Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ольга Владимировна Лелятова
Мастер-класс «Мансийская кукла»

Мастер-класс

Тема : Мансийская кукла .

Цели : ввести в активный словарь слова (aкань, хyл лувыт, кfпка, сун, вaс нёл aкань ёнгынутыт; познакомить с игрушками народов манси и ханты ;

формировать устойчивый интерес и осознанное уважительное отношение

культуре своего народа;

показать последовательность изготовления куклы ;

изготовить мансийскую куклу ;

Оборудование : слайдовая презентация; разные виды кукол; лоскутки ткани; нитки красные;

1 часть Рассказ педагога об игрушках народов манси и ханты .

Словарная работа.

Песня «Aкань» на мансийском языке .

Игры человека в детстве оказывают огромное влияние на формирование его личности. В играх не только развлечение и интересное времяпрепровождение, в них веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания.

Детские игры отражают быт и производственную деятельность. Традиционная игра и игрушка является средствами расширения возможностей ребёнка в преобразовании и познании мира внутри границ определённой этнокультуры. У.

народов ханты и манси много игр , переходящих в труд. Для того, чтобы окружающий мир был доступен, взрослый стремится показать и преподнести ему действительность через игру и игрушки. Игры детей ханты и манси , как у всякого народа, направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов, а также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Слайд 4

В воспитании детей невозможно обойтись без игрушек. Игрушка-это материальный центр игры, который объединяет набор предметов будущих занятий в миниатюре. Слайд 5 В изготовлении их используется природный материал. Слайд 6

Это глина, береста, дерево,слайд 7 кожа, мех, сукно, ткань.

Игрушками детей могли быть косточки рыб слайд 8 птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья, шкуры, хвосты, уши, клювы.

Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства.

Игры девочек связаны большей частью с куклами . Слайд 9 Впервые куклы обских угров описаны О. Фишером в 70-годы 19 столетия. «Вначале куклу девочке делает бабушка, мама или старшая сестра, потом она изготовляет их сама. У каждой девочки есть куклы женского и мужского пола, куклы-дети . Они отличаются

лишь одеждой. В играх изображается жизнь, трудовая деятельность и досуг всех членов семьи. Слайд 10

Чаще всего, кукла-это дочка , а сама девочка-мама. Она её кормит, укладывает спать, качает в игрушечной колыбельке, гуляет с ней, воспитывает, шьёт ей одежду. Ухаживая за куклой-дочкой , девочка познаёт азы ухода за ребёнком.

Куклы -акани обских девочек имеют богатый гардероб : кукольное хозяйство-берестяная посуда, люльки, спальные мешки и др. -достаточно богато для того, чтобы передать девочкам основы женского труда, готовить будущих матерей и

Кукла-акань имеет возраст , пол, характер. Как и в прошлые века, акань шьётся из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха. Она представляет собой символическую фигуру человека, состоящую из головы и туловища.

Хантыйские и мансийские куклы не имеют рук и ног , а также лица. Это связано с тем, что покрой женского платья выглядит трапецией и за этим широким покроем скрываются руки, а за длиной платья, часто ноги. Лица у кукол не было из-за религиозного запрета, так как считалась, что куклы с лицом священные , культовые, в них вселяется дух.

В традиционной жизни акань служила не только для игры, она выполняла и сакральную функцию, её называли «иттерма» . Это изображение умершего, куда

временно вселялось одна из его душ во время 40-50-ти дневного траура. Её делали из волос умершего человека, затем заворачивали и держали 40-50 дней в

специальной коробке. Слайд 11

Сегодня игры и игрушки хантов и манси постепенно уходят в историю.

Куклы , покупаемые в магазинах, теперь преобладают в семьях. Им шьётся национальная одежда.

Традиционные народные игрушки-это целый пласт культуры у любого этноса

и их изучения требует исследования многих сторон жизни.

2часть : Изготовление мансийской куклы-акани . Слайд 12

Инструкционная карта по пошиву мансийской куклы-акань .

1. Взять лоскут ткани размером 10-15см.

2. Пришить к нижней кромке полоску шириной 1см потайным швом.

3. Отступив 0,3см, пришить вторую полоску шириной 0,3-0,4см.

4. Отступив 2см, пришить ещё 3 узкие полоски (расстояние между полосками равно ширине полос) .

5. Совместив боковые стороны, сделать вертикальный шов.

6Подогнуть верхний край изделия, поставить головку и закрепить швом, закладывая складки.

Итог. Выставка кукол.

В этой статье я кратко раскажу о хантыйской кукле, о которой мне довелось узнать в этнографическом музее г. Советский, округа Югра.

У хантов помимо своей особенной игрушки существует так же определённая культура игры. Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принодлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой. На мой взгляд в этом есть практическая польза, ребёнок тренирует мелкую моторику, не знаю правда осозновали ли это древние ханты.
По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол (в этом я вижу тоже полезный психологический аспект воспитания). Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются-одежда остаётся.

Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
Могут присутствовать элементы дерева - сосновые или кедровые шишки, из них изготавливаются куклы - шишки. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.

Сейчас мы сделаем куклу-дерево.
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что бы нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол-наличие длиннх волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.
Характерной чертой этой группы кукол является наличие длинных распущенных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.

Мы с вами сейчас сделаем куклу Берёзку.

Нам понадобиться:
1)квадрат белой ткани (у меня был только габардин, с ним неудобно, лучше выбрать хб)края я обметала на машинке, чтобы не ремошился.
2)иголка
3)нитки, одна-которой будем сшивать тело куклы, я взяла чёрную, и никтки на волосы кукле, я взяла две зелёные разных оттенков, что бы передать оттенки кроны берёзки
4)прямоугольную картонку, в моём случае это будет пластиковая карта. Она нам понадобиться в изготовлении волос
5) ножницы

1) начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине, сразу скажу, мне пришлось с габардином повозиться, потому что когда один край закручивался, другой распускался, пришлось пустить в ход зубы.


Свернули, теперь сгибаем пополам таким образом.


Затем сшиваем иглой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.

У нас должно вот что получиться. (Из-за того чтоя взяла габардин, у меня получился достаточно толстый ствол, это берёзка-толстушка, но можно взять и потоньше)

Оставшейся чёрной ниткой я решила добавить текстуру.

Теперь наматываем нити на карточку или картонку вдоль.

С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку.

Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.

А сейчас нужно обрезать нитки с противоположной стороны.

Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой которой связывали их, к макушке деревца и куколка-берёзка готова!

В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.

Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки.

Чтобы сделать куклу-клюковку, нам потребуется:
1) Лоскут ткани желтого или коричневого цвета - что будет символизировать цвет почвы севера (там песка много)
2) Лоскут зелёного цвета, это болото, на котором растёт клюква.
3) Треугольный лоскут красного цвета, цвета спелой ягодки.
4) Кусочек ватки для головы куклы
5) Нить

Итак, берём зелёный лоскут и кладём его перед собой как квадрат, а на него кладём желтый, но уже ромбом.


Кладём в серединку кусочек ваты и плотно обжав вложенную вату, затягиваем нитью, фиксируя ее двойным узлом, концы нити не убираются, на них в конце, можно будет повесить бусинки.




Теперь берём красный треугольник, кладём его на головку клюковки и завязываем, полностью закрывая «лицо»

Обкручиваем длинные концы треугольника вокруг головки, «с зади», с той стороны, где торчит задний краешек косынки.

И наконец завязываем концы косынки на 2 узла со стороны «переда», то есть «лица» закрытого тканью.

Затем расправляем зелёные и жёлтые края ягоды, что бы посадить её на «болото».

Вот такая куколка-клюковка и куколка-берёзка у нас получилась(клюковка у меня была уже сделана, я снимала её косынку, что бы показать как завязывать)

Эти куколки служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком стоит какой то дух, который может повлиять на его судьбу.


Куклы - «страшилки», изображения сверхъестественных персонажей, у ханты – уже не игрушка, а способ и форма выражения недовольства, несогласия, своего рода брани: они берут на себя речевые функции. В традиционной культуре этого народа, в «нормах» детского общения запрещено обзывать другого ребёнка, и совсем недопустимо дурно отзываться о взрослом человеке. Поэтому «обзывание» берёт на себя кукла-страшилка. Когда не слушаются младшие братья и сестры или старшая сестра упрямится, то в ответ показывается, а взрослым незаметно подбрасывается, страшилка. Детям запрещалось мастерить и показывать кому-либо такие куклы – так же, как и у нас запрещается употреблять неприличные выражения.

Кукла-страшилка «Пор-нэ» (лесная, подкорневая женщина) является по существу идолом, фигуркой духа, хантыйской бабой Ягой. Такую куклу мастерят в тайне от взрослых. После игры её невозможно разобрать, потому что она состоит из разрезанных лоскутков. Взрослые, обнаружив игрушку «Пор-нэ», очень ругали своих девочек.
(из журнала «Югорское детство»)

Куклы-люди (сох пакыт) выполняются не только из ткани, но также из природного материала: травы, шкурок мелких зверьков, крылышек, хвостов и перьев птиц. В последнем случае персонаж имеет значение какого-либо животного или птицы.
Также функцию куклы могут выполнять подушка и платок. Платок сворачивают, имитируя младенца, а подушку повязывают платком, изображая дитя в люльке.
Такими игрушками, в основном, пользуются маленькие девочки 3-4 лет, которые еще не могут самостоятельно шить.
Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно: ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки - озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.
Основная черта куклы – кратковременность её существования. После окончания игры куклу необходимо разобрать.
С помощью платка можно выделить возрастные особенности куколки. Чем больше у нее открыто лицо, тем она старше.

Есть также кукла в очень красивых нарядах и украшениях из бисера. Это - Кукла в наряде (Айвит сикм ярнаснат) она изображает мастерицу, одетую в красивые наряды, чтобы показать их гостям. По преданию, такая Солнцеподобная, Луноподобная девушка в красивом наряде пришла из мира богов и показала женщинам новую моду.

«Кукол-мужчин» в основном шьют из меха и кожи. Ткань используют для туникообразных рубах из плотной ткани и платков-накомарников. Для основы – кукольной формы – используют грубую плотную ткань, сатин или сукно.

По сути, кукол-людей делают почти так же, как клюковку или дерево. Тела делается так же как у клюковки-ткань + кусочек ватки обматывается нитью, и на голову пришиваются волосы сделанные по принципу изготовления волос для куклы-дерева, то есть в моём мастер классе мы выполнили эти два основных элемента, остаётся только одежда для куклы и причёска, что видно по фотографиям, тоже достаточно легко изготавливается. Так что смело можно занять своих детей созданием таких игрушек, главное следить что бы не укололись.

В статье использовались так же фотографии коллекции «Куклы Нёрым-ях» (болотного-народа) Сургутского краеведческого музея.

В презентации описано пошаговое изготовление поделку- сувенира " Ворона" и может быть использовано для проведения творческой практической части на проведении национальногг праздника народов ханты-манси " Ворний день".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер класс по изготовлению обрядовой поделки к празднику « Вурнга-Хатл » (Вороний день)

Для работы вам потребуется: -5 лоскутков пестрой ткани разной длинны (от 25см 20см); -квадрат черного фетра 4 x 4; -тканевая салфетка треугольной формы со стороной в 15 см; -тесьма 50см; -шерстяная нить любого цвета -40см.; -бусины; -деревянная палочка (шпажка).

Согните ткань пополам, подогнув края по 1 см.

Согните полоски пополам

Привяжите ленточку к деревянной шпажке и сделайте узелки на концах ленты

Обрежьте под углом края полосок с обеих сторон по убыванию Расположите клюв (треугольник из фетра) между 2 и 3 полоской ткани

Согните все полоски ткани пополам. Вставьте деревянную палочку во внутрь.

Оберните голову вороны нитью, предварительно украсив концы нити бусинами.

Наденьте платок (треугольник из тканевой салфетки) подогнув края, создавая тем самым крылья и хвост.

Сделайте насколько витков нитью вокруг платка и завяжите на узел.

Немного о П. Бажове. Поделки по сказам Бажова.

О Павле Бажове

Урал славится своими полезными ископаемыми, а также умельцами, мастерами, старинными преданиями и легендами.

Мы знакомимся с ними с помощью известных многим с детства сказов Павла Бажова. В его сборник «Малахитовая шкатулка» вошли: одноименный сказ, "Серебряное копытце", "Каменный цветок" и другие произведения, созданные Бажовым на основе народного фольклора, который он слышал с детства, так называемых «тайных сказов» - старинных устных преданий уральских горнорабочих.

В этих преданиях сохранен богатейший язык народа, его быт, знания и представления об окружающей природе. А мифы народов, издавна населявших Урал (хантов, манси, марийцев и др.) переплетаются со знаниями и мечтами крепостных рабочих шахт и рудников.

Малахит - это минерал, окись меди. Он образуется там, где медь окисляется, потому что медная руда находится на небольшой глубине или на поверхности земли.

И если где-то на поверхности земли можно найти малахит, то там же под землей на большой глубине есть медная руда. Именно поэтому мифологическую Малахитницу Бажов в своей сказке назвал Хозяйкой Медной горы, хотя там велась добыча малахита, а не меди.

Главные герои сказов Бажова честны, справедливы, бескорыстны, добры, трудолюбивы, любознательны, обладают чистотой помыслов. Поэтому эти произведения способствуют нравственному воспитанию детей.

Сборник «Малахитовая шкатулка» переведен на многие языки мира, по мотивам сказов созданы фильмы и мультфильмы, музыкальные произведения, скульптуры, картины, изделия декоративно-прикладного искусства.

Тема задания конкурса "Волшебный мир сказок" в июне - "Сказы Бажова" .

Поделки по сказам Бажова

Как оказалось, "Сказы Бажова" - не самая простая тема для детского творчества. Наверное, поэтому в этот раз и работ по этой теме совсем немного.

Для вдохновения участников мы с дочкой в этом месяце тоже делали новые поделки по мотивам сказов Бажова и рассказывали о старых. Это:

  • - олень из бусинок и бисера

Поделки по сказам Бажова
(работы участников конкурса)

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

Оксана Веснина

Мастер-класс

Автор: Веснина Оксана Викторовна. Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»

Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси».

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по выкладыванию орнамента народов севера на пластилиновой основе с помощью сыпучих материалов - макарон, перловки и овса. Приобщая детей к культуре народов севера по средствам художественного творчества, мы расширяем их представление о жизни и культуре народов Югры, воспитываем уважение и любовь к родному краю.

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

Задачи:

Развитие эстетического вкуса и творческого воображения

Приобщение детей к богатству и своеобразию искусства народов ханты и манси.

Научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента.

Предварительная работа : знакомство с национальным орнаментом. Каждое изображение несёт свой смысл. Например: орнамент под названием «Утки над озером», «Вороны над болотом «Медведь», «Три гуся» и т. д.

Для работы нам понадобится: заранее приготовленный картон, покрытый тонким слоем пластилина, тарелочки с сыпучим материалом (макароны, перловка, овёс, образцы с национальным орнаментом.


Итак, начинаем творить. Каждый ребёнок выбирает более понравившийся ему орнамент и как мозаику выкладывает по образцу на основу.




Вот что у нас получилось.


Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты» Непосредственно-образовательная деятельность «Игры и игрушки народов ханты»Непосредственно-образовательная область «Познание»Цель: Познакомить.

Орнаменты в жизни башкирского народа Мухаметдинова Гульнара Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа» Тип проекта: - реализация проекта: кроткосрочный.

12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Конспект занятия «Праздники и игры народов ханты и манси» Цель: Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси. Задачи: Расширять знания детей о коренном населении Ханты-Мансийского.

Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни татарского народа» Тип проекта: - познавательно – творческий - групповой - участники проекта: 11 детей, воспитатель, родители. Актуальность: Приобщение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь