Для стимуляции органов зрения малыша следует взять цветную погремушку в руку, поднести ее на расстояние 60 см. от глаз малыша, подержать до тех пор, пока взгляд не сфокусируется на предмете и медленно двигать из стороны в сторону с амплитудой до 7 сантиметров.
Для развития слуха это же упражнение следует делать с игрушками, издающими различные (приятные
) звуки.
Для развития слуха взять колокольчик, чтобы малыш его не видел, позвонить несколько раз и присмотреться к реакции. Расстояние между колокольчиком и тельцем малыша должно быть около 70 см.
Можно подвесить колокольчик над кроватью на горизонтальной ленточке. Передвигая ее медленно, следует наблюдать за тем, как движется взгляд малыша.
Такие упражнения можно повторять дважды в сутки три – четыре дня подряд, после чего 7 дней отдых, для закрепления результата упражняться раз в 3 – 7 дней.
Как его развивать?
Двухлетки уже различают основные цвета, говорят короткими предложениями. Это возраст, когда детям очень нравится собирать из кубиков пирамиды и домики. Некоторые могут выучить несколько строчек из стиха.
Не составляет сложности поесть ложкой и попить из чашки. Детки в таком возрасте очень любят рисовать, хотя разобрать что-то конкретное в этих картинах еще пока довольно сложно.
Важно в этом возрасте приучить ребенка умываться, мыть руки и чистить зубы (с помощью родителей
).
Как помочь ребенку развиваться?
В этом возрасте мозг ребенка моментально схватывает информацию, поэтому все развивающие игры пойдут впрок.
1. Следует взять четыре – пять разных предметов разных окрасок, а также столько же листов цветной бумаги таких же окрасок. После того, как малыш разглядит все игрушки, следует попросить его найти домик каждой из них. И поставить одну на лист аналогичного цвета,
2. Взять три – четыре предмета, сделанных из разных по плотности материалов, налить в ванночку воду и попробовать «угадать» какой из них будет плавать на поверхности. После чего следует опустить все игрушки в ванночку. Когда ребенок будет рассматривать игрушки, ему нужно рассказать, из какого материала они сделаны, и почему тонут. По окончании занятия следует взять тряпочку и вместе с ребенком просушить все игрушки,
3. Необходимо подобрать несколько пар животных: мама и малыш. Это могут быть картинки или мягкие игрушки. Малышу следует рассказать, какие звуки издает каждое животное, особое внимание уделив тому, что мама «говорит» громко, а малыш тихонько. После этого спрятать за спину одну из фигурок и издать присущий ей звук. Малыш же должен отгадать, кто именно спрятан за спину.
Что уже умеет?
Скелет ребенка в этот период испытывает большую нагрузку, так как значительно увеличивается мышечная масса. Формируется осанка ребенка. Необходимо создать удобное рабочее место для выполнения домашних заданий.
Это период окончательного формирования внутренних органов: легких , бронхов. Меняется расположение ребер, увеличивается вес и объем сердца . Уменьшается частота дыхания, а давление увеличивается. В связи с этими изменениями ребенок реже болеет воспалительными заболеваниями дыхательной системы, а также ОРВИ .
Начинается смена молочных зубов на постоянные. Рацион должен быть как можно более разнообразным и полноценным.
Упор делается на развитие:
2. Шнуровки. Бывают очень разными, подходящими даже для самых маленьких. Делают их из пластика, из мягких материалов, дерева. Замечательно развивают мелкую моторику рук, готовят ребенка к будущим «взрослым» занятиям, а также активизируют работу головного мозга. Самые простые шнуровки – это крупные деревянные фрукты с дырочками – ходами и приложенными к ним червячками со шнурками. С такой шнуровкой справится даже малыш, не достигший годовалого возраста. Более сложные варианты – это крупные пуговицы их можно использовать для годовасиков, и совсем сложные варианты – это картинка, к которой следует с помощью шнурков присоединить недостающие детали (например, шляпку к грибочку ),
3. Пособия Монтессори. Эти пособия рассчитаны на детей с двух лет. Создано множество различных пособий для развития разных качеств и способностей ребенка. Например, для развития моторики и координации существует «Розовая башня » - десять кубиков одинакового розового цвета разного размера. Размер граней 1 - 10 см. Используется чаще всего после трех лет. «Рамки с застежками » - на деревянных рамочках прикреплены самые разные застежки, завязки, липучки, кнопки, пуговицы. Это поможет облегчить процесс одевания, а также научит концентрироваться, улучшит моторику,
4. Пособия можно сделать и собственными руками из предметов, которые есть в каждом доме. Например, если скрепить между собой несколько спичечных коробков, малыш будет с удовольствием закрывать и открывать их, прятать в ящички мелкие предметы. Можно дать ребенку одну баночку и несколько разных крышек, чтобы он подобрал подходящую по размеру. Трубочки от старых фломастеров можно поделить на несколько частей и нанизывать на бечевку или леску.
Многие специалисты предупреждают, что слишком ранняя загрузка ребенка точными знаниями (чтением, письмом, языками, занятиями на компьютере… ) могут помешать гармоничному развитию головного мозга. Так как все вышеперечисленные виды деятельности способствуют развитию правого полушария. Левое же, отвечающее за творчество, образное мышление, начинает активно развиваться только после 5 лет. Перегрузка правого полушария может плохо сказаться на развитии левого.
2. Методика Монтессори
Основана на утверждении, что не нужно мешать малышу развиваться, следует создать для этого наилучшие условия, в которых каждый возьмет то, что ему интересно. Не следует показывать пример действий, а лишь подтолкнуть ребенка к нужному решению или действию. Методика позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. Методика предполагает использование большого количества пособий и вспомогательных предметов, которые можно сделать своими руками из простых бытовых объектов.
3. Методика Никитиных
Основа ее – это большое количество развивающих игр, заставляющих малышей думать, ставить себе более сложные задачи. Согласно этой методике родитель обязательно участвует во всех занятиях. Больший упор ставится на развитие логического мышления, поэтому желательно комбинировать упражнения по Никитиным с упражнениями из других развивающих методик.
2. Поезд . Для детей 18 – 24 месяцев. Дети учатся двигаться одновременно и выполнять совместные действия, быть самостоятельными. Играть нужно как минимум с двумя детьми. Родитель - локомотив, а дети – вагоны паровоза. Двигаться следует сначала потихоньку, потом быстрее, по кругу или по прямоугольнику. При движении следует делать характерные движения руками и произносить «чу-чу »,
3. Колобок . Для детей 18 – 36 месяцев. Игра позволяет укрепить мускулатуру, позвоночник , расслабиться. Малыши должны представить себе, что они колобки. Лежа на спине, они поднимают руки вверх, вытягивают ноги и катятся вправо, после чего катятся влево. Родитель в это время говорит потешку: «вот и покатился колобок. Катится, катится, не догнать его »,
4. Дорисуй картинку . Для детей от 12 до 36 месяцев. Родитель рисует начало простой картинки, например, тучу, а малыш должен дорисовать недостающие элементы (дождь или солнце ),
5. Разноцветные снежки . Для детей от 12 до 36 месяцев. Сделать два – три плотных снежка, принести домой и быстро раскрасить в разные цвета. Можно разрезать снежки тупым ножом и показать малышу, как краска впитывается в снег,
6. Рыбалка . Для малышей до 12 месяцев. Набрать таз воды, пустить в плаванье небольшие легкие предметы. Малышу дать сито и попросить его выловить ситом все плавающие объекты,
7. Собери лужу
.
Для детей от 12 до 36 месяцев. Перед ребенком поставить две неглубокие емкости: одну пустую, другую с водой. Дать ему губку и попросить перенести всю воду с помощью губки из полной емкости в пустую и постараться не «потерять» воду по пути.
Смышленый, любознательный, всесторонне развитый малыш - вот истинная гордость каждой мамочки. Однако у каждого человека есть свой собственный уровень интеллекта, который закладывается еще в самом детстве, и степень его развития зависит не столько от генов, сколько от трудолюбия и усилий родителей, которые развивают интеллект у своего ребенка практически с первых дней его жизни.
Интеллект ребенка - это совокупность знаний и умений, способность их применять в повседневной жизни, способность усваивать новые знания и благодаря им решать любые задачи, даже самые нестандартные.
Не думайте, что малыш сразу после рождения ничего не понимает в этом мире - он просто воспринимает его по-иному, и первые его соприкосновения с нашим мирком - эмоциональные. Ребенок спокоен только тогда, когда он чувствует мамино тепло рядом со своим телом, когда он пьет мамино молоко и чувствует её любовь и заботу. Он начинает ощущать запахи, и его слуху предстают множество незнакомых звуков. В эти моменты ребенку необходимо обеспечить безопасность его мирка, быть всегда рядом, улыбаться малышу, согревать его своим теплом, говорить с ним. Если в этот период ребенок плачет, это не значит, что он капризничает - это первый признак того, что у ребенка рушится защитный «купол», что он не чувствует рядом мамы. Нормальное развитие интеллекта у детей начинается именно со столь раннего периода, когда ребенок уверен в своей безопасности и растет эмоционально здоровым малышом.
Когда малыш научился более-менее осознанно двигать ручками и ножками, и у него уже имеется хватательный рефлекс, то органом познания мира становится рот, поэтому всё, что ни попадает на глаза ребенка или в его руки немедленно будет отправлено в ротик, чтобы попробовать на вкус, получить новые ощущения. Чем больше маленький человечек почувствует в своей жизни, чем больше в нём любознательности, тем лучше разовьется его интеллект. В это время вокруг ребенка должны быть те предметы, которые он может безопасно попробовать, и даже если он захочет потянуть в ротик уголок одеяла, собственный палец, резиновую игрушку или погремушку, то вы должны изначально обеспечить безопасность этих предметов, то есть купить такие, которые не предоставляют угрозы для жизни малыша: достаточно большие предметы (чтобы ребенок не смог их проглотить), изготовленные из нетоксичных материалов.
Ребенок всесторонне развивается, учится слушать, нюхать, все разглядывает, трогает и щупает, поэтому не запрещайте ему дотрагиваться до тех или иных вещей, знакомиться с тактильными ощущениями, слушайте вместе музыку, которая его будет успокаивать или наоборот веселить.
Уже до того, как малышу исполнится полгода, его можно назвать самым искренним и любознательным ученым, потому что всё новое, что попадается ему в руки, будь то погремушка, одежда или любые другие предметы, они сразу же будут исследованы всеми известными малышу на этот момент способами: он попробует их на вкус, будет сильно-сильно сжимать в своих ручках (заметьте, что в это время забрать что-либо у ребёнка просто невозможно), бить о стены, о перила кроватки, возможно, даже об себя, рассматривать со всех сторон - в общем, предмет будет исследован всесторонние с неподдельным интересом. К тому же, он уже начинает узнавать близких ему людей в лицо, он им улыбается, издает приветственные звуки, агукает, радостно шевелит ручками и ножкам, когда увидит маму.
Удовлетворяйте познавательные рвения ребенка, предоставляйте ему интересный материал, покупайте различные игрушки, обязательно разных цветов, и когда даете их малышу, называйте, что это за игрушка и какого она цвета. Можно позволить малышу игрушку звучащую или с двигающимися деталями, например, машину с двигающимися колесами или игрушку с кнопочками. Уже в полгода развитие интеллекта у детей начинает приобретать ощутимые формы - ребенок может догадаться, что колесики у машинки можно крутить или что нужно нажать на кнопочку, чтобы игрушка заиграла. Скорее всего, это произойдет в ходе эксперимента, но главное, чтобы малыш запомнил результат и в следующий раз провел те же операции ради получения желаемого итога. Обязательно хвалите малыша за любой прогрессивный шаг, даже за то, что он просто нажал на кнопочку, ведь для него ваша поддержка и познание этого мира является сейчас главными составляющими в жизни.
Развивать интеллект у такого малыша намного интереснее, потому что даже в столь раннем возрасте уже просматривается его склонность к музыке , к рисованию , к конструированию, что является основой того или иного типа интеллекта. Когда малыш умеет самостоятельно сидеть, ему легче дотянуться до детальки конструктора или сесть именно там, где ему будет лучше видно маму, чтобы разговаривать с ней на одном лишь им ведомом языке.
В зависимости от того, к чему склоняется ваш ребенок, ваши действия должны быть направлены на развитие того или иного навыка. Так, например, если вы заметили, что ребенок просто обожает разбирать пульт от телевизора, тянется к папиному ящику с инструментами - самое время купить ему лего крупных размеров. Обязательно начните конструирование с кубиков, с пирамидок, с матрешек, показывайте ему различные комбинации, и не ругайте за то, что купленная сегодня игрушка завтра будет разобрана - возможно, в вашей семье растет будущий конструктор.
Рассказывайте малышу сказки, купите ему пальчиковые краски, слушайте с ним музыку и внимательно отмечайте про себя те занятия, которые нравятся ребенку больше всего. Сделайте его любимое занятие основным, но не забывайте и об остальных, чтобы ваш малыш был всесторонне развит. Если вы видите, что малышу нравится музыка, почаще прослушивайте с ним разные песенки, произведения, читайте сказки на ночь, чтобы ваш голос лился для него как музыка. Причем можете читать не только сказки, но и более взрослую литературу, чтобы уже с пеленок у ребенка зарождался эстетический вкус и грамотность.
Если вы видите, что ребенок не выпускает из рук карандаши и фломастеры, предоставьте ему поле деятельности - на стене повесьте большой чистый лист бумаги самого большого формата и рисуйте там вместе с ним. Купите ему пальчиковые краски, потому что он еще не сможет правильно управляться кисточкой, а вот ручками и ножками с удовольствием будет пачкать всё вокруг.
Если же вы видите, что ребенок заинтересован больше не эстетическими занятиями, а подвижными играми, всюду ползает и активно передвигается, то сделайте ему препятствия на пути, чтобы ему было и интересно, и для ума полезно: положите на пол надувной матрас, накидайте подушек и сделайте из них горы, постройте шалаш из одеял - да это же будут настоящие аттракционы для ребенка, где он научится преодолевать трудности, находить правильные решения, самую короткую дорогу к вам.
Ближе к годику ребенок уже способен отличать предметы по их качествам или свойствам. Конечно, всё это лишь начало абстрактного мышления, однако ребенок уже способен отличить животных (и пускай для него все те, кто с хвостом называются единым словом «кися», но это значительный процесс в восприятии), родных и близких, он знает примерно до 10-ти слов и умело и правильно ими пользуется.
На этом этапе жизни позволяйте ему пользоваться даже теми вещами, которые вам, возможно, кажутся сложными для него. Если ребенок плачет при виде мультиков, а во время фильма замирает, значит, ему это нравится, и это именно его развитие, не стоит его замедлять лишь из тех соображений, что ребенок еще не дорос.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)
Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)
Ребенок - это не чистый лист бумаги и не «бесформенный кусок пластилина», которому просто необходимо придавать какую-то форму. Этапы развития человека заложены природой. Зная врожденные ожидания малыша и всего лишь общаясь с ним с учетом этих ожиданий, родители смогут вырастить гармонично развитого, умного, любознательного, творческого и здорового во всех отношениях человека.
Как и с физическим развитием, нужно только лишь создавать условия, поддерживающие развитие интеллекта и творчества, а всё остальное ребенок сделает сам. Это много раз проверено на практике и соответствует теоретическим представлениям о становлении человека. Родители, растившие вундеркинда, в результате получают умного, но эмоционально неблагополучного, имеющего психологические проблемы подростка.
Как показывает жизнь, все известные, одаренные творческие личности были сформированы в атмосфере свободы и поддерживающих условий. Соблюдая основные правила ухода за малышом, мама как раз такие условия обеспечивает. Помещая же ребенка на длительное время в кроватку, коляску или манеж, запрещая ему знакомиться с предметами, которые его окружают в доме, мама создает вокруг малыша информационно бедную среду и препятствует его интеллектуальному развитию.
Конечно, мама может поместить малыша в такую бедную познавательными стимулами среду и при этом специально заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Но, во-первых, это негативно скажется на отношениях в диаде мама-малыш и на воспитании. Во-вторых, искусственные методики развития всегда однобоки, схематичны и не учитывают всего творческого и познавательного потенциала ребенка.
И не нужно забывать, что нахождение в коляске вместо маминых рук, ограничение свободы передвижения по дому кроватками и манежами препятствуют гармоничному физическому развитию.
Еще раз обратим внимание, что любое искусственное и чрезмерно активное вмешательство в телесный или умственный рост малыша пользы не принесет. У маленького ребенка есть врожденные способы, помогающие ему усваивать информацию и интеллектуально развиваться самым оптимальным образом. Это наблюдение за деятельностью взрослого и подражание ему.
Лучше всего ребенок первых лет воспринимает информацию на слух. Мама рассказывает малышу о своих действиях, находясь дома, комментирует происходящее во время прогулки на улице - и ребенок запоминает всё с первого раза!
Действия с предметами, образные рассказы об окружающей малыша среде - это как раз та форма познания, которая соответствует врожденным ожиданиям малыша. Рано обучать ребенка знаковым системам (чтению и счету) с тем, чтобы он затем с помощью этих знаковых систем познавал мир (читая и считая) - значит, не учитывать его психовозрастные особенности.
Оперирование знаковыми системами требует хорошо развитого абстрактного мышления, а у этого у маленького ребенка просто нет. Научившись читать, он, конечно, сможет усваивать информацию, но будет это делать далеко не так полно и легко, как если бы он усваивал её в процессе практической деятельности, в игре, слушая сказки и эмоционально проживая их.
Мышление маленького ребенка - это мышление в основном наглядное, образное, конкретное и эмоциональное. Мышление маленького ребенка сводится к оперированию в уме конкретными образами, окрашенными эмоционально.
Ребенок может представить себе известную ему уже последовательность определенных действий или собственных перемещений. Может представить конкретные предметы и ситуации. Например, он понимает, что такое конкретная собачка, «вот эта собачка», но не сможет понять, что такое собака как вид животных. Это уже требует абстрактного мышления.
психолог, преподаватель психологии и философии МГУ
Специально для информационного портала Мир во мне
К мудрецу пришла женщина и спросила: «Мудрец, как мне воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос мудрым?» Мудрец спросил: «А когда родился твой ребенок?» «Вчера» - ответила женщина. «К сожалению, ты опоздала на 9 месяцев» - огорчился мудрец.
Старая притча.
Современная наука доказала, что старая притча – абсолютная истина. Не даром уже на 13 неделе развития плод приобретает способность слышать и воспринимать информацию из окружающего мира, «знакомится» с ним и формирует своё к нему отношение.
Интеллект – это очень сложное формирование. Его уровень имеет прямую зависимость как от генетических, так и от средовых факторов, т.е. на уровень интеллекта влияет и наследственность и среда, которая окружает ребенка. Путём многочисленных исследований было доказано, что люди с большим количеством общих генов имеют наиболее схожие показатели интеллекта. Выходит, что чем выше интеллект родителей, тем выше он у ребенка? Оказывается, нет. Ребенок рождается с интеллектуальным потенциалом, который обусловлен наследственностью, этот потенциал может быть как повышен, так и снижен, под влиянием внешней среды.
Начиная с момента зачатия и до 3 лет ребенок проделывает 50% пути в развитии своего интеллекта – вот почему так важно начать развитие ребенка как можно раньше. Успешность развития умственных способностей зависит от очень многих факторов – это настроение и здоровье матери во время беременности, влияние вредных факторов на мать и плод, питание, психологический климат, окружающий беременную женщину и ребенка, и конечно же, то внимание, которое уделяют родители развитию своего малыша.
Негативно на развитии интеллекта сказываются следующие факторы:
Теперь следует сказать о развитии умственных способностей у новорожденного. Чем больше привлекается мозг человека к какой-либо деятельности, тем больше создается нервных связей – соединений между нейронами. Каждое новое раздражение мозга оказывает содействие появлению новых связей, мозг снабжается кислородом и начинает работать лучше. Процесс этот очень похож на тренировку мышц .
Новорожденный младенец – существо совершенно особенное. На первый взгляд может показаться, что кроме как есть и спать, он больше ничего не делает, но это только на первый взгляд. Развитие интеллекта грудных детей оценивают по сенсорному развитию и двигательной активности. С первого месяца жизни с ребенком нужно общаться в периоды его бодрствования, поддерживать зрительный контакт, говорить с ним, чтобы он вслушивался в голос и слова. Гимнастика для малышей поможет быстрее снять гипертонус мышц. Малыш может ненадолго сфокусировать взгляд на неподвижном предмете, например, на лице мамы – так развивается бинокулярное зрение. Первой наградой Вам станет улыбка Вашего малыша !
На втором месяце ребенок уже может реагировать на звуки, поэтому нужно приобрести игрушки, издающие звук и тренировать этот навык, погремев то справа, то слева. Ярким шариком или игрушкой, водя ими в поле зрения малыша, можно развивать зрительные навыки. Можно вкладывать в ладошки малыша игрушки, затем осторожно вынимать их. Занятие не должно превышать 10-15 минут, чтобы малыш не переутомился. Малыш уже может поднимать головку на короткое время.
На третьем месяце усложняются эмоциональные реакции в ответ на разговор взрослого. Появляется «комплекс оживления» - при этом ребенок двигает ручками, ножками, длительно (2-3 минуты) лежит на животике, увереннее держит головку. Тонус рук и ног значительно ослабевает. Полезно выполнять следующее упражнение – взять малыша подмышками и осторожно прикоснуться его ножками к горизонтальной поверхности – сначала он одернет ножки, а затем опустит их и упрется в поверхность. Перемещая малыша вперед, можно добиться движений, похожих на хождение. Ребенок уже способен слушать музыку, необходимо чаще вызывать у него чувство радости – это способствует двигательной и речевой активности. Над кроваткой можно повесить кронштейн с игрушками на расстоянии вытянутой руки малыша – он будет их исследовать. Речевая активность проявляется в форме гуления.
К четвертому месяцу малыш без труда следит за движениями взрослых, узнает маму, находит взглядом источник звука, смеется. Он уже может сам захватывать игрушки, рассматривать их. Полезно выкладывать ребенка на живот и выкладывать перед ним яркую интересную игрушку – это побуждает его ползти, дотянуться до неё. Игрушки должны быть разными по цвету, форме и размеру, чтобы они вызывали интерес у малыша .
На пятом месяце продолжается развитие зрительного, слухового сосредоточения, восприятия речи. Малыш отличает родных от чужих людей, распознает интонацию речи, начинает произносить согласные звуки. Ребенок может самостоятельно перевернуться со спины на живот, может стоять при поддержке взрослого. Необходимо чаще разговаривать с ребенком, при этом не коверкая слова, не сюсюкая, а произнося их медленно, внятно и правильно. Полезно включать малышу спокойную детскую музыку, песенки. Для того, чтобы побудить ребенка ползать, можно перевернуть его на живот и дать упрется ножками в руку взрослого – он будет от неё отталкиваться и продвигаться вперед.
К шестому месяцу малыш начинает реагировать на своё имя, радоваться общению и игре с другими детьми, произносить простые слоги, есть из ложки. Полезно звать ребенка по имени, отходя на разные расстояния, а также оставлять ненадолго одного с игрушками. Многие дети в этом возрасте пытаются сесть, но это касается не всех малышей.
Начиная с седьмого месяца особую роль играет развитие понимания речи – нужно разговаривать с ним, называть предметы, действия. Малыш должен уметь ползать, садиться, учиться сидеть, вставать, стоять, пить из чашки. Полезно организовывать игру малыша в манеже с такими игрушками, как мяч, ведерко, мисочки и т.д.
В возрасте восьми месяцев малыш сам садится, ложится, встает, перешагивает, держась за барьер, подолгу может играть сам, с интересом наблюдает за игрой других детей. Любит грызть яблоко или сухарик, может пить из чашки, которую поддерживает взрослый. Ребенка нужно побуждать как можно больше двигаться. Игрушки становятся более сложными – картинки с животными, куклы и т.д. Ребенок должен отличать одну игрушку от другой и по просьбе взрослого подавать ему мяч, куклу и т.д. Соответственно словесное общение тоже должно усложниться – следует называть малышу животных, действия, предметы. С этого возраста нужно приучать ребенка к горшку.
С девяти месяцев поведение ребенка существенно меняется – он начинает понимать речь взрослого и тот получает возможность воздействовать на поведение малыша словами. Он понимает своё имя, слова, касающиеся режима – «будем спать», «будем кушать». Кроме того, малыш пытается повторять слова, сказанные взрослым. Это очень важно для развития речи – побуждайте малыша повторять сначала простые звуки, затем слова. К этому времени ребенок привыкает к горшку, начинает аккуратно есть из ложки, может пить из чашки. Игра с игрушками становится более осознанной, приходит понимание назначения той или иной игрушки; музыка побуждает протанцовывать. Малышу доставляет удовольствие общаться с другими детками. Ходить ребенок может при наличии опоры. Для того, чтобы развивать навыки хождения, малышу необходим простор – кратковременно лишая его поддержки можно добиться самостоятельного передвижения от предмета к предмету. Благодаря хорошо развившимся подражательным реакциям ребенка можно начинать учить более сложным вещам, например творчеству, как это делается в группах раннего развития. Но можно делать это и дома, самостоятельно. Сначала можно показать ему, как обращаться с карандашом, кистью, красками, затем вместе с малышом пробовать чертить отдельные линии – очень скоро с Вашей помощью ребенок сможет закрасить нарисованный контур, нарисовать мячик и т.д.
К возрасту одного года малыш достигает значительного прогресса в своём развитии – он может произносить до 10 простых слов, делает самостоятельные шаги, спокойно сидит на горшке, пытается самостоятельно есть, пользуясь ложкой и пить, держа чашку двумя руками. Он узнает взрослых, знает их по именам, интересуется животными. Малыш способен проявлять различные эмоции – радость, грусть, гнев, жалость; он начинает понимать такие указания взрослых, как «дай», «принеси», «нельзя». В игре малыш начинает копировать известные ему вещи – учите его укладывать кукол спать, кормить, собирать кубики, воспитывайте в нем доброту и заботу, следите, чтобы он не жадничал, давал игрушки другим детям. Очень важно побуждать ребенка больше ходить самостоятельно, позывая его на расстоянии, побольше говорить с ним, называть предметы и действия. Также следует оставлять малышу время для самостоятельной игры.
Первый год жизни малыша чрезвычайно важен, так как закладывает предпосылки дальнейшего развития интеллекта, а развить его можно на 20% от врожденных задатков. Гармоничное развитие ребенка в первый год жизни закладывает в нем психологическое здоровье. Иными словами, чем больше родители потратили времени на малыша в первый год его жизни, тем больший результат будет получен в дальнейшем. Не жалейте времени для своего малыша, но и не перегружайте его .
Литература:
Нередко, когда речь заходит о раннем развитии ребенка, часто упоминается слово «интеллект». Но есть ли интеллект у новорожденного? Или он появляется позже? В таком случае, - в каком возрасте? Можно ли его развить и когда нужно начинать это делать?
0 70263
Фотогалерея: Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте
Зачастую интеллект определяют как сумму знаний, однако это не совсем так Скорее, интеллект связан со способностью ребенка познавать новое. А поскольку он с самого рождения занимается познанием мира, то и действия родителей должны быть соответствующими. Возможно, вы удивитесь, но, например, то, что учителя называют «врожденной грамотностью», напрямую зависит от того, как часто родители читали ребенку книжки в младенчестве. И не только это… Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте - тематика публикации.
Первые эмоции
На едва родившегося ребенка сразу же обрушивается целая гамма ощущений: он чувствует мамино тепло, пробует вкус молока, его встречает свет дня, он видит яркие пятна игрушек, слышит огромное количество незнакомых звуков, чувствует запахи. На вопрос о наличии интеллекта у новорожденных ученые пока отвечают неоднозначно, в основном указывая на рефлекторную природу младенческих реакций. Как знакомится с миром маленький человечек? Главный орган познания - все тельце младенца, особенно рот. Чем богаче ощущения ребенка, тем выше будет его интеллект. А пока он познает окружающий его мир всем своим крошечным тельцем и посвящает этому все свое время, свободное от жизненно важных для выживания процессов - сна и принятия пищи. У него может болеть животик, и, едва родившись, он уже знает, что такое боль. Он может испытывать нечто похожее на панику, когда мама уходит из комнаты, и, едва родившись, он уже знает, что такое страх. Будучи туго спеленатым, он хочет свободы, и, едва родившись, он уже знает, что такое гнев. Младенец познает мир эмоционально, сосредоточившись на своих внутренних ощущениях. Все, что ему нужно сейчас, - это ощущение комфорта и безопасности.
Первые открытия
Ребенок растет, и первое, что вы непременно заметите, это то, что приблизительно в два месяца он научился схватывать и держать игрушку. Все, что захватывается младенческой ладошкой, немедленно изучается ртом. Малыш внимательно следит за движущейся игрушкой, а при случае может изобретать свои способы ее «добыть». Например, не в силах дотянуться до заинтересовавшего его предмета, он совершает великое открытие: если потянуть за простынку, на которой лежит игрушка, она может оказаться в руках. Такие действия юного изобретателя расцениваются учеными как процесс зарождения интеллекта. Еще один плюс развития - ребенок не только узнает маму, он по-своему ласково к ней обращается: «гулит», выражает свою радость, улыбаясь и оживленно двигая ручками и ножками.
Действия родителей
Предоставьте ребенку возможность ощупывать, слушать, разглядывать, нюхать, трогать и пробовать ртом и пальчиками различные предметы. Позвольте ему ощущать запахи готовящейся пищи, весеннего ветерка, сгоревшей спички, зацветающей розы, вареной картошки, прошедшего ливня. Естественно, позаботьтесь о безопасности.
Не пугайтесь, если ребенок тянет в рот резиновую игрушку, соску, собственный палец, погремушку. Он таким способом успокаивает себя в отсутствие мамы, делая из этих предметов «временного ее заместителя». Специалисты даже придумали им название - «переходные объекты». Бывает, что старенький, замусоленный зайка для ребенка милее дорогих новых игрушек.
Будьте рядом, хорошо, если есть возможность носить ребенка в «кенгуру» или слинге. На этом этапе все еще очень важен телесный контакт с родителем - ведь ребенок ощущает мир всем тельцем! Если ему тепло и комфортно, а мама рядом - это профилактика тревожности.
Помните о том, что ребенок буквально «впитывает» в себя тот мир, что его окружает. Слушайте вместе ту музыку, которую вы любите, пусть звучит папин бас и мамино нежное сопрано, пусть малыш чувствует тепло бабушкиной щеки, ощущает пушистую ткань маминого халата и цепляется за круглые деревянные прутики кроватки. Все, что становится знакомым для ребенка, конструирует его мир, устойчивый и безопасный.
Мир маленького ученого
Малышу исполнилось шесть месяцев, и скачок в его развитии заметен невооруженным взглядом. Главное достижение ребенка - он научился сидеть. Сидя можно многое достать, до многого дотянуться. Меж тем малыша интересует все большее количество предметов, да и просто погремушка мало интересна. Нужно чтобы она звучала, мигала, играла мелодии. Важно, чтобы можно было вкладывать игрушки друг в друга, нанизывать колечки на палочки, складывать кубики, сравнивать их размеры и цвета. Его занимает собственно предмет, который он внимательно изучает всеми возможными способами: пробует на вкус, тянет в разные стороны, подносит к глазам, одевает на голову, стучит по стенке, бросает, с интересом наблюдая за игрушкой и слушая звуки. При этом - обратите внимание - он получает необычайное удовольствие от своей деятельности. По мнению психологов, сейчас ребенок - это «ученый в своей лаборатории», скрупулезно, внимательно и по-настоящему творчески (!) изучающий незнакомый предмет. Кроме того, ребенок вполне осознанно произносит звуки, иногда создавая свой собственный язык. Это занятие столь интересно, что звуки он часто произносит исключительно ради удовольствия еще и еще раз услышать их звучание.
Действия родителей
Дайте ребенку для изучения максимально интересный материал. Покупайте игрушки разных цветов, форм, размеров. Желательно - звучащие. Подумайте о покупке пирамидок, кубиков, формочек, матрешек, досок Сегена, различных вариантов самого крупного лего. Теперь развитие мышления пойдет в плане пространственного воображения, конструирования, изучения формы. Если игрушка, которую изучает ребенок, очень сложна, можно поиграть вместе: показать, как, например, можно крутить колесики. Но если ребенок догадался сам - это большой шаг в его развитии. Теперь, когда он заинтересован игрушкой, он на некоторое время может быть предоставлен сам себе.
Во время занятий не мешайте малышу, не отвлекайте его, позвольте в полной мере развиться его игре - это зачатки творческих способностей ребенка. Когда игрушка полностью изучена и даже несколько поднадоела, обратите внимание малыша на «социальный аспект» изучаемого предмета: «А как кукла кушает кашку?».
Чаще говорите с малышом, читайте ему стихи. Делайте акцент не столько на детской, сколько на хорошей литературе - с известной долей вероятности все это ляжет в основу речи, письма и того, что значительно позже кто-то из учителей назовет «врожденной грамотностью».
Юный оратор
Следующим шагом в развитии ребенка является появление речи. Это происходит после девяти месяцев. Вначале эта речь больше похожа на лепет, однако она гораздо более осмыслена. Произнести слово целиком малышу пока трудно - и он ограничивается частью слова, на которую, как правило, падает ударение. Машинка - «маш»; ложка - «ло», бабушка - «ба» или «баба», дай - «да» и т. д. Кроме того, каждое придуманное ребенком слово может иметь несколько значений, смыслов: например, «ло» - ложка, лужа, лото, мыло. Это своеобразный язык хорошо понимает ухаживающая за ребенком мама. И пока она работает в качестве «переводчика», всем хорошо понятно, что именно необходимо ребенку Другим большим достижением первого года жизни ребенка является ходьба - к 12 месяцам ребенок начинает передвигаться в пределах отведенного ему пространства, сначала с помощью родителя, а потом и самостоятельно. Этот способ передвижения открывает огромные возможности, расширяя внешний мир тесной комнаты до непостижимой беспредельности фантазии ребенка.
Действия родителей
Следуйте за ребенком. Ребенок любит воду? Купите плавающие игрушки, мячик, кубики - все в ванну. Хорошо дать ребенку пальчиковые краски для ванной - купание будет огромной радостью для малыша.
Ребенок любит собирать-разбирать игрушки - подключайте все возможные варианты: печете пирог - пусть будет конструктор из теста, разрежьте яблоко на несколько частей - перед вами «яблочный» конструктор.
Вы заметили, что ребенок активно ползает, любит передвигаться? Создайте разные «игровые площадки», возможность двигаться разнообразными способами: ползать по ковру в комнате, по надутому матрасу, слегка подтянувшись, дотягиваться до мячика или мыльных пузырей, перелезать через «горы» валиков от дивана, прыгать в «прыгунке».
Если ребенок прислушивается к музыке, звукам - уделите внимание «музыкальному сопровождению» ребенка: пойте ему, читайте стихи, предлагайте послушать звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц. Не забывайте, укладывая малыша спать, спеть песенку, рассказать сказку, поставить диск с хорошей музыкой. Возможно, сейчас малыш не вполне понимает смысл сказки, но уже знает ее, как «знает» звуки музыки.
Не забывайте: самое страшное для любого человека, а для маленького особенно - это равнодушие. Возможно, сейчас ваш малыш сделал свое личное уникальное открытие, и ваша радость, ваша гордость за него и радость от общения с ним - это главная, сущностная необходимость его развития.