Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Но сегодня не об этом, а о том, как из 3,5 метров кружева и 3 метров трикотажа сделать платье-мечту.

Итак, начинаем с раскроя кружева. Это платье я шила на продажу, поэтому пользовалась моими стандартными лекалами на 40 размер. (Как их сделать рассказывать надо отдельно и здесь это, наверно, не в тему).

Особенность в том, что кружево "не любит" швы и я стараюсь минимизировать их количество в изделии. Как видите, на платье будет только один вертикальный шов - на спине, боковые швы сокращены до состояния боковых вытачек. Край платья (подол) вырезаем фигурно по рисунку кружева, так оно не будет сыпаться и просто красиво)

Срезаем фестонный край у кружева (по краю ткани идет такая полоска мелкого кружева) - она нам понадобится для обработки краев рукавов и горловины.


Теперь будем "мучить" трикотаж Cristall, который я решила использовать для подкладки. Он приятный для тела и эластичный, что важно для хорошей посадки "в облип", как мы любим))




Воспользуемся теми же лекалами, но делаем подкладку на 4 см по всему объему меньше, чем те же детали из кружева. И вытачки боковые переносим в линию середины спины.

*Я понимаю, что если вы не обладаете знаниями закройщика, то не очень понятно по какому принципу переносить вытачки и все такое, но это платье все-таки начинающим шить и не стоит - ткань дорогая, на таких не тренируются)))

Для начинающих уже приготовила простые и эффектные модели - в след. публикации поделюсь)

Рукава из трикотажа не нужно, ибо они без подкладки.

Деталь "шлейф" копируем с кружевной детали.


ВАЖНО: вся подкладка короче кружевной части платья на 4-5 см.

Чтобы убить всех наповал не только вырезом на спине, но и декольте на груди, вырезаем его на детали переда подкладки и обрабатываем край трикотажной бейкой из того же трикотажа. Вот на этом фото подкладка, по краю горла лежит еще не пришитая беечка.


Пришиваем бейку оверлоком.


Отстрачиваем ее на машинке специальной лапкой. Пользуйтесь швейными гаджетами - они облегчают труд и повышают качество)


Вот деталь подкладки с обработанным декольте.

Зашиваем нагрудные и боковые вытачки на кружевной части платья, отстрачиваем их с лицевой стороны пунктирным зиг-загом, чтоб шов был более плоским и прочным, и срезаем все лищнее с изнанки.


Теперь накладываем кружевную часть на подкладку и дальше будем делать вид, что они единое целое.

Как видите, трикотажная часть меньше кружевной по объему (выше об этом было). Это нужно, чтобы на теле обе ткани с разной степенью растяжимости сидели одинаково хорошо.

Скалываем ткани вместе по контуру. Прострачиваем.


Нашиваем на горловину фестонное кружево, которое мы еще при раскрое заготовили, пунктирным зиг-загом.


По линии середины спины сшиваем слои подкладки и кружева оверлоком.


Вставляем потайную молнию в середину спинки (а! Чего уж там - на попу, чтоб было понятнее))


Прячем хвосты молнии и фиксируем невидимым швом вручную.

Кружевное свадебное платье от Milo.

цитирую-

Был порыв сшить платье с незаметными швами (внакладку), но девушка не захотела … для нее было важно, чтобы было видно, что платье сшито.
Да у меня и не получилось бы … ткани было всего 1,60 при ширине 90 … а так как оно кроилось поперек, то можно считать, что платье сшито из 90 см (при ширине 160).


Раскладка на ткани. Ткань сложена особым способом... по обеим сторонам сгибы, а срезы "встречаются на территории" отреза

МК -подробности пошива кружевного платья с подкладом.
Шитье платья свела к двум принципам:
1 - скрепить слои между собой, а затем детали сшивать, как из обычной ткани
2 - вместо оверлока срезы окантовывать

На второй фотке видно, что кружевную деталь вырезала чуть больше (оснаравливала позднее) ... и видна моя косичка из вощеных хлопковых нитей для сметки-наметки, которая стремительно и благополучно (не путаясь) уменьшается, не смотря на то, что перед шитьем каждой вещи заготавливаю еще полиэстровые нити в тон.

Затем детали сострочила по контуру на расст. 4мм от среза, лишнее срезала.

На шелковой спинке видна застроченная вытачка (идущая от проймы, а не от плеча... потому, что по другому раскладка не позволила) ... такую мелкую на кружеве не делала, а просто сутюжила его на этом участке.

Окантовывание косой бейкой.
Окантовывала тончайшей подкладочной тканью во избежание дополнительной грубости швов.
Первую строчку делала на машине, а вторую вручную... из-за неравномерной толщины слоев на машине вторая строчка получалась не ахти... к ручной окантовке тоже есть претензии - сильно выутюжить (тогда начинал пропечатываться рисунок кружева) и сделать окантовку лялечкой не получилось.


Изнанка... в реале она выглядит поприличнее, чем на фото

Низ шелкового слоя

Э то по-девичьи милое кружевное платье станет хитом вашего гардероба. Платье шьется по выкройке в один слой и надевается поверх комбинации на тонких бретельках, которую можно купить в любом магазине нижнего белья. Для удобства, кружевное платье может быть выполнено на потайной молнии по спинке, или без молнии, если кружево достаточно эластичное.

Выкройка кружевного платья моделируется по , которая строится с прибавкой 3 см на свободу облегания. Дополнительно нужно построить

Выкройка платья

Укоротить плечо до 5 см, как показано на выкройке (см. рис. 2).

Поднять вырез горловины переда на 2 см, углубить пройму переда платья на 1 см. По лекалу провести новые линии выреза горловины и проймы переда. От талии отмерить длину по мерке, удлинив спереди на 1,5 см. Перед платья заузить по боку на 1 см.

Выкройка узкого рукава. Выкройку-основу узкого рукава укоротить по мерке — до 32-35 см.

Как выкроить платье

Из кружевного полотна необходимо выкроить:

Спинка платья — 2 детали

Перед платья — 1 деталь со сгибом

Рукав — 2 детали

По всем деталям сделать припуски на швы — 1 см.

ВАЖНО! Поскольку по низу платья идут фестоны, припуски по низу платья не делать, а разложить выкройку таким образом, чтобы фестоны шли по низу переда, спинки и рукавов платья.

Как сшить платье

Сметать и стачать горизонтальные вытачки на переде платья. Стачать плечевые и боковые швы. Стачать припуски рукавов платья. Рукава вметать в проймы и втачать.

По спинке вшить потайную застежку-молнию. Смотрите: Вырез горловины платья обработать на оверлоке, подвернуть на 0,7 см и настрочить на 0,5 см от края.

Добрый день. Сегодня в нашей очередной статье по моделированию мы будем говорить о кружевном, ажурном платье. Ни одна ткань даже с самым замысловатым рисунком не может сравниться по красоте, нежности и изысканностью с ажурной тканью.

Кружевные переплетения стали предметом украшения не только вечерних и коктейльных платьев, в этом сезоне они смело шагнули в повседневный наряд и даже в платья строгого офисного кроя.


Сегодня мы с вами рассмотрим, какие бывают кружевные платья, и смоделируем одно из них.

Моделировать мы будем на основе нашей базовой выкройки платья . Потому что (как вы уже знаете) – все выкройки платьев могут быть созданы на основе одной базовой выкройки, созданной индивидуально под вашу фигуру.

Индивидуальную базовую выкройку платья можно получить на нашем сайте. Это не займет много времени – нужно снять с себя мерки и вписать их в специальные окошки – на странице заказа базовой выкройки – после этого достаточно нажать кнопку «Сгенерировать выкройку». Вам останется только оплатить услугу (это недорого), распечатать и соединить края листов скотчем и таким образом собрать вашу выкройку, как пазл, из нескольких пронумерованных по порядку листов.

Ну а теперь давайте же вернемся к нашим ажурным и кружевным платьям. Рассмотрим, какие они бывают, и смоделируем одно из них.

Прилегающее кружевное платье

Самое простое для пошива платье. Оно шьется по вашей БАЗОВОЙ ВЫКРОЙКЕ прилегающего силуэта. Вам нужна ткань непрозрачная в тон (или в контраст) с вашей ажурной тканью. Из простой ткани вам нужно выкроить нижнее платье. А из кружевной ткани выкроить верхнее прозрачное платье.

Нижнее платье может быть выполнено как бюстье и держаться над грудью при помощи вшитой в верхний край резинки. Или нижнее платье может иметь бретельки.

Верхнее платье пришивается к нижнему в боковых швах – либо по всей длине этих швов либо только в районе подмышек – на протяжении 4-5 см бокового шва идущего вниз от проймы.


  • Кружевное платье свободного силуэта

– может быть цельнокроеным (белое платье на фото ниже), иметь отрезную талию с расклешенным подолом и даже с расклешенными рукавами (черное платье посередине ниже). Кружевное платье может иметь и более сложный крой, сочетая в себе разные другие приемы моделирования. Как, например, третье платье на фото ниже - на лифе может быть запах в виде скрещенных внахлест треугольных половинок лифа, а нижний край подола может быть подвернутым внутрь на манер французского кроя «подол а ля буль».


Часто кружевами украшают платья, сшитые из других некружевных тканей. Поэтому можно сшить просто красивое стильное платье – и добавить к нему нежности в виде КРУЖЕВНОЙ ПОЛОСКИ ПО ПОДОЛУ. В таком случае кружево можно купить особого изысканного плетения или даже ручной работы.


И конечно же еще один из самых распространенных приемов украшения платье кружевом – это КОКЕТКА ИЗ АЖУРНОЙ ИЛИ КРУЖЕВНОЙ ТКАНИ. Форма кокетки может быть разной () и вы здесь вольны пофантазировать в свое удовольствие и выбрать кокетку любой формы. Форму кокетки может подсказать вам само кружево – его плетение, рисунок узора.

На черно-белом платье ниже – мы видим кокетку с геометрической ломаной линией притачивания.

На белом платье посерединке кружево вырезано фигурным образом, повторяющим очертания платья – такое свободное вырезание формы из кружевной ткани возможно, если само кружево имеет жесткое толстенькое плетение с узелками на каждом его элементе. Тогда можно смело отрезать любые элементы кружева и оно будет иметь аккуратный край.

На третьем черном платье с фото ниже – мы видим кружевную кокетку, которая идет нахлестом - наслаивается сверху на сам лиф платья – это тоже легко делается – кокетку вырезаем длиннее, чем она нужна, прикладываем ее к детали лифа – строчим по краю лифа сквозь кокетку. Таким образом, она и пришита к верхнему краю лифа и свободно спускается дальше вниз своим красивым кружевным краем.


Нечто подобное на кружевную кокетку можно выполнить со стороны спинки. КРУЖЕВНАЯ СПИНКА может быть выполнена как две полоски кружев расположенные вертикально и соединяющие нижний край спинки и узкую кокетку горловины – как на первом платье внизу. Или это может быть специально сплетенные или связанный крючком ажурный элемент, выполняющий роль лифа спинки – коричневое платье на фото ниже. Или можно на спине смоделировать вырез, который заполнить выкроенной вставкой из тонкого ажурного полотна – третье платье внизу.


Можно из кружевной ткани выкроить весь лиф целиком. В таком случае АЖУРНЫЙ ЛИФ должен иметь подкладку из непрозрачной ткани. Подкладку можно выкроить из ткани в тон к ажурной или в тон вашей кожи, чтобы сохранить это ощущение прозрачной легкости. Подкладку можно раскроить так, чтобы она занимала лишь отдельный участок лифа, прикрывая грудь и позволяя другим частям лифа оставаться прозрачными.


Кружева могут украшать лиф, сшитый из простой ткани. Причем КРУЖЕВНЫЕ АППЛИКАЦИИ НА ЛИФЕ можно сделать необычайно изысканными, если заранее обдумать интересное расположение кружев на передней части лифа. Задумывая такое платье лучше предварительно изучить, какие кружева есть в продаже. И предварительно хорошо сделать несколько рисунков того, как можно интересно обыграть то или иное кружево на лифе вашего платья.


Продолжаю идею о кружевных аппликациях на платьях, можно поискать в продаже КРУЖЕВА НЕПРАВИЛЬНОЙ СВОБОДНОЙ ФОРМЫ или найти ткань из которой можно вырезать отдельные участки вышивки. Ими можно украсить любую часть платья – лиф, подол, рукав.


Также очень красиво смотрятся платья, опоясанные кружевом по линии талии. Такой КРУЖЕВНОЙ ПОЯС выглядит очень изысканно и создает ощущение хрупкой и нежной фигуры.


Мило смотрятся полоски кружева нашитые ярусами в виде воланов. Причем КРУЖЕВНЫЕ ВОЛАНЫ могут быть выполнены целиком из ажурной ткани (как на первом платье с фото ниже). Или кружевные полоски можно вшить между воланами (как на черно-бежевом платье). Или можно чередовать ярусами кружевной волан и волан из обычной ткани.


Ну а теперь вам, конечно же, не терпится узнать, что именно мы будем шить.

Встретилось мне на страницах интернета милое платье. Оно такое нежное и летнее, что захотелось сшить именно его.


Сшить такое платье просто - его выкройку легко смоделировать на основе нашей БАЗОВОЙ ВЫКРОЙКИ платья. Приступим к моделированию:

ШАГ ПЕРВЫЙ – проанализируем фотографию платье и сопоставим его элементы с базовой выкройкой:

  • Мы видим, что платье имеет отрезную талию – то есть лиф выкраивается отдельно, подол отдельно – и потом все это сшивается. Значит, на мы будем создавать отдельно выкройку лифа, отдельно подола.
  • Мы видим, что платье собрано по талии на резинку – вернее на несколько рядов резинки. Значит, в районе талии платье должно быть достаточно широким, чтобы было что стягивать резинкой в складочки.
  • Мы видим, что верхняя часть платья (лиф) выполнена в виде запаха двух половинок лифа. Значит, и выкройка лифа должна быть в виде половинок – правой и левой.
  • Мы видим, что половинки лифа имеют удлиненную линию плеча. А внизу эти половинки лифа присборены на резинку и имеют складочки. Значит, и на выкройке половинки лифа мы должны нарисовать длинную линию плеча, а половинку лифа в нижней своей части еще и расширить, чтобы было потом чему ужиматься в складочки.

Рассмотрим платье и сопоставим его элементы (линию плеч, горловину и т.п.) с очертаниями базовой выкройки:

  • Платье отрезное - лиф отдельно, подол отдельно.
  • Лиф платья состоит из двух половинок, идущих в небольшой нахлест друг на дружку по центру груди.
  • Каждая половинка лифа имеет удлиненную линию плеча, как в цельнокроенном рукаве.
  • Половинки лифа в районе пояса собраны в резинку.
  • Подол в верхней своей части собран на резинку, как и лиф.

Что ж, анализ проведен, теперь вперед – приступаем к моделированию всех тех элементов, которые мы заметили.


ШАГ ВТОРОЙ – отделяем лифовую часть выкройки.

Берем нашу базовую выкройку кладем ее на новый лист бумаги и обводим по краям. И вот на этой нарисованной копии базовой выкройки мы будем рисовать все элементы нашего платья.

Сначала отмечаем на ней линию края лифа. Если мы внимательно посмотрим на наше платье с фото, то заметим, нижний край лифа проходит не строго по линии талии девушки, а чуть выше. Мы тоже на нашей выкройке обозначим эту линию выше линии талии – на 5 см будет достаточно. Можно сразу отрезать по этой линии кусок нашего листа, можно попозже – сейчас мы нарисуем половинку лифа, и тогда можно будет ее вырезать.

Также давайте решим, какой длины нам делать линию плеч. Это на ваше усмотрение, можно сделать подлиннее, чтобы она больше свисала на руку, можно покороче. Подойдите к зеркалу, приложите сантиметровую ленту сбоку у основания шеи и отмерьте расстояние от шеи до плеча и чуть ниже по руке. Сколько отмеряете на себе, столько и отмерьте потом на нашей базовой выкройке, начиная от края горловины и под наклоном вниз за край плеча (зеленые линии на фото и на картинке).

Отрезаем подол от лифа - линия отреза проходит чуть выше линии талии, потому что у нашего платья на фото край лифа идет не ровно по талии, а чуть выше(см на 5). Далее определяем длину линии плеча и откладываем это расстояние на нашей базовой выкройке.


ШАГ ТРЕТИЙ – моделируем половинку лифа.

Теперь от этой верхней линии плеча нужно опустить вниз две линии.

Левая сторона лифа спускается к тому же краю, что и боковая сторона лифа на базовой выкройке (на ней отметьте точечкой, где у вас будет заканчиваться пройма, т.е. отверстие для руки).

Правая сторона лифа – идет прямо и чуть чуть заступает за серединную осевую линию (черная линия на рисунке) – этот заступ нужен для того, чтобы полочки лифа получились с легким нахлестом одна на другу – чтобы запах получился.

В итоге мы получаем проекцию лифа в виде такого кособокого прямоугольника.

Но наша половинка лифа должна внизу иметь расширение – ведь она будет присбариваться на резинку – и после притачивания резинки утянется в нужные нам размеры. Поэтому половинку лифа мы сейчас еще и расширим.

Расширение делается просто – вырезаем половинку лифа - нарезаем ножницами 2-4 надреза на половинке лифа внизу – кладем эту нарезанную половинку на новый лист бумаги – раздвигаем лопасти – и обводим карандашом. Получившийся расширенный силуэт – и будет нашей ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ВЫКРОЙКОЙ ПОЛОЧКИ ЛИФА.

Моделируем половинку лифа и делаем её расширенной в внизу, так как она будет потом присбариваться на резинку.

Проецируем очертания лифа на базовую выкройку.

Отмечаем край проймы (желтая точка), чтобы знать, где будет заканчиваться отверстие для руки и начинаться боковой шов.

Вырезаем эту проекцию половинки лифа и расширяем её нижнюю часть (нарезаем полосками, раздвигаем и обводим на новом листе бумаги).


ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ – делаем выкройку подола.

Подол у нас будет прямоугольный. Причем прямоугольник нужно вырезать такой, чтобы его ширина совпала с нижним краем нашего лифа. Потому что к этому лифу мы его будем пришивать.

Поэтому длину и ширину прямоугольника мы сейчас определим опытным путем.

Длина (она же высота) прямоугольника будет такой, какой длины вы хотите получить платье – мерка А. Подошли к зеркалу поставили край сантиметра к области чуть выше талии (там где у нас будет край лифа) – и опустили сантиметра до того уровня, где вы хотите видеть край подола – вот это вы снимете мерку А и такой будет длина вашего подола.

Ширина подола – будет равна краям двух половинок лифа положенных друг на дружку в маленький нахлест по центру. Можно замерить на выкройке нашей половинки лифа – его нижнюю часть (мерка Б) – но при измерении чуть-чуть не дойти до краешка (ведь там будет нахлест с другой половинкой). И замерянную таким образом на лифе мерку Б – нужно умножить на два – чтобы получить ширину подола.

Вот узнали длину и ширину подола – чертим такой прямоугольник – и получаем выкройку нашего подола.

Моделируем подол платья. Высота подола (мерка А) может быть любой, а вот ширина подола должна совпасть при сшивании с нижним краем лифа. Нижний край лифа - это наши половинки лифа друг к дружке с небольшим нахлестом. Поэтому, замерив нижний край половинки лифа (мерка Б), мы получим половину ширины нашего подола. Замеряем не весь нижний край, а чуть-чуть на дохода до того места, где половинка лифа пойдет внахлест с другой половинкой.


ШАГ ПЯТЫЙ – делаем выкройку лифа спинки.

Выкройку лифа спинки можно сделать двумя путями.

Путь первый будет долгим – это тот же путь, которым мы делали с выкройку лифа переда. Взять базовую выкройку спинки – на ней отмерить плечо, провести боковые линию лифа - и нарисовать линию горловины нужной вам глубины – а потом расширить лиф спинки. Или можно сделать еще быстрее и проще (см. картинку ниже).

Второй путь к созданию выкройки лифа спинки – займет 2 минуты . Просто на новом листе бумаги обвести полочку лифа переда – два раза зеркально ее отобразив (слева и справа с небольшим наездам друг на дружку по центру внахлест). А потом это изображение двух уложенных внахлест половинок лифа просто обвести карандашом - (горловину нарисовать любой формы) – и в и тоге мы быстро получим лиф спинки – с той же шириной плеча, и с той же степенью расширения внизу для присбаривания на резинку– как и у лифа переда. И поэтому к выкройке спинки подойдет также выкройка подола переда – выкройка подола переда будет ровненько подходить и к лифу спинки.

И чтобы быстро получить выкройку лифа спинки можно просто обвести на листе бумаги уложенные в нахлест полочки лифа переда (горловину можно нарисовать любую).


ШАГ ШЕСТОЙ – выкраиваем детали платья и сшиваем их.

Теперь все что нам остается – это выкроить из ткани все детали платья. А это – две полочки лифа переда, лиф спинки и два одинаковых прямоугольника подола.

Половинки лифа укладываем друг на дружку внахлест – сметываем вручную и строчим на машинке – получаем готовый лиф переда.

К готовому лифу переда пришиваем прямоугольное полотно подола.

И можно сразу в такую цельную лифо-подольную часть переда – вшить резинки. В районе талии – по линии края лифа и на 5-7 см ниже – делаем несколько полосок резинки. Здесь можно вшивать катушечные нитки-резинки. Или обычные бельевые резинки пришить строчкой зигзаг.


Пришиваем резинки внатяжку. А потом они сами стягиваются и сжимают платье в районе талии в естественные складочки-сборочки.

Вы спросите - как узнать какой длины отрезать полоски резинок, чтобы они в нужной степени сжимали платье – и не впивались бы вам потом в талию. Длину отрезков резинок выяснить очень просто. Берете резинку, обматываете ее один раз вокруг талии – в легкую приятную для вас натяжку – и отрезаете. Полученный отрезок делим на два равные половины – потому что одна пойдет на спинку, другая на перед. И вот таких отрезков-половинок вам нужно будет несколько – потому что они будут располагаться на талии в несколько рядов.

Все то же самое делаем с деталями спинки – сшиваем лиф спинки с подолом спинки. И в районе талии внатяжку пришиваем несколько полосок резинок. Получаем цельную лифо-подольную спинку.

И теперь нужно соединить перед со спинкой в боковых и плечевых швах. Боковые швы мы строчи до той самой отметки (желтой точки) которая обозначает край проймы, т.е. отверстия для рук.

Потом обрабатываем края горловины, и края пройм – можно просто загнуть к изнанке и пристрочить – можно обработать полосочкой кружев. И по нижней части подола тоже пришить кружево.

Надевать такое прозрачное кружевное платье нужно на комбинацию Если у вас ее нет – вы можете ее сшить из любого тонкого трикотажа. Просто обвести на нем обычную Базовую Выкройку – сделав горловину поглубже, а линию плеч покороче (или даже заменить линию плеч бретельками). И такая основа под платье – потом сгодится вам и для других прозрачных кружевных платьиц, которые вы вздумаете пошить. Потому что как вы убедились шить из кружева это просто. А результат всегда получается просто великолепный.

Удачного вам пошива!

Кружева являются излюбленным материалом для свадебных платьев. Хотя многие портнихи считают работу с кружевной тканью очень сложной, вам будет приятно узнать, что эти сложности несколько преувеличены. Преимуществом кружева является то, что у них не нужно обрабатывать срезы и выкраивать их только по долевой нити. К тому же хороший результат вознаградит вас за все усилия.

Свойства кружева.

Кружевное полотно для свадебного платья, как правило, имеет сложный узор. Популярный кружевной тюль, как и многие другие виды кружевной ткани, имеет в качестве основы сетку (или соты), на которой повторяется узор и выступающие петельки (пико) вдоль фестонов.

Высококачественные кружевные полотна очень тонкие, их можно украсить ручной или машинной вышивкой, тесьмой, лентами, блестками, жемчугом, бусами или бисером. Сотовая структура кружевной ткани позволяет не обращать внимание на направление долевой нити и творчески работать с узорными мотивами и фестонами.

9


Кружевные ткани и полотна, как правило, небольшой ширины и используются для раскроя кокеток, отделки или аппликаций. Иногда из кружевной ткани делают целиком лиф и рукава. Машинное кружево имеет узорные раппорты по всей длине и не всегда - фестоны и обработанные края. Некоторые мотивы такого кружева повторяются довольно часто и их можно для отделки краев изделия нарезать полосками. Можно подобрать хорошо сочетающиеся полоски и для отделки краев деталей из кружева.

Раскладка кружевных узоров.

Кружевную ткань можно использовать для всего платья иди только для его отдельных деталей. При покупке кружевного полотна обратите внимание на то, сколько потребуется материала в отношении выкройки, а также в отношении раскладки кружевных узоров.
Подумайте, сможете ли вы наилучшим образом использовать эту кружевную ткань для вашего изделия.

11


Посмотрите, как будет сочетаться со стилем вашего платья само кружево, его узор, вес и плотность. Учтите и направление раскроя кружева: нужно ли вам будет разрезать его по длине, по ширине или вырезать отдельные узоры или края с фестонами.

Внимательно посмотрите на узор кружева: можно ли использовать для отделки его отдельные участки. Фестонами кружева можно оформить края изделия, кроме того украсить изделие кружевными аппликациями или кружевные края окантовать тесьмой. В зависимости от типа и веса выбранного вами кружевного полотна вы должны решить, будете ли вы использовать подкладку, если да, то какую.

10


Некоторые очень красивые платья делают без подкладки. Выбирайте только такую подкладку, которая не повлияет на внешний вид вашего кружева. Подкладочную ткань лучше использовать для прозрачного кружева, она может быть одного цвета с ним или другого и даже контрастного. Подкладка сделает ваше платье более плотным, удобным и позволит добиться лучшей посадки.

Некоторые кружева тонкие, но очень колкие. Для них в качестве подкладочной ткани лучше взять почти невидимую тонкую сетку или тюль. Подкладка может быть блестящей или матовой. Попробуйте скомбинировать кружево с атласом, тафтой, органди, крепом, маркизетом или тонким трико.

При работе с кружевом светлого цвета накройте рабочую поверхность гладкой темной тканью и разложите кружево одним слоем на этой ткани. Все бумажные выкройки разложите на кружеве, обращая внимание на то, как ложатся узоры кружева в правой и левой части переда и спинки, а также посередине.

Детали либо наколите тонкими булавками на кружево, либо прижмите грузиками. Выкраивать кружевную ткань нужно только закройными ножницами.

1

Раскрой кружева.

При раскрое кружева старайтесь, чтобы его узор не нарушался швом, а кончался около шва. Тщательно спланируйте и разложите бумажные выкройки, наподобие того, как работают с шотландкой. Равномерно расположите узоры и продумайте, каким образом состыковать детали. Добившись хорошего результата, бумажные выкройки зафиксируйте с помощью тонких булавок или грузиков.

Вышитое тесемочками кружево, где тесемочки подчеркивают цветочные мотивы, требует более тщательного продумывания, хотя общеизвестное утверждение, что кружево не осыпается, соответствует истине, тем не менее, ваши результаты будут более удачными, если вы не будете разрезать тесемочки, обрамляющие внешнюю линию узора.

Чтобы было легче вырезать кружево, сохраняя целостность узора, с помощью ниток обведите линию мотива. Ниткой другого цвета разметьте линию притачивания. Прорезайте кружева за линией притачивания, при этом вы можете дать обычный припуск на шов шириной 1,5 см или больше, если деталь большого размера. Вырезайте кружево только тогда, когда вы убедитесь, что вычертили линии правильно.

2

До того как приступить к шитью, попробуйте отутюжить ненужный кусочек кружева. Гладить кружево рекомендуется на махровом полотенце или специальной мягкой подстилке, чтобы не пригладить узор. Кружево кладут лицевой стороной вниз, а затем утюжат с увлажнением через влажную ткань или проутюжильник, которые защитят ваше кружево, в том числе от грязи.

Иглы и нитки.

Возьмите куски кружева и проверьте, какие подходят нитки, размер иглы для его шитья. Если вы используете иглу № 80, заправьте в машинку хлопчатобумажные либо полиэстровые нитки. Удерживайте кружево вдоль шва впереди и сзади, чтобы оно не присбаривалось, но не тяните. Установите длину стежка на 2,5 мм, медленно строчите. Меняйте длину стежка, комбинации игл и ниток, натяжение нити, пока не достигнете подходящего результата.Если лапка "увязает" в кружеве, ее подошву можно обернуть полиэтиленом или поставить другую лапку, например для шитья джинсовой ткани или вышивки гладью "валиком". Если все же кружево нанизывается на лапку, шейте через папиросную бумагу или прозрачную прокладку. Если кружево попадает в иглодержатель, установите прямую строчку или подложите под ткань полоску папиросной бумаги.

Традиционные методы обметывания швов и вытачек прекрасно подходят для матовых кружев, кружев на подкладке или окантованных. Эти швы можно откорректировать на последней примерке. Швы на тонких кружевах обрабатывают двойной строчкой или на оверлоке. Такую обметку очень трудно исправить.

Соединение деталей кружева по намеченным линиям.
Уложите детали друг на друга, совмещая линии одинаковых узоров. Приметайте деталь по линии шва контрастной ниткой, сделайте необходимые метки фигурным стежком. В данном случае делать метки нет необходимости.

3


Стачивание накладного шва.
Зафиксируйте нижний срез детали маленькими зигзагообразными стежками. Прочитайте в руководстве к вашей машине, какую именно лапку и какую длину стежка следует установить.

4


Обработка швов.
Притачав узор, обрежьте лишние припуски на верхней детали кружева. С изнаночной стороны обрежьте припуски вплотную к стежкам. Таким же способом следует стачивать вытачки.

5

Кружевная аппликация.

Размещение аппликации.
Иногда невозможно разместить детали выкройки так, чтобы фестоны лежали на тех местах, где бы вы хотели их видеть, например, на горловине, по нижним краям рукавов или юбки. В этом случае края отделывают полосками с фестонами или аппликациями, для чего вполне подойдет и кружевная тесьма с фестонами.

Кроме того полоски с фестонами можно вырезать из уже имеющейся у вас кружевной ткани или вырезать узоры из ее внутренней части. Кружевные полоски положите на край, который вы хотите отделать. Для более благоприятного эффекта постарайтесь равномерно распределять узоры кружева: маленькие узоры лучше будут смотреться на маленьких деталях, таких как воротники и манжеты, а узоры большего размера - на больших деталях, например на юбке.

Отделка края кружевом.
Наложите аппликацию на срез ткани так, чтобы образовалась единая деталь. Если обрабатываемая деталь имеет резкие закругления, сутюжьте аппликацию по форме при помощи пара или надсеките аппликацию, чтобы она легла ровнее; приколите и приметайте.

6


Чтобы выполнить такой же нижний край с фестонами, как на нашем платье, вырежьте большой треугольник кружевного полотна с фестонами, чтобы закрепить его по низу передней части платья. Разместите край с фестонами поверх уже сшитого переда юбки.

Пришейте на руках или притачайте на машине рядом с верхним краем кружева. Чтобы украсить оставшуюся часть низа, вырежьте полоску с фестонами, следуя мотиву рисунка. Приколите к законченной подшивке заднего полотнища юбки, размещая внутренний край фестонов вдоль всего нижнего края.

Кружевной мотив с заднего полотнища юбки должен закончиться так, чтобы перекрыть боковые стороны передней аппликации; старайтесь сделать так, чтобы мотив не прерывался по возможности по всему краю. Незаметно и прочно пригнемте на руках прямой край фестонов. Не захватывая платья, соедините на руках незаметно и прочно концы мотива с заднего полотнища юбки с аппликацией на переднем полотнище юбки.

Для завершения верхнего края большой аппликации на переднем полотнище платья разместите отдельные мотивы, вырезанные из остатков кружева, так чтобы получился непрерывный красивый рисунок из кружева. Пришейте мотивы на руках прочно и незаметно.

Вырезание ткани из-под кружевной аппликации.
Притачайте внутренний край аппликации зигзагом на машине, или пришейте на руках через край. Вырежьте основную ткань близко к шву, чтобы аппликация стала прозрачной.

7


Кружевная аппликация на атласе.
Приколите булавками аппликацию изнаночной стороной на лицевую сторону атласа. Наметайте. Вдоль края и внутри узора пришейте аппликацию маленькими стежками вручную, постарайтесь, чтобы при этом кружево и атлас лежали гладко. Можно настрочить аппликацию в край узким зигзагом или прямыми стежками, если это красиво смотрится.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь