Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Н.В. Федина, С.П. Максомова

Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничества по Программе «Успех» является «Успех. Календарь», в организационно-педагогической основе которого, лежит примерный календарь праздников, интересных событий. Их можно с нетерпением ждать, к ним можно готовиться, их можно эмоционально переживать вместе с семьей, сверстниками, воспитателями. Темы этих праздников понятны детям и вызывают у них положительное отношение, необходимое для возникновения мотивации в образовательном процессе.

Образовательная деятельность представляет собой технологию реализации Программы «Успех», или описание средств (форм, способов, методов и приёмов) решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех» в соответствии с примерным календарём праздников.

Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.

«Успех. Календарь» дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

· явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);

· окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

· миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

· традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

· наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

· событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

«Успех. Календарь» приглашает детей на обзорную экскурсию по российскому и международному календарю праздников.

Вы заглянете в историю праздника, узнаете, как отмечают и понимают этот праздник в нашей стране и в других странах мира, узнаете много нового и интересного о своей стране и других странах, о Земле, на которой мы живём, познакомите детей с крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Путешествие с «Успех. Календарём» будет увлекательным и полезным, если все его участники (педагоги, родители, дети) внесут свою посильную лепту в познание большого мира под названием «Планета людей» (отыщут нужную книгу, найдут необходимую информацию в Интернете, смастерят, слепят и т.д.).



При работе с «Успех. Календарём» необходимо учитывать следующее :

· количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными и российскими праздниками или событиями);

· указанные праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями;

· краткая информационная справка о каждом празднике адресована педагогам, реализующим Программу «Успех», и родителям детей дошкольного возраста;

· рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу;

· период подготовки к каждому празднику определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы «Успех», тематикой праздника;



· возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения праздника, формы работы по подготовке к празднику носят рекомендательный характер;

· формы подготовки к праздникам и их проведения являются конкретизацией и дополнением форм работы, представленных в разделе «Организация деятельности педагогов и детей по реализации и освоению Программы «Успех»», носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

· формы работы по подготовке к празднику детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к празднику детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т. п.);

· подготовка к праздникам представляет собой описание средств решения задач психолого-­педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех».

«Успех. Календарь» состоит из 12 листов календаря, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.

На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы». «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).

«Успех. Календарь» выполняет следующие функции:

Ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;

С помощью конкретных приёмов и способов решать задачи психолого-педагогической работы на основе принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы:

1. Развивает мотивационно-потребностную сферу (формирует положительную мотивацию к образовательной деятельности, осуществляемой на основе комплексно-тематического принципа с учетом международного и российского календарей праздников).

2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).

Алгоритм действий взрослого и детей «Успех. Календарь»
Этапы Последовательность деятельности
1 этап Внесение календаря – плаката.
2 этап Интеллектуальная игра «Зачем нужен календарь?»
3 этап Внесение календаря-плаката в предметно-развивающую среду группы.
4 этап Первоначальное рассматривание календаря-плаката.
5 этап Рассматривание фишек с изображением символов – праздников.
6 этап Нахождение изображения предстоящего праздника на плакате.
7 этап Нахождение на плакате признаков живой и неживой природы.
8 этап Выполнение игровых упражнений, заданий, направленных на осознание детьми событий, праздников, природных явлений изображенных на плакате.
9 этап Моделирование ситуаций на «игровых дорожках времени».
10 этап Сравнение плакатов между собой.

1. Игра – умозаключение «Зачем нам нужен календарь?» (детям дается краткая библиографическая справка из истории происхождения календаря).

2. Внесение календаря – плаката (Вместе с детьми находим ему удобное место в интерьере группы. При этом учитываем требования: освещенность; широкий обзор для рассматривания; удобный подход для выставления, перемещения фишек по «игровым дорожкам времени», для дорисовывания необходимых деталей).

3. Первоначальное рассматривание календаря – плаката:

· «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур». Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни», а оранжевые – «выходные».

· «Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.

· «Закрепляем понятие начало и конец месяца» На начало месяца – ставим зеленую фишку. Вместе с детьми отсчитываем количество дней в месяце – ставим красную фишку.

· Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»

4. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми педагог отбирает символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце. Краткая беседа с детьми о предстоящем празднике. Установление фишки с символом праздника на конкретный день месяца.

5. Находим изображение предстоящего праздника на плакате. «Кто догадался, о каком празднике идет речь?»

6. Дид. упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).

7. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения!»

8. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций. Дорисовывание или наклеивание соответствующего изображения.

9. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходств и отличий. Дид. упражнение «Что было, что будет?»

10. Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!»

11. «Оживление календаря» (дорисовывание, раскрашивание, обведение по контуру, аппликация в различных техниках и др.)

12. Воплощение собственных замыслов ребенка, связанных с содержанием календаря, в пении и танцах, в рисунках, постройках, рассказах, в движениях и других видах творческой деятельности.

Воспитание ребенка в основном происходит в семье. Родителей, близких родственников и особый домашний микроклимат не сможет заменить даже самая элитная школа с опытнейшими психологами. Дети это чувствуют, самой большой потерей для них является утрата родителей, поэтому действенными, но жесткими для непослушного ребенка являются угрозы быть помещенным в интернат на перевоспитание. Методы семейного воспитания – это сочетание поощрения и наказания, кнута и пряника.

Основными методами воспитания и влияния ребенка являются: убеждение, личный пример, поощрение и наказание. Важны не только методы воспитания, а то, как родители их используют на практике. Для одних родителей наказание – это шлепки по мягкому месту, а для других – лишение удовольствий. Можно лишить второго мобильного телефона, а можно — обычных карамелек. Процесс воспитания очень непрост, имеет уйму нюансов, с которыми ежедневно приходится сталкиваться.

Методами воспитания называют способы, с помощью которых проходит направленное педагогическое влияние на поведение, а также сознание ребенка. Способы воздействия несут отпечаток личности родителей, поэтому для каждого папы или мамы есть свои пределы влияния на своего ребенка. Рассмотрим детальнее основные пути воздействия на подрастающую личность.

Методы семейного воспитания – это способы воспитательных воздействий и взаимодействий родителей с детьми, направленные на развитие их сознания, чувств и воли, формирование опыта поведения, организацию жизнедеятельности детей.

Убеждение

Заключается в целенаправленном воздействии на психику с сознанием. Взрослые рассказывают, что хорошо, а что – плохо, приводят действенные доводы для объяснения своей позиции. Рассказы сопровождаются доступными для восприятия примерами, чтобы можно было понять суть без сложных фраз.

Если малыш не уважает хлеб, разбрасывает его по комнате, то его не бьют и не ругают. Ребенку просто спокойно рассказывают, что десятки людей потрудились над тем чтобы свежая булочка, оказалась у них дома на столе. Также подчеркивают, что папа и мама напряженно работали для того, чтобы купить хлеб. Поэтому неуважение к хлебу – это неуважение к родителям , а также к своей семье.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Таблица 1:

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Читайте еще: Цели и задачи воспитания в семье

Поощрение

Это высочайшее искусство процесса воспитания, в зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и поспособствовать лучшему развитию.

  1. Преувеличенная похвала воспринимается как лесть, часто имеет противоположный эффект. Если дочка постаралась и хорошо убралась в комнате, то не стоит говорить: «Ты моя умница, я без тебя как без рук!». Просто отметьте, что в комнате был большой беспорядок, а сейчас жилище преобразилось, сияет чистотой. Комментарии должны быть построены таким образом, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях, почувствовал себя нужным. Иначе он может возгордиться собой или почувствовать заискивание и лесть.
  2. За естественные вещи хвалить не стоит – не нужно говорить, что малыш особенный и молодец, если он просто оделся и почистил зубы. А вот лучший результат по годовой контрольной по математике – это уже повод выразить свое восхищение успеваемостью чада.
  3. Нельзя обещать поощрение заранее – не стоит говорить, что за посаженное во дворе дерево вы купите чаду кроссовки или мяч. Это приведет к тому, что малыш не захочет делать что-то действительно полезное для семьи и общества просто так. Нужно воспитывать понимание, что далеко не за каждое полезное действие должна быть похвала. Вы обязательно поощрите чадо, если увидели реальную пользу от его действий. Но не делайте из учебы, хорошего поведения или помощи по дому рыночные отношения .
  4. Не усердствуйте при поощрении шоколадкой или конфеткой. Вы рискуете воспитать культ еды и избыточную массу тела. Особенно это касается дошкольников.

Наказание

Противники применения каких-либо наказаний вообще высказывают сомнения в необходимости подобного метода, но большинство родителей сходятся в пользе метода кнута в противовес прянику.

Наказывать нужно в любом случае, чтобы подрастающее поколение понимало границы дозволенного. Самое главное в наказании – чадо должно понять и уяснить свой проступок , иначе физические или духовные лишения совершенно не имеют никакого смысла.

Наказание – это не только кара и расплата за проступок, это предупреждение подобных действий в будущем. Например, дочка разбила вашу любимую вазу, вы накричали на нее и поставили в угол. Вы не только покарали за проступок, но и создали в ее сознании установку, что за каждое баловство в будущем, заканчивающееся порчей вещей, вы будете ставить проказницу в угол.

Читайте еще: Проблемы воспитания в семье

Наказание делится на две основные группы: физическое воздействия и запреты. С физическим воздействием не стоит перебарщивать , оно должно быть редким, только за очень серьезные проступки или непослушание. Максимум – это шлепки. С запретами можно действовать гибче – найти источник удовольствия для ребенка и регулировать его.

Есть основные правила, которых следует придерживаться при наказаниях:

  1. Продумайте наказание, сделайте его справедливым и ни в коем случае не нужно унижать достоинство ребенка. Критикуйте поступок, а не личность.
  2. Держите себя в руках, не придумывайте наказание сгоряча. Выберите такую меру наказания, чтобы оно соответствовало проступку.
  3. Не нужно глобально наказывать и все запрещать. Говорите, как про негатив, так и про позитив в поведении. Накажите за порванные шорты во время футбола, зато отметьте, что сын делает чистые подкаты на поле, соблюдает правила игры даже в грязном дворовом футболе.
  4. Если малыш заслужил поощрение, но не получил его, то наказание не должно отменить его. Всегда выполняйте свои обещания: купите ребенку смартфон за хорошую учебу даже тогда, если он разбил окно в соседском доме по случайности сразу после получения годовых отметок. Но потом придумайте наказание за окно.

Личный пример

Дети в своем большинстве копируют поведение родителей, это вполне нормально. Из такого копирования можно извлечь выгоду при воспитании – нужно просто вести себя так, как бы вы хотели, чтобы вели себя ваши дети.

В примере с уважением к хлебу вы должны сами уважать хлеб, ни в коем случае не показывать пренебрежения к этому продукту питания. Ваши дети обязательно оценят такое отношение, возможно, что не придется прибегать к наказаниям.

Будьте внимательны с этим методом воспитания , так как детишки перенимают не только положительные, но отрицательные стороны вашего поведения. Лучший вариант – это вести себя правильно, порядочно, по нормам общества в любых ситуациях. Только тогда вы по праву сможете требовать от ваших наследников вести себя подобающе.

Таблица 2:

Средства семейного воспитания Методы формирования сознания Методы формирования поведения и организации деятельности
Природа Беседа Приучение
Виды деятельности (игра, труд, общение) Разъяснение Упражнение
Предметы (игрушки, вещи, СМИ, средства коммуникации) Внушение (суггестия) Прямое требование (предупреждение, распоряжение, приказ)
Произведения материальной и духовной культуры (сооружения, произведения науки, литературы, искусства, общественная жизнь) Пример Косвенное требование (совет, просьба, доверие, одобрение, намек, пожелание, напоминание)
Обыгрывание
Переключение
Поручение

Хотите привить ребенку навыки самоорганизации? Помочь маленькому человечку стать более самостоятельным? Хотите узнать, как эффективно поощрять инициативу помощи родителям по дому? Все это можно легко организовать с помощью наглядного списка ежедневных дел, который можно применять с детьми от 2-х лет.
Мы стали использовать списки несколько месяцев назад и могу сказать, что сын стал с большим удовольствием делать зарядку (раньше трудно было уговорить) и выполнять другие пункты списка. Но об этом позже, а пока:


В жизни каждой семьи наступает момент, когда ребенок начинает активно копировать действия родителей и пытается помогать в домашних делах. Он с удовольствием возит тряпочкой по полу, месит тесто и режет кусочки фруктов. Маленький помощник пытается отобрать пылесос или тряпку для пыли, с восторгом жужжит блендером и помогает варить кашу.

Если родители активно поощряют такую помощь по хозяйству, подбадривают и хвалят малыша за его достижения и при этом всем проявляют стойкость и терпение, малыш с удовольствием продолжает свои занятия.

Но со временем помощь по хозяйству перестает быть только лишь развивающей игрой и приятным времяпрепровождением на одной волне с мамой. Мы ожидаем от ребенка регулярной помощи и ответственности за свои действия. А ребенку в свою очередь требуется дополнительная мотивация и наглядный результат от своих действий.

И тут нам на помощь приходят наглядные списки дел и домашних обязанностей. Кроме помощи по хозяйству списки дел могут содержать и режимные моменты, такие как - почистить зубы, принять душ, сделать зарядку, а также занятия не связанные с помощью по дому, такие как - занятия творчеством, подготовка к школе, посещение секций. С помощью списков можно даже день за днем отрабатывать нужные навыки.

Ежедневный список может включать такие дела:

Помочь маме застелить постель;

Отнести свою тарелку в раковину;

Помочь загрузить стиральную машинку;

Собрать игрушки;

Вытереть пыль;

Помочь маме помыть пол;

Полить вазоны;

Помочь маме приготовить еду;

Покормить кошку.

Списки дел для детей должны быть наглядные настолько, чтобы даже малыш, не знающий ни одной буквы, мог в нем разобраться. Для дошкольников лучше всего использовать списки дел с картинками.

Сделать таблицу списка дел очень просто и есть несколько вариантов:

Распечатать готовую из интернета (введите в Google images словосочетание " kids chore chart") ;

Нарисовать (или написать) задания от руки ;

Сделать собственную заготовку и распечатать.

Не стоит пытаться втиснуть в таблицу сразу много дел. 5-7 - вполне достаточно. Выберите самые важные, которые действительно требуют регулярного выполнения и контроля.

Как использовать списки дел для детей

Многие маленькие дети очень не любят выполнять дела, когда родители заняты чем-то другим. Поэтому составляя список ежедневных рутин, синхронизируйте его со своим. Малышу будет намного интересней вытирать пыль в комнате, в которой находится занятая уборкой мама. Работайте в команде, но разделяйте обязанности. Вы также можете заниматься и одним делом, но в этом случае поделить территорию на зоны, например, доверьте малышу вытереть невысокую тумбочку. А мама в это время может протереть полочки шкафчика, до которых не дотягивается ребенок. В этом случае вам будет легче отслеживать результат малыша, а значит, найдется и за что похвалить.

Поощрения

Ребенку очень важно чувствовать одобрение родителей. И работа со списком - не исключение.

Можно поощрять деньгами или подарками, но лучше всего - дополнительным временем и вниманием.

Личный опыт:

Список дел моего сына на данный момент содержит следующие пункты:

  • Почистить зубы (утром и вечером)
  • Сделать зарядку
  • Творческое занятие (рисование, лепка, аппликация)
  • Подготовка к школе

За время использования списка я заметила, что сын стал сам утром бежать чистить зубы, делает зарядку, без лишних споров помогает собирать игрушки.

За выполнения каждого задания сын наклеивает в таблицу наклейку. Я купила много разных, и он каждый раз с удовольствием выбирает ту, которая ему нравится. К моему удивлению, он не ждет никаких дополнительных поощрений в виде игрушек или ещё чего-то. Возможно, в будущем, когда задания будут усложняться, мотивацию нужно будет усиливать. Но пока, ребенок готов делать все по списку, чтобы заклеить все пустые ячейки за день.

Поощрение и наказание является двумя составляющими золотого воспитания ребенка.

Сегодня психологами разработано большое количество других способов, не приветствующих методов «ремнем по попе» и пропагандирующих воспитывать детей без криков и наказаний.

Жестокое обращение с маленькими непоседами любого возраста даст негативные результаты, поэтому врачи рекомендуют не прибегать к указанным методикам, выбрав более щадящие способы воспитания.

Возможно ли воспитывать детей без криков и наказаний?

Отсутствие наказания для шалунов будет означать вседозволенность, поэтому меры пресечения плохого поведения также имеют место.

Непослушание ребенка всегда вызывает гнев, раздражительность мамы, нередко просящей папу «повлиять» на малыша.

Мужчина со своей стороны способен применять силу по отношению к крохе, что воспитает в подростке страх.

В психологии существует несколько принципов, разработанных специально для родителей, не практикующих угрозы, телесные и физические наказания:

  1. Терпение. Родители, выбравшие данный путь, рискуют вырастить самодостаточного, счастливого подростка, при этом устные наказания также должны присутствовать.

    Они чередуются с поощрениями, разработанными согласно системе.

  2. Принимать ребенка таким, какой он есть. Малыш должен чувствовать, что его любят, но при этом не рекомендуется уделять чрезмерное внимание несамостоятельности крохи.

    Ребенок с поведением, где все позволено; за которого все действия выполняют родители – зачастую вырастает наглым и требовательным.

  3. Личный пример. Меры наказания не понадобятся, если мама объяснит своему чаду на собственном примере нормы поведения, общения.

    Иногда одного устного объяснения бывает мало, поэтому придется лично продемонстрировать крохе, как необходимо себя вести.

  4. Меньше давления. Чем больше родители «пилят» своих маленьких детей, тем более в них становится выраженным протест.

    Устраните постоянное давление и вскоре не придется применять разные виды наказаний.

Не стоит забывать о поощрениях, ведь добрых дел, правильных действий у малыша станет больше, когда он поймет, что за них можно получить одобрение от мамы.

Доктор Комаровский о наказании детей

Известный педиатр полагает, что правильная адаптация малыша к окружающему миру поможет легче справиться с его воспитанием уже с ранних лет жизни.

Комаровский утверждает, что физическое наказание не может применяться, лучше отдать предпочтение другим видам поведения:

  1. «Стая не идет на поводу у детеныша». Когда кроха начинает добиваться слезами и капризами желаемого, родители делятся на 2 вида.

    Комаровский же советует в таких ситуациях просто не обращать внимания на малыша и уйти в другую комнату, а вернуться только после его успокоения.

  2. Одинаковые запреты от папы и мамы. Без наказания можно обойтись и в том случае, если папа и мама имеют одно мнение: четкий ответ «нет» и «нельзя» на непослушание.

    В современных семьях малыш не боится папы, потому как запреты всегда поступают со стороны мамы. Стоит отметить, что запреты должны происходить обдуманно, с полным объяснением последствий.

  3. Рукоприкладство – не выход. Способы наказаний по типу шлепков по попе и более строгих мер пресечения баловства не всегда заканчиваются легкими повреждениями.

    Родители, не умеющие держать себя в руках, могут причинять страшный вред крохе, вплоть до уголовной ответственности.

    В таком случае Комаровский советует срочно обратиться к семейному психологу.

Доктор считает, что повышенный тон также обижает кроху: объяснять неправоту малыша можно в спокойном духе, при этом обязательно подкрепляя примерами.

Важно! При больших повинностях педиатр допускает отправление ребенка в угол. Именно так малыш может понять, что поступил плохо.

Комаровский настаивает на методике воспитания без наказаний. В доме должна присутствовать формула «делай, как я», демонстрируемая взрослыми.

Однако многие родители пытаются заменить обратной «делай, как я сказал», допуская большую ошибку.

Какими способами можно поощрять ребенка?

Количество взглядов на методику поощрения в семье равно количеству педагогов. Каждый из них придерживается определенных вариантов, поэтому стоит рассмотреть наиболее применяемые сегодня, а также одобренные психологами способы.

Обратите внимание! Стоит заранее исключить метод поощрения сладкими изделиями: это не только навредит здоровью зубов, но создаст из еды культ для малыша.

Рассмотрим несколько способов поощрения детей в семье, по праву считающихся действенными.

Родители на основе предложенных методов могут придумать свою систему:

Поощрение Когда использовать?
Похвала Искренняя похвала позволяет малышу повысить свою самооценку, особенно, когда она исходит от родителей и старших детей.

Слова поощрения должны использоваться, если малыш сам сделал что-то полезное, интересное.

Если же ребенок сделал естественные вещи: убрал игрушки, помыл лицо или руки, похвалы быть не должно

Доверие Существует такая форма поощрения, как доверие. Именно оно позволяет ребенку почувствовать себя нужным.

Гуляя на площадке с малышом многие мамы пытаются все сделать за него, чтобы не допустить травмы. Тогда малыш чувствует, что мать ему не доверяет.

Такая особенность воспитания позже перерастает в беспомощность подростка и отсутствие самодостаточности. Доверие от мамы будет лучшим поощрением ребенку

Исполнение желаний Радость воспитания заключается в наблюдении, как с помощью усилий родителей из ребенка вырастает умный, самостоятельный, интересный человек.

Поощрение в виде исполнения заветного желания отлично подойдет как награда за успешные оценки на протяжении четверти

Жетонная система поощрений детей в семье

Чтобы выстроить сотрудничество между детьми и родителями, психологи и педагоги приложили все усилия для разработки жетонной системы поощрений.

В таком случае дети активнее реагируют на похвалу, пытаясь сделать как можно больше «полезных и правильных» действий.

Основные правила такого метода заключаются в следующем:

  • За определенное целевое поведение малышу выдается жетон или звездочка, в дальнейшем подлежащая обмену.
  • Определитесь с целевым поведением, которое под силу выполнить малышу.
  • Подкрепления и награждения должны быть разными, иначе малышу скоро станет скучно.
  • Установите расписание для выдачи подкрепления.
  • Систему необходимо использовать в каждой сфере жизни малыша, иначе он поймет, что она необязательна.
  • Ребенку необходимо демонстрировать, что мама полностью поддерживает данную систему.

Отвечая на извечный вопрос, возможно ли воспитать кроху без наказаний, стоит отметить, что порка – не самый подходящий метод для родителей.

Только грамотно построенный процесс поощрений поможет качественно воспитать малыша.

Полезное видео

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда - схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.



Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.


Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.


Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).



Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?



Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь