание в очереди.

Быстрое и качественное оформление медицинской документации.

Освобождение времени участкового педиатра, которое он может уделить больным детям.

Не так давно в крупных городах стали открываться специальные кабинеты "Здоровое детство", которые созданы специально для того, чтобы облегчить жизнь маленьким пациентам и их родителям. За несколько месяцев своей работы они уже оправдали свою эффективность и необходимость. В нашей стране все делается для того, чтобы улучшить качество обслуживания и уменьшить количество очередей в детских лечебных учреждениях, поэтому кабинеты "Здоровое детство" необходимо создавать в каждом детском медицинском учреждении. Получить справку, записаться к узким специалистам, получить рецепт на детскую молочную кухню - все это теперь можно сделать в течение 5 минут в специальном кабинете.

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель начальника
Главного управления
лечпрофпомощи детям и матерям
В.В.КУЗНЕЦОВА
23 марта 1987 г. N 11-11/6-25

Рецензенты: Оноприенко А.В. ст. научн. сотр. канд. мед. наук, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР (тел. 484-58-02).

Чичерин Л.П. ст. научн. сотр. канд. мед. наук, ВНИИСГ и ОЗ им. Н.А.Семашко Минздрава СССР (тел. 297-83-13).

Органам здравоохранения и учреждениям здравоохранения разрешается размножить методические рекомендации в необходимом количестве.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей.

Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка) организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи детскому населению в городах".

В крупных детских поликлиниках кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения.

В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно - просветительной работе с населением.

В детских поликлиниках, обслуживающих до 10 тыс. детей, выделяется одна должность, а свыше 10 тыс. - две должности фельдшеров или медицинских сестер для работы в кабинете здорового ребенка.

Руководство работой кабинета осуществляется заведующей одним из педиатрических отделений.

Медицинский персонал кабинетов здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники (отделения).

Согласно Положению основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

Приложение N 8 к приказу Минздрава СССР N 60 от 19.01.83 г.

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.);

Санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;

Контроль за нервно - психическим развитием детей.

Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:

1) прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год;

2) в соответствии с назначениями врача:

Консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);

Обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска (приложение 1);

Проведение контрольных кормлений, расчетов питания;

Выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;

Проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни (приложения 2, 3, 4);

3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания (приложение 11);

4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта (приложения 9, 10);

5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры (приложение 12);

6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;

7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях (приложение 6);

8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов;

9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

10) ведение в истории развития ребенка (форма 112/у) вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка (приложение 7);

11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей (приложение 8);

12) осуществление связи с домом санитарного просвещения с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЗР

Для равномерного распределения нагрузки медперсонала КЗР профилактические приемы детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, должны планироваться по графику, в зависимости от числа участков.

Если в поликлинике имеется до 5 педиатрических участков, то устанавливается один день профилактических приемов для педиатров всех участков; при количестве участков от 5 до 10 - выделяются 2 дня в неделю для профилактических приемов; при 10 участках и более эти приемы планируются ежедневно (по 2-3 участка в день).

Направление в КЗР детей первого года жизни проводится после профилактического приема педиатра. Медицинская сестра КЗР разъясняет матери новые рекомендации педиатра и наглядно демонстрирует их, используя методические материалы кабинета.

Дети 2-го и 3-го года жизни должны посетить кабинет по воспитанию здорового ребенка до профилактического приема у педиатра для диагностики уровня нервно - психического развития и оценки поведения в декретированные сроки. По показаниям дети посещают КЗР после профилактического приема, если возникает необходимость уточнить новые для данного ребенка рекомендации педиатра по вопросам режима, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение и т. д. Посещению КЗР детьми 2-го и 3-го года жизни должен предшествовать патронаж участковой медицинской сестры, которая отражает в карте развития (форма 112/у) данные о поведении ребенка, а также развитие навыков (2-й год) игры и речи у детей (3-й год) (приложение 4а). Медицинская сестра КЗР знакомится с этими данными, а затем проводит диагностику нервно - психического развития детей по остальным показателям с предварительной оценкой по группам развития и назначениями на следующий возрастной период (приложение 5).

Данные об уровне нервно - психического развития медицинская сестра КЗР заносит в карту учета посещения КЗР (вкладыш), который должен быть вклеен в ф. 112/у и использоваться участковым врачом для комплексной оценки состояния здоровья ребенка.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР

1. Основной минимум теоретических знаний:

Основные данные медико - генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;

Режим и питание беременной;

Режим и питание кормящей матери;

Профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;

Анатомо - физиологические особенности новорожденных;

Патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;

Особенности физического и нервно - психического развития детей первых трех лет жизни;

Воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);

Вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года;

Гигиеническое воспитания детей;

Профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);

Календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;

Оказание экстренной помощи детям.

2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:

Сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;

Правильное пеленание ребенка;

Гигиенический туалет ребенка раннего возраста;

Купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.);

Обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;

Проведение антропометрии, измерение температуры тела;

Определение частоты пульса и дыхания;

Постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;

Закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);

Диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;

Массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);

Приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.

МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР

1. Учетная форма N 112/уу, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка.

2. Учетная форма N 039/уу.

3. Учетная форма N 038/у.

Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ

В кабинете должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста (приложение 8):

1. Стол пеленальный.

2. Весы медицинские, ростомер.

3. Стол для проведения массажа.

4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.

5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.

6. Стенд "Гигиеническая ванна".

7. Кукла с набором одежды для новорожденного.

8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.

9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.

10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни.

11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни.

12. Стенд по массажу и гимнастике.

13. Стенд по закаливанию.

14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.

15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни.

16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.

17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни.

18. Стенд по гигиене полости рта.

19. Стенд по устранению вредных привычек.

В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно - психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР

От качества работы медицинской сестры КЗР во многом зависит эффективность профилактического раздела обслуживания детской поликлиники. Основным критерием эффективности является уровень и динамика состояния здоровья детей по группам здоровья и группам развития, оцениваемая заведующей педиатрическим отделением.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Массаж ног (поглаживание).

3. Выкладывание на живот - упражнение рефлекторное.

4. Массаж спины (поглаживание).

5. Ползание - упражнение рефлекторное.

6. Массаж живота (поглаживание).

7. Массаж стоп (растирание).

8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).

9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку - рефлекторное.

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Скрещивание рук на груди - упражнение пассивное.

3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).

4. Поворот со спины на живот вправо - упражнение пассивно - активное.

5. Массаж спины (поглаживание и разминание).

6. "Положение пловца" - упражнение рефлекторное

7. Массаж живота (поглаживание и растирание).

8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).

9. Упражнения для стоп рефлекторные.

10. Сгибание и разгибание рук ("бокс") упражнение пассивное.

11. Вибрационный массаж грудной клетки.

12. Поворот со спины на живот влево.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди.

3. "Скользящие шаги" - имитация велосипедных движений - упражнение пассивное.

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).

6. "Парение на животе" - упражнение рефлекторное.

7. Массаж живота.

8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны - упражнение активное.

10. Упражнение для стоп.

11. "Бокс" (сгибание и разгибание рук).

12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно - упражнение пассивное.

13. "Парение" на спине - упражнение рефлекторное.

14. Вибрационный массаж грудной клетки.

15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов - горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца.

2. Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).

3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.

6. Массаж живота.

7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.

8. Круговые движения руками.

9. Поднятие выпрямленных ног - упражнение пассивное.

11. Поворот со спины на живот влево.

12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки - упражнение активное.

13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч - упражнение активное.

14. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов - горизонтальное, кроме упражнения "бокс", которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Упражнения 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13 выполняются с включением речевой инструкции.

Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)

1. "Бокс" (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.

2. "Скользящие шаги".

3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.

5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.

6. Наклоны туловища и выпрямление.

7. Массаж живота.

8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.

9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.

11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.

12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.

13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение горизонтальное - для упражнений 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 проводятся по речевой инструкции.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)

1. Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение - стоя на полу.

2. Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса). Выполняется лежа на полу.

3. Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.

4. Пролезание через обруч (для спины, позвоночника и ног). Выполняется лежа на животе.

5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)

1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.

2. Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени.

3. Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т. д. (прогнуть спину).

4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть ("какие мы большие и маленькие").

5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).

Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.

Форма одежды - трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.

Продолжительность занятий 10-12 минут.

Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)

Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 минут. Форма одежды - трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.

Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.

1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки).

2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.

3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).

4. Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20-30 см.

5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.

6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).

2. Скрещивание рук на груди.

4. "Скользящие шаги".

5. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.

7. Массаж живота.

8. Сгибание и разгибание рук.

9. Сгибание и разгибание ног.

10. Повороты со спины на живот влево.

12. Поднятие выпрямленных ног.

13. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов - горизонтальное.

I. Параметры поведения детей 1 года жизни

1. Преобладающее эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное).

1) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями);

2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, прерывистый);

3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище, отказ от пищи).

характер бодрствования (активный, пассивный, малоактивный).

5. Отрицательные привычки (раскачивание, сосание пальца, пустышки и пр.).

6. Индивидуальные особенности (застенчив, обидчив, контактен, навязчив, ласков, инициативен, боязлив, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вялый, легко утомляющийся, другие особенности).

II. Параметры поведения детей 2-3 года жизни

1. Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое).

1) засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);

2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);

3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище).

4. Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).

5. Индивидуальные особенности (контактен, доброжелателен, адекватно относится к оценке взрослого, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, внимателен, любознателен, легко обучаем, инициативен и т. д.).

Оценка поведения

Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положительную характеристику.

Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фактор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2-3 месяца, и они поддаются медико - педагогической коррекции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения.

Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико - педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь