Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дети воспринимают мир иначе, чем взрослые. Отсюда и вытекают классические проблемы «отцов и детей».

Ощущение времени

Ни один ребенок не поймет фразу: «Время летит незаметно». Для детей время протекает намного медленнее, чем для взрослых. По мнению профессора Медицинского колледжа в Бэйлоре, профессора Дэвида Иглмана, это происходит из-за того, что ребенок постоянно что-то узнает, каждый его день полон открытий, даже если он сам того не понимает.

Интересно все: как плывут облака, цвет проезжающих машин, лица людей. Главное, чтобы картинка не застаивалась, а движение не прекращалось.

Именно поэтому ребенку невозможно усидеть на месте – слова «ждать» и «потерпи» не для детского слуха. Так что, если уж пришлось оказаться с ребенком в длинной очереди, скажем, к врачу – нужно обязательно занять свое чадо какой-то интересной игрой и периодически устраивать «смену декораций». В противном случае, любое ожидание в очереди станет настоящим адом и для вас и для ребенка.

И ещё, не стоит ожидать от детей и мгновенной реакции. Дети воспринимают услышанное с задержкой в 7 секунд.

Зрение

Зрение маленьких детей также кардинально отличается от взрослого. Бытует мнение, что новорожденные видят мир перевернутым. Это не совсем так. По законам оптики на сетчатке оно перевернуто, но это не значит, что ребенок видит мир вверх ногами – он пока не воспринимает изображения вообще, у него еще не развит зрительный анализатор.

Предметное зрение развивается в течение первых двух месяцев. Оно связано с центральной, макулярной сетчатки, которая также отвечает за восприятие цветов, в основном желто-красных. Именно поэтому в раннем возрасте советуют дарить именно красно-желтые игрушки – они понятнее ребенку.

Вкус

Дети ощущают вкус намного ярче, нежели взрослые. При этом язык уже с раннего возраста способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое. По словам профессора Темпльского университета Дженнифер Фишер, предпочтение в выборе отдается соленому и сладкому. В том числе поэтому дети не воспринимают здоровую еду: овощи, фрукты, кашу и так далее, поскольку вкусовые качества в этих продуктах притуплены и отличаются от их предпочтений. Горькое и вовсе воспринимается как яд.

Единый источник информации

В раннем возрасте ребенок, несмотря на огромный запас фантазии, воспринимает мир, в некоторой степени, однобоко. Группа британских психологов из Лондонского университета, и группа итальянских психологов из Университета Флоренции, выяснили, что дети до 8 лет воспринимают информацию только от одного из органов чувств.

Они еще не умеют сопоставлять данные об окружающем мире, поставляемые из разных источников: запахи, звуки, тактильную информацию, как это делает взрослый человек. Психологи из Италии предложили испытуемым – детям от 5 до 10 лет и взрослым – два кубика, заданием было определить, какой из кубиков больше, причем можно было либо потрогать, либо посмотреть на кубик, либо же все вместе. Эксперимент показал, что успешнее с заданием справлялись взрослые и дети старше 8 лет. Дети до 8 лет показывали одинаковый результат независимо от способа.

Английские психологи провели еще один эксперимент с детьми от 4 до 8 лет и взрослыми. Испытуемые должны были взять игрушечную ракету, пройти по комнате, «заправить» топливом, посадить пассажиров, сделать обратный отсчет от 10, и вернуть ракету на исходное положение. При этом эксперимент проводили в двух разных условиях. Сначала в комнате выключили свет, и ориентироваться испытуемым предлагалось по трем светящимся предметам – по форме луны, звезды и молнии. В итоге, взрослые оказались примерно в 26 см от исходной точки, а дети вдвое больше.

Во второй раз, в одном случае ученые убрали светящиеся ориентиры, а во втором раскручивали испытуемых на стульях. Таким образом, в одном случае они могли использовать только чувство пространства, а в другом только использовать ориентиры. В результате, результаты взрослых заметно ухудшились по сравнению с первой частью эксперимента, а у детей младше 8 лет почти не изменились. Это говорит о том, что дети выбирают один источник информации и им пользуются, не принимая в расчет дополнительной информации из других источников.

Для маленького крохи мир кажется таким большим и неизведанным! Взрослые часто забывают о том, что ребенок совершенно по-другому видит окружающий его мир. Зная некоторые тонкости детского восприятия, родители смогут быстрее помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, а также избежать стрессов . Ведь иногда даже самый обычный треск веток за окном может разыграть фантазию малыша и не на шутку испугать его.

Знакомство с окружающим миром и его этапы

Для начала нужно разобраться, каким образом малыш знакомится с окружающим миром и как ему помочь в этом нелегком деле. Наблюдение за окружающим миром имеет очень большое значение для малыша. Наблюдая за поведением взрослых, животными, предметами, малыш старается дать им эмоциональную оценку. Он может отвечать смехом на смех, на очередную шутку ответить плачем. Чаще всего ребенок правильно понимает ту или иную эмоцию, поэтому даже бытует мнение, что ребенка нельзя обмануть - он все чувствует на интуитивном уровне.

Кроме наблюдения малыши знакомятся с окружающим миром с помощью физических методов: трогают ручками, пробуют на зубок, и т.д. Нужно подбирать для ребенка игрушки по возрасту, чтобы постепенно ребенок мог осваивать все новые и новые горизонты. Например, если в первые месяцы малыш просто гремел погремушками, то в последующие у него появляется логическое мышление – он уже может собирать пирамидку, а позже и вовсе собирать конструктор . Далее малыш начинает учиться рисовать, лепить, плести и т.д. С помощью игры и творчества малыш все дальше и дальше познает мир. В знакомстве с ребенка окружающим миром важное место занимает природа. Детям необходимо часто находиться на природе, чтобы они могли наблюдать за природными явлениями, животными и т.д.

Различные природные явления заставляют маленького человечка размышлять и фантазировать, например, знакомство со снегом может вызвать у малыша огромный восторг, а когда он узнает, что из него можно лепить снежки или снеговика, то обрадуется еще больше. Важно с детства прививать малышу любовь и бережное отношение к природе, дать понять ребенку, что природа живая, и её нельзя обижать.

Самым близким окружающим миром для ребенка является семья, поэтому отношения и гармония семьи очень влияют на восприятие мира в целом у ребенка. Важно понять, что для ребенка родители являются неоспоримыми авторитетами и примером для подражания. Обстановка в семье прививает человека определенные привычки и взгляды на мир, и происходит это на подсознательном уровне. Важно создать спокойную и теплую обстановку в доме, тогда ребенок будет смотреть на многие вещи более спокойно, если же наоборот, в семье часто бывают ругань и скандалы, ребенок может грубо вести себя в обществе.

Также на восприятие окружающего мира ребенка оказывает влияние социальные контакты ребенка. Малыш может общаться с другими детьми во дворе у песочницы, в детском саду, а далее в школе, а также в различных кружках и дополнительных занятиях. Общаясь с другими детьми, ребенок чувствует свою принадлежность к какой-либо группе, а также начинает понимать, что его окружают другие личности, с которыми необходимо считаться. Если родители будут помогать своему малышу правильно воспринимать окружающий его мир, то в дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни, а также сформировать свой характер. Отсутствие помощи родителей может привести к агрессии, непониманию простых вещей и общепринятых моралей.

Восприятие детьми времени

Дети воспринимают время по-другому, не как взрослые. Для ребенка фраза «Время летит незаметно» кажется непонятной. Дети воспринимают время намного медленнее. Ребенок не может посидеть спокойно даже пару минут - ему кажется, что прошло уже кучу времени, а он ничем так и не занялся. Необходимо постоянно чем-нибудь заинтересовывать ребенка, время от времени менять обстановку. Особенно долго тянется время у детей в поездках и очередях. Здесь необходимо захватить для малыша несколько интересных игр и набраться терпения. Также дети не ответят мгновенно на заданный вами вопрос, потому что услышанное дети воспринимают с задержкой в пару секунд.

Зрительное восприятие детей

Зрительное восприятие детей отличается от взрослого в два первые месяца жизни. Зрительный аппарат ребенка еще не развит, он видит изображение смытым и расплывчатым. Существует мнение, что новорожденный ребенок видит окружающий его мир перевернутым. По поводу этого существует много споров, т.к. то, что изображение перевернуто на сетчатке, не гарантирует того, что перевернутым его видит и ребенок. Для развития зрительного аппарата в первые месяцы жизни ребенку следует показывать игрушки желтых и красных цветов, т.к. в этом возрасте для малыша они будут более понятными.

Вкусовое восприятие детей

Вкусовое восприятие у детей развито ярче, чем у взрослых. С самого разного возраста ребенок уже способен отличать сладкое, кислое, соленое и т.д. Считается, что наиболее предпочтительны для детей вкус соленого и сладкого, т.к. они более выражены. Поэтому часто дети отказываются от здоровой пищи – каши, овощей и т.д. Просто их вкусовые качества не сильно выражены. Горькое детьми воспринимается крайне отрицательно.

Единый источник информации восприятия у детей

Считается, что до 8 лет ребенок способен анализировать информацию об окружающем мире только из одного органа чувств, и не может анализировать их все вместе взятые. Учеными был проведен ряд экспериментов, где дети показывали лучшие результаты по восприятию мира, использую только один источник информации.

Ссылки

  • Учите ребенка думать позитивно
  • Новый год без слез и обид , социальная сеть для родителей Страна Мам

Учёные доказали, что ребёнок воспринимает мир иначе, чем мы. К сожалению, большинство родителей считает это непослушанием или детской странностью, но в действительности такое поведение обусловлено особенностью развития мышления. До 11 лет малыши смотрят на мир «другими глазами», но, становясь старше, они начинают мыслить как взрослые. Вот 8 отличий ребёнка от взрослого.

@ima_abacus/ Instagram.com

Отсутствие грани между реальностью и фантазией

Дети могут настолько сильно погружаться в мир фантазий, что начинают искренне в него верить. Учёные считают, что ребёнок не умеет устанавливать четкую грань между воображением и реальностью.

Например, можно попросить детей рассказать об их идеальном дне со всеми подробностями. Спустя время начните спрашивать их о нём и убедитесь, что дети будут уверены, что придуманные ими события действительно произошли.

Важно понимать, что ребёнок легко верит в свои фантазии, а вот в рассказах взрослых может сомневаться.

@andevigo/ Instagram.com

Понятие обратимости

Учёные уверены, что до 7-летнего возраста ребёнок не умеет сразу учитывать несколько величин. Например, высоту и ширину. Если вы перельёте жидкость из высокого стакана в широкий, то ребёнок будет считать, что её стало меньше. Хотя её количество осталось неизменным. Ребёнок будет уверен, что если стакан ниже, то и воды в нём меньше.

Восприятие объектов и их постоянство

Психолог Жан Пиаже сделал открытие, когда обнаружил, что дети до года реагируют на пропавший из их поля зрения предмет так, как будто его больше не существует. Он уверен, что понимание постоянства предмета приходит к нам с возрастом. По этой причине маленькие дети так удивлённо реагируют на пропадающие и вновь появляющиеся предметы.

Например, если перед глазами малыша (до года) взять и спрятать любую вещь под салфетку и потом вновь переместить её под другую поверхность, то его реакция будет такой, будто она исчезла. А вот со взрослым такой фокус не пройдёт, он прекрасно понимает, где находится предмет.

@ima_abacus / Instagram.com

Изучение языков

Многие знают, что дети быстрее учатся, легче воспринимают информацию и осваивают иностранные языки. Известно, что в семье, где родители говорят на разных языках, малыш может с лёгкостью их освоить, при этом он не нуждается в специальном обучении.

Известный лингвист Ноам Хомский выдвинул теорию о том, что у всех языков есть общая структура правил, логика, с помощью которой мы строим предложения, и она заложена в наш мозг с самого рождения. Он уверен, что дети подходят к вопросу изучения языков по принципу «субъект-глагол-объект».

Способность к абстрактному мышлению

Ученые совместно с психологом Рудольфом Шаффером провели исследование, попросив 9-летних детей придумать, куда расположить третий глаз. 95% сказали – лоб. Это не совсем логично, ведь в районе лба уже есть 2 глаза. А вот дети 11-ти лет стали рассуждать и предлагать другие варианты: руки, плечи, затылок.

Это говорит о том, что начиная с 11-летнего возраста, дети начинают мыслить абстрактно, а вот видение и понимание малышей основано на реальности. Они еще не могут думать над воображаемыми проблемами и действиями для их решения.

@velikolepny_irun / Instagram.com

Отличия лиц

Исследователи пришли к выводу, что новорожденный ребёнок может отличить лицо матери от других. Однако он не способен отличить человека другой национальности или расы. Это связано с нехваткой опыта. Но дети легко улавливают мельчайшие черты и человеческие эмоции.

Рисуют не то, что видят

Учёные провели исследование, предложив детям от 5-ти до 9-ти лет нарисовать то, что они видят. Перед ними поставили кружку с ручкой, однако развернули её так, чтобы ручку не было видно.

5-7-летние дети нарисовали ручку у кружки, когда старшие изобразили без неё. Это связано с тем, что взрослые дети восприняли только очевидное, а младшие – должное (они знают, что у кружек есть ручки, поэтому так нарисовали).

@alfira_nigmatulin / Instagram.com

Понятия морали

Учёные провели исследование. У детей дошкольного возраста спросили, какой поступок хуже, человека, который разбил много ваз, но случайно или того, кто испортил одну, но специально. Все остановились на первом варианте, предположив, что он нанёс больше вреда.

А вот взрослые бы сказали, что второй вариант. Ведь человек совершил его намеренно, со злым умыслом.

Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя.
Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали . Подбирая их по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные поделки.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Например, ребенку предъявили морскую звезду. Возникновение в его сознании образа этого объекта происходит примерно так. От органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) нервное напряжение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных центров (миллионов клеток в коре головного мозга, специализирующихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения. При этом запускается тончайшая дифференцировка действующих раздражителей (формы, величины, веса, цвета, запаха морской обитательницы), а также их интеграция, объединение. Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять этот простой объект!

Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. Если раньше ребенок уже сталкивался с морской звездой (может быть, видел ее на картинке), то активизируются уже ранее образованные в коре головного мозга нервные связи и восприятие происходит мгновенно. Ребенок безошибочно называет объект: "Это морская звезда". Если же в опыте дошкольника не было встречи с этим экзотическим существом, то возникающий образ объекта будет нечетким, расплывчатым. Ребенок может сказать: "Какое-то растение, какой-то предмет".

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают на утреннике переодетую в костюм лисицы воспитательницу, хотя ее лицо и открыто. Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор. Такое осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали называется синкретизмом и является природной особенностью детского восприятия.

Слитность и нерасчлененность детского восприятия можно часто наблюдать при работе дошкольников над аппликациями. Не обращая внимание на важнейшие детали, ребенок четырех-пяти лет прикладывает голову и верхнюю часть туловища медведя к задним ногам козы и считает, что составил мишку. (По материалам А. А. Люблинской)

Детский синкретизм есть результат невоспитанного "доаналитического" восприятия. Так, для того, чтобы правильно воспринять, например, растущий тюльпан, ребенок должен выделить его как особую фигуру на фоне всего остального в саду. При этом, чтобы узнать, что это именно растение, он должен выделить его основные части (стебель, листья, цветок) в их постоянных для данного объекта отношениях. Несмотря на то что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.


Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т. п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. Определить величину изолированного предмета ребенок не может, так как для этого нужно восстановить в памяти его место среди других. Например, когда трехлетнему ребенку предлагают на выбор два яблока, он воспринимает их величину относительно друг друга. "Зеленое яблоко больше, чем красное", - рассуждает малыш, объясняя свой выбор. Если же перед ним окажется одно яблоко, оценить, большое оно или маленькое, ребенок, скорее всего, не сможет.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия .

Действия идентификации заключаются в том, что ребенок, воспринимая объект, сравнивает его свойства с определенным сенсорным эталоном и отмечает, что они абсолютно схожи. Например, воспринимая мяч, ребенок утверждает: "Мяч круглый".

Действия отнесения к эталону предполагают, что при восприятии объекта ребенок отмечает частичное совпадение его свойств с эталоном, понимает, что наряду с чертами сходства существуют некоторые черты различия между ними. Например, яблоко, подобно мячу, круглое, то есть должно быть соотнесено по форме с эталоном шара. Но форма яблока имеет и свои особенности: это, как правило, несколько приплюснутый шар с ямкой и выступом. Для того чтобы воспринять яблоко как круглое, необходимо при соотнесении его с эталоном отвлечься от этих дополнительных моментов.

Моделирующие действия заключаются в том, что при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона, требуется одновременно использовать два или более эталонов. Простейшим примером может служить форма одноэтажного деревенского домика, включающая прямоугольный фасад и трапециевидную крышу. Чтобы правильно воспринять такую форму, необходимо не только подобрать два эталона, но и установить их взаимное положение в пространстве.

Как происходит развитие действий восприятия? На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Трехлетние дети, когда им дают новый предмет, сразу же начинают действовать с ним. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у них не наблюдается, на вопросы о том, каков предмет, они не отвечают.

В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, несистематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой.

К пяти-шести годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Рассматривая предмет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности. К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.

В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства . Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. Например, на предложение показать, что расположено справа, ребенок трех-четырех лет сначала отыскивает свою правую руку, а потом только ориентируется во внешнем пространстве. Старший же дошкольник может даже показать, что располагается справа от стоящего напротив него человека.

Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени . Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и т. п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер. То, что накануне называлось "завтра", становится "сегодня", а на следующий день - "вчера".

Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром они умываются, днем - обедают, вечером - ложатся спать. Представления о временах года постигаются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей обычно остаются недостаточно определенными для ребенка до конца дошкольного возраста - пока нет личной мерки, опоры на собственный опыт.

Развитию представлений ребенка о длительных временных интервалах помогают систематические наблюдения за явлениями природы, использование календаря, ведение дневников наблюдений и т. п. В шестилетнем возрасте дети оказываются способными понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека.

Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.

Известным отечественным детским психологом В. С. Мухиной проанализировано развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте. Ею показано, как у ребенка постепенно развивается умение правильно соотносить рисунок и реальность, видеть именно то, что на нем изображено, совершенствуется интерпретация рисунка, понимание его содержания.

Так, для младших дошкольников рисованная картинка скорее является повторением действительности, чем изображением. Когда ребенку показывают изображение стоящего спиной человека и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на обратной стороне листа. Со временем дети убеждаются, что с нарисованными объектами нельзя действовать как с настоящими. Расположение предметов на картинке, их соотношение дошкольники усваивают так же постепенно. Особенно сложно для ребенка восприятие перспективы. Так, удаленная елочка оценивается как маленькая, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими, - как поломанные. Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и то это основывается на знании правил, усвоенных от взрослых. Удаленный предмет кажется ребенку маленьким, но он догадывается, что на самом деле он большой. Так формируется константность восприятия - свойство, которое предполагает, что мы воспринимаем объекты достаточно стабильными и сохраняющими свои размеры, форму, цвет и другие свойства, несмотря на изменение условий восприятия (расстояния, освещения и т. д.).

Восприятие рисунка сопряжено с развитием способности к его интерпретации. Дети с интересом пытаются осмыслить, что на рисунках изображено. Так развивается еще одно свойство восприятия - осмысленность . Если сюжет достаточно понятен и близок ребенку, он может подробно о нем рассказать, если же недоступен - он просто перечисляет отдельные фигуры, предметы. При этом проявляются такие свойства восприятия, как избирательность и апперцепция. Избирательность - свойство восприятия выделять и воспринимать только часть каких-либо объектов из окружения, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон. Апперцепция - это зависимость восприятия от личностных особенностей и интересов человека. При интерпретации сюжетных изображений каждый ребенок выделяет, замечает что-то свое.

В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки . По мнению выдающегося психоаналитика, детского психолога и психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода психотерапией для ребенка. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Известным отечественным детским психологом Л. Ф. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в дошкольном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Ароновской и другими учеными выделено специфическое действие для этой деятельности. Это - со-действие , когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать. Например, некоторые сказки Х.-К. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно проследила путь развития содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят.

Особым видом восприятия является восприятие человека человеком . О том, как старшие дошкольники воспринимают окружающих людей, лучше всего свидетельствуют их игры, рисунки. Например, играя в "дом", "дочки-матери" и т. п., дети воспроизводят определенные образы других людей (чаще всего близких), отношения между ними. Понаблюдав за таким проигрыванием ребенком ролей взрослых, можно с большой долей уверенности понять, какие именно личностные черты, особенности других людей ребенок воспринимает ярче всего. По тому, каких людей изображает ребенок, что именно и как передает, раскрывая их образы, например в рисунке семьи, можно судить о том, что им запечатлевается легче, на что он больше всего обращает внимание, а что остается невоспринятым.

Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Например, в оценочных суждениях детей о взрослых выделяются указания на их внешний вид ("Она всегда нарядная, красивая, светлая"), проявленное к ним отношение ("Она меня кружит, обнимает"), информированность, умения взрослого ("Когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже"), нравственные качества ("Она ласковая, веселая").

Восприятие детьми друг друга зависит от того, насколько популярен или же отвержен ребенок в детском сообществе. В специальных исследованиях выявлено, что чем выше положение старшего дошкольника в группе, тем выше его оценивают сверстники, и наоборот. Оценивая детей, к которым проявлялась симпатия, дети шести лет называют в подавляющем большинстве лишь положительные качества сверстников: "красивый", "хорошо рисует", "умеет читать", "интересно рассказывает сказки" и т. п. О тех сверстниках, к которым нет симпатии, дети отзываются негативно: "бьет", "плохо играет", "жадный" и т. п. Интересно, что при оценке девочек (при позитивном отношении к ним) и мальчики и девочки отмечают большее количество положительных качеств, чем при оценке мальчиков, к которым тоже проявляют симпатию. Характеризуя мальчиков (при негативном отношении к ним), девочки в целом отмечают у них больше отрицательных качеств, чем у представителей своего пола при таком же отношении к ним.

Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей. Важно учитывать, что научаются они этому при мудром сопровождении взрослого, который задает "социальные эталоны", с которыми дети сверяют свое поведение и поведение других людей.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь