Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Сегодня могло бы исполниться 88 лет гениальному русскому актеру Евгению Евстигнееву, уникальному и неповторимому самородку, удивительное дарование которого было признано всеми раз и навсегда.

Он стал актером случайно. В 14 лет ему, как и многим паренькам из рабочих семей (папа - металлург, мама - фрезеровщица) в военные годы, пришлось встать к станку. После Победы в свободное от работы время 18-летний Женя «стучал» на ударных инструментах в оркестре кинотеатра в своем родном Горьком. Одаренный прекрасным чувством ритма и артистизмом, он это делал так мастерски, что зрители волей-неволей смотрели только на него. Тогда-то харизматичного барабанщика и заметил ректор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актером? - дождавшись окончания выступления, предложил он. - Вот мои координаты, я вас жду у себя». И Лебский протянул Евстигнееву бумажку с адресом.
Женя растерялся: во-первых, размер стипендии не шел ни в какое сравнение с зарплатой слесаря на заводе; во-вторых, мама наверняка будет против. Его старший брат (по отцу) в свое время уже поступил на службу в местный театр, а потом исчез без следа. И некоторые говорили, что тот умер в тюрьме. Это происшествие так напугало Марию Ивановну, что собственного сына она бы не пустила в актеры ни за что. Тем не менее Женя решил рискнуть: выучил басню, пошел на экзамен и… выдержал его с блеском.

Возможно, это зависит от вашей собственной самооценки как взрослого человека. Учителя, у которых есть реалистичные представления о себе, которые принимают себя, которые видят себя, позитивно проецируют этот образ на учеников и предоставляют им образец для подражания.

Наш Центр - это место для образования в сосуществовании. Изучение сосуществования в колледже происходит не столько через явное обучение, сколько через то, как он сосуществует в нем. Общение, сотрудничество, поддержка, соблюдение правил - это то, что, помимо того, что является объектом обучения, должно способствовать структуре школьной жизни.


После окончания училища Евстигнеев получил распределение во Владимир, в местный драмтеатр. Там он счастливо проработал три года, сыграл более двадцати ролей, но, как и все провинциальные артисты, безудержно мечтал о столичных подмостках. Руководство театра, разумеется, отпускать талантливого актера в Москву не собиралось и тщательно пресекало все его попытки «вырваться». Тогда Евстигнеев, договорившись с мамой, попросил отпуск, чтобы съездить на родину - проведать захворавшую родительницу. Начальство тут же позвонило в Горький. «Да-да, болею я, ой болею, - подтвердила Мария Ивановна. - Отпустите сыночка…»
А сыночек тем временем уже покупал билет до Москвы. В Школу-студию МХАТ некрасивого, уже лысеющего абитуриента 28 лет от роду взяли сразу же на второй курс. После окончания его пригласили во МХАТ, но там он проработал всего несколько месяцев.

Подход, из которого мы собираемся научить сосуществованию, - это обучение социальным навыкам. Социальные навыки или способности - это способы узнать, как поступать в отношениях с другими. Общительность не является врожденной; это то, что изучено, а обучение, которое составляет его, можно рассматривать как навыки или способности.

Приобретение социальных навыков - это процесс постепенного структурирования, который исходит из состояния несогласованности или относительного безразличия, как самой точки зрения, так и позиции других, к другой координации и сотрудничеству. Социальные навыки тесно связаны с когнитивным развитием и с обучением, которое будет проводиться в Колледже. Когда развитие социальных навыков уместно, это приводит к большему личностному и межличностному удовлетворению как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.


Шел 1956 год. Театральная Москва начала хрущевской оттепели бурлила идеями и дерзкими планами. Несомненным лидером театрального реформаторства стал Олег Ефремов - «главный режиссер» в жизни нашего героя.
В 1956 году Ефремов открывает свой театр «Современник», и Евстигнеев сразу же переходит в его труппу. Однако первую главную роль здесь он получит только через четыре года - в спектакле по пьесе Евгения Шварца «Голый король». Эта постановка произведет настоящий фурор, зрители будут ночевать на раскладушках у кассы, а перед началом представления - судорожно размахивать у театрального подъезда плакатами «Куплю лишний билет».

Способность понимать других и ставить себя на свою точку зрения является непременным условием межличностных отношений. Их можно определить как набор поведений, которые человек должен. Решите свои проблемы. Установите соответствующие отношения с другими.

Дети, которые не имеют необходимых социальных навыков, испытывают социальную изоляцию, отказ и вообще, менее счастливы. Участвуйте в играх и делитесь своими игрушками. Защищайте себя и выражайте свои жалобы. Дайте свое мнение и уважайте мнение других.

Они учатся быть свободными, критическими, ответственными и поддерживающими, конечной целью нашего образовательного процесса. В области социализации и социального потенциала существуют разные элементы, тесно связанные друг с другом, но каждый имеет свои уникальные характеристики.


Звездой же всеобщего масштаба Евстигнеев становится в 1964-м - сыграв роль директора пионерлагеря Дынина в комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». С тех пор предложения о съемках от лучших режиссеров страны будут следовать одно за другим.

Социальные навыки и социальная компетентность. Это те, для которых кто-то пытается достичь своих законных интересов. Часто дети развивают агрессивное поведение из-за отсутствия просто агрессивных моделей поведения. Обучение ассертивности - это способ обучения навыкам, которые делают ненужным враждебное или агрессивное поведение. Благодаря агрессивному поведению дети получают больше уверенности в себе.

Социальные навыки. Это конкретные возможности, позволяющие человеку грамотно выполнять определенную задачу, социальные или отношения. Социальная компетентность: это выражение общей оценки, которое отражает мнение других, основанное на определенных критериях, адекватность деятельности человека в заданной задаче.


При этом по «вине» своеобразной внешности и острой характерности Евстигнееву будут редко предлагать роли главных героев, однако уже одно появление его в кадре заведомо станет обеспечивать успех всему фильму. Эльдар Рязанов, не раз приглашавший актера в свои картины, скажет после его смерти: «Евстигнеев был актером за гранью моего понимания».

Образование в социальном потенциале и, следовательно, образование для сосуществования должны способствовать развитию социальных навыков и уверенности студентов, что, в свою очередь, позволит им быть признанными другими как социально компетентные. Мы различаем эти два предположения.

Дефицит способности детей правильно взаимодействовать с другими. Дети обладают необходимыми навыками, но испытывают эмоциональные или когнитивные эмоциональные процессы, которые мешают выражению их способностей. Обе ситуации могут возникать одновременно. Вполне вероятно, что определенные дефициты ускоряют тревогу, и это, в свою очередь, препятствует поведению.


Он впоследствии переиграл немало отрицательных героев, вершина - Корзухин в «Беге». Он, как его и учили, искал у злого те чёрточки, где он добрый, и наоборот, считая, что «живой человек не может быть носителем ни абсолютного зла, ни абсолютного добра». И все его герои непреодолимо человечны и обаятельны, даже, казалось бы, самые несимпатичные, как вор-эстет Ручечник в т/ф «Место встречи изменить нельзя». Как Дынин, принёсший ему всенародную славу, в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Начинающий режиссёр Элем Климов дерзнул поставить властям «Мосфильма» условие: играть Дынина будет только Евстигнеев, к тому времени широко известный лишь в узких театральных кругах и к тому же со слегка сомнительной репутацией после остросатирического «Голого короля».

Вмешательство осуществляется с двух сторон: индивидуального и группового. Репетитор должен знать, какие навыки должен иметь ребенок, чтобы установить хорошие социальные отношения со своими сверстниками и взрослыми. Некоторые базовые навыки социальной коммуникации.

Знайте, как слушать. Участвовать и сотрудничать в групповых мероприятиях. Знайте, как хвалить и одобрять то, что делают другие, и знать, как получить похвалу. Знать, как участвовать в разговоре. Образовательное вмешательство в групповой класс. Он основан на достижении приятного и активного приятного климата, который помогает решать различные конфликтные ситуации группы.


Те, кто видел его в поздние годы, отмечали элегантность, аристократизм. Он, рабоче-крестьянской «закваски», «академиев» не закончивший и интеллектуалом не от мира сего не слывший, был прям, мудр не книжным, а крепким по-народному умом. Едва ли не лучшие его роли в кино - двух профессоров-интеллигентов, Плейшнера и Преображенского. Но какие разные это люди, характеры - даже внешне! Говорят, что, ища походку Преображенского в «Собачьем сердце», Евстигнеев опасался не повторить своего же Плейшнера. Но он никогда никого не повторял в ролях, даже самого себя.

Создать четкие правила функционирования класса, дать им положительный образ и понять, что все дети понимают их. С некоторыми классными группами правила составляются среди всех и согласовываются. Создайте атмосферу доверия, объясняя вещи и принимая предложения учеников.

Будьте терпимы, не забывая о надлежащей дисциплине. В ситуациях отсутствия контроля учитель должен быть спокойным, спокойным и в то же время энергичным, с самоконтролем, достаточным для правильной оценки поведения, а не быть слишком доброжелательным или чрезмерно тяжелым.


Однажды во время официозного спектакля "Большевики", в котором Евстигнеев играл роль Луначарского, случился смешной казус. По сценарию Луначарский должен был выйти из комнаты, где лежал раненый Ленин, и произнести такую фразу: "У Ленина лоб желтый..." Евстигнеев выходит на сцену и на весь театр произносит: - У Ленина жоп желтый! Гробовая тишина, после чего артисты расползаются по сцене, содрогаясь от хохота. Зрители, схватившись за животы, корчатся в креслах. Никаких административных мер принято не было. Политические начальники предпочли "не заметить" оговорки.
Иногда забавные казусы с актерами случаются из ничего. забыл слова или споткнулся, случилась какая-то мелкая заминка. Можно продолжать играть дальше, но можно и развивать тему. Нечто подобное произошло однажды между Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым. Ефремов играл царя Николая I и в одной из серьезных сцен должен был произнести такую фразу: "Я в ответе за всё и за всех!" Но Ефремов задумался, сбился и получилось у него так: - Я в ответе за всё и за свет! Евгений Евстигнеев, который участвовал в этой сцене и должен был отвечать какой-то приличествующей случаю фразой, на миг задумался, а потом продолжил, развивая тему: - И за газ, и за воду, Ваше Величество?..

Используйте положительные подкрепления, оценивая успехи, хотя и небольшие. Создать адекватные и реалистичные уровни как в академических достижениях, так и в социальном поведении и адаптировать их к реальным возможностям учащихся. Кульминацией обучения думать является научиться учиться. Мы считаем, что изучение общих стратегий мысли должно быть объектом явных указаний, и по этой причине мы понимаем это через разные области.

Способность мыслить не совпадает со знанием. Знания и мысли взаимозависимы, но различны. Умелое мышление - это способность эффективно применять знания. Чем больше у вас знаний, тем больше вероятность, что мысль будет богаче и эффективнее интеллектуальное исполнение. Но люди с одинаковыми знаниями могут быть очень разными в своей способности думать, применять то, что они знают.


Он сыграл 55 ролей в театре и 104 роли в кино, в т. ч. в фильмах «Берегись автомобиля», «Мы из джаза», «Золотой теленок», «Зигзаг удачи», «Собачье сердце», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя»… Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.

Говоря о программах по повышению познавательной способности, возникает слишком много ожиданий, которые часто не могут быть выполнены, но мы полностью убеждены в том, что когнитивная эффективность может быть улучшена за счет надлежащего посредничества.

Навыки мышления поддаются обучению и преподаются явным и формальным образом. Способность мысли не является врожденной, она может быть изменена и улучшена посредством обучения. Эффективное обучение требует, чтобы эти навыки и стратегии были перенесены и адаптированы к новым проблемам или ранее непроверенным ситуациям. Научиться думать помогает начать в абстрактном мышлении.

ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ФРАЗ ИЗ РОЛЕЙ ЕВГЕНИЯ ЕВСТИГНЕЕВА

Дети, вы хозяева лагеря! От вас что требуется, дорогие мои? Дис-цип-ли-на!!!
(Начальник пионерлагеря Дынин в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».)
А не замахнуться ли нам на Вильяма, нашего, Шекспира?!
(Режиссер, «Берегись автомобиля».)
Кабы мне по моей работе бабы не нужны были, сроду бы с ними, шалавами, слова не сказал! Языком, как метлой, машут! Лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике у Фокса на пере!
(Вор Ручников, «Место встречи изменить нельзя».)
Если вы заботитесь о своем пищеварении… не читайте до обеда советских газет.
- Гм… Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте.
(Профессор Преображенский, «Собачье сердце».)

Способность мыслить не культивируется как заменитель знаний. Знание и способность мыслить похожи на две стороны одной и той же монеты. Фундаментальные аспекты мышления, которые разрабатывают программы когнитивного улучшения, которые применяются в Центре.

Представляя проблемные ситуации, применяя модель для своего решения с несколькими этапами:. - Понимание проблемы. - Разработка плана. - Выполнение плана. - Проверка результатов. Благодаря стратегиям, которые способствуют творческому мышлению. Использование техники: «Вихрь идей», «Имагинативные преобразования», «Анализ допущений» и т.д.

Он умер 4 марта 1992 года. Ему было 65 лет… Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Актер - одна из самых сложных творческих профессий, в которой объединены и личность, и творец, и материал. Талант актера - понятие неуловимое и зыбкое, достаточно вспомнить, сколько терзаний и мук испытывают студенты во время вступительных экзаменов, а приемная комиссия актерского отделения почему-то не всегда оценивает их по достоинству. Множество известных актеров и актрис не поступили в театральные институты ни первого раза, ни с пятого раз, не смотря на их природную, ни от чего не зависящую, одарённость... С другой стороны, человек часто ошибочно склонен заблуждаться, что у него присутствует талант актера.

Развивая способность рассуждать в соответствии с принципами вывода, как дедуктивными, так и индуктивными. Это знания о собственных знаниях, которые, в свою очередь, связаны с стратегиями управления мышлением. Метакогнитивные возможности позволяют планировать и регулировать эффективное использование знаний и стратегий.

Учитель должен убедиться, что ученики лучше знают о своих способностях и ограничениях. Знание того, достигнут ли удовлетворительный прогресс в отношении целей конкретной задачи и зная, как изменить свое поведение, когда этот прогресс не является удовлетворительным, способствует лучшему обучению; в частности, способствует планированию, прогнозированию, проверке задач и контролю результатов собственной работы и прогресса собственного обучения.

Как определить талант актера с помощью Астрологии?

Основные данные актерского таланта заложены в натальной карте. При этом, визитной карточкой самого будущего актера является он сам: его внешность, голос, темперамент, характер, мироощущение, а главное - способность перевоплощаться.

Планеты в гороскопе актёра

На возможные актерские способности (эстрада, кино, театральная сцена, цирк), прежде всего, указывают такие планеты, как Меркурий, Нептун, Луна и Венера.

Тем не менее, по сей день многие из вас все еще задают нам сомнения относительно раздела навыков, который, возможно, является самым сложным, потому что он считается весьма субъективным. Итак, мы выслушали вас, и на этой неделе мы решили расширить информацию по этому аспекту, чтобы попытаться сделать это немного яснее.

Что означает «умение»?

Это особый талант или приобретенная техника, которая делает нас превосходными в отношении других. Эти навыки могут влиять на окончательное решение в кастинге или даже создавать больше возможностей для вас, если вы начинаете свою карьеру. Кроме того, вы предлагаете директорам возможность запоминать более легко: «Вы помните девушку, которая играла саксофон?» Является более конкретным и запоминающимся, чем «Помните ли вы блондинку?».

Меркурий - проводник любого образа, поэтому облегчает вхождение в образ героя, и если по какой-либо причине лицо актера не является эталоном красоты, то обязательно должна присутствовать харизма, умение говорить, передавать мысли и чувства.
Не взирая ни на какой Знак Зодиака , можно с точностью сказать, что планета Меркурий - основная, на которую будет обращать внимание астролог при изучении натальной карты потенциального актёра. При этом для человека, имеющего отношение к любому творчеству, желательно, чтобы Меркурий был ретроградным.

Наверняка у вас больше талантов, чем вы думаете, и мы поможем вам найти их. Прежде всего, хорошо различайте эти два слова, так как это не то же самое, что говорить свободно галисийский, чтобы уметь акцентировать. Мы рекомендуем вам быть честными с вашим уровнем на языках, потому что говорение свободно означает, что вы можете говорить на нем, не останавливаясь, чтобы думать о словах, и в кастинге вас всегда можно попросить учить.

Вероятность того, что они подвергли сомнению ваши навыки в кастинге, достаточно высока, поэтому вы должны включать только те языки или акценты, которые у вас есть на этом этапе, чтобы интерпретировать, а не те, которые вы предполагаете, что можете сделать с небольшой практикой, потому что производство уже будет отвечать за то, чтобы показать это вам, если это так.

Нептун - источник душевной тонкости и чувствительности, а, следовательно, залог успеха любого актера.

Луна несет эмоциональность и чувствительность, что немаловажно для выражения у актером эмоций, присущих театральному или кино-герою. Луна также символизирует всё богатство жестов и мимики.

Венера определяет предназначение актера, как носителя искусства, гармонии и красоты.

Некоторые виды спорта имеют высокую степень субъективности. Если вы напишете «футбол», что должен думать приемник? Что ты знаешь и любишь играть, или ты знаешь, как играть во всевозможные прикосновения и шары с мячом? Другим типичным примером является плавание: не то же самое знать, как плавать, как и все, контролировать определенные стили плавания.

По этой причине мы обычно пишем в нашей учебной программе только те виды спорта, которыми мы действительно владеем, например, какой-то стиль плавания, те, которые требуют определенной техники, таких как парусный спорт и экстремальные виды спорта. Примеры других видов спорта, которые вы могли бы включить: катание на лыжах, серфинг, катание на коньках, хоккей на льду, скалолазание, суперкросс, скалолазание, катание на лошадях, синхронное плавание, гимнастика, каратэ, акробатика и т.д.

Таким образом, с этими планетами связаны следующие акцентированные знаки: Близнецы, Рыбы, Весы, Телец и Рак. В общем количестве актеров преобладают именно эти Зодиакальные Знаки, хотя в гороскопах представителей других Знаков эти планеты тоже могут быть очень сильными.

Нежелательные планеты в натальной карте актёра

Сатурну желательно "молчать" в натальном гороскопе актера... Сильный Сатурн создаёт множество нежелательных препятствий и обедняет эмоции.

Ещё две планеты - Солнце и Юпитер будут "давить" своим, так называемым, авторитетом, поэтому у актера они тоже должны быть ослаблены. Иначе будет трудно вжиться в образ, либо во всех картинах и спектаклях актер будет словно играть самого себя или не будет чувствовать своего партнёра.

Таким образом, с этими планетами связаны соответствующие акцентированные знаки: Козерог, Лев и Стрелец. В частности актёры с выделенным Львом - это, как правило, эксцентрики или комики. Однако следует заметить, что в гороскопах представителей этих Знаков данные планеты могут быть очень слабыми, а в других - очень сильными.

Отдельно следует сказать об Уране . Не так часто встречаются актеры-Водолеи. Почему? Ведь Уран - планета идей и вдохновения!.. Дело в том, что этот Знак усиливает не только идею, но и желание большой свободы её выражения, а иногда и креативность, что редко находит "отклик" у режиссёра...

Что касается Плутона (Скорпион), то актер своей личной мощной энергетикой может сильно повлиять на искомый образ героя, либо вовсе подавить его.

Аспекты в натальной карте актёра

Наиболее распространенные планетарные аспекты актерского таланта это:
"Луна + Венера + Хирон"
"Луна + Меркурий + Хирон"
"Луна + Венера + Уран"
"Солнце + Венера + Хирон" (в данном случае Солнце способствует популярности)

В натальной карте о многом говорит распределение различных планет по Домам Зодиака. О таланте актера в зачаточном состоянии говорит Янское начало, то есть воздушная или огненная космограмма. Это преобладание в Домах мужских огненных планет. Если же имеет место Иньская космограмма (земно-водная), то актер больше будет тяготеть к жанру, связанному с музыкой (танцы, пантомима).

Астрологи также выделяют следующие благоприятные расположения планет в Знаках:
Луна - в Раке (или в Деве)
Меркурий - в Рыбах
Венера - в Раке
Марс - в Деве
Юпитер - в Скорпионе
Меркурий в Овне

Меркурий в Знаках Зодиака

Далее остаётся уточнить, куда именно попадает Меркурий в натальном гороскопе , и какие дополнительные преимущества и недостатки для актёра при этом возникают.

Меркурий в Овне

Меркурий в Овне даёт много упорства. Это дает большое преимущество, так как актер нередко находится в обстановке конкурентной борьбы. А вот в собственном актерском мастерстве ему может помешать прямолинейность мышления, если только от природы пытливый и ненасытный ум не решит эту проблему и не отделит для себя зёрна от плевел.

Меркурий в Тельце

Отсутствует быстрота и скорость реакции, зато есть умение сохранять спокойствие. Новая информация тяжело воспринимается, в образ такой актер входит довольно медленно, но если ему это удаётся, то он словно кристаллизует его, заставляя зрителя поверить во всё, что с ним происходит.

Меркурий в Близнецах

Такое положение Меркурия дарует много талантов в сфере искусств, так как создаёт множество информационных потоков. Стремительность восприятия и выразительность речи - ценнейшие качества этого актера.

Меркурий в Раке

Меркурий в Раке даёт благоприятный сплав мыслей и чувств. Человеку свойственен интуитивный поиск решения, он может самостоятельно выработать проницательность, которая позволяет решать задачи, присущие именно актеру, а также в любых сферах, где логика не будет эффективной. Хозяин Меркурия в Раке легко улавливает внутреннее состояние других людей, малейшие изменение настроения собеседника, тонко воспринимает и легко отделяет истинную мысль из общего потока слов.

Меркурий в Льве

Такое положение Меркурия дает масштабность и широту замыслов, возможность рассматривать перспективу сколь угодно сложных проектов. Однако в сознании возникает виденье общей картины в целом, но не отдельных мелких деталей. Результаты такой актерской работы представляются как нечто блистательное, эпатаж и бурлеск. При этом сильно развито чувство собственного достоинства, актер не согласен на роли второго плана, ему важно мнение окружающих, которые должны высоко оценить его таланты, иначе будет нанесён тяжёлый удар по его самолюбию. Словом, не слишком благоприятное положение Меркурия для того, кто желает во что бы то ни стало сделать творческую карьеру, так как внутренне такой человек не готов к поражениям.

Меркурий в Деве

Потрясающая наблюдательность, способность к внутреннему анализу, умение выделить главное (чуть ли не одним словом, одной интонацией). Если же такого досконального осмысления не произошло, то у актера создается впечатление, что он постоянно что-то упускает и у него ничего не получается.

Меркурий в Весах

Владелец данной позицией в гороскопе старается любыми путями приукрасить свой образ или образ героя, причём сделает это так мягко и незаметно, что ни у кого даже подозрения не возникает. Другими словами, ему легче играть героев, которые лично ему симпатичны, иначе происходит внутренняя разобщённость. Причина в том, что человек с Меркурием в Весах - личность довольно гармоничная, эстет во всех смыслах...

Меркурий в Скорпионе

Дает такое преимущество, как хорошая память, способность запоминать большие объемы информации. Плюс большая выносливость, медленная утомляемость, голова отлично работает в стрессовых ситуациях.
Могут быть проблемы с речью, фразы довольно коротки, преобладают глаголы, сложность с подбором синонимов.

Меркурий в Стрельце

«Краткость сестра таланта» - девиз Меркурия в Стрельце. Память не предназначена для сохранения крупных объемов информации, образное мышление - ограничено. Поэтому максимум эффекта в отношении актерского мастерства связан с максимумом потраченных усилий, придется многому учиться, всё позитивное приходит только с опытом.

Меркурий в Козероге

Чувственная сфера является чрезвычайно избирательной, а ум требует конкретности, что не приемлемо в творческой профессии. В данном случае очень сложно рассматривать актёрскую перспективу.

Меркурий в Водолее

Изобретательный ум, ориентированный на размышления о жизненных ценностях и высоких категориях. Носитель Меркурия в Водолее часто движим желанием внести в любое творчество элемент новизны, либо сымитировать оригинальную подделку. Плоды столь нестандартного и абстрактного мышления могут быть перечёркнуты неумением концентрироваться.

Меркурий в Рыбах

Меркурий в Рыбах усиливает творческий потенциал, так как наполняет мысли человека богатыми образами, фантазиями и даже грёзами наяву. Процесс осмысления сопровождается интуитивными озарениями. Подобные способности могут очень пригодиться, как в карьере актёра, так и музыкальном, художественном и писательском поприще, где требуется сочность и глубина образов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь