Самое интенсивное развитие человека происходит в первый год жизни. К пяти месяцам малыши уже осваивают большинство основных навыков. Они уверенно держат голову, переворачиваются на живот, узнают себя в зеркале и пытаются сесть. В этом возрасте некоторые дети уже начинают сидеть, а некоторые только делают попытки, чтобы из горизонтального состояния приподнять голову и опереться на локти.
Для большинства родителей очень важно, чтобы их малыш развивался в соответствии с общепринятыми нормами. Современные педиатры придерживаются мнения, что каждый малыш индивидуален и нет смысла сравнивать их навыки и умения: в каком возрасте ребенок начинает сидеть, как быстро он научился ползать и т.д. Но некоторые принципы развития для детей до года все же есть:
Из этого положения малыш легко группируется и может быстро уползти от мамы. Также он уверенно хватается, например, за поручни кроватки и делает попытки подтянуться.
Важно!!! Когда ребенок самостоятельно садится в первый раз, нужно всегда подстраховывать его. Иначе все попытки сесть будут заканчиваться кувырками, т.к. мышцы спины еще недостаточно крепкие и не привыкли к такому положению.
Большинство врачей педиатров сходятся во мнении, что присаживать малыша, можно, лишь, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно. В общепринятом понимании «сидеть самостоятельно» означает способность малыша без посторонней помощи из состояния лежа переместиться в сидячее положение.
Важно!!! Если ребенок не садится сам, значит мышцы спины еще недостаточно развиты, чтобы он самостоятельно смог «посадить» себя в вертикальное положение. Сажая ребенка в подушки, на колени или в коляску с подъемом спинки больше 45 градусов, вся нагрузка идет не на мышцы, а на позвоночник.
Мальчики и девочки развиваются по-разному. Мнение о том, что именно девочек нельзя насильно сажать несколько ошибочно. При «высаживании» нагрузка на кости таза и позвоночник у всех детей одинакова и последствия уже в школьном возрасте чаще всего у мальчиков и девочек не отличаются: сколиоз, проблемы с крестцовым отделом позвоночника. В силу расположения внутренних органов, у девочек ко всему этому могут прибавиться еще и проблемы с половой системой.
Если малыш научился подтягиваться, ухватившись за ваши пальцы, и может удержать себя в этом положение какое-то время, можно постепенно усаживать ребенка в подушки или держать на коленях в полулежащем положении. До этого момента для увеличения обзора крохи лучше пользоваться специальными приспособлениями: шезлонги, качели, переноски. Спинка этих «помощников» находятся под оптимальным для неокрепшей спины углом, а благодаря специальной эргономичной формы сидения, грудничок чувствует себя максимально комфортно.
То, что ребенок не сидит, может быть следствием нескольких очевидных факторов:
Такого рода проблемы могут привести к задержки моторного развития. Поэтому основными навыками малыш овладевает с некоторой задержкой.
В первые несколько месяцев дети тратят очень много сил, чтобы овладеть основными умениями, соответствующими каждому этапу развития. Попытки присаживать ребенка специально могут навредить малышу. Но помочь его мышцам окрепнуть и потренировать детскую координацию и ориентацию в пространстве все же можно. Не важно со скольки месяцев маленький ребенок начинает сидеть, начинать помогать его мышцам крепнуть и формироваться можно с первых дней жизни.
Всем малышам нужно время, чтобы освоить новый навык в процессе развития. Если же у вас есть сомнения или тревоги относительно состояния малыша, обязательно обратитесь за советом к специалисту.
Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.
Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.
Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.
Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.
К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.
К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.
Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.
Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.
Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.
Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:
Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.
Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.
Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.
Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.
Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.
Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.
У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.
Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.
Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.
По мнению специалистов, различий в физическом развитии грудничков мальчиков и девочек нет – это касается и формирования навыка самостоятельного сидения. Однако в народе считается, что девочки раньше начинают говорить, а мальчики – быстрее ходить, бегать. Кроме того, есть мнение, что детей мужского пола можно пробовать присаживать на короткое время уже в 3-4 месяца, а девочек – не раньше 7. Будущим женщинам в таком нежном возрасте есть риск навредить – нарушить правильное формирование мочеполовой системы, однако исследования на данную тему не проводились. Итак, что же нужно знать родителям младенца? Как и когда начинать высаживать ребенка?
Начинать высаживание ребенка слишком рано нельзя - это может негативно отразиться на его здоровье
Не все родители правильно воспринимают понятие «присаживать». Как правило, в данном случае мы говорим о полусидячем положении, которое возможно с помощью удерживающих ремней коляски, стульчика или на руках у мамы. Когда можно присаживать мальчиков? Считается, что мальчик может принимать положение, близкое к сидячему, уже в 3-4 месяца, если он:
Перед тем как присаживать малыша, следует учесть и другие факторы: вес ребенка, его активность и готовность находиться в подобном положении. Что касается полноценного сидения на стуле со спинкой или в детском кресле, врачи советуют ожидать того момента, когда сын сам захочет принять сидячее положение.
Когда можно сажать в стульчик или в коляску мальчиков? Физическая готовность ребенка к нормальному сидению на стуле формируется в период от 6 до 9 месяцев.
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Многие родители достижения своего ребенка воспринимают как свои собственные. Отсюда и желание похвастаться друг перед другом первыми шагами сына, его новыми умениями. Однако те дети, которые раньше пошли, научились сидеть или говорить быстрее сверстников, ничем их не лучше (см. также: ). Эти умения постепенно станут доступны всем малышам, но скорость физического развития, в том числе и умение сидеть, зависит от многих факторов:
Отметим, что младенец, который родился раньше срока, имеет возможность достичь уровня ровесников на 2-3 месяца позже. То есть, если кроха недоношен, стоит ожидать, что он научится сидеть не раньше 8 месяцев или даже ближе к году.
Мы уже разобрались в вопросе, во сколько месяцев можно сажать мальчиков. Теперь выясним, какие показатели готовности ребенка к самостоятельному сидению существуют. Как правило, это:
С какого месяца грудничок может сидеть с поддержкой? Почти все дети грудного периода справляются с этой задачей в промежутке с 5 до 6 месяцев. При этом малыш то и дело заваливается в одну или другую сторону. Некоторые мамы сажают кроху, обложив его подушками. Этого делать не стоит, так как чадо может упасть вперед и затем на пол. Кроме того, в таком положении надолго оставлять кроху нельзя – нагрузка на спину слишком велика.
Понемногу сына все же можно присаживать, находясь рядом и придерживая. Так малыш тренирует мышцы спины и таза и постепенно сможет оставаться в таком положении дольше, все реже и реже заваливаясь на бок.
Навык сидения сформируется окончательно, когда ребенок сможет сесть сам из какого-либо удобного для него положения. Обычно малыши садятся с положения на четвереньках или на боку. Это им удается не раньше 8-9 месяцев, иногда позже.
Намного труднее сесть с положения «лежа на спине», поэтому это происходит около года, а то и позже. Совет: попробуйте сами сесть из этой позы, не придерживаясь. Вы осознаете, сколько усилий придется приложить крохе для выполнения этой задачи.
Многие родители делают ошибку, идя на поводу у пожеланий сына. Не стоит путать понятия «может сидеть» и «хочет». Следует уяснить, что даже если кроха хочет сидеть с поддержкой мамы, но пока у него не получается присаживаться самостоятельно, нельзя удерживать его в этой позе долго.
Если малыш уже скоро отпразднует свою первую годовщину, но даже не пытается сидеть, есть смысл проконсультироваться со специалистами. Желательно записаться на прием к неврологу и ортопеду. Такая ситуация может быть симптомом каких-либо проблем у сына, а может означать лишь его индивидуальные особенности развития.
Если не заниматься с ребенком, пустив его развитие на самотек, сидеть он научится позже. Когда и как можно начинать сажать ребенка? Важно поощрять малыша, стремиться помочь ему добиться результатов. Для этого необходимо выполнять правила по формированию навыка сидения:
Мы уже упоминали, что спешить высаживать малыша раньше времени не стоит. Почему нельзя сажать детей до 6 месяцев? Доктор Комаровский говорит о том, что сидеть ребенок должен после того, как научится ползать (рекомендуем прочитать: ). Следующим этапом его развития должна стать ходьба, и вот почему. Природой задумано так, чтобы все фазы развития шли одна за другой, если перепрыгнуть одну из них, то можно приобрести проблемы в будущем.
Например, кроме укрепления мышц спины, таза, у мальчика должны успеть сформироваться связки, которые оплетают позвоночник. В отличие от мускулов, на эти ткани воздействовать извне нельзя, готовность связок к работе – 4-5 месяцев. Некоторые ортопеды утверждают, что сколиоз у школьника может стать следствием раннего высаживания. Тяжелый ранец с книгами и постоянное сидение за партой только усугубляют проблему, но не являются ее источником.
С наступлением пятимесячного возраста детишки уже многое умеют и не хотят подолгу лежать в одной позе. Они поворачивают голову влево и вправо, рассматривают предметы и людей. Они активно играют с игрушками, тянутся за ними и хватают их. Малыши в пять месяцев легко поворачиваются со спинки на животик. Но нетерпеливые мамы очень хотят, чтобы малыш уже начал учиться сидеть. Как только их кроха пытается это сделать, родители не скрывают своего восхищения и ждут, когда же он будет сидеть самостоятельно.
По среднестатистическим показателям развития это происходит так:
Это только средние данные, все дети развиваются индивидуально . Все зависит от многих показателей и различных условий (атмосфера в семье, здоровье при рождении и др.). Кто-то может сесть раньше на месяц, а кто-то на пару месяцев позже. Это не считается отклонением от нормы. И не один профессиональный детский доктор не скажет точное время, когда ребенок должен сидеть. Каждый малыш – неповторим, ему не нужно ни на кого равняться.
Для того, чтобы ребенок мог хотя бы попробовать сидеть, должны хорошо окрепнуть мышцы спины. Если родители сами высаживают ребенка, а у него не получается или это вызывает негативную реакцию, значит его спинка еще не готова к таким нагрузкам. В большинстве случаев позвоночник ребенка до 6 месяцев еще не готов выдержать вертикальное положение.
Навязчивые попытки родителей научить малыша сидеть раньше шести месяцев, могут в будущем отразиться на здоровье его позвоночника. Это не относится к тем деткам, которые пытаются садиться самостоятельно до достижения им полугодовалого возраста. Таким «ранним» малышам можно это позволить, но не больше одного часа в течение всего дня.
Тех деток, которые до 6 месяцев не проявляли попыток присаживаться, с наступлением этого возраста можно начинать присаживать.
Мамы и папы должны начать укреплять мышцы спинки ребенка уже с трех месяцев. Мышечный корсет укрепляется во время плавания в ванне или в бассейне, если есть такая возможность. Обязательными должны быть ежедневный массаж и простые гимнастические упражнения.
Если малыш не проявляет желания сидеть и не пытается это делать самостоятельно, то родителям нельзя ни в коем случае:
Среди молодых родителей, а также бабушек и дедушек можно услышать разговоры о том, что мальчиков можно начинать учить садиться раньше, чем девочек. Но опытные детские медики утверждают, что от пола ребенка абсолютно не зависит время первого присаживания. Главное, что нужно учитывать, это индивидуальные особенности, а также психическое и физическое здоровье малыша.
Присаживать мальчиков и девочек раньше шести месяцев вредно для развития позвоночника. В будущем это может сказаться на осанке, возможно развитие сколиоза. Медики утверждают, что раннее высаживание детей ведет к искривлению тазовых костей. Для девочек это нарушение может в будущем привести к проблемам во время родов.
Имеет немаловажное значение и вес ребенка. Худенькие детки более подвижные и активные. У них мышцы и брюшной пресс укрепляются раньше, чем у детей с большим весом. Пухленьким и упитанным карапузам гораздо тяжелее удержать свой позвоночник в вертикальном положении. Поэтому часто они позже других начинают сидеть самостоятельно.
Мальчики и девочки, которые сами вдруг начали садиться раньше шестимесячного возраста, скорей всего развиваются чуть быстрее своих сверстников. Возможно, их родители больше с ними занимались, да и генетика вещь сильная. Главное, чтобы сами родители не торопились в этом вопросе. Помните, каждый ребенок – уникальный, неповторимый и единственный.
Ближе к пяти месяцам малыш проявляет все больше активности: гулит, крутит ручками, переворачивается на бок или на спину. Молодые родители ожидают следующий этап развития, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ведь в специальной литературе написано, что норма для этого навыка - возраст 5−6 месяцев. Если кроха не торопится, то его начинают присаживать, но не зная, как делать это правильно, могут лишь навредить.
Главный совет всем родителям - нельзя торопить малыша, чтобы оправдать собственные ожидания и стремления соответствовать нормам. У каждого младенца свой ритм развития. Если этот процесс идет без нарушений, то кроха сам даст знать, что ему хочется большего - вертеть головой, тянуться плечиками и подбородком вверх, чтобы увидеть новые вещи в интересном мире. Не нужно подтягивать его вверх за ручки и присаживать, но и оставлять без внимания первые потуги к перемене положения тоже нельзя. Важно помочь ему правильно: тренировать мышцы и развивать координацию специальными упражнениями.
Хватательный рефлекс младенца, даже новорожденного, побудит его вцепиться в пальцы взрослого и инстинктивно тянуться вверх из положения лежа. Если взрослый потянет руки на себя, то малыш рефлекторно сядет. Однако это не означает, что ребенку уже можно сидеть, даже если ему нравится находиться в таком положении с помощью подушек, подложенных мамой.
Новое положение удобно и помогает развлечься при рассматривании новых предметов и игрушек, но отвлекает его от самостоятельных попыток сесть. Умение присаживаться не будет сформировано без влияния двигательной активности на кору головного мозга.
Если присаживать грудничка и удерживать его в такой позиции раньше, чем созреет мышечная система, то ожидаемые последствия - сколиоз и неправильное формирование костей таза. Педиатры и ортопеды единодушны - чем позже позвоночник ощутит нагрузку вертикального состояния, тем лучше для скелета в целом. В отличие от поощрения ползания и переворотов на живот, умение сидеть вертикально не требует поддержки взрослого.
Если же малыш сам стремится к этому и пытается удержать себя, необходимо проверить, соответствуют ли позиции частей тела следующим параметрам:
«Отклонения от этих показателей говорят о том, что тело ребенка не готово к переходу на новый этап, а физиологический изгиб позвоночника еще не сформирован.»
Ни один врач не сможет с точностью назвать возраст, во сколько ребенок начинает садиться, даже при регулярных осмотрах и наблюдениях за его развитием. Это может произойти в одну секунду, или, наоборот, попытки присесть могут продолжаться пару месяцев.
Иногда ползать начинают раньше, чем сидеть. Многие ортопеды склоняются к мнению, что так даже лучше для развития спины, ведь мышцы рук, ног и живота тренируются естественным образом во время этого процесса, и позвоночник получает минимальную нагрузку в вертикальной позиции.
Бывает, что оба навыка развиваются параллельно. Обычно первые попытки случаются в возрасте от 5 до 6 месяцев. Активные и развитые физические дети могут показать ранние результаты, но не нужно расстраиваться и записывать малыша в «отстающие», если он идет по индивидуальному графику. По определенным признакам можно понять, что грудничок готовится к освоению нового навыка:
Если малыш с трудом переворачивается на один бок и не делает ни одного из указанных движений, то принудительное вертикальное положение во время езды в коляске или на руках взрослого будет опасным для формирования его позвоночника, а также может задержать общее физическое развитие.
Умение управлять собственной моторикой приходит к малышу вместе с освоением чувства равновесия, что проходит в несколько этапов:
Вне зависимости от того, в каком возрасте ребенок садится самостоятельно, необходимо учитывать, что до 10 месяцев малышу не стоит сидеть дольше часа. Родителям надо взять на заметку, что самый мягкий и безопасный способ для крохи перейти в сидячее положение - из позы на четвереньках, в которой груднички так любят раскачиваться вперед — назад. Это очень полезное упражнение для вестибулярного аппарата и развития равновесия.
Примерно с 4 месяцев, после одобрения врача, можно укреплять мышцы малыша легким массажем после купания. Плавание очень полезно для общего здоровья и развития моторики. Сейчас почти везде имеются бассейны для грудничкового плавания, что способствует гибкости и умению управлять своим телом.
Случается, что полугодовалый кроха уверенно держит спинку прямо, но сесть без посторонней помощи не может. В этом случае можно помогать ему, давая пальцы для опоры, и подтягивать до нужной позиции. Поднимать лучше из положения полулежа, когда под спинкой есть твердая подушка. Ни в коем случае не надо делать за него всю работу - сажать, не давая понять, как именно происходит этот процесс.
Есть ряд упражнений, которые можно делать дома с пользой для здоровья. Многие мамы отмечали, что после регулярных занятий малыш неожиданно садился без их поддержки:
Ошибка многих родителей - стремление обезопасить ребенка от заваливаний на бок и на спину. Конечно, пространство вокруг должно быть комфортным, покрытым мягкими материалами, чтобы при падении он не мог пораниться, но если мама все время подхватывает кроху, то он не научится вставать и садиться из разных положений.
Научиться этому помогут упражнения на фитболе:
Многие родители не знают, когда по-настоящему следует начинать беспокоиться и искать специалиста, если ребенок не выказывает желания сидеть. Педиатры считают, что если к 11 месяцам малыш не сел и не показал никаких новых физических навыков, необходимо тщательное обследование у детского врача, невролога и ортопеда. Исключением здесь являются младенцы:
«К таким детям нельзя применять усредненные параметры, приемлемые для здорового организма. Недоношенные младенцы, при условии восстановленного здоровья, будут развиваться медленнее сверстников довольно долго, до 2−3 лет.»
Сядут они тоже на 1−2 месяца позже, чем ровесники. Болеющим малышам необходимо прежде всего выздороветь, чтобы общая психомоторика организма восстановила ритм поэтапного развития.
Если подобных причин нет, а младенец тихо лежит на спине и не проявляет особой активности, нужно присмотреться, нет ли настораживающих признаков:
Это серьезные симптомы физических и психических отклонений, скорректировать которые поможет только врач.
Специалисты не считают, что у одного из полов есть физические преимущества для раннего присаживания. Однако на родительских форумах не утихают споры и публикации фактов самолично выявленной статистики на тему, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть.
Мальчики, по их наблюдениям, отстают от девочек в проявлении физических навыков примерно на месяц, поскольку их нервная система развивается медленнее. По общим наблюдениям младенцы мужского пола садятся в возрасте 6−7 месяцев, тогда как девочки могут делать это и в 5.
На самом деле не проводилось научных исследований на эту тему, поскольку любой малыш с развитым опорно-двигательным аппаратом может опередить своих сверстников, сев или встав раньше них.
Также многие обыватели высказывают мнение, что мальчиков можно присаживать раньше без вреда для их здоровья. Это неправда, раннее присаживание вредно для любого пола, хотя для девочек последствия более очевидны:
Для мальчика это не принесет проблем в области половой системы, но деформация в тазобедренных суставах впоследствии отразится необъяснимыми болями и неправильным развитием костей в области поясницы и позвоночника вплоть до их видимых искривлений, что, безусловно, ограничит его возможности.