Под вниманием понимается способность человеческого мозга из потока информации отбирать ценное и выбрасывать ненужное. Это умение фиксировать мысли на объекте. Неразвитое внимание у ребёнка тормозит процесс обучения в школе, усваивание новых знаний и развитие в целом.
Развитие внимания в младенчестве начинается сразу же после рождения. Сосредоточенность при громком звуке или на заинтересовавшем объекте интерпретируются как простейшее проявление внимания в младенческом возрасте. В 1 месяц ребёнок не понимает речь, но прислушивается. После 6 месяцев – запоминает предмет и действия с ним. После 10 месяцев появляется распределение внимания, заключающееся в одновременном действии с двумя предметами, развивается переключение внимания (с одной игрушки на другую).
Ограничьте зрительный опыт вашего ребенка - лучше не смотреть телевизор слишком долго, выбирать программы, адаптированные к его возрасту и способностям. Слушайте и петь вместе с песней, читайте буклет со своими сказками, и вы также можете купить буклет с полнотекстовой записью. Научите их делать одно за раз, без лишнего хаоса - сосредоточьте своего ребенка на одном, уходите от просмотра телевизора во время еды, укладывайте головоломки и т.д. установите свой день - доведите ребенка до постоянной активности в определенное время от ребенка. Обычные и внутренние ритуалы позволяют контролировать хаос и концентрироваться на определенной вещи или деятельности. Вы, конечно же, замечаете, что, когда этот ритуал изменяется, например, при отъезде или неожиданных обстоятельствах, ребенку труднее вернуться к нормальной жизни, он отвлекается и не может сосредоточиться на науке. Держите ребенка отдохнувшим и отдохнувшим - усталость отрицательно влияет на функцию мозга и вызывает нежелание проявлять физическое и психическое. В этом случае ребенок не желает ничего делать и тем более учиться.
В раннем детстве ребёнок занимается заинтересовавшим его делом 10 минут, при этом испытывая затруднения в переключении и распределении внимания. Признаки концентрации выражаются в фиксировании самых ярких, но малозначимых признаков предметов. Интерес к ним исчезает, как только пропадает новизна.
Внимание дошколят неустойчиво, самой занимательной деятельностью они занимаются от 10 до 30 минут. Развить внимательность у ребёнка, можно используя методики, приёмы, упражнения, задания, игры для детей, посещая детские курсы, направленные на совершенствование внимания и памяти.
Слова игры - мы можем играть с ребенком в противоположностях: вы говорите зиму, а летний ребенок, вы говорите черным, а ребенок говорит белым и т.д. Веселье в словах - каждый человек говорит слово, начинающееся с последней буквы слова, произнесенного предыдущим человеком, например, автобусное слово - овал - кукла и т.д. Игра в вашем городе - название страны, города, города и т.д. написано на карточке. Слушайте сказки - после прочтения сказки вы можете спросить своего ребенка, что он думает, что произойдет сейчас, что главный герой будет делать или анализировать читаемую часть, например, на уроках польского языка и т.д. Умственные головоломки, такие как поиск различий между двумя картинками, копирование паттернов, подключение точек. Весело в жару холодно - ребенок должен найти скрытый объект, слушая инструкции теплыми - холодными. Угадайте предположение - ребенок привязал глаза и прикоснулся к предметам руками, должен угадать, что это такое. Строительные блоки, пластилин, модельный, печенье, изготовление каштанов, бумаги или солевой массы, нарезка бусин, рисование и покраска внутри контуров.
Главное условие – заниматься регулярно. Начинать следует с ежедневных занятий продолжительностью 20 минут, допустимы 1 или 2 выходных дня в неделю. Длительность уроков постепенно увеличивается. Во время занятий следует применять приёмы привлечения внимания, чтобы заинтересовать малыша. Лучшие приёмы привлечения и концентрации относятся к игровым формам выполнения заданий.
Это необходимо во время всех видов сознательных действий. Эта способность развивается постепенно в ходе человеческой жизни: в случае маленьких детей возникает непроизвольное внимание, направленное внимание развивается позже. Благодаря этому мы можем направить наше внимание, увидеть и сделать то, что важно для нас в данный момент.
Основное внимание уделяется выполнению конкретной задачи, достижению цели, решению проблемы или пониманию важной проблемы. Следовательно, высокая концентрация внимания связана с лучшей памятью, пространственными способностями и логическим мышлением. Ликеро-водочные изделия - это все виды стимулов, которые отвлекают нас от того, на что мы хотим сосредоточиться, таких как шум, яркие цвета в комнате, телевизор или радио. Мотивация и позитивное отношение - предпосылка для Выполнение задания - даже короткий отдых позволит вам вернуться к работе более эффективно.
На картинке изображены разные животные (7–8) и домики для них. Животных с домиками можно соединить линиями. Малышу необходимо при помощи только зрения определить кому из зверей, какой домик принадлежит. Если в первый раз с выполнением появятся трудности – можно воспользоваться карандашом. С помощью этого упражнения развивается объём внимания.
Он попадает под влияние сознательного и направленного человеческого действия. Это означает, что способность сосредоточиться может быть обучена и улучшена, поэтому вы можете научиться «направлять» свое внимание с помощью соответствующих упражнений. Стоит практиковать эти упражнения в ритме повседневной жизни и регулярно повторять их. Задачи должны быть интересными и разнообразными. Они могут быть как физическими, так и умственными.
Упражнения, которые улучшают концентрацию, могут начаться через несколько месяцев. Мы показываем ребенку карту или контрастирующую книгу, чтобы попытаться сфокусировать взгляд на картине. Например, белый плюшевый медведь с черными глазами и красным носом облегчит фокус. Мы можем переместить голову ребенка слева направо, чтобы малыш посмотрел на точку и попытался повернуть голову. Мы призываем ребенка поймать объект. Мы положили ребенка на животик и положили игрушку перед собой. Мы рекомендуем вам вытащить ручку для этого. Любой веселый сортировщик форм и цветов. Подготовьте прозрачную бутылку напитка и различные виды сухих завтраков. Задача ребенка состоит в том, чтобы бросить их индивидуально в бутылку. Для детей старшего возраста мы также можем использовать перевернутый дуршлаг, к которому ребенок вставляет лапшу спагетти. Подготовьте четыре шнурки в основных цветах и макаронах с большими отверстиями. Мы показываем ребенку, как защелкивать. Мы пытаемся изучить последовательность, сначала поочередно два цвета, позже мы можем удлинить шаблон в соответствии с возрастом ребенка. Мы также можем научить ребенка чередоваться в игре «теперь вы, а теперь и я». Соединяя головоломку.
Дети садятся в круг посреди класса и кладут руки на колено соседа. Правую руку на левое колено соседа справа, левую руку – на правое колено сидящего слева. Ладошки по команде поднимаются, но не все одновременно, а по очереди, в виде волны. Из игры удаляются ладошки, поднятые с опозданием или слишком рано. С помощью этого упражнения развивается устойчивость внимания.
Ребенок не уделяет внимания, поэтому любой разрушительный фактор может прервать концентрацию, которая так недолговечна. Активный характер спонтанного внимания ребенка может поддерживаться мастерством и терпением учителя посредством хорошо организованных и интересных уроков с содержанием, соответствующим уровню понимания. Новинкой, непредсказуемостью, выразительностью, изменением методов работы являются способы удержания внимания.
Сосредоточение внимания на обучении обеспечило понимание. Часто запрашивается добровольное внимание. Постепенно ребенок добровольно мобилизует свое внимание, привыкает к усилию и умудряется блокировать некоторые из вызывающих беспокойство факторов. Этот качественный скачок обусловлен повышенным интересом к обучению, мотивации, приобретенному опыту и развитию психических процессов.
Дети становятся полукругом в середине класса и выбирают водящего, который запоминает порядок размещения игроков. После команды он поворачивается спиной к детям и называет по порядку кто из игроков за кем стоит. В роли водящего должен побывать каждый из игроков. Назвавшие порядок расположения игроков правильно поощряются. Упражнение помогает тренировке зрительного внимания и памяти.
Это создает качество внимания, его стабильность. Деятельность более сложная, более продолжительная, включает алгоритмы и операционную логику. Решайте упражнения, следуя порядку операций, делайте расчеты и размещайте их на странице демонстрации. Он создает текст, соответствующий правилам композиции, уважает порядок в передаче идей, логику, а также рассматривает форму выражения, грамматическую правильность и правила составления.
Эти сложные операции находятся в начальной форме, они начинают покрываться распределительным вниманием, и теперь они улучшатся в период средней школы. Автоматизация некоторых компонентов деятельности приводит к возврату высшей школы. Качества внимания не растут в одинаковых темпах.
Дети садятся в круг посреди класса и по кругу и передают шёпотом сообщение друг другу на ушко, пока оно не дойдёт до первого игрока. Этой игрой развиваем запоминание на слух и слуховое внимание.
Дети по очереди называют свои имена и даты рождения. Первый называет своё имя и дату рождения, второй – имя и дату первого и собственное имя и дату рождения, третий – имя и дату первого и второго игрока, добавляя своё имя и дату. Последний участник игры называет имена и даты рождения всех игроков по порядку и собственные имя и дату рождения. Упражнение помогает развитию памяти и концентрации внимания.
Преднамеренные формы также многочисленны. Это может быть связано с отвлечениями, неинтересностью уроков, преувеличенными повторениями, повседневными событиями, которые «размалывают» интерьер ребенка. Усталость и болезнь также могут быть причиной отсутствия концентрации.
При планировании деятельности учитывается кривая внимания. Потенциал концентрации в понедельник ниже, а затем снова и снова падает в пятницу. Первый час занятий зависит от сдержанного состояния сонливости, последней из усталости. Перегрузка ребенка может привести к перегрузке. Несоответствующий ритм, агитация, страх могут ослабить интерес к активности. Ребенку нужно время, чтобы расслабиться и поиграть. Вот почему важно правильно измерить домашние задания от учителей и все запросы родителей, с которыми ребенок должен иметь дело.
Детский психолог Ольга Машталь посвятила целую книгу совершенствованию внимания у детей. Книга представляет собой практическое пособие, рассчитанное на методистов, педагогов, детских психологов и родителей.
Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.
Маленький ребенок должен обучаться отдыху в играх с движением, которые обеспечивают максимальную релаксацию. Даже во время часов он создает моменты мускульного и интеллектуального расслабления, чтобы стимулировать и активизировать внимание. К концу учебного года ребенок может выполнять две операции одновременно, если по крайней мере один из них автоматизирован.
Сила концентрации в вас. Когда вам нужно было найти силы, чтобы пройти конкретный экзамен или выиграть свою любимую игру, сила концентрации у вас под рукой. Этот фокус вызван определенными потребностями или желаниями. Но его систематический рост, он подводит его под ваш контроль, поэтому вы сознательно его используете. Истинная концентрация развивается медленно через повседневную работу и специальные упражнения. Упражнения должны выполняться в тихом месте, где вас никто не будет беспокоить. Вы можете сесть на пол или на стул.
Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.
Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.
Запоминание и воссоздание зрительных образов.
Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».
Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.
При работе со школьниками с ЗПР важно непрерывно вызывать положительные эмоции к рекомендуемой учителем класса деятельности. Если ребёнку с ЗПР будет интересно – результаты выполненного задания приятно удивят.
Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.
Младшие школьники склонны часто отвлекаться на уроках, так как в этом возрасте легко появляется непроизвольное внимание по отношению к посторонним объектам. В дополнении к этому устойчивость произвольного внимания непродолжительна. При выполнении пятого по счёту задания дети склонны отвлекаться, даже если на проделывание упражнений отводится не больше 10 минут. По этой причине нужно знать приёмы привлечения внимания учеников 7–9 лет:
Употребляя приёмы привлечения внимания во время занятий с детьми 7–9 лет, педагог добьется максимальной результативности работы учеников.
Применять упражнения на развитие внимания и памяти нужно для гармоничного развития ребёнка. При этом лучшие курсы и методы учитывают этапы развития детской психики, подбирая упражнения в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.
Предлагаем подборку простых и интересных игр с детьми дошкольного возраста , которые развивают у детей внимание и память. Данный материал может быть использован воспитателями как в повседневной деятельности, так и при проведении занятий с детьми в детском саду . Некоторые упражнения могут стать отличным дополнением к физкультминуткам. Небольшая подборка подобных игр на развитие внимания и памяти дошкольников публиковалось в данной статье .
Игра «Печатная машинка»
Каждому игроку присваивается 1-2-3 буквы алфавита (в зависимости от количества участников, чтобы все буквы были распределены). Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. На сигнал ведущего ученики начинают «печатать». Когда слово будет «напечатано», все дружно хлопают.
Игра «Мебель»
Участникам игры предлагают представить себя каким-то предметом интерьера и занять соответствующее место в помещении. Один из игроков - «хозяин» комнаты - знакомится с интерьером. Его можно представить с помощью выразительных поз участников игры. После этого «хозяин» выходит из помещения. Однако, появляется его «сын» - шалунишка и делает перестановку в помещении. «Хозяин» должен все расставить так, как было.
Игра «Какие звуки повторяются?»
Вариант 1. Ведущий зачитывает 4-5 слов, в каждом из которых встречается какой-то один звук. Например: хлеб - халат - хомяк - мех. Дети определяют звук, который повторяется в каждом слове.
Вариант 2. Дается набор слов, в которых повторяются 2 звука.
Упражнение «Слушай аплодисменты»
Дети свободно двигаются по кругу, когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, все принимают соответствующую позу (на 10-20 с).
Количество аплодисментов
1. Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге)
2. Поза «лягушки» (ребенок приседает)
3. Дети продолжают движение по кругу
Упражнение «В магазине зеркал»
Ведущий: «Представьте себе, что в магазин, где продаются зеркала, вошел мужчина с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркале, и подумала, что это другие обезьянки и начала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей такие же гримасы».
Выбирается ребенок на роль обезьянки, а все остальные - ее отражение в зеркалах.
Упражнение «Слово на одну букву»
Ведущий предлагает всем придумывать слова на одну букву. Дети по кругу говорят каждый свое слово, не повторяя уже названных. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.
Упражнение «Летели дракончики»
Дети стоят в кругу, выставив вперед ладони. Ведущий идет, тихонько поочередно бьет по ладоням, говоря:
«Летели дракончики,
Ели пончики.
Сколько пончиков,
Столько и дракончиков»
На последнее слово тот, к кому прикоснулись последним, говорит произвольное число, после этого ведущий считает ладони к заданному числу, тот на кого выпадает заданное число, должен спрятать за спину руки, которые ведущий пытается схватить.
Упражнение «Буквы алфавита»
Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий называет букву, а ребенок, которому присвоена эта буква, хлопает в ладоши.
Упражнение «Запрещенное движение»
Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять, тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.
Упражнение «Запретная цифра»
Выбирается определенная цифра (например 4), которую запрещается называть. Дети становятся в круг и по часовой стрелке считают по очереди «1, 2, 3 ...». Когда подходит очередь к четвертому ребенку, он не говорит цифру, а хлопает в ладоши.
Упражнение «Тень»
Из группы выбирают двоих детей, один - «путешественник», второй - «тень», остальные - зрители.
«Странник» идет через поле, а за ним сзади на 2-3 шага - его «тень», которая пытается скопировать движения. Желательно стимулировать «путешественника» для выполнения различных движений: сорвать цветок, посмотреть вдаль, присесть, попрыгать на одной ноге и т.д.
Упражнение «Топ-хлоп»
Ведущий говорит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное - дети хлопают, а если неверное - топают. Например: «Летом всегда падает снег». «Картофель растет в земле». «Ворона - перелетная птица».
Упражнение «Волшебное слово»
Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет детям, что он будет показывать разные движения, а они должны их повторять, только в том случае, когда он скажет слово «пожалуйста». Если ведущий этого слова не скажет, дети движения не повторяют.
Упражнение «Карлики и великаны»
Дети стоят в кругу, а ведущий подает команды: «Карлики» или «Великаны». Дети должны приседать или вставать, услышав соответствующую команду.
Упражнение «Что изменилось?»
Выбирается один ребенок, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (ведущий может помогать ребенку). Ребенок возвращается, и дети должны найти, что изменилось.
Упражнение «Вычеркни букву А»
За определенное время вычеркнуть, не пропуская ни одной буквы «А» из текста.
Упражнение «Ералаш»
Что такое ералаш? Это беспорядок. К примеру:
Злой кабан сидел на ветке.
Пароход сидел в клетке.
Соловей давал гудок…
Наведите порядок в стихотворении и тогда исчезнет ералаш.
Упражнение «Письмо от Незнайки»
Ведущий говорит, что получил вот такое письмо от Незнайки:
«Вот закончилось лето и наступила золотая осень. С юга вернулись птицы, проснулись звери от зимней спячки. Уже кое-где зеленеет молоденькая травка и дни не такие холодные, как летом».
Вопрос:
Вам понравилось это письмо?
Как следует писать?
Что в письме перепутано?
Упражнение «Кто в группе внимательный»
Ведущий читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово - поднимают красные флажки. Ведущий перестает читать, дети исправляют ошибку, ведущий продолжает читать текст.