Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Внимание – это качество, характеризующее процесс фильтрации информации, которая поступает из окружающего мира. Человек, у которого развито внимание, способен мысленно отбросить лишнюю информацию и сосредоточиться на одном конкретном объекте или процессе.

Если бы человеческий мозг не фильтровал поступающую из окружающего мира информацию, он бы подвергался сильной перезагрузке. Человек с рассеянным вниманием не способен концентрироваться на одной или нескольких вещах, которые выделил.

Память – это способность человеческого мозга сохранять информацию воспроизводить её в устном или письменном виде. Память напрямую связана со вниманием, поскольку долгосрочное запоминание информации возможно только при постоянной концентрации внимания на ней.

Основное развитие памяти и внимания происходит в детском возрасте. Дети младшего школьного возраста рассеянны и не собраны, поскольку их интересует окружающий мир как единое явление, а деталей они не замечают. Дети уделяют внимание каждой окружающей мелочи, забывая о таких вещах, как учеба.

Для развития памяти и внимания разработано много упражнений, которые нужно регулярно выполнять для достижения ощутимых результатов. Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания в младшем школьном возрасте направлены еще и на развитие усидчивости и устойчивости в выполнении длинного задания. Это связано с тем, что у детей слабо развита усидчивость, из-за чего и снижается концентрация внимания и падает уровень запоминания материала.

Память детей младшего школьного возраста способна организовываться быстрее, чем память детей дошкольного возраста, и сохранять информации больше. Но существует ряд недостатков и особенностей:

  • У детей лучше развита образная или зрительная память, чем смысловая и логическая. Они могут хорошо запоминать лица или рисунки, при этом не умея держать в голове формулы, стихотворения и другие объекты.
  • Память младших школьников сохраняет информацию дословно. Ребенок не умеет разбивать текст на абзацы и запоминать главный смысл текста, он сохраняет в памяти только слова.
  • Иногда запоминание конкретных слов связано не с умением выделять смысл текста, а с неуверенностью детей в том, что понятый им смысл правильный.

Важно научить детей младшего школьного возраста анализировать текст, концентрироваться на решении примеров и запоминать формулы, чтобы подготовить к дальнейшему обучению. Для этого разработаны психологические приемы, но учителя ошибочно считают правильным шагом заставить ребенка много раз повторять один и тот же материал. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте состоят в том, что при постоянном заучивании материала теряется интерес к объекту запоминания, а внимание переключается на другие вещи.

Маленькие дети не понимают, что нужно выучить текст. Они просто выполняют задание учителя: повторить текст столько-то раз, что неэффективно для запоминания. Разобраться с развитием мышления помогут рекомендации психологов.

Как профессионально развить память у детей младшего школьного возраста

Повышать продуктивность запоминания материала помогут следующие приемы:

  • Составление плана рассказа;
  • Разработка плана в виде картин или самостоятельно нарисованных детьми рисунков;
  • Последовательная запись тезисов из текста.

У некоторых детей младшего школьного возраста не возникает проблем с быстрым и качественным запоминанием материала, что встречается иногда среди читающих детей.

Некоторые школьники способны легко запоминать тексты, но так же легко этот материал забыть. Буквально через день они уже не вспомнят, о чем читали.

Самая трудная ситуация складывается с детьми, которые медленно запоминают, с трудом осваивают и сразу забывают выученный материал.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте отличаются у детей, но присутствует одна общая черта. Развитие памяти невозможно без одновременного развития внимания, поскольку запоминание материала требует нужной степени концентрации на объекте запоминания. Поэтому рекомендации специалистов заключаются в одновременной работе над вниманием и памятью.

Упражнения и приемы на развитие памяти и внимания у младших школьников

Приемы, упражнения и занятия становятся продуктивнее, если они проходят в игровой форме. Главное в этом деле – систематичность. Делать упражнения нужно регулярно. Итак, детям младшего школьного возраста подойдут такие упражнения для развития внимания:

  • Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера. Разрешите ему рассматривать предметы полминуты. Потом малыш отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
  • Предложите лист бумаги с изображением животных разного вида и их домиков. Рисунки изобразите в хаотичном порядке. Попросите ребенка определить, к какому животному какой домик относится.
  • Распечатайте картинку, в которой одна половина раскрашена разноцветными красками, а вторая не заполнена. Попросите малыша разукрасить вторую половинку так же, как раскрашена первая. Когда ребенок справится с задачей, дайте ему рисунок, на котором вторая половина отсутствует, чтобы малыш дорисовал детали самостоятельно.
  • Это упражнение развивает не только память и внимание, но и творческое мышление. Попросите досчитать до 31, но вместо каждого третьего числа говорить «не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и так далее.
  • Дайте ребенку взглянуть на ряд цифр. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие цифры он запомнил, и назвать соседей некоторых цифр.
  • Попросите досчитать до 20. Одновременно с этим попросите малыша вести письменный счет, только в обратном порядке, начиная с цифры 20.
  • Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем попросите его повторить такой же рисунок.
  • Придумайте предмет, название которого знакомо ребёнку. Малыш должен полностью охарактеризовать предмет. Попросите называть не только физические характеристики, но и описывать свое мнение о предмете. Он должен не рассказать, а поразмышлять, чтобы ответить на ваш вопрос.
  • Возьмите несколько монет или пуговиц, дайте ребенку такое же число таких же предметов. У вас с ребенком содержится по одинаковому набору пуговиц или монет. Попросите отвернуться и выложите предметы на столе в произвольном порядке. Дайте ребенку посмотреть на это полминуты, после чего накройте предметы. Он должен повторить порядок с помощью своего набора предметов;
  • Дайте ребенку простой текст, в котором содержатся ошибки. В течение минуты попросите исправить ошибки. Не давайте слишком сложных текстов в большом объеме, постепенно количество ошибок увеличивайте.
  • Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге в школу. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.
  • Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.
  • Упражнение на запоминание и концентрацию внимания на деталях, а не на общей картине. Распечатайте пять рисунков, которые между собой похожи, но имеют незначительные отличия. Дайте ребенку один рисунок, который он изучит за 30 сек. Теперь перемешайте все рисунки и разложите их на столе. Попросите найти тот рисунок, который вы ему показывали.
  • Стандартное упражнение на нахождение 10 отличий поможет развить зрительную память и внимательность.
  • Когда идете с ребенком по улице, обращайте его внимание на некоторые детали. Для этого подойдут вывески, дорожные знаки, надписи, рекламные щиты. Когда придете домой, попросите воспроизвести на бумаге все, что вы рассматривали.

Для качественного результата учитывайте, в какой атмосфере проходят занятия.

В каких условиях проходят занятия

Помните, что вы, в первую очередь, играете с ребенком, и малыш должен это почувствовать. Поэтому рекомендации психологов по поводу условий игры таковы:

  • Упражнения проводятся в доброжелательной атмосфере. Используя приемы, не будьте строги к малышу, проявляйте терпение и дружелюбие.
  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.

Занимайтесь систематически, но никогда не настаивайте на занятиях. Малыш сам должен изъявлять желание поработать с вами. Если он себя плохо чувствует или у него нет настроения, оставьте малыша в покое, иначе вы рискуете потерять интерес к упражнениям, что влечет за собой резкое падение эффективности и все приемы станут безрезультатными.

Некоторые родители ошибочно полагают, что развитие внимания и памяти ребенка младшего школьного возраста – это обязанность школы. Да, педагоги обязаны находить свой подход к характеру каждого малыша, но дома ребенок раскрепощен. Поэтому не забывайте, что результат будет эффектнее, если родители приложат максимум усилий к его развитию.

Концентрация внимания - это способность сосредотачиваться на одном конкретном предмете или деле. Сначала кажется, что это довольно просто, однако, сделав хотя бы одно упражнение на внимание, можно убедиться в обратном. К примеру, попробуйте, не закрывая глаза посчитать до 50 и думать только о счете. Кажется, что это так просто... Но на деле все оказывается совершенно по-другому. Мысли начинают путаться, и человек, хоть и продолжает считать, уже давно задумался о другом. Лишь некоторые способны концентрировать внимание на одном предмете или деле и не отвлекаться. Как же развить в себе этот навык?

Самое простое упражнение на внимание

В первую очередь не лишним будет выяснить, действительно ли вы Давайте выполним такое упражнение на внимание: постарайтесь вспомнить вчерашний день в деталях. Важно отметить самые мелкие моменты дня: с каким настроением вы проснулись, кто утром звонил или приходил, и о чем вы разговаривали, какие мысли вас посещали весь день. Если вспомнить все эти мелочи не составит вам труда - у вас отличная память и хорошая концентрация

Зачастую людям сложно вспомнить все детали дня, потому что наше внимание сконцентрировано не на них. Молодая мама заваривает себе утром кофе, но думает абсолютно не о нем. Ее мысли заняты многими вещами: что приготовить на завтрак, в каком магазине сделать покупки, чем удивить супруга вечером.

Одним из самых простых упражнений является упражнение на внимание в течение дня. Постарайтесь не отвлекаться от того, чем вы непосредственно заняты. То есть если вы делаете кофе, думайте только о нем. Такие мелочи научат вас сосредотачивать свое внимание на конкретных вещах.

Упражнения «Кинолента» и «Расслабление»

После того как вы научитесь концентрироваться на том, чем занимаетесь в определенное время, не лишним будет научиться выполнять задания «Кинолента» и «Расслабление». Это очень действенные упражнения на концентрацию внимания.

Суть первого заключается в том, чтобы вспомнить, как вы провели день. Вечером примите удобное положение и поразмыслите о своем времяпрепровождении. Если вы в течение дня хорошо концентрировали внимание на деталях и думали только о том, чем занимались в конкретное время, это упражнение будет для вас легким.

Начните мысленно расслаблять все части тела, от ступней и до головы. Представьте, что каждая клеточка вашего тела не напряжена. Переключите внимание на правую ступню ноги. Почувствуйте ее, а затем представьте, как она расслабляется. Так следует проделать со всеми частями тела. Кроме того что эти упражнения для памяти и внимания взрослым помогают улучшить концентрацию, они еще и отлично расслабляют все тело.


Групповые упражнения

Тренировать внимание можно как одному, так и в группе. В коллективе это делать еще проще и интереснее. Таким образом упражнения превращаются в увлекательную игру. Предложите сыграть в нее своей семье - и отличное времяпрепровождение гарантировано. Такие игры хорошо подходят для у школьников. Упражнения в игровой форме научат их быть более собранными. Можно пригласить в гости и друзей своих детей, тогда занятия станут еще более увлекательными.

Коллективное упражнение «Пчелка»

Группа людей мысленно представляет себе игровое поле в виде 9 клеток и с пчелкой посередине. В процессе игры каждый участник мысленно перемещает насекомое на одну клетку поля (вправо, влево, вверх или вниз) и говорит вслух, куда он ее перемещает.


Контролировать движение пчелы нужно каждому из участников мысленно, это затрудняет задание. Проигрывает тот, у кого пчела выходит за пределы поля, и затем игра начинается сначала. Другими словами, каждый участник должен мысленно нарисовать перед собой 9 игровых клеток и внимательно слушать, куда перемещается насекомое.

Упражнения на счет

Такие упражнения на внимание для детей и взрослых очень эффективны. Их можно усложнять или упрощать в зависимости от возраста ребенка и его внимательности. К примеру, задание для группы людей: посчитать от 1 до 100, причем каждый озвучивает лишь одно число по порядку. Вместо 5, нужно говорить: «Я внимателен». К примеру:1, 2, 3, 4, я внимателен, 6, 7, 8, 9, я внимателен и т. д.

Упражнение на различие цветов

Очень интересное и эффективное задание. Следует назвать цвет каждого слова. Сделать это довольно сложно, поскольку это не просто слова, а названия цветов. Мозг воспринимает в первую очередь текст, а потом только цвет. Нужна определенная сноровка, чтобы правильно выполнить упражнение. Такие упражнения на концентрацию внимания дают хороший результат.


Игра «Найди отличия»

Эта игра знакома всем нам с детства. Неспроста детям так часто предлагают найти отличия в рисунках, и им нравится этим заниматься. Это отличные и внимания. Взрослым тоже очень полезно искать отличия в рисунках. Основной уклон в таких играх идет на Ведь смотря на один рисунок, ребенок пытается запомнить все мелкие детали и найти их на другом, таким образом сравнивая изображения.

Чтение и память

Для того чтобы научиться концентрации внимания, следует полюбить чтение. Часто, сами не замечая того, люди быстро пробегают глазами по тексту и не улавливают и половины его смысла. Наверняка, многие замечали за собой, что, дочитав какую-либо статью, начинают просматривать ее заново. Это происходит потому, что концентрация внимания очень низка, и в это время мысли человека находятся абсолютно в другой области.

Читая какой-либо текст, старайтесь вдумываться в каждое слово. Для того чтобы полностью понять написанное, нужно делать определенные паузы после абзацев и осмысливать прочитанное выше. Если вы станете выполнять все предписания, то не будет необходимости просматривать один и тот же текст несколько раз.

Задания и упражнения на развитие внимания у детей

Дети склонны быть очень рассеянными, особенно школьники. Они забывают все на свете: что говорила утром мама, где лежит их одежда, какие упражнения учитель задавал домой и тому подобные вещи. Не всегда детишки это делают специально. Многие действительно страдают забывчивостью.

Школа очень меняет ребенка, у него появляется много обязанностей, а также много нового и интересного. В этой суматохе очень сложно уследить за ходом своих мыслей, и маленькое существо теряется. Важно следить, как проходит развитие внимания у школьников. Упражнения могут помочь научить его быть более собранным и серьезным.


Например, упражнения с рисунками. Необходимо взять 4 карточки, на которых изображены различные предметы (к примеру: стол, стул, кровать, чашка). Дайте ребенку посмотреть на них полминуты и затем уберите. Попросите его изобразить на листе бумаги все предметы по порядку. По результатам такого задания можно определить, насколько хороша память у ребенка. Если он изобразил все 4 предмета правильно и в той же последовательности - это отличный результат. Если 3-4 рисунка изображены, но вразброс - это неплохо. Если школьник не смог нарисовать даже 3 предмета, то он очень рассеян.

Если ребенок очень хорошо справился с таким заданием, его можно усложнить - к примеру, можно добавить в работу больше карточек. Есть и еще один, более сложный вариант такого задания. Вместо изображений с предметами нужно использовать Такое задание будет более трудным, поскольку рисовать то, что ребенок никогда раньше не видел, намного сложнее.

А вот еще одно очень интересное упражнение на внимание для детей. К примеру, берётся любой текст и ребенку предлагается в течение минуты читать его и вычеркивать 3 буквы: «а», «р» и «н». Посчитав количество пропущенных букв, которые следовало вычеркнуть и количество слов в тексте, которые он успел проработать, оценивается степень внимания ребенка. Результаты можно записывать и каждый раз сравнивать.

Есть также специальные произвольные наборы букв, в которых нужно зачеркивать определённые символы. После проделанной работы из оставшихся можно будет прочитать высказывание или стишок.

Концентрация внимания в быту

В повседневной жизни очень легко тренировать память. Нужно лишь обращать внимание на мелкие детали и обыденные ситуации. Начните замечать новые детали в привычных для вас вещах, и это будет отличная Упражнения, конечно, тоже дают свой эффект, однако на них нужно тратить хотя бы 10 минут в день.

К примеру, когда вы идете в магазин, который часто посещаете, обратите внимание на разные детали по пути: какая дорога у вас под ногами, какие растут деревья, сколько еще поблизости магазинов, какие дома стоят возле дороги. Придя домой, постарайтесь вспомнить все эти предметы. Закройте глаза и мысленно еще раз сходите в магазин. Вы не сможете сразу вспомнить все детали, однако со временем это будет получаться с каждым разом все лучше и лучше.


Зачем тренировать память и внимание

В нашей жизни многие вещи связаны с концентрацией внимания. Мы делаем все дела «на автомате» и потом с трудом вспоминаем многие нюансы. Наверняка вы хоть раз выбегали из дома в спешке и задумывались о том, выключили ли вы утюг, закрыли ли входные двери, и ничего ли не забыли. Это происходит потому, что в то время, когда человек, к примеру, выключает утюг из розетки, он думает абсолютно о других вещах. Он не концентрирует внимание на утюге и потом, соответственно, не может вспомнить, выполнял ли он это действие.

Хорошая память и внимание будут полезны и в рабочей сфере. Во время напряженной работы люди очень часто о чем-то забывают и что-то теряют. Из-за рассеянности и вовсе можно лишиться работы. Практически в любом деле важно спокойствие и свежий ум. Для хорошей памяти мы развиваем внимание, упражнения на концентрацию улучшают сосредоточенность на определенном действии.

Перед важным совещанием или докладом попробуйте сделать дыхательные упражнения. Начав глубоко дышать, сосредоточьте внимание на дыхании. Почувствуйте, как в легкие набирается воздух. Постарайтесь больше ни о чем не думать. На выдохе посчитайте до 5 и снова сделайте глубокий вдох. Такое упражнение можно выполнять в течение 5-10 минут. Оно поможет немного взбодриться и привести в порядок мысли. Для головного мозга это будет отличным отдыхом.

Случаются ситуации, когда повышенная концентрация внимания может спасти жизни и уберечь от несчастного случая. К примеру, водитель за рулем должен быть очень внимателен, иначе может произойти авария. Внимательный прохожий тоже может избежать столкновения, если вовремя заметит надвигающийся транспорт. Вот и получается, что в любой ситуации нужно быть внимательным и сосредоточенным.

Внимание — это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте.

У большинства людей объем внимания составляет 7±2 единицы.

Объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания - необходимое условие формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков и т. п.

Р азные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени, н о их можно и нужно тренировать .

Занятия по тренировке внимания нужно проводить в игровой форме и не дольше 15 минут в день.

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Выполнение корректурных заданий помогает раз-витию концентрации внимания и самоконтроля при вы-полнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать опреде-ленные буквы в печатном тексте.

Потребуются любые печатные тек-сты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тек-сты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежед-невно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или груп-повым.

Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и малень-кие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меня-ются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачер-кивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация.

Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно рав-няться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

2. Время проведения занятия ни в коем случае не дол-жно превышать 5 минут.

3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокраще-ние ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для зак-репления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев заня-тий улучшений не наступает, их нужно прекратить и об-ратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозмож-ности достичь нужного результата.

При проверке договоритесь, что ребёнку нужно воспринимать задание так, как будто оно выпол-нялось кем-то другим - «другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчужда-ет собственную работу и позволяет критически отнестись к ней.

Упражнения на основе точного воспроизведения образца

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполнен-ный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нуж-но переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата

«Найди слова»

Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прила-гательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Пока-зателем успешности может служить число правильно най-денных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").

Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных.


Перепуганные линии

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее на-чала до конца, особенно когда она переплетается с дру-гими линиями, способствует развитию сосредоточеннос-ти и концентрации внимания.

Найди отличия

Систематическое обуче-ние сравнению способствует развитию активизации внимания.

Для сравнения можно предлагать какие-либо предметы, картинки, различающи-еся определенным числом деталей (Найди 10 отличий...).

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Упражнения основаны на запоминании поряд-ка расположения ряда предметов, предъявляемых на не-сколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра "Заметь все"

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выкладывать картинки с изображениями предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с, снова закрыть их и предложить игрокам перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы на 8-10 секунд, спро-сить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить определить, какие предме-ты переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (уби-рать предметы и просить назвать исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на дру-гом с тем, чтобы игроки перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Более сложный уровень - игра "Меморина" ("Парочки").

Для игры нужен набор парных карточек с изображениями (предметов, животных, героев книг, букв, цифр...). Перед началом игры все карточки перемешивают и выкладывают изображением вниз. Задача игрока - собрать парные картинки. Переворачивать можно одновременно только две карточки. Если открытыми оказались парные картинки, игрок забирает их себе (или оставляет на игровом поле открытыми). Если изображения непарные, карточки возвращаются в игру. Играть может как один, так и несколько человек. При групповой игре при не совпавших картинках ход переходит следующему игроку.

Играть можно как с реальными карточками, так и в онлайн режиме.

Маша и Медведь. Тренируем память (набор из 36 карточек) | Купить: интернет-магазин

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно боль-ше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один игрок начинает перечисление, другие его дополняют.

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных за-даний. По окончании упражнения оп-ределяется эффективность выполнения каждого задания.

Каждой руке - своё дело

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать не-сложные примеры.

Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за-писывая их в обратном поряд-ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Чтение с помехой

1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая каран-дашом какой-либо ритм.

2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколь-ко букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного за-дания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобно-го задания является возможность его игрового и сорев-новательного оформления.

Развиваем память | О.Н. Земцова | Купить в интернет-магазине
Развиваем память и внимание | Купить в интернет-магазине:

Под вниманием понимается способность человеческого мозга из потока информации отбирать ценное и выбрасывать ненужное. Это умение фиксировать мысли на объекте. Неразвитое внимание у ребёнка тормозит процесс обучения в школе, усваивание новых знаний и развитие в целом.

  • Объём характеризуется количеством предметов, которые ребёнок способен одновременно охватить. Объём внимания зависит от прошлого опыта, которого у ребёнка 7–9 лет немного. Поэтому он неспособен фиксировать в поле зрения одновременно несколько предметов.
  • Устойчивость означает продолжительность притягивания внимания к одному предмету. Важнейшей чертой, характеризующей устойчивость, является возможность выявления в рассматриваемом предмете новых связей и сторон. Устойчивость внимания наиболее интенсивно развивается у детей от трёх до семи лет и с возрастом увеличивается: ребёнок 7 лет играет уже больше часа, занятия длятся 30 минут, у годовалого малыша продолжительность игры составляет 10–14 минут, у трёхлетнего ребёнка – 27 минут. Устойчивость внимания ребёнка 7–9 лет проявляется слабо, имеет место неустойчивость.
  • Концентрация внимания – сила фиксирования на каком-то предмете или действии у ребёнка младшего школьного возраста большая, учителю легче привлечь внимание класса, чем длительно удерживать его.
  • Избирательность – это способность сконцентрироваться на части материала, нужной для выполнения задачи.
  • Распределение внимания у детей 7–9 лет находится на невысокой ступени развития, они не умеют с хорошим результатом одновременно делать несколько дел.
  • Переключаемость – учащемуся начальных классов сложно быстро переключиться с одного занятия на другое.
  • Произвольность – умение сосредоточить внимание по требованию.

Этапы совершенствования внимания у школьников младших классов

Развитие внимания в младенчестве начинается сразу же после рождения. Сосредоточенность при громком звуке или на заинтересовавшем объекте интерпретируются как простейшее проявление внимания в младенческом возрасте. В 1 месяц ребёнок не понимает речь, но прислушивается. После 6 месяцев – запоминает предмет и действия с ним. После 10 месяцев появляется распределение внимания, заключающееся в одновременном действии с двумя предметами, развивается переключение внимания (с одной игрушки на другую).

В раннем детстве ребёнок занимается заинтересовавшим его делом 10 минут, при этом испытывая затруднения в переключении и распределении внимания. Признаки концентрации выражаются в фиксировании самых ярких, но малозначимых признаков предметов. Интерес к ним исчезает, как только пропадает новизна.

Внимание дошколят неустойчиво, самой занимательной деятельностью они занимаются от 10 до 30 минут. Развить внимательность у ребёнка, можно используя методики, приёмы, упражнения, задания, игры для детей, посещая детские курсы, направленные на совершенствование внимания и памяти.

Упражнения и игры для развития внимания

Главное условие – заниматься регулярно. Начинать следует с ежедневных занятий продолжительностью 20 минут, допустимы 1 или 2 выходных дня в неделю. Длительность уроков постепенно увеличивается. Во время занятий следует применять приёмы привлечения внимания, чтобы заинтересовать малыша. Лучшие приёмы привлечения и концентрации относятся к игровым формам выполнения заданий.

Найди домик

На картинке изображены разные животные (7–8) и домики для них. Животных с домиками можно соединить линиями. Малышу необходимо при помощи только зрения определить кому из зверей, какой домик принадлежит. Если в первый раз с выполнением появятся трудности – можно воспользоваться карандашом. С помощью этого упражнения развивается объём внимания.

Ладошки

Дети садятся в круг посреди класса и кладут руки на колено соседа. Правую руку на левое колено соседа справа, левую руку – на правое колено сидящего слева. Ладошки по команде поднимаются, но не все одновременно, а по очереди, в виде волны. Из игры удаляются ладошки, поднятые с опозданием или слишком рано. С помощью этого упражнения развивается устойчивость внимания.

Самый внимательный

Дети становятся полукругом в середине класса и выбирают водящего, который запоминает порядок размещения игроков. После команды он поворачивается спиной к детям и называет по порядку кто из игроков за кем стоит. В роли водящего должен побывать каждый из игроков. Назвавшие порядок расположения игроков правильно поощряются. Упражнение помогает тренировке зрительного внимания и памяти.

Телефон

Дети садятся в круг посреди класса и по кругу и передают шёпотом сообщение друг другу на ушко, пока оно не дойдёт до первого игрока. Этой игрой развиваем запоминание на слух и слуховое внимание.

Мой день рождения

Дети по очереди называют свои имена и даты рождения. Первый называет своё имя и дату рождения, второй – имя и дату первого и собственное имя и дату рождения, третий – имя и дату первого и второго игрока, добавляя своё имя и дату. Последний участник игры называет имена и даты рождения всех игроков по порядку и собственные имя и дату рождения. Упражнение помогает развитию памяти и концентрации внимания.

Методика Машталь

Детский психолог Ольга Машталь посвятила целую книгу совершенствованию внимания у детей. Книга представляет собой практическое пособие, рассчитанное на методистов, педагогов, детских психологов и родителей.

Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.

Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.

Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.

Упражнение 1

Запоминание и воссоздание зрительных образов.

  • Попросить ребёнка изобразить автомобиль. Вначале рисунок будет простым, со временем его нужно усложнять дополнительными деталями (зеркала, фары и т. п.).
  • Дать задание нарисовать радость, печаль и любой другой непредметный образ.
  • Дать ребёнку рассмотреть рисунок в течение 30 секунд, затем он должен нарисовать его по памяти.

Упражнение 2

  • Предложить ребёнку список слов и попросить разбить его на группы по какому-нибудь признаку.
  • Попросить сочинить историю, объединяющую слова группы.

Упражнение 3

Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».

Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.

При работе со школьниками с ЗПР важно непрерывно вызывать положительные эмоции к рекомендуемой учителем класса деятельности. Если ребёнку с ЗПР будет интересно – результаты выполненного задания приятно удивят.

Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.

Приёмы привлечения внимания школьников 7–9 лет во время занятий

Младшие школьники склонны часто отвлекаться на уроках, так как в этом возрасте легко появляется непроизвольное внимание по отношению к посторонним объектам. В дополнении к этому устойчивость произвольного внимания непродолжительна. При выполнении пятого по счёту задания дети склонны отвлекаться, даже если на проделывание упражнений отводится не больше 10 минут. По этой причине нужно знать приёмы привлечения внимания учеников 7–9 лет:

  • Нестандартное начало урока.
  • Изменять привычный тон, темп и громкость голоса, давая задания детям.
  • Использовать провокации.
  • Перевоплощаться в популярного героя.
  • Проводить уроки нестандартно в форме путешествия, игры, концерта.
  • Выбирать задания с элементами соревнования (кто быстрее, кто лучше).
  • Использовать проблемные вопросы (если у куста срезать все веточки, кроме одной, он станет деревом?).
  • Применять проблемные задания. Например, найти отличия в срезах капусты и луковицы.
  • Яркие наглядные пособия.

Употребляя приёмы привлечения внимания во время занятий с детьми 7–9 лет, педагог добьется максимальной результативности работы учеников.

Применять упражнения на развитие внимания и памяти нужно для гармоничного развития ребёнка. При этом лучшие курсы и методы учитывают этапы развития детской психики, подбирая упражнения в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста

    Лабиринты.

Это задание рекомендуется использовать на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка можно сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.

Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:

    Найди различия

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться от 2-3 до 5-6. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь: « Посмотри, что держит в лапках зайка?» и т.д.


    Поиск парных изображений


    Найди сходства

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – несколько таких же объектов, но каждый из них отличается деталями. Один из них точно такой же, как и предлагаемый на образце, его и необходимо найти.



    Определение изменений, перестановок, произошедших на картинке, либо в помещении (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):

Кто самый внимательный?

Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек.

На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1-2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.

Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.

Что изменилось? (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

    Нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:

    Расставь точки


    Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице (для детей, владеющих счетом до 10).

Допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.


    Нахождение нелепиц, несоответствий на картинках.


    Дорисуй

Предложить ребенку картинки, в которых не хватает каких-то деталей (стрелок у часов, колес у велосипеда, хвоста у кошки и т.п.), пусть попробует исправить ошибки художника и дорисовать.


    Обведи картинку.

Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, парохода.


    Найди предмет

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо назвать их.




    Зачеркни

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов.

Для детей дошкольного возраста на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). А также предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

А также надо фиксировать время выполнения задания, например с помощью секундомера.


Данные указания относятся и к выполнению следующего упражнения.

    Корректор

Сначала ребенку предлагаются таблицы с крупно написанными и разделенными большими интервалами буквами.


Затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк текста.

    Разведчики

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

    Повтори узор


Взять два листа бумаги и расчертить на клетки (9, 12, 16) в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.


    Срисовывание по клеточкам

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.


    Раскрась вторую половинку.

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Можно взять раскраску, попросить ребенка отвернуться, а в это время раскрасить часть картинки. Задача – определить, что закрашено. Чем больше деталей картинки закрашено, тем сложнее ребенку определить эти участки.


    Найди тень

Игрушки оказались на солнце, а их тени перепутались. Определи, где какая тень должна быть, и соедини тени и игрушки линиями. Тень какого животного нарисована неправильно?


    Маленький жук

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

    Будь внимателен

    На каждую команду взрослого дети выполняют определенное движение: «Зайчики – прыгать», «Лошадки – скакать », «Птички – махать руками», «Раки – пятиться назад» .

    Когда взрослый поднимает руки вверх, ребенок хлопает, когда разводит в стороны – хлопает, опускает вниз – подпрыгивает. Движения выполняются медленно, постепенно увеличивая темп.

    Если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

    Лесенка

И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

    Слушай хлопки

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды взрослого:

1 хлопок – ходьба по кругу;

2 хлопка – поза лягушки (присесть и скакать вприсядку)

3 хлопка – поза аиста (стоять на одной ноге)

4 хлопка – поза зайца

    Слушай и выполняй

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.

Команда первая: «Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх».

Команда вторая: «Поднять правую руку вверх, левую руку вверх, опустить обе руки».

Команда третья: «Поднять правую ногу, опустить; поднять левую ногу – опустить; три раза подпрыгнуть на обеих ногах». Команды выполняются при выключенной музыке.

    Запретное число

Взрослый договаривается заранее с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Если дети услышат слово «Восемь», они должны хлопнуть в ладоши. Под музыку дети идут по кругу и слушают счет. На счет «Восемь» дети хлопают в ладоши. (Усложнение: 2-3 числа и на них выполняются определенные движения).

    Кто летает?

Если взрослый назовет что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, например, стрекозу, дети отвечают: «Летает» и показывают, как она это делает. Если взрослый спросит: «Поросенок летает?» – дети молчат и не поднимают руки.

Список слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, собака, вертолет и т.д.

    У кого длинный хвост

Дети образуют круг. Взрослый называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Взрослый поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

    Обманные движения.

Дети реагируют только на словесные команды, не обращая внимания на отвлекающие действия взрослого. Например, произнося команду «Руки вперед!», взрослый показывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

    Тик-так-тук.

Дети идут колонной друг за другом. Взрослый подает сигнал «Тик», тогда все делают наклон влево-вправо; по сигналу «так» - останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

    Четыре стихии

Взрослый дает команды – дети должны на них выполнять определенные движения:

«Земля» – опустить руки вниз;

«Вода» – вытянуть руки вперед;

«Воздух» – поднять руки вверх;

«Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Кто ошибается, считается проигравшим.

    Зеваки

Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого (удар в бубен) делают 4 хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

    Запрещенное движение

    Взрослый определяет, какое движение будет запрещенным. Например, команда «руки в стороны». На данную команду дети должны остановиться. На другие команды дети выполняют соответствующие движения (руки вверх, руки вперед, вниз и т.д.) При этом они ходят по кругу.

    Взрослый заранее договаривается с детьми, какое движение должно быть запрещенным из следующих команд: «Зайчики – прыгать, лошадки – скакать; раки – пятиться; птицы – махать руками; аист – стоять на одной ноге».

    Нос-пол-потолок

Взрослый называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на нос, пол, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать детей). Дети же показывают то, что называет взрослый.

    Покажи и повтори

Дети садятся в круг, каждому необходимо придумать действие, например, хлопнуть в ладоши, закрыть глаза и т.д. Первый игрок показывает движение, которое он придумал, второй - движение первого и свое и т.д. по часовой стрелке.

    Пожалуйста

Взрослый делает любые движения, обращаясь к детям с просьбой повторять за ним. Дети же повторяют в том случае, если взрослый добавляет слово «пожалуйста».

  • Из лесу вышло 5 крокодилов

Дети сидят в кругу. Взрослый, распределив номера между детьми, начинает:

Из лесу вышло 5 крокодилов.

Игрок №5 возмущается:

А почему 5?

А сколько? – спрашивает ведущий.

Четырнадцать! – отвечает игрок №5.

А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.

Дети, вовремя не вступившие в игру выбывают.

    Сосед, подними руку (латышская игра)

Играющие, стоя или сидя, образуют круг и выбирают ведущего, который занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с ведущим ролями. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Внимание! Ведущий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому желает обратиться.

    Боб-Доб.

Дети усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку (или другой мелкий предмет). Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: "Бобчинский, Добчинский, руки на стол!" Все должны немедлено положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т.п.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, а если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.

  • Мой волшебный сундучок

Участвовать в игре могут от двух ребятишек, при этом оптимальное число составляет 3-5 человек. Она не требует никакой специальной подготовки, играть в нее можно в любом месте. Участвовать в ней могут дети старше 5 лет.

Начинается игра с фразы: «Я достаю из моего волшебного сундучка книгу». Это может быть и какое-либо животное, предмет, пища или одежда. Следующий игрок должен сказать: «Я достаю из своего волшебного сундучка книгу и…» – он добавляет свой предмет. Следующий игрок будет «доставать из сундучка» уже три предмета, и так далее. Список предметов будет увеличиваться до тех пор, пока игроки в состоянии его запомнить. Тот, кто пропускает какое-либо название предмета или путает их порядок, выходит из игры. Победителем считается игрок, последним оставшийся в игре.

Можно посоветовать игрокам для лучшего запоминания порядка названных слов попытаться представить их в виде картинок. При этом в одной картинке должны быть задействованы несколько предметов, в той последовательности, в которой их необходимо назвать. Например, игрок должен произнести: «Я достаю из своего волшебного сундучка черепаху, книгу и шоколадку». Для того чтобы запомнить последовательность слов, можно представить себе черепаху, которая читает книгу и ест шоколад.

  • Имена

Эта игра представляет собой упрощенный вариант игры «Мой волшебный сундучок». Один из игроков называет свое имя. Второй должен повторить его имя и назвать свое. Третий повторяет первые два имени, прибавляя к ним свое. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все имена повторялись именно в том порядке, как они были произнесены. Чем больше игроков, тем труднее им запомнить правильный порядок имен. Поэтому с маленькими детьми надо играть в небольшой компании, все время меняя игроков местами, чтобы изменялся и ряд имен.

  • Повторите!

Выбрать ведущего. Остальные игроки должны разместиться напротив него. Ведущий будет произносить различные слова, когда же он скажет: «Повторите», дети должны повторить то слово, которое последует за «Повторите». Если же это ключевое слово не звучит, дети должны молчать. При этом игру следует вести в достаточно быстром темпе, а ведущему следует стараться как можно больше сбивать и путать игроков.

Примером его речи могут служить следующие слова:

Повторите – дом. (Дети должны повторить).

Повторите – игрушка. (Должны повторить).

Повторяете за мной – кино. (Все должны молчать).

Ведущий должен постепенно увеличивать темп игры.

Говорите – кошка. Повторите – буфет. Повторяйте – река. Скажите – медведь. Повторите за мной – колбаса, и т. д.

Игроки, делающие ошибки, повторяя то, что не следует, выходят из игры. Победителем объявляется тот игрок, который меньше всех ошибается или не делает ошибок вовсе.

  • Садовник

Желательно, чтобы число участников было не меньше 10. Выбрать ведущего. Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если ребенок не откликнулся, когда назвали его цветок, или «влюбился» в того, кого здесь нет, то он проиграл. Игра начинается сначала.

  • Детектив

Эта игра подобна предыдущей, но в нее больше любят играть мальчики. Оптимальное число игроков должно быть не менее 7-10.

Выбрать ведущего – это и будет «детектив». Он должен выйти из комнаты. В это время дети распределяют между собой цвета. «Детектив» должен войти в комнату и начать игру словами: «Внимание! Совершено ограбление! Пропали серебряные часы. Я считаю, что часы у «Синего». «Синий» должен ответить: «Нет, часов у меня нет. Часы у «Красного». «Красный» в свою очередь должен назвать другой цвет, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не назовет цвет, который в игре не представлен, или не откликнется. Проигравший сам должен стать «детективом».

  • Солнышко!», «Камешки!», «Заборчик!

Ведущим должен быть взрослый. Посадите или расставьте детей полукругом и встаньте к ним лицом. Поочередно громко и отчетливо отдавайте детям команды: «Солнышко!», «Заборчик!», «Камешки!», постоянно меняя слова местами. Дети должны реагировать на каждое слово соответствующим образом. Если вы говорите: «Солнышко!», они должны поднять руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. При слове «Камешки!» дети должны поднять руки со сжатыми кулаками. Когда вы произносите: «Заборчик!», дети поднимают руки с раскрытыми ладонями, но пальцы их плотно прижаты друг к другу. Темп игры вы должны постепенно ускорять. Ребятишки, сделавшие ошибку, выбывают из игры. Победителем считается игрок, оставшийся последним. одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), начинающихся на звук "К", "Т" или "С". Можно усложнить задание, дав несколько признаков одновременно.

    Съедобное – несъедобное

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    Лови – не лови

Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»

    Скажи наоборот

    Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно – «Нет»).

Примерные фразы:

«Платье одевает девочка» - «Да».

«Зубы чистят щеткой» - «Да».

«У волка три хвоста» - «Нет» и т.д.

    На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные – «Да».

Примерные фразы:

« На елке выросли яблоки» - «Да».

«Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет» и т.д.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь