Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 95» муниципального образования города Братска
Воспитатель группы компенсирующей направленности: Ожегова А.С. 1 квалификационная категория. Братск 2013 г.
Тип проекта: информационно - исследовательский, творческий.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй, общественными организациями.
По количеству участников: групповой.
Срок реализации: средней продолжительности 2 месяца (октябрь - ноябрь)
Участники проекта:
Руководитель: Ожегова А.С.
Актуальность:
Россия – богатая страна. Издавна настоящим богатством России считался хлеб. В нашей стране к хлебу всегда относились бережно. Это главное блюдо на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Ломоть хлеба – символ жизни каждого человека, хлеб – мощь государства.
Всегда ли мы дорожим хлебом? Всегда ли помним цену хлеба, цену того труда, который вложен в его создание? Конечно, не хлебом единым жив человек, но, чтобы человек был жив, он должен иметь хлеб. А чтобы почитать хлеб, надо знать, как он родился; сколько сил, терпения, любви приложено для того, чтобы хлеб появился на нашем столе.
Этот проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу, сплотить коллектив детей, педагогов и родителей.
Цель:
Задачи проекта:
Предполагаемый результат:
Данный проект предполагает интеграцию следующих образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Ресурсы проекта:
Описание проекта:
1 этап – подготовительный, информационный.
Обследовано 12 детей
Осуществление проекта начали с подготовительного этапа.
На данном этапе была проведена следующая работа:
2 этап – основной, творческий.
Методом трёх вопросов была определена основаная проблема проекта:
«Почему в народе говорят: «Хлеб всему голова!» ?
На данном этапе содержание работы по поиску ответа на вопрос проекта тесно интегрировалось с такими образовательными областями, как «Познание» , «Социализация» , «Труд» , «Коммуникация» , «Чтение хужожественной литературы» , «Художественное творчество» , «Здоровье» и реализовывалось через все виды детской деятельности.
Обогащение, уточнение и закрепление представлений дететй о хлебе проходило в
совместной деятельности через:
Дети проследили путь хлебного зёрнышка от поля до нашего стола, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий, с профессиями людей, которые выращивают и выпекают хлеб, узнали, чем хлеб полезен для организма человека и выработали обращение с хлебом.
Была проведена дегустация разработанных сортов хлеба из муки разных видов и сортов.
Через игровую деятельность:
Словесные игры
Сюжетно- ролевые игры
Дидактические игры
Подвижные игры
Пальчиковый игротренинг
Через чтение художественной литературы:
Дети проиллюстрировали сказку «Колосок» , совместно с родителями подобрали и проиллюстрировали пословицы и поговорки о хлебе. Из этих работ была создана книга . Отгадывание загадок о хлебе побудило детей к созданию книги «Загадки хлебного поля» с собственными иллюстрациями.
Через эксперементально- исследовательскую деятельность:
Очень важно, чтобы воспринимая весь новый материал, дети думали. Важно научить детей задавать вопросы и искать ответы на них. Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребёнок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к экперементированию, к проведению собственных иследований.
Были произведены следующие исследования:
Полученные в процессе бесед, эксперементирования, наблюдений, впечатления и эмоции детей отражали в продуктивных видах деятельности:
3 этап – заключительный
Диагностическое обследование детей
На данном этапе прошла презентация проекта и были подведены итоги.
Большую помощь в реализации проекта оказывали родители детей группы. Они создавали презентацию о хлебе, провели дегустацию хлебобулочных изделий, совместно с детьми подбирали и оформляли материал для книги «Пословицы и поговорки о хлебе»
Итог проекта: Интегрированный праздник «Хлеб всему голова!»
Реализация проекта:
Дидактическая игра «Назови семью»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.
Материал: мяч.
Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.
Например:
Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.
Как называют крошки хлеба? - Хлебные крошки.
Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.
Как называют человека, который выращивает хлеб? - Хлебороб.
Как называют человека, который печёт хлеб? - Хлебопек.
Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.
Как называют завод, где выпекают хлеб? - Хлебозавод.
Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…
Цель: Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.
Материал: счётные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы.
Ход игры: Педагог предлагает детям выложить мельницу из счётных палочек.
Цель: Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игры:
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч» . Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
Цель: Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь.
Материал: Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий: соль, сахар, масло, яйца, молоко, вода и т.д.
Ход игры:
Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол
Например:
Что делают в начале? - Сеют зёрна.
Что происходит потом? - Из зерна вырастают колоски.
Затем педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для приготовления вкусного теста, различных хлебобулочных изделий. Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.
Цель: Создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациями, происходящими в магазинах правилами поведения в общественных местах.
Тема: «Будет хлеба каравай» .
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: картинки ржи и пшеницы, схемы изб, рушник, каравай.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый».
(Хлеб) .
Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (Из муки) . А какая бывает мука? (пшеничная, ржаная) . Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый) , а из ржаной? (темный) .
Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора, сеялки, комбайны. Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (дети показывают, как разбрасывать зерно) .
А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная) . Почему?
Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру) . Вот и кликали люди дождик.
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки».
Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.
А вы знаете пословицы о хлебе? (ответы детей) .
Воспитатель: Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колосьям.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.
Как народ работал в поле мы узнали. А где же он отдыхал? Как назывались дома на Руси? (избы) . Все ли избы были одинаковыми? А какие дома научились строить потом? Ребята, трудолюбивый ли русский народ?
Физкультминутка
Воспитатель: Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей) .
Воспитатель уточняет:
Что значит бережно?
Куда деть крошки?
Кому сейчас голодно?
Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.
«Батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют».
Правда, хорошие слова?
На Руси хлеб называли «Каравай» .
Стук в дверь. Входит повар.
Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила сюрприз сделать, но сначала послушайте такие слова:
«Ветер спросил,
Пролетая:
А в ответ
Колоски шелестят:
Золотые руки растят!
Л. Дегутите.
Что это за золотые руки?
Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Спасибо. Занятие окончено!
Цель: Знакомство с процессом производства хлеба.
Педагог задаёт вопросы:
Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?
Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс) .
Где растёт хлеб? (в поле)
Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел» : сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
– Кто сеет хлеб?
– Труден ли труд хлебопашца?
– Как получают муку?
Буряты давно знали земледелие, производили небольшие посевы проса, гречихи, ячменя. Но оно не играло большой роли в и хозяйстве, так как развитие земледелия не совместимо с кочевым образом жизни.
Поначалу бурятам было выгодней выменивать хлеб у русских. Со временем земледелие начало развиваться активнее.
Бурятское население училось у русских земледельцев приёмам и навыкам земледелия, приобретало у них не только орудия, но и зерно. Поэтому в бурятском языке встречаются много русских слов, которые обозначают растения или просто относятся к полеводству: яровая рожь – яарсаа, ячмень - яшмен, ешмээн, пшеница - шениисэ, гречиха – гэршууха, просо – порос, овёс – обёос, мякина – мехина, серп – сеэрпэ, соха – соха.
В землю зёрнышко посадим
Очень малое оно. наклоны вперёд
Но, как солнышко засветит, руки в стороны, присесть
Прорастёт моё зерно. постепенное вставание
Ветер тучку пригнал
И нам дал. наклоны вправо – влево, руки вверху
Сожнёт косарь зерно
повороты вправо – влево, имитируя косьбу
И размелет его. кулак на кулак и круговые вращения
А хозяйка из муки
Испечёт нам пирожки. имитация – печём пирожки
И большой каравай. соединить округлённые руки
Всем на радость раздавай! развести руки в стороны
Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)
Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Эксперимент «Тепло и холод»
Влияние температуры на поднятие теста
Родителям вместе с детьми путем исследования в домашних условиях предлагается проверить, как влияет температура на поднятие теста и следовательно на готовый хлебобулочный продукт.
В первую очередь следует замесить 2 клубочка теста из одинакового количества продуктов. Положить муку, воду, сахар, дрожжи, масло растительное и, конечно, дрожжи. Дрожжи, положенные при замесе теста, сбраживают содержащиеся в муке сахаристые вещества, разлагая их на углекислый газ и спирт. Углекислый газ, образующийся в тесте в виде пузырьков, поднимает тесто и разрыхляет его.
Самостоятельно вымесить тесто. Получится два одинаковых клубочка теста. И затем один клубочек теста поставить в холодильник, а другой в теплое место. И оставить на 2 часа.
Через 2 часа Вы увидите, что тесто, стоявшее все это время в холодильнике, не изменилось. Тесто же стоявшее в теплом месте увеличилось в 2 раза, стало теплым, мягким, воздушным.
Следующий этап эксперимента - выпекание булочек из получившегося теста. Испекутся две абсолютно разные булочки. Одна булочка получится высокая, мягкая, воздушная, а другая маленькая и жесткая
На сегодняшний день ОАО «Падун-Хлеб» является одним из ведущих предприятий города по обеспечению населения качественным хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями. На протяжении вот уже 45 лет предприятие выпускает разнообразную продукцию, отвечающую любым вкусам потребителей. Ежедневно грузовики, украшенные логотипами ОАО «Падун-Хлеб» , развозят хлебобулочные и кондитерские изделия по городу Братску.
Цель экскурсии:
Познакомить детей с профессий пекаря,
Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях;
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Наблюдение за процессом изготовления хлеба от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, развозимой на прилавки магазинов нашего города.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Хлеб – это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем?
За ответами на эти вопросы предлагается организовать экскурсию в хлебный магазин
Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.
Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина.
Задачи:
В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного.
Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.
В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.
Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.
Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому.
Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.
Задачи:
Педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.
Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс - от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2-3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.
Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?
Дети отвечают.
Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.
Дети благодарят работников кухни и уходят.
В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни.
Команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.
Поделить детей на две команды.
Командам дается одинаковый набор продуктов (например: колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.) . Дети должны разложить их в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.
Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.
Комары появились - пора сеять рожь.
Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.
Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.
Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.
Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.
«До поры до времени не сеют семени» ;
«Весной час упустишь, годом не наверстаешь» ;
«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево» ;
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет» ;
«Не пиры пировать, когда хлеб засевать» ;
«Сей в срок - будет прок!» ;
«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь» ;
«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится» ;
«Будет хлеб - будет и обед»
Цель: Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать связную речь детей. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь) , сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона) .
Материал: Карточки с изображением различных профессий хлеборобов, и машин, помогающим им в труде.
Ход игры: Педагог обращается к детям, говорит:
Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (просит ответить несколько детей) .
Да, «Хлеб- всему голова!» - гласит народная пословица. Мы с вами с вами бывали в гостях у хлеборобов, много читали об их труде, а сегодня поиграем и вспомним тех, с кем встречались, какие машины видели во время их работы на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Неправда ли, мы с вами как будто опять в гостях у хлеборобов? Кто- то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы видели, а у кого такая картинки, тот её покажет. Но показать картинку можно будет только после сигнала водящего (хлопок) .
Водящего выбирают считалкой. Первым рассказывает воспитатель, подавая пример детям.
Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю- быстро приготоваить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день- год кормит» . Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал) .
Тот у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист» .
Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе хлеборобов, обусловленных временем года (весной, летом, осенью, зимой) . Воспитывать целеустремлённость, умение строго выполнять правила игры.
Материал: Игровое поле с пустыми клеточками, карты с изображением разных сюжетов: хлебное поле летом, осенью, зимой, весной, маленькие карточки с изображением сельскохозяйственной техники, картинки с изображением зерна пшеницы, колоска, булочки.
Ход игры: У воспитателя три картинки с изображением зерна пшеницы, колоска, булочки. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Кому досталось зёрнышко, тот и возглавляет бригаду с таким же названием (в бригаде 2- 3 ребёнка) и т.д. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле летом, осенью, зимой, весной. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы. На этих больших картах игровое поле- пустые клеточки. По сигналу ведущего каждая бригада быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ей. Так, для бригады «Зёрнышко» надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном.
Для бригады «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания и обмолота зерна, комбайны. Бригаде «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе. Мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фургон «Хлеб» . Все эти машины и механизмы дети видели во время экскурсий и прогулок. По сигналу ведущего дети одной из бригад отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто- либо из бригадиров, например, бригады «Зёрнышко» , быстро поднимет свою карточку. Водящий отмечает победителя и ставит красный флажок (флажок на подставке) .
Цель: Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать сообразительность, быстроту мышления. Активизировать речь детей, их словарь.
Материал: Мяч.
Ход игры:
- У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (удобряют почву) , тот, кто ответил, бросает мяч следующему ребёнку и спрашивает:
А что потом?.
Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают» , «Хлеб на столе» .
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную - (просо)
Гречневую - (гречиха)
Перловую - (ячмень)
Геркулесовую - (овес)
Манную - (пшеница)
Овсяную - (овес)
Кукурузную - (кукуруза)
Рассказ Ю. Кона «Как хлеб растет»
Мусатов «Откуда хлеб пришел»
Сказка Н. Одоевского «Мороз Иванович» Сказка «Петушок и меленка»
Сказка «Легкий хлеб»
Сказка «Лисичкин хлеб»
Разучивание стихотворения «Вот он хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Что такое мини-музей?
Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями» . Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики, в данном случае тема - «Хлеб всему голова» (выставка хлебобулочных изделий, поделок, других творческих работ) .
Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Дети парами входят в зал и встают полукругом (расходясь по центру на две стороны)
Дети: - Велика и необъятна наша русская земля.
Урожаями богаты наши нивы и поля.
Загорелый и весёлый ходит новый урожай!
Хочет он, что б полной чашей наша жизнь с тобой была.
Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела!
Мирная – мирная, русская – русская!
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.
Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.
Им спасибо говорим и за всё благодарим!
Чёрная земелюшка, а милее нет.
Чёрная земелюшка, сеем, сеем хлеб!
Инсценировка «Растим хлеб»
Пахари: А мы пашенку похали, глубокие борозды махали. «пашут»
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеяльцы: Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем. «Сеют»
В землю тёплую уйдите, к солнцу колосом взойдите
Танец с колосьями.
Жнецы: А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,
Мы жито жали, на межу клали,
В поле стогами, на стол пирогами.
Девочка: Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл,
Едет хлеб на мельницу, мельницу чудесницу.
Припевка «Дуйте, ветры» - Дуйте, дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи.
Чтоб сегодня из муки
Испекли мы калачи.
Ведущая: А калачи мы сегодня с вами будем печь не из пластилина и глины, а из солёного теста, а какие изделия можно слепить из него?
Дети: Кренделя, баранки, завитушки…
Коллективная работа «Пекари» (под песню «Земля хлебами славится» Чичкова)
Дети: (показывают на свои работы) Бай, качи – качи, качи, вот баранки, калачи.
Русская народная песня «Бай, качи – качи» , («грачи» уносят калачи,
Девочки «плачут» )
Ведущая: Что случилось? Вот беда! Почему вы слёзы льёте?
Девочки: Да противные грачи утащили калачи. У-у-у…
Ведущая: Вытрите вы слёзы, это не беда. Поиграть с баранками хотите вы? (ДА!)
Игра «Свяжи связки баранок» .
Ведущая: Ну, а сейчас, сделал дело, гуляй смело!
Заплетём мы плетень, кому веселиться не лень!
Русская народная игра «Плетень» .
(В середине зала лежит мальчик – Тит)
Девочки (2-подходят к нему)
Тит: Живот болит…
2 – Тит – иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка…
Обе: - Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Ведущая: А сейчас послушайте стихотворение Михалкова «Булка»
Ребёнок: Три паренька по переулку, играя, будто - бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» - спросили дети, забыв на время про футбол.
- «Я – пекарь!» - человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Даже не верится нам с тобою, что кто – то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Ведущая: Я думаю, смысл этого стихотворения всем понятен. А какие пословицы и
Поговорки о хлебе вы знаете?
Дети: - Много снега – много хлеба.
Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Хлеб – начало всех начал.
Что летом уродится, всё зимой пригодится.
И обед не в обед, коли хлеба нет.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Золото и серебро – только камни, а ячмень и пшеница – настоящие драгоценности.
Ведущая: Потрудились мы на славу, поплясать теперь нам надо.
Как кадриль – то заиграет, всех на танец приглашает.
Дети: - Убран хлеб, и тише стало. Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало. Приближается зима.
Над селом дымки плывут. Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь, добрым хлебом угощайтесь!
Ведущая: (входит с караваем хлеба)
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В круг скорее все вставайте, урожай наш прославляйте!
Хоровод «Собирайся, народ»
Дети: - Слава урожаю – в закромах!
Слава караваю – на столах!
Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава труженикам!
Ведущая: Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь!
Итоги проекта:
4. Хлебобулочные изделия из солёного теста для сюжетно- ролевых игр
5. Презентация книги семейных решений «Всё о хлебе» .
На заключительном этапе мы проанализировали свою работу над проектом, отметили, что удалось, что было особенно интересным.
Результаты проекта:
Список использованной литературы:
Наталья Туманова
Конспект игры-экспериментирования «Волшебница-мука»
Цель : Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи :
Ознакомить детей с понятием «сыпучая» . Закрепить понятия «мягкая» , «легкая» , «тяжелая» , «сыплется» , «отпечатки» . Познакомить детей со способами действия : прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание. Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий.
Развивать речь детей, воображение, мелкую моторику; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришло в детский сад. Давайте с ними поздороваемся! И я сегодня пришла к вам в гости, но не с пустыми руками, а с чем, вот догадайтесь сами? Из нее пекут ватрушки, И оладьи и блины, Если делается тесто, Положить ее должны.
Правильно, МУКА!
Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот в такой пачке муку продают в магазине. А кто из вас знает, из чего делают муку?
Дети : Из зерна. Воспитатель : А зернышки живут вот в таких колосках. А откуда берутся колоски, мы сейчас узнаем. ПРОСМОТР СЛАЙДОВ.
Воспитатель : Посмотрите. Ребятки, у меня тоже есть зерно. Я сейчас вам насыплю его в ладошки, и мы рассмотрим его. Это зерно пшеницы. Оно овальной формы. Зёрнышки гладкие и твердые. Вы представляете, из этого вот зерна получается мука! И мы сейчас это проверим.
Как вы думаете, получится? Давайте высыпайте из ладошек зернышки вот сюда в маленькую мельницу (кофемолку) . Здесь такое с ним творится, В оборот его берут. В порошок его сотрут. Станет все зерно мукою, Потечет мука рекою. Вот у нас с вами получилась МУКА. Да не простая мука, а ВОЛШЕБНАЯ .
Прежде чем взять в руки муку, мы с вами сейчас наденем фартуки и колпаки на голову. Ребятки, на кого мы стали похожи? Да, мы с вами сейчас будем – поварята. Итак, что у нас получилось из зерна? Давайте повторим все вместе – мука. А сейчас подойдем вот к этому столу. Посмотрите, перед вами стоят баночки с мукой. Как вы думаете, мука имеет запах? Наклонитесь над баночкой и осторожно понюхайте муку.
ЧЕМ ПАХНЕТ МУКА? Вывод делают дети. Воспитатель : У муки есть запах, но он особенный, ни на что не похож.
ЭТО ЗАПАХ МУКИ. Ребята, потрогайте муку. Вам приятно её трогать?
КАКАЯ ОНА?
Что вы ощущаете, какая мука? (мягкая, пушистая, легкая, воздушная) Ребята, когда ваши мамы пекут оладушки, она просеивают муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть маленькие ситечки. Повторите за мной все вместе – ситечки. Давайте просеем муку! Высыпайте муку в сито и просеивайте её.
Что вы делаете? Просеиваем муку. Воспитатель : Посмотрите, ребятки, на что похожа мука? (Если затрудняются, задавать наводящие вопросы.) Какое сейчас время года? Весна. А какое время года прошло? Зима. А зимой чем была покрыта земля.
На что же похожа мука? Правильно на снег, такая же белая, пушистая. Только снег холодный, а мука какая? Потрогайте её ладошками. Чувствуете холод?
Посмотрите на свои ладошки, какие они? (грязные, белые, в муке)
А теперь посмотрите на стол, что там видите? Ладошки. А по-другому – отпечатки. Что мы видим на Муке?
Воспитатель : Сегодня мы продолжаем, знакомится с волшебными свойствами муки . Вы уже просеивали её, и мне тоже захотелось, вы присядьте и ещё раз понаблюдайте, как сыпется мука. - Посмотрите, что мука умеет делать? (сыпаться) Вот какая мука сыпучая! - Ой, ребятки, что - это у меня вдруг получилось? - Сердечко! Я всех вас уже полюбила, и это сердечко дарю вам! - Оказывается на муке можно ещё и рисовать. А вы хотите, что - нибудь нарисовать? - Что вы нарисовали? Кому вы свой рисунок подарите?
Воспитатель : Пойдемте мыть руки. Посмотрите, вода была в тазу чистая, прозрачная, а теперь она какая? (белая) . Почему вода стала белой? (в ней растворилась мука) Вытирайте руки салфетками. Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Какая станет мука? Давайте попробуем. Сейчас мы с вами возьмем немного муки в чашечки и добавим в неё водички. Посмотрите, какая водичка в стаканчике – чистая, прозрачная, а в другом – зеленая. Чем мы ее подкрасили? Ребятки вы понаблюдайте, что у нас получится.
ЗАМЕШИВАЕМ ТЕСТО
Воспитатель : Вот как много таит в себе мука интересного, она прямо волшебница , то была сыпучая, мягкая, пушистая. А теперь стала – какая?
Липкая, тягучая… - Что у нас с вами получилось? (тесто)
Ребятки, а вы знаете, что можно испечь из теста? Ответы детей.
Воспитатель : Вот как много изделий можно испечь из муки. Все они очень аппетитные и вкусные. Но самым вкусным и почетным считается хлеб. Он у нас всегда на столе во время еды. Рос сперва на воле в поле Летом цвел и колосился а когда обмолотили Он в зерно вдруг превратился Из зерна в муку и тесто В магазине занял место.
Ребятки, а когда мамы пекут дома пироги, вы помогаете им раскатывать тесто? Сейчас мы с вами будем раскатывать тесто. А чем раскатывает тесто ваша мама? Скалкой. И у нас тоже есть маленькие скалочки, подойдите к столу. Здесь все готово, начинаем работать как мамы. Кто раскатал тесто, может вырезать формочкой фигурки и укладывать их на противень.
Воспитатель : Все, ребятки, достаточно. Все ребятки молодцы! Все постарались на славу.
Ребята, вам понравилось работать с тестом? (Да) – ответы детей. Сейчас вы придете в группу и расскажете своим друзьям и воспитателям, а вечером – родителям, чем вы занимались. Вопросы к детям : что ты расскажешь…., и т. д.
Угощение детей.
Воспитатель : Сегодня вы познакомились с волшебными свойствами муки . Узнали, что она белого цвета, без запаха, она умеет сыпаться. Ее можно окрашивать, делать из нее тесто, а из теста много вкусных и полезных продуктов. Наше с вами печенье я отнесу на кухню, а вам я приготовила точно такие же. И всем вам на память от меня я дарю стихи о муке и хлебе, в группе вам прочтут ваши воспитатели. Всем вам большое спасибо! До свидания!
Дидактические игры
По теме «Хлеб – всему голова»
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
4. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)
5. «Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
6. «Разложи блинчики»
Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.
7. «Разрезные картинки»
Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
Ход игры: дети складывают картинки из частей.
8. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Дидактическая игра «Из чего сделаны?»
Этот дидактический материал будет полезен для воспитателей детских садов и для родителей.
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры:
Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Задачи:
- Дать представления о связях предметов окружающего мира;
- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;
- Развивать логическое мышление;
- Дать представление о символах России;
- Расширять кругозор, словарный запас детей;
- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи
Материал:
большие карты с изображением материала и пустых мест; маленькие предметные карточки;
Задачи участников игры:
Распределить предметы по группам: - Из камня; железа; ниток; ткани и т.д.1.«Кто быстрее»
(участвуют 2-8 детей).
Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.
Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;
2. «Выбери и назови»
(участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.
Игроки узнают нужный предмет.
3. «Верю-не-верю»
(участвуют 2-8 детей)
Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, например «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек
4. «Угадай»
(участвуют 2-8 детей)
Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.
У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.