Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ответ разместил: Гость

берлиоз был более уверенным в том, о чем он говорит, бездомный же сомневался.

все аргументы воланда берлиоз отвергал, и оставаясь при первоначальном мнении. его даже ни чуть не взбударажило и не насторожило то, что незнакомец знал о нем практически все.

бездомный же смог обнаружить свою ошибку. он сделал выводы после смерти друга. но в этом проявилась его слабость, так как он попросту сломался. будучи атеистом, он отверг все свои принципы и охрестился. действия незнакомца пробудили в нем страх.

на буздомного повлияли и слова мастера, который хоть и не отличался настойчивостю и лидерскими качествами, но все же взял с него обещания, что тот не будет продолжать писать.

Ответ разместил: Гость

интересы потребности самого подростка друзья, окружение (дворовая компания, приятели) мода (не толлько в одежде) семья(какая она, полная, неполная, доходы), воспитание общество сми, интернет

Ответ разместил: Гость

погода была замечательная, выпало много снега.сугробы по колено.на рождество я была в нарве в соборе на службе,и нам подарили маленькие библии.а на новый год я была дома со своей семьёй,мы ходили на салют,было весело.когда приезжал мой брат, мы ходили на горку,а ещё я сделала книжку про то, как живёт корова.а ещё я катала своего брата на санках, а в один день он там уснул. когда я его затащила домой, он разорался, а потом за мной приехала тётя, и меня увезли в нарву в гости к брату. на этих каникулах было весело.я люблю зимние каникулы за то, что они наполнены праздниками. но наверное именно поэтому они проходят быстро.дома мы нарядили елку и украсили все комнаты мишурой и фигурками гномов. вечером 31 декабря к нам пришли мои бабушки и дедушка. мы вместе встретили новый год, сходили на улицу запустили ракеты и сожгли бенгальские свечи. утром дед мороз принес нам подарки под елку. а потом каникулы просто полетели. мы с братом смотрели мультфильмы, играли в компьютер, ходили на репетиции. 7 января мы выступали на рождественском концерте. так незаметно прошли мои зимние каникулы.

Т емой нашей статьи станет эмоция гнева. Мы рассмотрим стадии её проявления, а также методы работы с ней с целью уменьшения её влияния на вашу жизнь. Вы сами должны стать хозяином своей жизни и эмоциональных реакций, не позволяя эмоциям вами управлять.

Как справиться с гневом и как сдерживать гнев

Гнев - это отрицательная эмоция, которая возникает как ответная реакция на то, что человек считает несправедливым. Согласно православной традиции, гнев не всегда осуждается. Многое зависит от того, против чего направлен гнев, в то время как в католицизме гнев однозначно входит в список смертных грехов. В традиции буддизма гнев понимают как один из пяти «ядов», поэтому ему нет оправдания, и только наблюдение за собой поможет с ним справиться.

Однако мы вернёмся к современной традиции, не религиозной, и посмотрим, что же нам сообщает о гневе психологическая наука. Некоторые психологи считают, что с этой эмоцией нужно бороться, иногда даже учат тому, каким образом её правильно подавлять, но от этого пациенту не становится лучше. Подавление каких бы то ни было эмоций не приводит к их окончательному устранению - скорее, к вытеснению (и совсем не обязательно в подсознание), но всего лишь временному. Затем состояние лишь ухудшается. Непроработанная и неосмысленная эмоция, а также то, что её вызывает, заново проявляет себя с прежней силой, что может привести к серьёзным отклонениям в эмоциональной сфере и, как следствие, стать угрозой стабильности психического состояния человека.

Поэтому в этой статье вы не найдёте советов о том, каким образом сдерживать гнев; мы более подробно остановимся на природе самих эмоций, а также того, как мы их воспринимаем и переживаем. Человек - это субъект, переживающий эмоцию, поэтому ему очень важно понять механизм своих реакций, стать осознающим свою эмоцию, тогда у него появится шанс её заметить в самый момент зарождения и тем самым приостановить её развитие в самом начале.

Такой способ наблюдения за чувством, а следовательно, и за собой является необычайно полезным, и его можно использовать тем людям, которых интересует вопрос осознанности, т. к. подобное наблюдение также становится отличной практикой осознанности. Вы смотрите на себя со стороны - это ключ ко всему. Если бы нас попросили вкратце изложить смысл метода работы над эмоцией гнева, как впрочем над с любой другой нежелательной эмоцией, сказанное выше является квинтэссенцией этого способа.

За ним скрывается глубокая философская концепция о наблюдателе и наблюдаемом, но мы в большей мере сосредоточимся на практическом психологическом аспекте изложенной идеи и постараемся объяснить, каким образом работает этот метод и как его применять.

Чувство гнева. Стадии гнева

Чувство гнева очень сильно. Однако в соответствии с картой сознания, составленной Дэвидом Хокинсом, за основу которой он избрал осознанность человека, по силе осознанности гнев превосходит желание (вожделение), но уступает гордыне. Согласно этой шкале, где высшая ступень - просветление - равна 700, гнев набирает 150 баллов, в то время как гордыня - 175, а желание - 125.

Гнев рождается тогда, когда человек чувствует себя способным что-то сделать. У апатичного человека не хватает энергии даже на такое чувство. Поэтому если вы периодически его испытываете, то не стоит сильно расстраиваться по этому поводу, потому что это также означает, что ваш уровень энергии находится на достаточно высоком уровне, чтобы достигать этого чувства.

Для того чтобы уйти с уровня гнева, перебраться на более высокую ступень - гордыни или даже гордости, - а затем и к смелости, которая является водоразделом между кластером негативных эмоций и позитивных, нужно полностью осознать свои чувства, а также то, что их вызывает.

Перед тем как говорить о причинах гнева, мы должны проанализировать его стадии, - таким образом мы поймём, как этот аффект себя проявляет:

  • недовольство;
  • чувство несправедливости;
  • злость;
  • ярость.

Крайней формой гнева является ярость. Гнев, перерастающий в ярость, - это разрушающая эмоция, которая отрицательно влияет и на окружающих. Гнев зарождается незаметно. Часто это накопившееся недовольство, которое уже невозможно сдержать, и оно перерастает в злость, а затем и в гнев. Недовольство от того, что что-то идёт не так, как вам бы этого хотелось. Для того чтобы гнев принял свою классическую форму, чувство несправедливости также должно принять участие в этом процессе. То, что вызывает недовольство, должно расцениваться самим субъектом ещё и как некая несправедливость. Только тогда гнев может быть классифицирован в качестве настоящей эмоции гнева. Когда он переходит в свою высшую форму, то гнев становится яростью.

Гнев и агрессия: причины гнева и методы работы с ним

Такие понятия, как гнев и агрессия, нужно уметь различать. Агрессия - это действие, которое подкреплено эмоциями, в том числе гневом, а гнев - это чистый аффект, т. е. состояние, но не действие. У агрессии есть цель, человек сознательно чего-то добивается, в то время как гнев может проявляться почти бесконтрольно: человек его не осознаёт. Такое случается довольно часто.

Теперь, когда мы знаем, в чём состоит отличие между гневом и агрессией, нужно разобраться в причинах гнева.

Гневная реакция на ситуацию или поведение человека может быть как мгновенной, неподготовленной (взрыв гнева), так и накопившимся выбросом негативной энергии. Если человек долго терпел, мирился с неприятным, то когда-то напряжение должно найти выход, и часто оно выражается в виде эмоции гнева.

За этим видом гнева гораздо легче следить и предупредить его, чем за тем его видом, который возникает спонтанно. Спонтанный гнев трудно проконтролировать или предотвратить. В этом случае от человека требуется очень высокая степень внутренней осознанности, когда он почти при любых обстоятельствах способен посмотреть на происходящее отстранённо, т. е. не реагировать, а осознанно наблюдать как за собой, так и за ситуацией.

Это очень действенная рекомендация. Того, кто смог достичь настолько высокого уровня контроля над своими эмоциями, уже вряд ли будут интересовать какие-то другие методики по работе над своим психологическим состоянием. Человек действительно научился властвовать собой. Для людей, которые ещё находятся на стадии обучения наблюдению над своими эмоциями, нужно посоветовать сделать следующее:

  • До момента возникновения негативной эмоции старайтесь как можно чаще в течение дня обращать внимание на собственные мысли и чувства, потому что таким образом вы их фиксируете и становитесь более осознанным.
  • Когда вы чувствуете, что у вас копится неприятие чего-либо, то запишите на бумаге всё, что вы чувствуете, - это помогает опять же посмотреть на эмоции со стороны.
  • Если момент зарождения эмоции пропущен, то нужно постараться «словить» себя уже во время её проявления. Разумеется, это сделать значительно сложнее, но если однажды вам это удастся, можете поздравить себя, потому что вы сумели осознать свои чувства непосредственно во время их проявления, а это большая победа.

Еще несколько слов про гнев: связь с Муладхара-чакрой

Если выше мы разобрали психологические причины появления эмоции гнева, то в этой части статьи хотелось бы посмотреть на гнев с точки зрения йогической традиции, где определённым психофизическим состояниям соответствует та или иная чакра.

Чакра - это энергетический центр, через который идёт обмен энергиями между человеком и окружающим миром. У каждой чакры - свой спектр действия. Муладхара-чакра - это корневой энергетический центр, поэтому он отвечает за базовые эмоции, в том числе и негативные - фобии, тревогу, печаль и депрессию и, конечно, гнев. Обычно такие эмоции проявляются, когда чакра несбалансирована. Если Муладхара работает гармонично, то это выражается в общем спокойствии человека, состоянии стабильности и сконцентрированности.

Выходит, вместо того, чтобы контролировать гнев путём развития осознанности, можно сделать и нечто практически противоположное - уделить внимание гармонизации чакр через занятия древними практиками и специальными упражнениями. Это не замедлит проявиться и на повышении уровня самоосознания - тогда вы сможете уже на ментальном уровне себя контролировать и предотвращать саму генерацию негативных эмоций.

Также большую поддержку в плане работы над эмоциональным состоянием приносит практика медитации и пранаямы. Обе практики идут рука об руку, поэтому нельзя заниматься одной и упускать из виду другую. Для тех, кто ещё ни разу не медитировал, можно рекомендовать пройти курс випасаны, потому что обычно моменты тишины позволяют установить связь с внутренним Я и становятся первым шагом на пути к осознанию.

Вы можете также начать заниматься хатха-йогой. Система йоги построена таким образом, что, выполняя ту или иную асану, вы работаете не только с физическим телом, но и занимаетесь той самой балансировкой системы чакр, а это, в свою очередь, означает и работу по нормализации психологического состояния. Обычно практикующие йогу замечают прилив физической энергии и вместе с тем состояние спокойствия на эмоциональном уровне. Это говорит не только о том, что йога практикуется в правильном ключе, но и о том, что её воздействие крайне благоприятно сказывается на состоянии эфирного (эмоционального) тела.

Вместо заключения

«Победи себя - и тебе не надо будет побеждать других». Эту китайскую пословицу можно было бы перефразировать и сказать: «Осознай себя - и тебе не за чем будет побеждать других». Человек, который победил в себе гнев и многие другие отрицательные эмоции, становится намного более продвинутым духовно и гораздо сильней психологически. Поэтому он даже не захочет побеждать других, т. к. познание себя принесёт с собой и осознание того, что бороться по сути не с кем, а следовательно, и побеждать некого, потому что самый великий противник, который у тебя есть, - это ты сам.

Гнев, по мнению святых отцов, является одним из восьми смертных грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) под гневом учил понимать целый список грехов, объединенных этой страстью: «вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего». В гневе человек может быть менее или более озлобленным и испытывать разную силу ненависти к другому человеку. Если гнев продолжается, то, естественно, он набирает силу, что провоцирует и других на эмоциональное заражение этой страстью. Гнев создает цепную реакцию: его пламя распространяется от человека к человеку - в результате, грех порождает грех.

Архиепископ Серафим (Звездинский) точно заметил: «Не согласятся в чем-то с нами — и мы гневаемся, кричим, укоряем, дальше раздражение усиливается, заставляет нас браниться, часто злыми, отвратительными словами; мы забываем тогда, что за всякое слово гнилое воздадим ответ в день суда. Бывает и хуже: мы не только браним своего брата, а еще дальше и убиваем или словом, или взглядом. Да, други мои, и взглядом можно убить человека…»

Как известно, агрессивно настроенные люди убивают не только взглядом. В гневе люди часто нападают друг на друга. В этот момент разум у человека отключается, он перестает контролировать свои животные страсти, становясь, по сути, диким зверем. По словам свт. Игнатия Брянчанинова, «страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом». Гнев начинается с эмоциональной вспышки, которая является отрицательной реакцией на конкретную ситуацию, имеющей три нарастающие степени: внутреннее раздражение, гнев со словом, ярость с рукоприкладством. «Замечай, как происходит зло: горесть (раздражение) рождает гнев, гнев — ярость, ярость — крик, крик — хулу (злоречие), то есть бранные слова, затем хула — удары, уда-ры — раны, раны — смерть» (свт. Феофан Затворник). Как пример опасности гнева можно привести убийства на бытовой почве, совершаемые в состоянии аффекта. Грубо говоря, к трагедии ведут следующие стадии: спор (доказывание собственной правоты) — гнев с криком — ярость с рукоприкладством — непредумышленное убийство (по неосторожности), например: жена во время скандала «случайно» ударила мужа сковородкой по голове…

Конечно, люди верующие до таких крайностей не доходят, однако греху гнева подвержены и они. Это и понятно: на первый взгляд, все мы хорошие и добродетельные, но внутри каждого из нас кроется множество слабостей и несовершенств. Под влиянием гнева все недостатки и пороки выходят наружу, и наши худшие качества становятся очевидными. Знакомый поделился такой историей: он «не вовремя» зашел по делам в одно издательство религиозной литературы, а там производственный аврал, и вот один из воцерковленных сотрудников в пылу раздражения начал на него кричать: «Вон отсюда! Не мешайте работать!» Хорошо, что человек, рассказавший это, сам воцерковлен и подобные хамско-гневные выходки воспринимает спокойно. А если бы на его месте был человек неверующий? Что греха таить, светские люди идеализируют верующих, поэтому ждут от них кроткого, терпимого, смиренного отношения. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях психологические аналогии. До революции, например, архимандрит Киприан составил общий обзор характеров и типов грешников и кающихся: «характер простеца», «характер интеллигента», «характер человека с самодовольной совестью», «характер человека с мнительной совестью» и т.д.

Что такое гнев и как с ним бороться

Самое время разобраться с тем, что такое гнев и как с ним бороться, с точки зрения духовно-ориентированной психологии. А прежде поразмышляем: можно ли в редких случаях испытывать гнев, безопасный для здоровья души? — Да. Это, так называемый, «праведный гнев» (например, к врагам веры и Отечества). Также можно испытывать подобного рода гнев по отношению к себе за то, что отворачиваемся от Божиих заповедей и идем на поводу похотей — то есть для духовного развития. Если же свою ненависть направляем не на собственные грехи, а на других людей, то, естественно, сами деградируем.

Таким образом, гнев — обоюдоострый меч: с одной стороны, опустошающая и уничтожающая сила, с другой — созидающая. В праведном гневе Христос выгнал торговцев из храма. Родители иногда могут проявлять «неэгоистичный» гнев ради блага своих детей. Однако, по слову апостола Павла, «гневаясь, не согрешайте». К сожалению, люди часто занимаются самооправданием и пытаются обелить свою страсть гнева, то и дело безосновательно приписывая ей «праведность», да еще подкрепляют это евангельскими примерами. Действительно, Спаситель иногда проявлял праведный гнев, но не стоит забывать, что при этом Господь Сам есть Любовь, Кротость, Смирение. Поэтому лучше руководствоваться словами святого праведного Иоанна Кронштадского: «Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью».

Гнев и проблемы со здоровьем

Грех — это зло, которое человек причиняет сам себе. Если человек подвержен гневу, тогда серьезные проблемы со здоровьем неизбежны. Вспыльчивые, гневливые люди наиболее подвержены риску появления сердечных приступов и других опасных для жизни болезней. Гнев часто становится причиной язвы желудка. Доказано, что пищеварительная система работает нормально, если человек спокоен и умиротворен. Врачи не рекомендуют обедать, если испорчено настроение.

Одно время многие психологи, особенно западные, ошибочно считали, что выражать, выплескивать наружу свой гнев — хорошо. Действительно, это приносит облегчение, но временное. Затем негодование снова закипает в душе, и человек готов обрушить его на кого угодно. Постепенно гнев становится привычкой, а значит, человек становится его рабом. К тому же, в результате такого поведения портятся отношения с близкими.

С другой стороны, подавление гнева в себе загоняет его разрушительную силу в подсознание, что приводит к психосоматическим расстройствам. Поэтому правильный путь — путь прощения, терпения, снисхождения, принятия. Прощение дарует внутреннюю свободу человеку и обезвреживает опасность гневной страсти для здоровья.

В мир самому нужно нести спокойствие и радость

По большому счету, нет таких людей и ситуаций, которые провоцируют гнев. Только наша реакция на людей и события определяет, будем мы сохранять душевное спокойствие или нет.

Человек мыслит посредством слова и называется в патристике словесным существом. Важно научиться беседовать с собой, терпеливо, как ребенку, объяснять себе евангельские истины (особенно при ежедневном вдумчивом чтении Священного Писания): например, что Бог ни делает, все к лучшему, имея в виду слова апостола Павла: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Постепенно работая над собой в таком ключе, человек обретает состояние эмоциональной стабильности. Очень сложно расстроить верующего, если он действительно верит: «На все воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Ведь такой христианин живет по принципу: «Злой человек оскорбил вас — не злитесь на него — улыбнитесь ему и молча помолитесь за него. Кто-то что-то украл у тебя — успокойся, пусть тебя утешает мысль: Господь даст тебе больше. Кто-то обманул тебя — подумай, сколько лжи Господь простил тебе и так далее».

Из простых рецептов борьбы с гневом обычно советуют следующее:

Во-первых, особенно на начальном этапе, избегайте ситуаций, провоцирующих гнев. Выше сил не берите на себя подвиги. Однако при этом стоит учитывать: постоянное избегание травмирующих ситуаций — не выход, так как приводит к малодушию.

Во-вторых, при приближении гнева держать рот на замке. Не получается молчать - непрерывно мысленно повторяйте краткую молитву.

В-третьих, развивайте чувство юмора. При желании нечто неприятное, услышанное от домочадцев, всегда можно перевести в шутку, тем самым нейтрализовав конфликт. Если злитесь, то полезно сжигать негативные эмоции через физическую активность. Например, одна женщина во избежание скандалов с мужем, когда чувствовала, что не в силах больше сдерживать эмоции, выбегала из квартиры и пробегала несколько кругов вокруг дома, пока не успокаивалась.

В-четвертых, избегайте спешки. Спешка — мать гнева. Никогда не торопитесь, что бы вы ни делали. Также стоит избегать чрезмерной работы и многозаботливости. Сейчас многие люди, например, занимающиеся бизнесом, пытаются эффективнее использовать свое время. Однако в каком-то смысле тайм-менеджмент — путь к неврозу: просыпаясь по утрам, человек составляет себе длинный список дел, которые необходимо выполнить в течение дня. Если что-то не успеваешь сделать за этот день — переносишь запланированные дела на следующий день. Это заставляет нервничать, когда не успеваешь сделать задуманное. Человек, регулярно испытывающий непомерные физические и эмоциональные нагрузки, находится в постоянном стрессе, поэтому легко срывается на близких.

В-пятых, нужно развивать сочувственное понимание: прежде чем на кого-то разозлиться, поставьте себя на место этого человека. Постарайтесь понять его точку зрения. Часто мы делаем неверные, поспешные выводы о других. Соломон молил Бога даровать ему мудрое, понимающее сердце. Важно научиться слушать, не унижая и не критикуя других. Не бывает истинного понимания, а значит, и прощения и безгневия без смирения.

Как победить гнев

Но без помощи Божией ни искренне простить, ни справиться с гневом не получится. Как только человек начинает чувствовать, что гнев в его душе начинает зарождаться, нужно сразу искренне и по-детски просто просить помощи у Бога. А прежде важно отказаться от гордого убеждения, что своими силами сможешь справиться с гневом и получится контролировать себя. То есть к Богу следует обратиться со смиренным сердцем, в полной беспомощности: «Господи, я не могу справиться сам, помоги, только с Твоей помощью смогу контролировать гнев. Это будет Твоя Победа!»

Как учил святитель Феофан Затворник, помимо молитвы необходимо еще Богомыслие — благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях. Такими размышлениями лучше заниматься в уединении, на природе, для начала отводить на это в день хотя бы минут пятнадцать. У профессора И. А. Ильина есть даже «книга тихих созерцаний», поэтому хорошо бы и нам выработать в себе вкус к размышлениям в тишине.

Проявление гнева — это выход из себя, во внутренней же тишине происходит обратное: мы встречаемся с собой, становимся осознанней, трезвее. А значит, профилактикой привычки гневаться является практика внутреннего молчания, о которой много и популярно пишет митрополит Антоний Сурожский: «Первая задача, которая перед нами стоит — это молчание, потому что разговором, общением мы друг друга вырываем из внутренней собранности… Очень важно в какие-то моменты найти в себе силу, решимость вступить в период молчания. Все духовные наставники говорят нам, что надо начинать день с такого короткого периода и кончать день тем же; а затем надо в течение дня вырывать какие-то моменты, когда вдруг мы можем сказать времени, течению наших мыслей, движению наших чувств и даже внешнему слову: "Остановись!"».

В моменты молчания человек как бы убирает внутренне сопротивление, смиряется, все начинает принимать с благодарностью, как из Руки Божией.

Повторюсь, чтобы контролировать гнев, нужна осознанность. Как только человек осознаёт, что он православный христианин, что главное для него — спасение души, что в каждом из нас есть образ Божий, что, находясь в Лоне Церкви, он — часть Целого, — то поводов для гнева и раздражительности сразу становится меньше. Верующий начинает понимать, что только от него зависит выбор: гневаться или нет. Чтобы не быть рабом греха, лучше отказаться от гнева и не терять самообладание. Ставя во главу угла спасение души (то есть, начиная смотреть на свою жизнь с позиции вечности), человек учится принимать с благодарностью волю Бога.

Если вдуматься, то какова глубинная причина гнева? Это своеволие: я хочу, чтобы все происходило определенным образом, а все идет не так. Я злюсь. Справиться с таким душевным состоянием поможет понимание того, что в мире все происходит в согласии с волей Господа, которая предусматривает высшее благо для человека. При осознании этого для гнева не останется места. Вырабатывая в себе мирное внутреннее устроение вкупе с философским отношением к жизни, легче научиться принимать различные обстоятельства, окружающих и даже самого себя. Ведь в основе такого взгляда на мир — любовь и доверие к Богу.

Чувства — это огромная сила внутри нас, которая может помочь изменить неудобные, неприятные обстоятельства нашей жизни, либо обращена внутрь, задавлена, соматизирована.

Гнев считается одним из пяти базовых чувств, среди которых радость, грусть, страх, стыд. Берри К. и Дженей Б. Уайнхолд в своей книге "Бегство от близости" вводят шестое чувство, в список основных — это волнение. Что мы знаем про гнев?

На мой взгляд, это одна из самых сложных эмоций, вокруг которой существует множество социальных запретов. Культура, воспитание приучает человека подавлять свои эмоции, пожалуй, гнев в первую очередь. Мы слышим истории об убийствах или причинении тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта. Нам кажется, что гнев — это огромная сила внутри нас, которую лучше не выпускать наружу, поскольку можно не успеть её обуздать. Есть представление о том, что гнев — это что-то не поддающееся контролю, способное разрушать. И, тем не менее, рано или поздно любой живой человек ловит себя на том, что он испытывает предвестники гнева или само это чувство.

Давайте посмотрим на то, как зарождается это чувство внутри нас. А также поговорим о способах работы с собственным гневом. Прежде, обратимся к определению понятия гнев. Гнев — это чувство враждебности, которое проявляется в телесном состоянии, мыслях и поступках. Враждебность в этом определении является ключевым словом. Нам что-то не нравится в собственном поведении, но чаще в поступках других людей. Посмотрите, как маленькие дети, чей мозг ещё не замусорен социальными запретами из серии "злиться нельзя" и/или "некрасиво гневаться" выражают своё неудовольствие — они рычат, визжат (на доречевом этапе).

Стадии проживания гнева выглядят так . К примеру, вы договорились с подругой о встрече на определённое время, чтобы забрать назад что-то важно, что она брала у вас на время. Вы регулирует своё время так, чтобы вовремя придти. Когда вы оказываетесь в назначенном месте в нужное время, подруги там не оказывается. На первом этапе существует — лёгкое недовольство . Вы думаете о том, что все могут опоздать, возможно, она задержалась в пути из-за дорожной ситуации. Вы ждёте минуту, пять, десять, думаете о недопитом на работе кофе, поскольку вы торопились. В этот момент, если вы будете внимательны к себе, то увидите внутри раздражение . Вы звоните подруге и оказывается, что она только выходит из точки А, и ещё только садится в машину, чтобы ехать к вам на встречу. Вы чувствуете злость, вызванную нарушенной договорённостью. Вы ждёте час, два (подруга по дороге заезжает по своим делам), внутри Вас нарастает — ярость , которая медленно, но верно перерастает в агрессию. Вы начинаете мысленно представлять картину ДТП с участием её машины, таким образом, пытаясь как-то выразить свою злость. Темнеет, подруга приезжает с огромным опозданием, оказывается, что она забыла, то, что должна была вам передать, и ради чего вы собственно вы её ждали, и пытается занять у вас денег. Тут вы плавно переходите на последнюю фазу аффекта, сильнейшего гнева . Вы кричите о том, что она поступает отвратительно, окружающие останавливают вас от готовности вцепиться ей в волосы?

Этот пример нужен для того, чтобы было понятно, что на каждом этапе развития этой истории ещё можно было остановиться. Большая часть гневных проявлении является реакцией на неоправданные ожидания. Есть люди, не способные приходить вовремя, неаккуратно обращающиеся вещами других, словом, есть много обстоятельств, когда можно попытаться предохранить себя от раздражения. Я знаю историю, когда человека, систематически опаздывающего везде и всюду приглашали на праздники на два часа раньше, зная, что с учётом опоздания он придёт тогда, когда и все остальные гости.

Гнев — здоровое, абсолютно нормальное чувство. Вопрос в том, как мы его проживаем и как умеем выражать.

Чаще встречается ситуация, что гнев оказывается запрещённым чувством. Такому человеку часто говорили: "Нельзя злиться, потому что…" , "Фу, какой ты некрасивый, когда злишься" . Но мы говорим о том, что мы живём в среде других людей, которые ведут себя по-разному и необязательно должны вести себя в соответствии с нашими ожиданиями. Рано или поздно мы окажется на первой стадии лёгкого недовольства. И в силу приученности, привычки запрещать себе чувствовать можем пропустить этот этап. Поэтому поговорим о способах работы с гневом.

Распознавание чувства

Каково телесное состояние у гневающегося человека?

У него учащено дыхание, сердцебиение, нередко краснеют кожные покровы, температура тела повышена, происходит усиленное потоотделение, мышцы напряжены, возможно, выделение пищеварительных соков и т.д. Я думаю о том, что у каждого человека может быть своя уникальная реакция на гнев. Как раз это и важно понять, и соответственно от собственных физических реакций и можно отталкиваться, пытаясь отловить это чувство. Можно помогать себе вопросом: "Как я проживаю гнев?"

Распознавание мыслей

Мыслительный процесс у раздражённого человека также меняется. Порой люди описывают это, как "тоннель", когда ни о чём другом кроме своей злости думать больше невозможно. Либо мышление становится замедленным, есть ощущение нереальности происходящего. В любом случае мы попробуем разделить эти мысли на некоторые категории:

  • Мысли — утверждения. Относятся к нашему ощущению, что мы не владеем ситуацией. Например, такие: "Они доводят меня" , "Она специально опаздывает, чтобы позлить меня" , "Он не случайно забыл о моей просьбе, он это делает, потому что я ему безразлична" .
  • Мысли-ожидания: "Они должны были понять меня" , "Если бы он любил меня он бы поступил по-другому" .
  • Оскорбительные, обвинительные мысли-жалобы. Например: "Почему я?" , "За что мне всё это" , "Они всегда так поступают по отношении ко мне!"
  • Мысли, побуждающие к агрессии . То есть внутри мы представляем мысленные картины агрессии. Например, мы переживаем о том, что муж, задержавшийся с работы, попал в аварию, или на него напали. С одной стороны это наш страх, с другой в своих фантазиях мы придумываем страшные картины увечий и это злость. Либо мысли выглядят так: "Так дальше нельзя, я сделаю что-то…"

Исходя из того, что гнев является нелегализованной эмоцией, мы посмотрим на то, как он может проявляться скрытно от нас самих. Это даст возможность в аналогичных ситуациях из списка, спросить себя, не сержусь ли я на того, к кому опаздываю или рядом с кем тяжело вздыхаю?

Поведение (симптомы скрытого гнева):

  • затягивание и откладывание выполнения обязательств и задач навязанных нам;
  • постоянное и привычное опоздание;
  • пристрастие к садистскому или ироничному юмору;
  • сарказм, цинизм или дерзость в разговоре;
  • чрезмерная вежливость, установка улыбаться и терпеть;
  • частые вздохи;
  • частые тревожные или страшные сны;
  • чрезмерно сдержанный и монотонный голос;
  • трудности с засыпанием, невозможность проспать всю ночь, не проснувшись;
  • более быстрое, чем обычно уставание;
  • чрезмерная раздражительность по пустякам;
  • сонливость в неподходящее время;
  • сон дольше, чем обычно (12-14 часов);
  • пробуждение скорее с чувством усталости, чем с отдыхом;
  • стиснутые челюсти, особенно во сне;
  • лицевой тик;
  • покачивание ногой;
  • привычное сжимание кулаков;
  • привычные боли и болезненность в области шеи и воротниковой зоны;
  • длительные периоды уныния без причин.

Дальнейшая работа с чувством гнева состоит в присвоение чувства гнева.

Необходимо признать сам факт существования такого чувства в моей душе. А для начала понять, что это нормально быть разгневанным. При этом важно взять ответственность за испытывание этого переживания на себя. "Я злюсь, а не ты меня злишь" , "Я гневаюсь, а не ты меня разгневал" и т.д.

Бывают ситуации, когда это состояние словно прирастает к вам, гнев, раздражение и недовольство преследуют вас. Тогда важно освобождение от гнева . Мы немного поговорим о том, как это сделать:

  • На телесном уровне. Чувства можно попытаться сознательно изменить через переключение, сознательно выйдя из раздражающей ситуации (перекусить, принять душ, послушать музыку). Переставить стол в комнате, где сосед-коллега вынуждает вас раздражаться своими привычками.
  • На мыслительном уровне. Восстанавливать мысли, напоминающие о способности контролировать ситуацию ("Я выбираю, как сейчас поступить" ):
    • Мысли-разрешения ("Он/она мне не принадлежит и имеет право поступать так" ).
    • Мысли, отражающие проявления интереса и понимания к чувствам других ("Он это не нарочно") .
    • Мысли, очеловечивающие другого ("Другой человек, такой же, как и я несовершенный, не идеальный может ошибаться" ).
    • Мысли, возвращающие в объективную реальность (здесь можно задавать себе вопросы "хочу?", "полезно?", "нужно?").
    • Успокаивающие мысли ("Сейчас будет легче, сейчас всё пройдёт" ).
    • Мысли, настраивающие на позитивные действия ("Да я не встретилась с подругой, зато у меня теперь есть возможность сходить в магазин, в который давно хотела попасть") .
  • Н а поведенческом уровне:
    • В ысказать раздражение тому на кого сердитесь, если нет возможности это сделать, то написать письмо или высказать своё недовольство третьему лицу. Это само собой, нужно делать до стадии ярости. Каким образом можно попробовать выразить своё чувство: покричать (например, в лесу), порвать ткань, порезать бумагу, или разорвать, разбить что-то (без угрозы причинения повреждений себе или кому-то другому) например, посуду, постирать вручную, почистить старую сковороду, пройтись пешком, заняться физическими упражнениями, бегом и т.д.
    • Н аблюдение (проживание гнева, наблюдение за собой: "Как я это делаю, каков мой гнев" , можно нарисовать метафору этого чувства).

Кстати, требовательность также может рассматриваться как проявление гнева. Настойчивость в исполнении своих желаний. Ведь зачастую гнев связан с перфекционизмом. То есть с желанием, чтобы всё вокруг делалось и было на отлично. Перфекционист тратит много усилий на то, чтобы быть безупречным. Соответственно такая личность будет тратить много сил на то, чтобы требовать этого от окружающих. Всем, кто не соответствует его ожиданиям, придётся столкнуться с гневом перфекциониста.

О том, что гнев делает с нами и окружающими людьми хорошо показано в притче.

Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб у забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец сказал сыну: "Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры.

И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется" .

главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:

«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:

«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:

«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:

«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Если мы кого-то обидели

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Если обидели нас

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:

«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:

«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:

«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».

«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».

Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:

«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:

– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:

– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Если помириться не получается

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:

«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:

«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь