Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.

Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация, глобус.

Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).

Предварительная работа:

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;

Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Посещение виртуального зоопарка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус? Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный - это равнины.

Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

Что обозначено жёлтым цветом?

Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

Хотите побывать на Севере, как Женя?

Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.

Слайд №1

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние - это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Слайд №2

Если зимой - полярная ночь, то летом - полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень короткое, нежаркое. Как вы думаете, живут ли люди на крайнем на Севере?

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают?

Слайд №3

Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Слайд №4

Правильно молодцы. Белый медведь - самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя - тюлени.

Слайд №5

Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?

Чтобы выяснить это, проведем опыт.

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.

Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Слайд №6

Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.

Слайд №7

Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

Толстый слой жира.

Густая тёплая шерсть.

Широкие лапы.

Окраска меха.

А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.

Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?

Оксана Кушенкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№9 Катерок»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Чистый воздух »

г. Владивосток, 2015г

Тема : «Чистый воздух »

Цель : Систематизировать знания о значении воздуха для жизни , использовании свойств воздуха человеком .

Обобщить представления детей о явлениях природы.

Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы.

Формировать основы экологического сознания .

Расширить представление о загрязнении воздуха , закрепить понимание необходимости его охраны. Вызвать стремление к охране лесов.

Развивать интеллектуальные способности.

Оборудование : Сосуд с водой, целлофановый пакет, соломинка (коктейльная трубочка, резиновый шар, мяч, веер.

Музыкальный материал : Аудиозапись шума ветра.

Речевой материал : Отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане» , календарная закличка «Ветер, ветерок» , загадки.

Раздаточный материал (на каждого ребенка) : целлофановый пакетик, чашка с водой, коктейльная трубочка, кусочек сахара, веер, ветровики.

Ход занятия

I. Беседа о воздухе , значении воздуха для жизни .

В группу воспитатель вносит воздушный шарик

Здравствуйте, ребята! Посмотрите,что у меня есть.

Посмотрите, что он умеет делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)

Воспитатель :

Ребята, а почему шарик летает, как вы думаете (легкий)

Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками шарик, выясняют, что он легкий, мягкий, воздушный ).

А что еще может быть воздушным ? (мыльные пузыри, дирижабль) .

А как вы думаете, что у него внутри?

А кто думает по-другому? (спрашиваю 3-4 ребенка) (воздух )

Воспитатель :

Подумайте, а нужен ли воздух ? Зачем? (Воздух нужен , мы им дышим)

Правильно воздухом мы дышим , без него мы не сможим жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха , мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много , на всех хватит, он везде.

Внутри шарика есть воздух , а внутри нас есть или нет?

Давайте проверим.

(перед каждым ребенком на столе стакан с водой, трубочка)

Перед вами стакан с водой и трубочка. Возьмите трубочку и вставте ее в стакан. Мы будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков .

Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух , мы им дышим.)

Отложите трубочки.

Воздух есть в сахаре .

(перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара)

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки воздуха .)

Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух )

Хотя воздух и невидим , его можно обнаружить.

(перед каждым ребенком на столе целлофановый пакет)

Воспитатель. Возьмем целлофановый пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается) Воспитатель. Что же надуло пакет? (воздух )

Физкультминутка : «Игра с пакетами»

Подкинем пакет вверх и поймаем его внизу

Возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот) .

-покрутим перед собой (внизу, вверху)

Предложить ребятам сесть на ковер.

Ребята я сейчас включу песню, а должны угадать чья это песня.

Включить диск, прослушать запись (музыка ветра) .

Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра)

Воспитатель :

А можем ли мы увидеть ветер? (нет)

Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)

А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас) .

Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе , дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)

Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок)

Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)

Так что же такое ветер?

Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)

- Воздух стоит – ветра нет , движется (например, движение веером) – возникает ветер.

Вывод : Воздух есть везде : в комнате, на улице, в пустом пакете, в сахаре.

II. Речевая игра "Кто больше назовет действий"

Воспитатель : Ребята я сейчас вам загадаю загадки, а вы их будите отгадывать.

Неизвестно, где живет.

Налетит- деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь!

Без рук, без ног стучит-

В избу просится.

Рукой махнул,

Дерево погнул.

Воспитатель. Дети а, почему вы думаете, что это ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит)

Вывод : Ветер заставляет двигаться другие предметы.

III. Сенсорное упражнение "Ветер, ветер, ты какой?"

(перед каждым ребенком на столе вертушка)

Воспитатель : Подуем на вертушки тихо и сильно. Что происходит с ними? (От дуновения тихого ветра вертушка тихо крутится. А когда дует резкий ветер крутится сильнее).

IV. Систематизация знаний об использовании свойств воздуха человеком .

Воспитатель. Ребята отгадайте загадку.

Живет от ветра,

Сама не ест,

а весь мир кормит. (ветряная мельница)

Воспитатель. Почему мельницу называют ветряная? Послушайте стихотворение про ветряную мельницу.

Погляди в мешках томится

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь

Хочет мельнику помочь.

Станет все зерно мукою,

Потечет мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

Воспитатель. Что делали раньше на ветряной мельнице? (мололи зерно)

Вывод : Ветер - наш друг.

V. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения » .

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий. (небо)

Воспитатель. Вы правильно отгадали загадку.

Что такое небо? (Небо - толстый слой воздуха )

(Показывает картину с изображением природы и завода)

Воспитатель. Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали? (На картине изображен завод. Трубы заводов выбрасывают в воздух дым , сажу.)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух .)

Воспитатель. Что можете рассказать о лесе? (Чем больше растений, тем чище воздух . Растения - это зеленый наряд планеты. Лес вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)

Воспитатель. А кто знает, как охраняют воздух от загрязнения ? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.)

Воспитатель. Что можно делать для сохранения леса? (Сажать и выращивать молодые деревья, нельзя жечь костры рядом с деревьями) Воспитатель. Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения .

VI. Итог занятия .

Воспитатель. Что это за невидимка, который нам нужен? (воздух ) Воспитатель. Что такое лес? (Лес - это легкие нашей планеты) .

Тип занятия: по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования.

Вид: познавательное.

Тема: “Знакомство с огнем”.

Возраст: 6-7 лет.

Группа: подготовительная к школе группа.

Место проведения: групповое помещение.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
  2. Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.
  3. Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.
  4. Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.

Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок.

Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.

Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, подушечки для детей, маленький стул для воспитателя

Материал:

Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, аудиозапись звуков явлений природы и животных

Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, металлические палочки, цепочки

Посадка детей: Сидят на полу, на подушечках, в центре обруч и маленький столик.

Литература: Программа “Школа 2100”. Журнал “Дошкольная педагогика/ апрель /2010год.

Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.

Ход занятия

(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д. Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дунавении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.

Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет само Время.

В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.

Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).

– Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)

Упражнение “Ветерок”:

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)

– Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают)

Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)

Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в быту людям.

– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издревле до нашего века
Он – помощник и друг человека.

Упражнение “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)

– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Физминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.

Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим -
Но согрет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.

Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)

А теперь проверим…

(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)

– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода.
От искры пожар рождается.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
С огнем, да водой не поспоришь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.
Не трогай огня – не обожжешь руку.
Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.
“От маленькой искорки – большое горе”,
“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре сообщить.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать номер 01, У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом.21, квартира 6) .

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

  • не играй со спичками
  • выключай электроприборы
  • не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Пресмыкающиеся»

Воспитатель ТурыгинаС.Б.

Програмное содержание:

    Познакомить детей с пресмыкающимися животными;

    Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных;

    Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;

    Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).

Ход занятия.

    Организационный момент. 1 слайд

Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка )

Тогда отгадайте несколько загадок.

1. Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает?
(крокодил –2слайд)

2. Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел
(змея – 3 слайд)

3.Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! –

Удрала, а хвост в руках. (ящерица – 4 слайд)

4. Тихо ходит над рекой,
Носит дом всегда с собой.
Кто же это в спецрубахе?
Ну конечно...
(черепаха – 5 слайд)

А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).

Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями. (6 Слайд)

У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами. (7 Слайд)

Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми. (8 Слайд)

Динозавры-самые древние пресмыкающиеся (9 Слайд)

    Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»

Пять маленьких рыбок играли в реке

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке

Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение

Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»

Качаем сомкнутыми ладонями

А третья сказала: «Мне хочется спать»

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

Быстро качаем ладонями – дрожь

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот

Плывите отсюда чтоб не проглотил!»

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают

Ну вот, ребята, мы и прибыли в те места, где живут пресмыкающиеся и земноводные. Видите, они окружили нас со всех сторон и спрашивают кто мы такие. Мы должны отвечать правильно, иначе, они поймут, что мы на самом деле дети из детского сада, а не животные . (Слайд 11)

Ящерица, у тебя длинный хвост, значит ты какая?

Длиннохвостая.

А у тебя, Крокодил, толстая кожа,

значит ты какой?

Толстокожий.

А ты, черепаха, ешь траву.

Значит ты какая?

Травоядная.

А у тебя, ящерица, холодная кровь.

Значит, ты какая?

Холоднокровная.

Молодцы, ребята, все ответили правильно. Земноводные и пресмыкающиеся признали в нас своих сородичей. И сейчас очень хотят с вами поиграть.

4. Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать) .

Дорисуй картинки.

Скажи, что получилось (змея ).

5. Итог занятия

О ком мы сегодня говорили? (

Анна Бирюкова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Цель :

1. Познакомить детей с животным миром родного края .

2. Развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы полными предложениями.

3. Закреплять умение четко проговаривать слова и звуки.

4. Воспитывать любознательность .

Задачи занятия :

1. Закрепить названия диких животных и их детенышей .

2. Познакомить с дикими животными , проживающими на территории Нижегородской области.

3. Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, навыки образования существительных во множественном числе, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься.

Предварительная работа :

Разучивание загадок по теме «Дикие животные » .

Рассматривание иллюстраций «дикие животные » .

Чтение детям русских народных сказок : «Лиса и волк» , «Заяц – хваста» , «Кот, петух и лиса» , «Лиса и журавль» ; рассказы В. Бианки и др.

Оборудование и материал :

1. Плакаты и картинки «Дикие животные » .

2. Игры «Назови детеныша » , «Четвертый лишний» , «Скажи наоборот» .

Ход занятия:

Организационный момент :

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе,

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

Воспитатель : Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости . Угадайте, кто? (Показываю плакаты, загадываю загадки) .

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

(Заяц, на плакате картинка зайца) .

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная : глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица : «Заяц не трус, себя бережет» .Сами зайцы – травоядные животные . Что это значит? (Ответы детей ) . Зайцы питаются только растительной пищей : листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей ) . В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров. Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце : «летом серый, зимой белый» . Почему так говорят про зайца? (Ответы детей ) .

Воспитатель : Так что вы ещё можете сказать о зайчике? Какой он? Когда меняет шубку?

Дети : Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Воспитатель : Давайте посмотрим, кто же ещё к нам пришёл в гости.

Загадка про белку :

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это.

Дети : Это белка!

Воспитатель : Правильно (показываю картинку) .

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей ) . С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет : выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял.

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу : ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Воспитатель : Ребята, скажите мне, белка, какая? И что она кушает? (Она быстрая, шустрая.)

Дети : Белка питается орехами.

Воспитатель : Давайте ещё отгадаем одну загадку!

Загадка про лису

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Дети : Лиса.

Воспитатель : Правильно, хитрая лиса. (Показываю картинку с лисой) . А что значит хитрая?

Дети : Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания) .

Давным-давно жил на Руси царь Патрикей. Славился он хитростью и изворотливостью. Вот по имени этого царя и получила хитрая лисица имя Патрикеевна. Чаще других зверей упоминается лиса в народных сказках . Как только не называют ее : Лиса-воровка, лиса-нахалка, лиса-жадина, лиса-лгунья. Лиса зверь красивый и грациозный. Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза. А знаете ли вы, как называется лисий дом? (Нора) . Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

Кого только не едят лисы : белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

Воспитатель : Лиса еще какая? (ловкая, быстрая, красивая.)

Воспитатель : А теперь немного разомнемся :

Физкультминутка «Звериная зарядка» .

Воспитатель : Кто же ещё пришёл к нам в гости из леса? (Зачитываю загадку) .

Загадка про медведя

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Ребята, вы догадались кто это?

Дети : Медведь.

Медведи обитают в густом лесу, на глаза человеку медведи стараются не показываться. У нас обитают бурые медведи, к ним очень опасно подходить да и встречаться с ними не менее опасно. Они очень агрессивные и нападают на человека, особенно если медведица с детенышом . А как называется детёныш медведицы? (Медвежёнок.) С приходом зимы жизнь медведя меняется. Зимой медведи впадают в спячку до весны. За счет толстого слоя жира мишка не хочет есть, поэтому не просыпается. Жилище медведя – берлога. Медведь питается другими животными , но он так же большой сластёна. Любит полакомится малиной и др. ягодами, а так же мёдом.

Воспитатель : Медведь, какой? (Бурый, огромный, лохматый) . А где спит зимой медведь?

Дети : В берлоге.

Воспитатель : Ребята, а почему медведя ещё называют «Косолапый мишка» ?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель : «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко» . А теперь посмотрим, угадаете ли вы этого гостя?

Загадка про лося

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

Знайте, дети, это.

Дети : Это лось.

Лоси – травоядные животные , питаются травой и мелкими кустиками и веточками. Лось быстро бегает. Случалось, что лоси в нашем краю выходили в села и города, когда им не хватало пищи.

Воспитатель : А к нам ещё один гость пришёл. Давайте подумаем кто же это?

Серый, страшный и зубастый,

Произвёл переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех …

(волк)

Дети : Это волк.

Воспитатель : Да, ребята, это волк. Волк – это хищное животное , то есть питается другими животными : и мелкими, и крупными. Волки живут в стаях и по одному. В нашем краю осталось не так уж много волков и они стараются не попадаться на глаза человеку. Жилище волка – логово. Волк зимой не впадает в спячку, но животных зимой в лесу мало (мышки или др. мелкие животные , поэтому волки зимой голодные и злые. Детёныши волков – волчата.

Воспитатель : А это кто?

Колюч он, но не ёлочка

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться может,

Конечно, это …

(ёжик)

Дети : Ёжик.

Сначала ежата совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и начинают вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не становятся совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать что к чему.

Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей ) . Без иголок они беззащитные, легкая добыча.

Скоро ежата начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется : змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты ежики выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей ) . Потому что они охотятся, ищут пищу ночью.

Воспитатель : Ребята, пришло время опять размяться.

Физкультминутка «На водопой» .

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вот такие гости посетили нас сегодня с вами. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. О ком же все эти загадки?

Дети : О животных .

Воспитатель : Совершенно верно, о животных , которые называются дикими. А почему их называют дикими?

Воспитатель : Молодцы, много вы знаете, о животных нашего края , а вот как называются их жилища я так и не услышала.

Давайте, ребята, назовём их. (Показываю на картинках жилища животных , а ребята их называют). У медведя – берлога, у лисицы – нора, у волка – логово, у белки – дупло, у зайца нет жилища, он живет под кустом). Ребята, а как вы думаете, нужна забота человека о диких животных (ответы детей ) . Правильно ребята, если мы не будем о них заботится, то придет время мы их потерям. А в мире все взаимосвязано, мы об этом уже говорили.

Но всем людям нужно помнить : мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить животным .

Воспитатель : А теперь немного поиграем :

Игра «Назови детеныша »

У лисы - лисенок.

У белки - бельчонок.

У волка – волчонок.

У медведя – медвежонок.

У ежа – ежонок.

У зайца- зайчонок.

Игра «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему .

Корова – волк – лиса – медведь.

Лиса – верблюд – волк – медведь.

Волк – лиса- петух – еж.

Лиса – медведь – волк – морж.

Игра «Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц.

У волка хвост длинный, а у ежа.

Белка слабая, а волк.

Лиса ловкая, а медведь.

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Посмотрите на картинки и назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети : Звери. Дикие животные .

Воспитатель : Почему этих животных называют дикими ?

Дети : Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные .

Воспитатель : Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу . Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? (ответы детей )

Воспитатель : Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети : Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель : А как люди должны вести себя в лесу?

Дети : В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных . Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Итог занятия .

Воспитатель : Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь