Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Первая татуировка уходит корнями в период раннего палеолита, чему существует множество подтверждений в виде обнаруженных при раскопках мумий, на теле которых и по сей день, видны следы татуировки. Так же, археологи не редко встречают всевозможные резцы, иглы и красители, которые, предположительно, могли использоваться для татуировки.

Издревле татуировка и шрамирование наделялись самыми разнообразными мистическими свойствами: воинов защищала в бою, стариков хранила от болезней, детей оберегала от родительского гнева, женщинам сулила легкие роды.

Племена Майори считали, что лицо всегда на виду, потому именно лицу отдавали особое предпочтение, нанося на него всевозможные узоры и орнаменты, служащие боевой раскраской, показателем доблести, социального положения, или просто выражая, таким образом, свою индивидуальность.

Еще Геродот поведал нам историю о том, как Гистиаэй передал зятю Аристогору тайную информацию «живым» письмом, через раба, на чьём черепе был вытатуирован текст, в последствие спрятанный от врагов под волосами.

Японские гейши, с помощью татуировки обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела, считая, что разноцветные узоры имитируют одежду.

С развитием христианства, обычай татуировки стали безжалостно искоренять, считая тату — проявлением язычества. В Ветхом Завете четко прописано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле и не накалывайте письмена». Среди европейцев запрет на татуировку держался почти до ХVII века. Но, благодаря христианским миссионерам, которые по древнему обычаю привозили на себе татуировку (как напоминание о месте, в котором они побывали), татуировка держалась на плаву.

Джеймс Кук, так же внес в историю татуировки свой неизгладимый след, привезя в Европу «Великого Омаи» (полинезийца, чьё тело было сплошь покрыто татуировками), которого считали человеком — сенсацией, живой тату – галереей. После этого, ни одно, уважающее себя представление, будь то ярмарка или бродячий цирк, уже не могло обходиться без участия человека, покрытого большим количеством татуировок. В последствие мода на аборигенов пошла на спад, и на замену дикарям пришли татуированные американцы и европейцы.

История татуировки повествует нам о том, что, чаще всего, тату использовали для определения социального статуса, защиты или принадлежности к какому-либо роду, но существовали обычаи, когда татуировка считалась наказанием или карой. Так, к примеру, в японской провинции Чукудзен (XVI в) преступникам, в качестве порицания за первое преступление наносили на лицо горизонтальную линию, за второе преступление — дугообразную линию, за третье — еще одну. В конечном результате, на лице не одумавшегося преступника появлялся иероглиф «ИНУ», что переводится как «собака». Римляне, чаще всего, использовали тату для обозначения своих рабов. В ХХ веке пытались вернуться к клеймению особо-опасных преступников, и предлагалось на их спинах излагать их злодеяния, посредством татуированного текста. А вот моряки, напротив, изображали на своих спинах распятие, в надежде, что таким образом им удастся избежать телесных наказаний.

История татуировки в России не на последнее места ставит вклад Петра I в ее развитие. Именно Петр I ввел обязательную нумерацию солдат, путем татуирования. На запястье солдата надрезался крест, в рану втирали порох и забинтовывали, так же накалывали личный номер солдата. Эта варварская идея помогала идентифицировать раненных и погибших.

Следующий бум в истории татуировки в России произошел в начале ХХ века, когда в тюрьмах повсеместно стало модным делать наколки, отображающие тот или иной статус сидевшего или причину, по которой он попал в тюрьму (см. ).

Как ни прискорбно, но цивилизация довела древнее искусство татуировки до уровня дешевого ширпотреба.

В 1891 году, американцем Рейли была изобретена первая электрическая тату машинка. Но еще долгое время не считалась востребованной. В период всплеска молодежной культуры в середине ХХ века появилось новое поколение татуировщиков, благодаря экспериментам и амбициям которых, татуировку возвели в ранг искусства.

Сегодня татуировка достигла высокого уровня и огромной популярности. Во всем мире это искусство развивается наряду с художеством, появляются все новые стили и направления (см. ), новые техники нанесения и изображения. Все больше людей хотят украсить свое тело и выразить свою индивидуальность, благо, что способов и вариантов на сегодняшний день предостаточно.

Многовековую историю тату можно назвать поистине впечатляющей. Бывало, что нательные рисунки категорически запрещали, считая их чем-то постыдным, бывало, что относились к ним с особым благоговением и уважением. Взлеты и падения, любовь и ненависть, презрение и почитание. Все это – история татуировки.

Время происхождения и причины появления

Ученые, изучающие историю нательной живописи, полагают, что татуировки появились еще во времена первобытнообщинного строя, более 60 тысяч лет назад. Об этом свидетельствует древняя наскальная живопись, повествующая о жизни людей и изображающая их быт и внешний вид. При исследовании египетских пирамид были обнаружены мумии возрастом 4000 лет с едва различимыми рисунками на коже. Предположительно татуировки были отличительным знаком богатых фараонов и знатных семей. Простые египтяне не удостаивались такой чести. Итак, время происхождения тату очень удалено от нас, поэтому вы с полным правом можете гордиться тем, что приобщились к древней культуре, если захотите сделать татуировку.

Согласно истории возникновения татуировок, они могли наносится в следующих ситуациях:

  • Во время охоты мужчины получали естественные повреждения – шрамы, ссадины, раны. Со временем кожа огрубевала, деформировалась, образуя причудливые узоры. Такие узоры говорили о храбрости, смелости, охотничьем духе обладателя, и он становился уважаемым в племени человеком. Затем порезы стали наноситься искусственно и вскоре распространились даже на женщин, превратившись в первые тату.
  • Тату принудительно наносились каждому из членов общины и указывали на его социальный статус, принадлежность к тому или иному племени, выдающиеся достижения, поступки и черты характера. Тату имели как положительное, так и негативное значение. Тело человека отображало всю его жизнь, для окружающих он выглядел как открытая книга, где ничего нельзя было скрыть или приукрасить.
  • Тату носили сакральный смысл и были связаны с переходными обрядами: посвящением в мужчины или уходом в мир иной. Наносить татуировки начинали с самых юных лет и порой заканчивали даже после смерти человека.

Древние люди были язычниками, поклонялись идолам, божествам и придумывали способы защититься от воздействия злых сил. Нательный рисунок был как раз одним из таких методов и служил в качестве мощного оберега, привлекающего удачу и отгоняющего духов.

Видео про историю татуировок

Первые нательные рисунки: интересные факты

История происхождения нательных рисунков охватывает весь земной шар: Америку, Европу, Азию, Японию, Австралию, Океанию. У каждой народности были свои отличительные особенности, по которым их можно было идентифицировать. Примечательно, что белокожие люди наносили в качестве татуировок особые знаки, цветы и узоры. Чернокожие африканские племена специально украшали тело шрамами. Для этого они искусственно делали надрезы и на свежую рану наносили краску. Рассмотрим интересные факты о происхождении татуировок наших предков.

Племя Диак считало, что в раю вещи приобретут противоположную форму: черное станет белым, маленькое – большим, и наоборот. Для этого они предусмотрительно наносили на тело черные тату, которые после смерти приобретали белый оттенок. Это помогало людям благополучно попасть в рай, минуя ад.

Индонезийские и полинезийские племена индейцев стали прародителями этнического стиля современного тату-искусства. Их рисунки передавались из поколения в поколение и служили не только социальной отметкой, но и оберегом. Чтобы защититься от злых духов, они наносили изображения этих же темных сил. Таким образом они маскировались и верили, что это поможет избежать беды. Подобные тату наносились крайне болезненно, иногда с летальным исходом. В свежий порез втирались древесный уголь и сажа. Примечательно, что в Полинезии до сих пор живут племена, которые придерживаются многовековых традиций. Не повезло американским индейцам, которых вытеснили за пределы исторической территории. Однако немногие оставшиеся представители, олицетворяя историю, и сегодня носят гордое имя индейца и предпочитают характерную одежду и длинные волосы.

В Японии татуировка у женщины свидетельствовала об ее плодовитости и хорошем здоровье. Количество тату соответствовало числу детей, а чем больше узоров на теле – тем выносливее обладательница. Тату наносились на лицо, ноги и служили защитным амулетом. Техника выполнения рисунка была очень сложной. Поначалу контур наносился с помощью кисточки, а затем выкалывался на теле бамбуковой палочкой или специальными иглами. Будущий татуировщик свое первое изображение выполнял на ноге учителя без применения туши. Затем он был обязан сделать татуировку у себя на ноге. Только в случае успешной сдачи экзамена ученик переходил в ранг молодого специалиста и допускался к клиентам.

Представители племени маори считали, что лицо следует украшать в первую очередь, поэтому татуировки выглядели как сплошная маска. Удостаивался такой чести только самый доблестный воин и богатый человек с высоким социальным статусом. Узор татуировки даже служил в качестве личной подписи. После смерти голову отрезали и сохраняли в качестве племенной реликвии. Обычных людей без маски на лице после кончины оставляли на растерзание диким животным.

Наши славянские предки покрывали свое тело магическими узорами и орнаментами, которые были необходимы для проведения обрядов по плодородию и урожайности. Для нанесения тату они использовали специальные глиняные прессы с очерченными контурами будущего рисунка. Подобные инструменты называли пинтадерами.

Татуировки в эпоху Средневековья

С массовым распространением христианской религии тату оказались под запретом, поскольку Библия запрещает любые нательные изображения. Людей обвиняли в сатанизме, идолопоклонничестве, оккультизме и причастности к черной магии. Тату-культура искоренялась в Европе вплоть до XVIII века. Примечательно, что многие христиане, будучи моряками и отправляясь в морские путешествия, не упускали возможности украсить свое тело за океаном. В 1769 г. Джеймс Кук привез из Таити полинезийца, с ног до головы разрисованного татуировками. Кстати, именно этот выдающийся мореплаватель впервые употребил к нательным рисункам слово tattoo, которое с тех пор вошло в обиход. Бедный индеец Великий Омаи не только стал местной достопримечательностью и участвовал во всех цирковых программах и уличных представлениях, но и вошел в историю тату-искусства.

Позже самые смелые европейцы, желающие подзаработать на своем внешнем виде, заняли место полинезийца. Например, американка леди Виола набила на теле портреты шести президентов, нескольких именитых актеров и выступала на сцене, вызывая бурный восторг у окружающих. Простые люди не спешили украшать тело и клеймить себя. Исключение составляли рабочие группы, так называемые профсоюзы: горняки, моряки, литейщики и представители других рабочий профессий. У каждой профессии была своя татуировка, которая символизировала братство, единство, одинаковые жизненные приоритеты и взгляды на жизнь.

Немного о средневековье и тату

Иначе дела обстояли в восточных странах. Например, в Китае татуировку принудительно наносили рабам и пленным, чтобы в случае побега их можно было легко идентифицировать. В Стране восходящего солнца, Греции и Риме наколка была позорным знаком преступников и всех тех, кто нарушил закон. Кстати, в Японии за первый проступок вдоль лба наносили горизонтальную линию, за второй и третий – еще по одной. В результате получался иероглиф, означающий «собака». Мексика и Никарагуа тоже клеймили злоумышленников. На Руси заключенных клеймили словом «вор», а в Англии – буквой D. Немцы во времена Великой Отечественной войны наносили пленным клеймо с порядковыми номерами в концлагерях. Постепенно тату-культура совсем угасла, ушла в историю, оставив только уголовные татуировки и примитивные изображения у американских рабочих.

Возрождение тату-искусства

Татуировка триумфально возродилась с появлением первой татуировочной машинки. Изобрел ее американец О’Рейли в 1891 г. Это стало настоящей сенсацией, ведь до этого, как свидетельствует история татуировок, люди пользовались подручными средствами, которые не позволяли наносить качественное изображение. В Америке и Европе стали массово открываться тату-салоны, особенно после проведения первой конвенции по тату в 1950 г. в Англии. Кстати, первыми хозяевами подобных заведений были моряки. К 50–60 гг. ХХ в. молодежь подхватила модную тенденцию, и татуировка получила массовое признание и распространение в мире. Помимо появления новых стилей, возродились и старые: полинезийский и индонезийский.

Медленнее всего происходило развитие тату-культуры в России. Во времена СССР нательные рисунки были под строгим запретом из-за распространения тюремных татуировок. Тату считались позорным и постыдным атрибутом асоциальных личностей. Подпольные мастера из-за отсутствия необходимых инструментов и профессиональных расходных материалов вынуждены были использовать в работе канцелярскую тушь и даже женский каблук. Изображения выглядели настолько примитивно, что их никак нельзя было назвать украшением. И только к началу 1990-х гг. история татуировок вновь возродилась в России и стала усиленными темпами догонять Европу и Америку. Толчком к развитию послужила первая тату-конвенция байк-клуба «Ночные волки», которая состоялась в Москве в 1995 г. Талант российских татуировщиков уже по достоинству оценили иностранные коллеги.


История татуировки началась давно, но искусство татуировок живет по сей день. А само искусство татуировки насчитывает около шести тысяч лет, уходя корнями в глубь тысячелетий. Конечно, задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое тело рисунками. Впрочем, этот вид искусства является частью общемировой культуры. Значит Татуировка была представлена практически во всех племенах и народах на пяти континентах. Возможно, этот факт подтверждают археологические раскопки.

Не так давно в Альпах был обнаружен - человек Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Кроме того, Татуировки обозначали принадлежность к определенному племени. Это довольно интересный факт, который является свидетельством того, что включает в себя много интересного и фантастического.

Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. Казалось, В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". Разумеется, на каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой. Как видим, история татуировок еще и многогранная. А вот в книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки даже в качестве болеутоляющего средства.

Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Во всяком случае они нанесены на кожу египетских мумий. Быть может разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI Династии (2160 - 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов. А этот факт, который повествует , говорит о том, что и представительницы прекрасного пола любили оригинально украсить свое тело .

Кто любил татуировки

Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Наконец, татуировались все, а именно:

Племена Европы и Азии;

Индейцы Северной и Южной Америки;

Жители Океании.

Именно племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок . Кажется, едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти. Бдагодаря таким сведениям, которые включает в себя история татуировок , становится понятным, почему татуировки актуальны в наше время.

Лицо - востребованная часть тела для тату

Лицо - всегда на виду. Поэтому и сегодня у многих народов лицо украшается в первую очередь. Надеюсь Племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Таким образом, эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей. Так вот, образцы Моко так индивидуальны, что зачастую используются в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. Кстати, еще в начале прошлого века, продавая свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами, связана она и с так называемыми "переходными" обрядами.

У азиатских эскимосов татуировки служили общепринятым украшением. Например, наносились девушкам до замужества. Пожалуй, самым распространенным мотивом татуировки была Y-образная фигура, трактуемая как хвост кита и связанная с особым божественным отношением к нему. Заметно, что история татуировок многое связывала с животными.

У представителей финно-угорских народностей (хантов и манси) не совсем понятно социальное значение татуировки. Вероятно, Тату здесь было исключительно женским искусством. Говорят, Татуировка всегда оставалась тайной женщины. В конце концов, они скрывали значение рисунка даже от близких родичей.

В древней Европе античные татуировки были во всеобщем употреблении у греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне для нанесения античных татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. В общем эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. Своим возрождением в Старом Свете после длительного неприятия татуировки в средневековой Европе со стороны церкви (в первую очередь, католической), татуировка обязана капитану Куку, который в 1771 году из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - «Великого Омаи», татуированного с головы до ног. Наверное, его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение татуировкой: сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. К счастью, отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. История татуировки не умалчивает и о происхождении слова. Так вот, именно Куку Европа обязана самим словом "tattoo", означающим «рисунок», «знак» в переводе с таитянского.

Тату в Европе

Появление в Европе татуированных аборигенов вызвало немалый ажиотаж. Видимо вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". Действительно, к концу XIX века мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами татуированные американцы и европейцы.

На исходе того же столетия современная татуировка стала необычайно популярна в Соединенных Штатах Америки. По-видимому В 1891 году американец Самюэль О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло. С другой стороны современная татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Что касается самих изображений, то история татуировки глаголит о том, что рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью. Напротив, всю первую половину XX века и Европа, и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых картинок.

В двадцатом веке современная татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. Новая эра в искусстве началась в 50-60-е годы. Оказалось, что образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, в сочетании с амбициями экспериментаторов-татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. Ну что ж, с тех пор современная татуировка занимает достойное место среди других видов искусств. Это положительный факт, который несет в себе история татуировок , им даже можно "гордиться".

В 1960 годы клиентами салонов тату стали деятели рок-культуры и представители других неформальных сообществ. А теперь молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Естественно, индустрия заработала в полную силу. Стало быть, стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы.

С конца 1970-х годов началась организация конвенций-фестивалей современной татуировки, ставших логическим следствием развития культуры тату. В сущности Первая конвенция состоялась в Нью - Йорке в 1976 году. И, все же, уже больше 30 лет конвенции проводятся несколько раз в год в различных городах Европы и Америки.

Современная татуировка

Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессоры университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Несомненно, мужчины считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. Следовательно, одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. И действительно, интерес подогревает очевидная популярность этого искусства среди знаменитостей. Это:

Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер;

Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк;

Принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови.

Они охотно демонстрируют свои татуировки на экранах и страницах модных журналов. Как видим, история татуировки несла в себе много интересных фактов, связанных со знаменитыми людьми и наверняка будет еще связана не с одним поколением.

Татуировка в России в конце-19-начале 20 веков являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Видите ли известно, что последний русский император Николай II во время визита в Японию «приобрел на теле» узор в виде дракона. По крайней мере татуирован был и Великий князь Михаил Александрович. Оказывается, мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу сразила представителей света и богемы (история татуировок не может умолчать данные интересные сведения). Тем не менее, уже в 1906 году в Санкт-Петербурге открывается первый салон художественной татуировки, развитие искусства набирает обороты. Но дальнейшее развитие татуировки, как вида искусства, прекратилось после Октябрьской революции. Собственно Тату сразу попадает в разряд буржуазных и вредоносных «пережитков царского режима».

В советский период российская татуировка подверглась гонению в основном из-за сформировавшейся в 1910-1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. И в самом деле, известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период 1937-39 г.г. Между прочим в последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в России отсутствует. Наоборот, возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента в военных действиях в составе штрафных батальонов на стороне Красной Армии. Мало того, с войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку в России просто потерял свой смысл. Но дурной имидж прочно закрепился за татуировкой.

История татуировки времен СССР повествует о том, что в 1980-х происходят грандиозные сдвиги в понимании татуировки. Короче, появляются первые цветные тату, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства. По правде говоря, центром всего этого процесса становится Петербург-Ленинград. А, кроме того, в конце 1980-х начале 1990-х происходит активный культурный обмен между Россией и западом. Одним словом люди, получая адекватную, а не искаженную советской пропагандой информацию, осознают, что татуировка - это не признак тюремщины, а вид искусства.

На территории бывшего СССР проводятся первые тату-конвенции (фестивали), где мастера татуировки обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами. да-да, история татуировки не обходится и без массовых мероприятий. Судя по всему это приносит свои плоды - общественное мнение по отношению к татуировке меняется.

В наши дни центром тату-индустрии в России по праву является Петербург. К тому же, с 8 по 10 июня на малой арене СК «Юбилейный» пройдет пятый по счету Санкт-Петербургский Фестиваль Татуировки и Боди-арта , в котором примут участие лучшие мастера из России и других стран мира. Но на этом история татуировки не заканчивается, а только набирает обороты. Не правда ли цель мероприятия - не только популяризация татуировки, но и возрождение в России искусства с многовековой историей.

Увлечение татуировкой, если это так можно назвать, завоевывает все новых и новых последователей. Летом, когда все стремятся одеться максимально открыто, легко заметить – разрисованных тел становится все больше и больше. Это весьма удивительно, учитывая особенности нашего времени.


Сейчас все переменчиво, как никогда в истории, люди быстро устают от чего-то, желают новенького и вообще все находится в постоянном движении – мы постоянно желаем новых приобретений, новых впечатлений, нового опыта. Но с татуировкой напротив, она статична. Заполучив рисунок на тело, мы не сможем легко изменить сюжет или избавиться от тату вообще. Почему же тогда татуировка популярна?


Самое главное, популярность татуировок растет во всех слоях населения, даже в самых культурных и обеспеченных! Раньше татуировки носили уголовники и различная шпана, а сейчас образованные и культурные люди. Давайте заглянем в историю татуировки и попробуем разобраться.



Слово «татуировка» имеет свои корни в полинезийских языках и означает «сделанное по всем правилам». А возможно, это слово произошло от использовавшегося на острове Таити слова «татау» – «ударять».


Для древних индейцев татуировка имела сакральное значение, помогала демонстрировать свой статус и заслуги, а так же являлась частью многих ритуалов, в том числе и магических. Индейцы рисовали на теле необходимый узор, а затем брали острый акулий зуб и с помощью молоточка превращали рисунок в татуировку.


При этом индейцы, как и многие другие народы, свято верили в символизм и значение татуировки, они не рисовали на себе, что попало, а лишь те рисунки, которые могли помочь им в жизни, изменить жизнь к лучшему.



Несмотря на то, что древние люди были примитивны, не имели интернета для общения и не могли свободно и массово пересекать моря и океаны, татуировка присутствовала в разных уголках планеты - в племенах, которые никак не могли встречаться.



Кожа древней мумии со следами татуировки


Народ нага из джунглей Индонезии мало с кем общался, но и у них были татуировки.


Они делали татуировку воинам племени – она свидетельствовала об их силе и достижениях. Секреты значения татуировок передавались из поколения в поколение, а делать их могли только жены старейшин племени. Каждый раз после удачной охоты воину наносилась очередная татуировка, и чем больше добычи брал воин, тем больше татуировок покрывало его тело.


Но не только воины и охотники украшали себя рисунками. Татуировка находила себе место даже на теле девочек, которым после первых месячных наносили несколько поперечных полосок на подбородке и загадочный орнамент па лбу. Эти знаки якобы оберегали девочку от злых духов. А после замужества женщинам из племени нага делались наколки на плечах.



Интересно, кто мог надоумить людей, что татуировка может иметь какое-то влияние на духов? Может быть, сами духи таким образом насмехались и глумились над примитивными людьми?



Женщины и девушки Древнего Египта жили в более развитом обществе, нежели племена в джунглях, но и они тоже украшали себя татуировкам. Еще за 3000 лет до нашей эры египетские женщины знали тату! Зачем им это было нужно?


По мнению египетских жрецов, татуировки помогали женщинам в беременности и родах, укрепляли здоровье. Жрецы общались с духами, от которых они скорее всего и получили знания о татуировках.





Фото сверху и снизу – татуировки Алтайской Принцессы


На территории современной России в Алтае в необычной гробнице под глыбой льда обнаружили захоронение. Ее назвали Принцесса Укока – Алтайская Принцесса. Мумия принцессы сохранила татуировки до наших дней.


Помимо принцессы были и другие находки, которые указывают на любовь скифов к татуировке. На эту тему писал Геродот. По его мнению, у скифов и фракийцев ритуал нанесения татуировки проводился только для . Если нет татуировки – перед вами человек из низшего сословия.


В Новой Зеландии искусством татуировки прославились маори. Каждый рисунок был индивидуальным, как бы личным кодом человека, он подчеркивал знатность человека, древность его рода и особые заслуги. Женщинам-маори проводили специальные ритуалы по нанесению татуировок вокруг рта, по их верованиям, они на долгие годы сохраняли молодость и красоту.



Мумии со следами татуировок находили в самых разных уголках Земли, о татуировках свидетельствуют также статуэтки и различные изображения людей.


Почему древние люди из разных концов земли делали татуировки, как они додумались до этого, ведь они не имели прямого общения и не передавали знания? На этот счет может существовать множество теорий, но если глубоко вдуматься, можно понять – желание сделать татуировку нашим предкам нашептывали разные духи, с которыми общались их шаманы и жрецы.


Современные люди зачастую не верят в духов, сейчас почти не осталось шаманов, а жрецы встречаются лишь на страницах книжек, но это не значит, что духи исчезли и перестали нашептывать нам разные желания.





Фото сверху – Алтайская Принцесса и ее татуировка
Фото снизу современная копия



Всматриваясь в историю, можно заметить, что татуировки обильно покрывали тела людей до прихода христианства. Когда христианство утвердилось, татуировка потеряла популярность, а нынешний рост популярности татуировки наглядно показывает утрату влияния христианства на сознание людей. В общем, люди возвращаются к дохристианским истокам, возрождаются языческие религии и многое другое, что в христианский период было немыслимо.



Есть и иные причины. Как мы уже говорили – современный мир переменчив, и мы всё время хотим чего-то новенького, но вместе с этим хочется чего-то постоянного, что не смогут отнять налоги и кризисы. Этим постоянным для некоторых людей становится татуировка.


В обществе, живущем по принципу «использовал и выбросил», люди начинают наносить на собственное тело несмываемые рисунки и символы, ведь это сопровождает их до самой смерти. Тату единственный пожизненный капитал, который до самого конца у них никто не сможет отнять!


Помимо этого татуировка дает возможность выделиться и заявить о собственной уникальности. Тату для некоторых демонстрирует уверенность в себе, яркую индивидуальность и некую крутизну.





Привлекают взгляды к определенным частям тела и призваны усилить их привлекательность и сексуальность, что сейчас очень важно, ведь вокруг масса соблазнительных девушек и надо как-то выделиться среди соперниц.


Посему в понимании определенных людей татуировка на самом деле становится капиталом и даже инвестицией в себя, в свою жизнь.


Хотя по правде татуировка весьма сомнительный капитал, но зато ее легко нанести и легко демонстрировать. Знания тоже капитал на всю жизнь, знания и образование не могут отнять кризисы, но знания намного сложнее приобрести.


Теперь мы знаем историю татуировки и можем понять причины популярности.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь