Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дата создания: 05.04.2007
Дата обновления: 14.02.2011

Очень многие до сих пор ставят между этими понятиями знак равенства. На самом же деле это три довольно различные вещи. Но в чем их различие – сразу может быть не заметно. Давайте попробуем в этом разобраться...

Очень многие до сих пор ставят между этими понятиями знак равенства. На самом же деле это три довольно различные вещи. Но в чем их различие – сразу может быть не заметно. Давайте попробуем в этом разобраться.

Дружба - это сотрудничество. Это социальное взаимодействие, при котором оба участника получают свои социально-психологические, моральные, а то и материальные дивиденды.
Однако в отличие от партнерства в бизнесе – «контракт» при дружбе не регламентируется письменно, а как бы подразумевается. Хотя во многом опирается на логику в следующем смысле: к примеру, если вы знаете, что дважды два – четыре, вас не нужно каждый раз проверять, так ли это. То же самое и с дружбой: вы знаете, что тот или иной человек - ваш друг, и вам не нужно это каждый день друг другу доказывать. И вы всегда, если что, готовы помочь другу - будучи уверены, что он также всегда постарается помочь вам.

Проблема с понятием дружбы в том, что ее часто искажают, исходя из родительских общественных установок и собственного цензурного понимания. Много лет в России в принципе не было понятия «взаимовыгодное сотрудничество» - таким образом исказилась в нашей ментальности самая суть дружбы, которую стали напыщенно именовать «бескорыстной». На самом же деле это «бескорыстие» в итоге приводило к тому, что один из «друзей» что-то отдавал другому, а другой ничего ему не возвращал. И в этом было все бескорыстие. И выливалось это в итоге в два искаженных «взаимодействия, похожих на дружбу»: либо «Ты мне должен, потому что мы друзья», либо наоборот: «Я тебе должен, потому что мы друзья». Таким образом «бескорыстная дружба» превращалась в своего рода зависимость, где ни о каком взаимовыгодном сотрудничестве уже и речи не шло.

Теперь несколько слов про любовь . Здесь вспоминаю одно шуточное ее определение: «Настоящая любовь похожа на привидение: каждый о ней говорит, кто-то утверждает, что видел ее, но никто не знает толком, что это такое». Кстати, я предложил как-то один из вариантов определения любви, и звучало оно следующим образом:

Любовь - это красивое здание, и неповторимость его зависит от архитектора - того, КТО любит. И чем интеллектуально и эмоционально богаче любящий человек - тем больше у него шансов возвести действительно прекрасное строение, радующее глаз и душу. Но любое здание, если оно возводится всерьез и надолго, всегда стоит на фундаменте. Так и здание любви основывается на фундаменте сексуальности. Ведь что такое постройка без фундамента? Это либо воздушный замок, когда строитель обманывает сам себя, либо карточный домик, когда обманывают его самого. Но в свою очередь голый фундамент тоже не годится для комфортного существования: грязно, сыро, неуютно... У хорошего архитектора здание всегда стоит на прочном, надежном основании. Однако ни один грамотный проектировщик откровенно не выставляет напоказ фундамент своей постройки!

И проблема восприятия любви в том, что в советском обществе ее откровенно пытались оторвать от фундамента – сексуального влечения . Даже вспоминать об этом фундаменте было неприлично. Однако игнорировать его нельзя, как нельзя игнорировать любые физические, природные явления. Воздействие эмоций сексуального характера настолько сильно, что фактически лишает человека возможности думать логически и принимать какие-то чужие цензурные установки. Почему и прижилась поговорка «любить сердцем». Эмоции такого плана вовлекают даже вегетатику, и чаще всего от таких переживаний действительно "болит сердце" во всех смыслах этого слова.

Эти эмоции без всего, как голый фундамент без дома – разумеется, еще не любовь. Но остальная часть этого чувства без фундамента тоже выглядит не очень гармонично, увы. В отрыве от любой реальности в процессе любви происходит обожествление партнера , додумывание тех качеств, которых у него нет, - и в результате вы не видите вообще реального человека, который с вами рядом. И чем больше оторванность от реальности – тем в итоге больший мираж вы видите…
Эта красивая эмоциональная постройка поначалу приятна, но грустно, если ей в итоге не на что опереться.

Сейчас же ударились в другую крайность: стали превозносить голый фундамент (сиречь физическое влечение), и всячески акцентировать внимание именно на нем – и забыли собственно про здание. А оно тоже зависит от личности. Чем эмоционально богаче человек, чем интеллектуальнее личность – тем устойчивее и богаче его «здание» на фундаменте сексуальности. Иными словами – одно из составляющих прочности фундамента – это сексуальная грамотность, а большая часть надстройки – это эротическая культура. С одной грамотностью не построишь эффективных «любовных взаимоотношений», как нельзя жить на голом фундаменте. Но и одна надстройка без фундамента превращается в воздушный замок…

И что касается любви и дружбы – это вещи разные, но соприкасающиеся. Причем одно в другое совершенно не переходит автоматически. Могут быть друзья, но не любовники, и любовники, но не друзья; а также любовники-друзья и друзья-любовники. Причем пол обоих участников здесь существенной роли не играет.

С психологической близостью все еще интереснее. Согласно Э.Берну – это отсутствие в межличностном общении так называемых «манипулятивных игр». Однако не уверен, что бывает полное и стопроцентное отсутствие таких игр. И пожалуй, я это определение несколько видоизменю. Манипулятивные игры (в понимании Э.Берна) возникают там, где назревают скрытые конфликтные ситуации. То есть партнеры не могут общаться по так называемым параллельным трансакциям – скажем, либо как два Взрослых (на уровне сознания и интеллекта, говоря иначе), либо как два Родителя (иными словами - с позиции своей цензуры), либо как два Ребенка – на уровне эмоций.

Но самое главное – психологическая близость НЕ ИМЕЕТ ЧЕТКОГО ФИНАЛА.
Потому что опять же – люди развиваются, меняются, и потому никогда нельзя сказать, что «я с этим человеком выстроил психологической близостью окончательно». Потому что завтра и он и вы в чем-то изменитесь, хоть немного. И близость надо будет выстраивать дальше.
А следовательно, для взаимного изучения необходим постоянный активный интерес к партнеру и усилия для его изучения. А у нас близость чаще тоже понимается искаженно, причем с точностью до наоборот: "Я ему открыл всего себя - значит, МЫ теперь близки!" В близости важно не столько открыть себя, сколько узнать что-то о партнере. Причем именно узнать его реального, а не вылепить в своем представлении некий придуманный нереальный образ.

И если говорить о различиях в дружбе и психологической близости – то в дружбе более силен логический компонент. В любви верховодят эмоции. А психологическая близость подразумевает взаимодействие по всем трем направлениям (эмоции, логика, цензура), причем нередко ВНЕ дружбы и любви.

Психологическую близость логичнее строить там, где вы с партнером связаны по самым разным видам взаимоотношений, а не по одному-двум. Наиболее яркий пример - отношения семейные. Где и экономическая связь, и интимная, и бытовое сотрудничество, и родительское (если есть дети), и многое другое...
Но разумеется, наличие семейных отношений не говорит о непременном наличии психологической близости.

Иногда меня спрашивают – а можно, чтобы все одновременно? И любовь, и дружба, и психологическая близость? Ответ довольно простой на самом деле: МОЖНО, только не сразу:) Все это может быть одновременно, но строится постепенно. Сначала чаще всего дружба, потом любовь (хотя бывает и наоборот), а потом уже на основе всего этого психологическая близость...
Но то, что вы получите все это сразу - это утопия. Хотя бы потому, что близость надо строить, причем обоим , причем для этого необходимы какие-то базы и стимулы.
А если вести речь не столько о межличностных отношениях, сколько об адаптации в обществе – здесь роль психологической близости, как вроде бы ни странно, падает. Вообще, «чем больше людей участвует в общении – тем ниже степени психологической близости между ними». И в разных социумах для успешной адаптации нужны разные вещи: и как правило, нужно не психологическую близость с ходу создавать, а наоборот, играть в общепринятые игры. А при этом - понимать, что ты именно играешь, знать правила игры, иметь над своим участием в ней хотя бы минимальный контроль и уметь выйти из игры, когда будет нужно.

И если у вас в жизни будут социумы, в которых вы будете приняты для начала на таком уровне - острая нужда в психологической близости (как в якобы непременном условии социализации) уже не будет такой острой, и вы сможете сами выбрать кандидатов для ее построения.

Gettyimages/Fotobank.ru

Как известно, для большинства людей любовь стоит на первом месте. По данным ВЦИОМ, 80-90% россиян основой счастья считают любовь, брак и детей. С небольшим отрывом далее следуют финансовая стабильность, достаток, возможность самореализации, слава и уважение. Но, заметьте, почти никогда среди ответов не фигурирует дружба, а если она и упоминается, то где-то в самом хвосте. В остальном мире картина примерно та же.

На этом фоне результаты опроса, проведенного социологами Манчестерского университета, дали неожиданные результаты. Оказывается, огромное большинство (почти 70%) опрошенных воспринимают разрыв с другом гораздо драматичнее, чем крах любовного романа. И эти же 70% респондентов ответили, что с огромным удовольствием вновь возобновили бы общение с бывшими друзьями, в то время как бывших любовников и супругов они предпочли бы не видеть.

Получается, когда мы говорим о потребностях — в авангарде любовные отношения, но когда речь заходит о потерях — дружба резко поднимается в цене. Чтобы разрешить этот парадокс, нужно разобраться в отличиях любви от дружбы.

Как отличить любовь от дружбы?

Большинство считает, что дружба — это сильная привязанность, но без сексуального влечения. Например, девять из десяти моих хороших друзей именно так и ответили: «Да, я тебя люблю, но с тобой не сплю — ты мой друг». Звучит логично. Однако влечение — далеко не 100-процентный показатель, ведь бывает же дружеский секс и, наоборот, любовь без секса (я о тех самых) .

Скажу больше, психологи рассматривают дружбу (которая чаще бывает однополой) как бессознательное сексуальное влечение, сильно придушенное общественным мнением. Например, двое мужчин (в силу воспитания и норм морали) никогда не признаются даже себе, что они без ума друг от друга. Так и возникает крепкая мужская дружба.

Итак, секс отметаем — он и в дружбе может быть. Что еще отличает дружбу от любви? Вот типичные ответы на этот вопрос: любовь отличают ревность, общее хозяйство и планы на будущее, моногамность. В дружбе, соответственно, все наоборот: друзей может быть одновременно много, с ними не обязательно общаться каждый день, и, как известно, «табачок врозь».

Однако и между друзьями случаются ревность, обиды и измены, общее хозяйство (вспомните общаги и сквоты) и планы, глубокая преданность. В свою очередь, бывают крепкие любовные пары, в которых партнеры не живут совместно и видятся раз в полгода. Про многоженство я вообще помалкиваю, о какой моногамности речь, когда у мужа 15 любимых жен?

Другими словами, ни один из вышеперечисленных критериев не работает: вокруг нас тысячи человеческих историй, скорее опровергающих стереотипы о взаимоотношениях, чем подтверждающих их.

Дружбы не существует?!

У психологов тоже нет универсального представления, что есть дружеское общение, а что уже роман. Зато существует масса любопытных гипотез. Одну необычную теорию я подслушала во время замечательного тренинга на тему межличностных отношений. Его раз в полгода проводят московские психологи Сергей Шишков и Юлия Зотова. Когда при разборе всевозможных людских коммуникаций (деловых, партнерских, любовных, семейных, тусовочных) дошла очередь до дружбы, тишину притихшего зала нарушила реплика Сергея: «Запомните, никакой дружбы нет вообще».

И потом последовало объяснение: любые межличностные отношения, которые люди по разным причинам не могут реализовать, принято называть дружбой. По факту любая дружба — лишь прикрытие каких-то других отношений. Вот вам простой пример: существует такое понятие, как друг семьи. У него одинаково сильная привязанность ко всем членам этой мини-группы: он любит бывать в их доме, возиться с детьми, крыть крышу их дачного сарая и совместно проводить отпуск. С точки зрения психологов, ситуация очевидна: человек бессознательно выстраивает самые что ни на есть семейные отношения. Но в открытую никто не готов этого признавать, поэтому всем участникам истории выгодно называть эту модель поведения дружбой.

Точно так же, по мнению психологов, могут мимикрировать и любые другие отношения: деловые (когда люди дружат с взаимной выгодой для общего дела), любовные (об этом я уже упоминала), детско-родительские (когда один друг явно опекает другого) и т. п.

Может, именно этим и объясняется парадоксальный вывод, к которому пришли британские ученые? У людей нет четкого понимания, что есть что, и вся неразбериха потому и происходит, что мы бессознательно любим тех, кого называем друзьями, и пытаемся дружить с теми, кого любим. Ведь в основе и тех и других отношений лежит одно: сильная привязанность к другому человеку… Как вы полагаете?

Поэтому в ведах достаточно много говорится о дружбе и ссоре. Это такие трактаты, как "Хитападеш", "Артха-шастра", "Махабхарата" и др. Мы постараемся разобрать с вами самые актуальные для нас наставления и рекомендации, которые позволят нам подробно разобраться в таком непростом явлении, как дружба и ссора.

Любовь или дружба?

Как ни странно, но в наше время любовь и дружба разделены по глубине эмоций. Современному человеку кажется, что любовь - это самое главное в его жизни, её надо искать, развивать и сохранять, за неё надо бороться и защищать, а дружба - это нечто временное, быстротечное, не такое важное и актуальное. Но в действительности, несмотря на то, что между этими двумя явлениями, конечно же, есть отличия, по важности они абсолютно равны в нашей жизни. Поэтому человек, не понимающий значения дружбы в своей жизни, теряет счастье, которое и состоит из этих двух взаимосвязанных явлений: дружбы и любви.

Человек, не умеющий дружить, просто не сможет любить. Так и не умеющий любить, конечно же, не сможет развить дружеские отношения . Если сравнить дружбу и любовь с построением здания, то дружба - это фундамент для стен любви, а верность - это крыша. Построив такой дом, мы можем счастливо и спокойно прожить в нём всю свою жизнь в этом ненадёжном мире.

Или всем друг или всем враг?

В хитападеше говорится: "Только недалёких людей мучает вопрос: "Этот человек свой или чужой?" Для возвышенных душ вся земля - одна семья ". Это значит, что если человек дружелюбен к одним и враждебен к другим, ему нельзя доверять на все 100%. По какой причине он стал врагом одним и другом для других? Это признак того, что его понимание дружбы очень узкое, и чем уже его понимание дружбы, тем легче стать врагом такого человека.

Если друг - это тот, кто должен заботиться обо мне, у меня весь мир превратится во врага. А если друг для меня - это тот, о котором должен позаботиться я, мне будет очень трудно отыскать врага во всех трёх мирах. Поэтому первое определение друга, которое мы постараемся понять, - это тот, кто разрешает мне о себе позаботиться. Любое другое понимание дружбы обязательно рано или поздно будет приводить к тому, что друг будет постепенно превращаться во врага...

Проблема назначения долгов мужа и жены друг другу - их назначает судьба!

Но ещё интереснее неправильное понимание дружелюбия проявляется в современной семье. Даже если между мужем и женой существует философская согласованность, всё равно между ними возникают непримиримые проблемы. В основном это происходит от того, что муж и жена слишком много знают об обязанностях друг друга.

Все стали грамотными, нашли книжки об обязанностях супругов. Мужья с радостью изучили обязанности жены, а жёны с не меньшей радостью проштудировали обязанности мужа. И что дальше? А дальше они стали требовать друг от друга обязанностей, о которых только что узнали. Нет ничего глупее, чем требовать от человека обязанностей, о которых он даже и не подозревает. Они прожили вместе 20 лет, а потом жена входит на кухню и говорит, а я сейчас в книжке, не помню, как она называется, прочитала, что ты обязан содержать меня, а я должна сидеть дома и не работать...

Даже то, что мы осознанно пообещали друг другу, мы не обязаны выполнять, а имеем на это полное право. И мы должны быть счастливы, что другой исполняет то, что он обещал, и молиться о том, чтобы так продолжалось и дальше, потому что если человека очень достать своими требованиями, и он захочет прекратить отношения, его ничто не остановит, тем более если это происходит в наше время.

Поэтому сейчас мы должны понять следующую идею. Да, сильный всегда защищает слабого - это его обязанность, это его долг и это его предназначение. И абсолютно не важно, какого пола сильнейший. В кали-югу всё неопределённо. В одном случае мужчина сильнее, в другом - женщина. Наша задача научиться действовать по ситуации, культурно не обижая того, кто слабее. Вряд ли мужчине понравится, что его открыто назовут слабаком. Поэтому, с культурной точки зрения, если женщина становится сильнее, она проявляет свою защиту так, чтобы мужчина всё равно чувствовал себя защитником.

Сам Бог назначает нам наши обязанности через предоставление возможностей. Поэтому если в семье жена получает намного больше, чем её муж, значит, она и обязана поддерживать семью, и это именно то, что её очистит. А что происходит сейчас? Начав зарабатывать больше, женщина каждый день приходит домой и ставит это мужу в укор, причём ссылаясь на трактаты, объясняющие все тонкости выполнения долга человеком. Может быть, не торопиться, пока мы ещё не до конца поняли, что такое долг. Нам всегда хочется исполнять приятный вид долга. Но долг по определению не очень приятен, поэтому-то мы его и ДОЛЖНЫ исполнять. Выполнение того, что приятно, - это уже не долг, это уже прямое наслаждение.

Поэтому каждый раз мы должны понять, на кого судьба указала пальцем, предоставив соответствующие возможности. И тот, у кого появились возможности, становится обязанным взять на себя соответствующие обязанности. Например, если надо испечь хлеб, и в компании из мужчин и женщин один является профессиональным поваром, кто должен взяться за эту работу, мужчины или женщины? Да, видите, дело не мужчинах и не женщинах, за эту работу должен взяться тот, кто уже умеет это делать, и абсолютно неважно, какого он пола.

Почему же происходит такое грубое непонимание принципов исполнения своего долга? Да потому, что мы подходим к пониманию долга без волшебного слова, превращающего наше понимание в мудрость. Что это за слово? Это слово - практичность. Практичность - это принцип мудрого человека. Если наше понимание правильное, но не практичное, значит, скорее всего, оно недостаточно правильное. Практичность - это последняя проверка на правильность. И не пройдя её, невозможно точно сказать, разумно мы поступаем или нет.

Поняв, что такое дружба, мы сможем понять наши взаимоотношения с Богом

Так постепенно разобравшись в том, что такое дружба, мы сможем понять и более возвышенные взаимоотношения. Бог - это наш лучший друг. Но мы же говорили о том, что друг - это тот, кто хочет о нас заботиться? Да, и Бог - это Тот, Кто не просто хочет о нас позаботиться, Он ещё и может это сделать. Только Он может осуществить все наши желания. Он даже приходит для этого в этот мир в разных формах, например, как Говардхан, чтобы исполнить все желания своих преданных.

Мы можем подумать, но у нас же к Богу любовь, а не дружба, но в действительности, любовь - это высшая стадия дружбы. Без дружбы любовь - это вожделение. А дружба без любви - это товарищество с ограниченной ответственностью. Поэтому дружба - это желание служить, а любовь - это непреодолимое желание служить.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

«Любовь и дружба, как социальная компетенция подростков»

(«ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»)

Калыкова Зарина

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Педагог-психолог

Моисеев Павел Юрьевич

ПЕТРОПАВЛОВСК, 2013

А ннотация

подростничество любовь дружба

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.

1. Представления юношей и девушек о любви обладают статистически-значимыми различиями, которые оказывают влияние на социальные компетенции старших школьников.

2. Более того, данные представления имеют возрастную динамику и отличаются у учащихся девушек и юношей, обучающихся в 10-х и 11-х классах.

В ведение

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков и юношей со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Ведущая деятельность в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

В своем послании народу Лидер нации, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев прямо указал, что одним из глобальных вызовов, угрожающих динамичному и поступательному продвижению нашего государства в разряд наиболее развитых стран мира является навязывание чуждых семейных ценностей. Данные статистики убедительно показывают, что институт семьи и брака подвергается серьезным испытаниям: неуклонно растет количество разводов, число неполных семей, в социальных и образовательных учреждениях воспитывается большое количество детей из неполных семей и социальных сирот.

Поэтому в условиях перехода образовательной системы Республики Казахстан к 12-летнему образованию, внедрения компетентностного подхода в обучении, одной из важнейших задач становится воспитание традиционных представлений о любви и дружбе как ключевой социальной компетенции выпускника школы.

Цель исследования: выявить особенности восприятия различных аспектов любви у юношей и девушек старшего подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты любви и дружбы в современной и классической психолого-педагогической литературе.

2. Провести исследование особенностей восприятия любви и дружбы между мужчиной и женщиной среди старшеклассников.

3. Проанализировать и описать гендерные особенности восприятия любви и дружбы у учащихся 10-х и 11-х классов

Объект исследования: представление о любви и дружбе у подростков

Предмет исследования: выявление особенностей восприятия разных аспектов любви и отношения к разнополой дружбе как социальной компетенции у старшеклассников.

Гипотеза исследования: представления юношей и девушек о любви обладают статистически-значимыми различиями, которые оказывают влияние на социальные компетенции старших школьников.

Новизна исследования состоит в получении новых данных о представлениях старшеклассников о любви и дружбе в современных условиях.

1 . П редставление о любви и дружбе в современной и классической психологии

1 . 1 Проблема любви и дружбы в психологии

Первыми к проблеме любви как социальному и психосоциальному феномену подошли прежде всего психоаналитики 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм. Собственно психологических исследований значительно меньше, более того, как предмет специального научного исследования она вызывает порой улыбку, смущение. Между тем любовь - мощное по своей эмоциональной напряженности явление, выполняющее роль обретения оптимизма или, наоборот, пессимизма; созидания или разрушения, психологической защиты или ранимости и т. д.

В древней мифологии и поэзии это космическая сила, подобная силе тяготения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова дает понятие любви как чувства «самоотверженной и искренней привязанности».

По словам Э. Фромма, «любовь - это установка, ориентация характера, которая задает отношение к миру вообще... это искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе: дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры».

Если любовь (по Фромму) - это установка, то это еще одно подтверждение субъективной ориентации человека на высшие духовные ценности, устанавливающие нравственные социально признанные способы поведения.

Словарь по психологии трактует любовь как высокую степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родителям, матери, музыке, детям и т. д.). Любовь - интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями, выражающееся в социально формируемом стремлении своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой быть представленным в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

В определении Э. Фромма и толковании словаря по психологии отражен основной структурный компонент любви - духовный. Это, прежде всего, активность, расширяющая созидательную направленность поведения человека, устремляющая поведение человека на пробуждение у другого человека ответных адекватных действий.

В древнегреческой мифологии любовь - это эрос, сила, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира, связующее звено между жизнью земной и космической, средство восхождения к небесному миру, его познанию. Любовь есть и счастье, и радость, и торжество жизни, и вера, и надежда. В своем историческом развитии любовь «накопляла» духовный потенциал.

Наряду с возрастающей значимостью коллективной групповой жизни в ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Еще Руссо писал, что первое чувство, которое возникает у заботливо воспитанного молодого человека, не любовь, а дружба. Л. Н. Толстой считал, дружбу героя автобиографической трилогии с Дмитрием Нехлюдовым символическим рубежом, отделяющим юность от отрочества.

Конечно, юношеские представления о дружбе и реальная степень ее интимности неодинаковы у разных людей. У девочек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. Если сопоставить идеал дружбы мальчиков в девочек примерно одного возраста, то, требования» предъявляемые к дружбе, у девочек выше, чем у мальчиков. В более старшем возрасте этой разницы, по-видимому, уже нет. Очень велики и индивидуальные различия. Одни признают исключительно парную дружбу и считают, что настоящий друг может быть только едва. У других бывает двое, трое в более друзей. В одних случаях появлению, дружбы предшествует осознанная страстная потребность в ней, обусловленная чувством одиночества с дефицитом юношеского тепла. В других случаях глубокая дружба постепенно и плавно вырастает из детского товарищества. Но приписываемая ей ценность всегда очень велика.

Некоторые западные ученые, сравнивая даяние о дружбе современных юношей и девушек с классическими примерами романтической дружбы прошлого, вроде дружбы Герцена и Огарева, утверждают, что у современной молодежи глубокие дружеские отношения вытесняются более поверхностным групповым приятельством. Такой вывод представляется необоснованным. Во-первых, межличностные отношения никогда не были одинаковыми. Глубина, интимность дружеской привязанности зависят и от уровня рефлексии личности (а это связано с уровнем образования) и от особенностей ее эмоциональной жизни. Поэтому сопоставление данных о дружбе высокоинтеллигентных юношей из высших слоев общества (к которым принадлежали Герцен и Огарев) с данными массовых опросов не может быть научно доказательным. Во-вторых, жалобы на оскудение человеческих чувств достаточно стары и свидетельствуют скорее о высокой социальной ценности этих чувств. В-третьих, юношеская групповая жизнь и дружба выполняют разные психологические функции и потому не заменяют друг друга.

Юность бескомпромиссна. Для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Но пока человек еще не нашел себя в практической деятельности, его представление о себе неизбежно будет до некоторой степени диффузным и неустойчивым. Отсюда желание проверить себя путем разыгрывания «чужих» ролей, рисовка, умышленное и неумышленное самоотрицание. Юноша хочет быть до конца искренним, жаждет понимания, страдает из-за того, что он не в состоянии выразить свой внутренний мир. Неуверенность в себе рождает, в свою очередь, боязнь «потерять себя» в общении, показаться смешным.

Интимная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, имеет, поэтому, важное значение. Современные юноши боятся высоких слов и проявлений нежности. Их дружеское общение зачастую нарочито заземлено и огрублено. Но пусть это не вводит в заблуждение. В человеческом общении не всегда есть прямая зависимость между объективным смысловым содержанием коммуникации и ее эмоциональной значимостью.

Взрослые, раздраженные бессодержательностью состоящего почти из одних междометий телефонного разговора двух десятиклассников, не замечают того, что жизненное содержание этой беседы не логическое, а эмоциональное и выражено оно не столько в словах и предложениях, сколько в интонациях, акцентах, которые доносят до друга-собеседника тончайшие нюансы настроений, оставаясь в то же время бессмысленными и непонятными для постороннего слушателя.

В 15 -- 16 лет и юноши, и девушки считают дружбу важнейшим из человеческих отношений. Повышенная эмоциональность юношеской дружбы делает ее отчасти иллюзорной. Юноша нередко идеализирует не только себя в дружбе, но и дружбу в себе. Его представление о друге часто ближе к его идеальному «я», чем к реальному. Люди, вызывающие у него симпатию, кажутся ему более похожими на него самого, чем это имеет место в действительности. Уровень требований, предъявляемых к дружбе, настолько высок, что реальные взаимоотношения кажутся недостаточно близкими. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, юноша подчас не замечает реальных свойств вызвавшего их объекта. Иногда за дружбу принимается одностороннее увлечение другим человеком -- сверстником или старшим.

Alter ego, которое каждый ищет в друге, отражает неосознаваемые потребности собственного «я». Один ищет в друге преимущественно подтверждение своего «я»; другой для него -- «зеркало, в котором он видит свое отражение (типичный пример -- описанная Толстым дружба Николая Иртеньева с Дмитрием Нехлюдовым, при которой юноши говорят о самых сокровенных переживаниях, но фактически каждому интереснее говорить о себе, чем слушать другого). Второй, наоборот, сам идентифицируется с другом, начиная жить его переживаниями, вплоть до потери собственной индивидуальности. Третий ищет в друге дополнение, образец для подражания и психологическую защиту и т. д. От этих неосознаваемых психологических потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений с ними.

В большинстве случаев старшеклассники, как и люди всех других возрастов, предпочитают дружить со сверстником собственного пола. Возрастная разница редко превышает один-два года. Однако у многих, особенно у девушек, имеется потребность в дружеских отношениях со старшими. Многие юноши и девушки охотно занимаются с ребятами младших возрастов, получая от этого большое удовлетворение. Но отношения с младшими чаще рассматриваются как нечто дополнительное, не заменяющее дружбы со сверстниками. Если юноша или девушка при нормальном общем развитии выбирает ближайших друзей только из подростков младше себя, такой выбор чаще всего бывает вынужденным и компенсирует трудности общения со сверстниками. Причиной могут быть застенчивость, завышенные притязания или что-то иное.

Вопрос о различиях дружбы у юношей и девушек пока недостаточно изучен. Психологические исследования не подтверждают идущих из "древности представлений, будто женщины вообще не способны к дружбе. Однако не исключено, что повышенная общая чувствительность девушек, их склонность придавать значение мельчайшим психологическим нюансам, «выяснять отношения» и т. д. делают поддержание устойчивых отношений труднее, чем в более сдержанной и «грубой» мужской дружбе, где довольствуются взаимопониманием в основном и главном.

Любовь и взаимоотношения полов. Взаимоотношения между мальчиками и девочками, ограниченные и стесненные в подростковом возрасте, в ранней юности заметно активизируются. Расширяется сфера товарищеских отношений; наряду с однополыми компаниями все чаще появляются смешанные группы. Усиливается, особенно у девочек, потребность в смешанной дружбе. Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, объяснения, иногда поцелуи), которая достаточно часта уже в V -- VII классах, у 15 -- 16-летних подростков появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. То, что влюбленность у старшеклассников нередко имеет «эпидемический» характер - в одном классе никто не влюбляется, а в другом - все поголовно, -- не снимает серьезности самой проблемы. Взаимоотношения полов становятся одной из главных воспитательных проблем. Приобретают ли эти отношения характер ухаживания и флирта или же взаимный интерес развертывается в рамках более широких товарищеских и личных контактов, во многом зависит от предшествующего воспитания и моральной атмосферы в коллективе.

Духовный климат советского общества, основанного на принципе равноправия мужчин и женщин, совместное обучение, труд и общественная работа -- все это облегчает формирование правильных социально-нравственных ориентации. Однако даже при этих благоприятных условиях общение полов в ранней юности сопряжено с известными психологическими трудностями. Прежде всего сказывается идущая с раннего детства дифференциация половых ролей. Мальчики и девочки всех возрастов предпочитают разные игры и выбирают партнеров собственного пола. Особенно горячо отстаивают свою «исключительность» мальчики, которым эту мысль внушают взрослые.

Девочка, отвергнутая своими сверстницами, может психологически компенсировать это успехом у мальчиков. Для юноши это невозможно; признание его «мужественности» могут ему дать только сверстники собственного пола.

Возможности глубокого общения и взаимопонимания затрудняются и психологическими различиями; и темпами общего созревания полов. В подростковых классах девочки несколько опережают одногодков-мальчиков не только в физическом, но и в умственном развитии. В старших классах эта разница сглаживается, зато вырисовываются более устойчивые половые различия в специфических способностях и интересах. Если у мальчиков преобладают предметные и технические интересы, то девочек больше волнуют проблемы внутреннего мира и человеческих взаимоотношений. В отношениях со сверстниками для них всего важнее эмоциональная сторона; в то же время потребность принадлежать к однородной по своему половому составу группе, очень сильная у мальчиков, у девочек после 15 лет снижается.

Половое созревание придает сильную, хотя и не всегда осознаваемую, сексуальную окраску всем юношеским переживаниям и интересам. Дело отнюдь не в «физиологических потребностях» самих по себе. Зрелая половая любовь представляет собой гармоническое единство чувственного (эротического) влечения и потребности в глубоком личностном общении и слиянии с любимым человеком. Но эти два влечения созревают не одновременно. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее, чем в физической близости. У мальчиков, наоборот, в большинстве случаев раньше появляются чувственно-эротические влечения. Что же касается потребности в духовной интимности, то она возникает у юношей несколько позже, чем у девушек, и направляется сначала на друга собственного пола, с которым юношу связывает общность жизненных переживаний. Отсюда известная раздвоенность юношеского сознания. С одной стороны, оно полно своеобразного диффузного эротизма; сексуальные фантазии иногда персонифицируются в воображаемом или реальном образе (часто групповом, общем для целой группы ребят), который воспринимается исключительно как сексуальный объект, лишенный других человеческих качеств. С другой стороны, юноше свойственно очень робкое и целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства.

Экспериментальные исследования показывают, что хотя и юноши, и девушки 15 -18 лет испытывают психологические трудности, тревогу и напряженность в общении друг с другом, у юношей эта напряженность значительно выше, чем у девушек, которые чувствуют себя более уверенно. Отчасти это связано, вероятно, с их более ранним созреванием, отчасти же с тем, что юноша, которому в соответствии с нашими культурными нормами принадлежит инициатива и активная роль в ухаживании, испытывает затруднения, не зная, как именно он должен себя вести. Более раннее половое созревание, естественно, означает увеличение числа и повышение степени серьезности школьных «романов», предъявляя тем самым повышенные требования к педагогическому мастерству и такту учителя. Помимо медико-гигиенического полового просвещения, необходимо всестороннее нравственное воспитание, которое не сводится к системе запретов и ханжескому замалчиванию половых проблем.

Существует определенная зависимость между отношением человека к самому себе и отношением его к другим. Человек с более развитым самосознанием и высоким самоуважением имеет гораздо больше шансов на глубокую и устойчивую дружбу, чем тот, кто «отвергает» сам себя.

1 . 2 Компетентностный подход в современном образовании

Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т. д. Компетентности - качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи.

Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они - надпредметны.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т. е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.

Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

Функции компетенций в обучении.

«Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» (Хуторской А. В.).

То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество - от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни) Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще недостаточно, для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.

Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:

* отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

* быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

* задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

* задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

* быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

* соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

* представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Этапы формирования ключевых компетенций:

1) формируется состав ключевых компетенций;

2) определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию;

3) вырабатываются критерии оценки уровня их достижения;

4) оценивается уровень владения конкретными компетенциями.

2 . Э мпиричесое исследование гендерных особенностей представлений о любви и дружбе у старших подростков

С целью проверки рабочей гипотезы исследования, нами было проведено психодиагностическое исследование субъективных представлений о любви и дружбе учащихся старших классов КГУ «Первый городской общеобразовательный лицей» г. Петропавловска. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов в количестве 97 человек (из них 47 юношей и 50 девушек). Количество респондентов обоего пола в выборке оказалось примерно равным, что позволяет нам считать результаты исследования достоверными.

Для проведения психодиагностики нами была использована авторская анкета, разработанная нами на фокус группе психологического клуба лицея «Оптимист» под руководством психолога Моисеева П. Ю. Анкета составлена на основе интеграции классических теорий любви классической науки в современные представления о психологических особенностях подростков (см. Приложение №1).

Анкета представляет собой опросник комбинированного типа, включающий в себя вопросы, направленные на выявление субъективных представлений о любви и дружбе учащихся старших классов (см. Приложение №2).

После количественной обработки полученных результатов, нами были получены следующие данные:

Диаграмма 1. Показатели восприятия любви девушками 10-х классов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диаграмма 2. Показатели восприятия любви юношами 10-х классов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Большинство, 50% из 30 учащихся девушек 10-х классов сделали выбор в пользу аспекта «Любовь-треугольник» (привязанность, забота, общие чувства, желания)

Меньшинство (14%) пришлось на «Любовь-химию» (романтический интерес, половое влечение)

Большинство, 33% из 16 учащихся юношей 10-х классов выбрали аспект «Любовь-болезнь» (навязчивые мысли, острая потребность взаимности, сильное сексуальное влечение к объекту влюбленности)

Меньшинство (12%) пришлось на аспекты «Любовь-палитра» и «Любовь-дружба» (любовь основана на общих ценностях, людям просто нравится общаться, проводить вместе время)

Диаграмма 3. Показатели восприятия любви девушками 11-х классов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диаграмма 4. Показатели восприятия любви юношами 11-х классов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Большинство, 37% из 21 учащихся девушек 11-х классов сделали выбор в пользу аспекта «Любовь-болезнь».

2. Меньшинство (меньше 5%) пришлось на аспект «Любовь-химия»

3. Большинство, 43% из 25 учащихся юношей 11-х классов выбрали аспект «Любовь-дружба»

4. Меньшинство (12%) пришлось на аспект «Любовь-болезнь»

Диаграмма 5. Результаты исследования восприятия разнополой дружбы среди учащихся 10-х классов (девушки)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диаграмма 6. Результаты исследования восприятия разнополой дружбы среди учащихся 10-х классов (юноши)

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. 70% учениц 10-х классов считают, что разнополая дружба существует, а 30% учениц уверены, что разнополой дружбы нет.

2. 58% учеников 10-х классов разнополую дружбы считают возможной, а 42% не согласны с этим.

Диаграмма 7. Результаты исследования восприятия разнополой дружбы среди учащихся 11-х классов (девушки)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диаграмма 8. Результаты исследования восприятия разнополой дружбы среди учащихся 11-х классов (юноши)

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. 78% учениц 11-х классов считают разнополую дружбу возможной, а остальные 22% уверены, что таковой дружбы не существует.

2. 71% учеников 11-х классов допускают возможность разнополой дружбы, а 29% не согласны с этим.

З аключение

Период 14 - 18 лет называют ранним юношеским возрастом. Это время приходится на обучение в 9 - 11 классах. Уже подросток на основе пробуждающегося у него чувства взрослости, пытается сбросить тяготящую его опеку и перестроить отношения с родителями на основе равенства. Эта тенденция продолжается и в юности.

В сфере моральных установок и ценностных ориентации юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Но фактически влияние родителей остается здесь преобладающим. Разница между поколениями весьма заметна в таких, относительно поверхностных вопросах, как мода, вкусы, способы развлечений, отношении к любви и дружбе.

Межличностные отношения, отношения в семье становятся менее значимыми. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, обращая все большее внимание на сферу коммуникативных и личностных отношений со своими сверстниками, которые в этом возрасте имеют для него первостепенное значение.

Таким образом, юношеский возраст представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены так, что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

В результате проведенного нами исследования мы выявили, что:

Представления юношей и девушек о любви обладают статистически-значимыми различиями, которые оказывают влияние на социальные компетенции старших школьников.

Более того, данные представления имеют возрастную динамику и отличаются у учащихся девушек и юношей, обучающихся в 10-х и 11-х классах.

Таким образом, задачи исследования выполнены, рабочая гипотеза получила свое подтверждение.

С писок использованных источников

1. Гримак, Л. П. Общение с собой/Л. П. Гримак. -- М., 1991.

2. Кэндел, Э. Клеточные основы поведения / Э. Кэндел. -- М., 1980.

3. Мишле, Ж. Ведьма. Женщина/Ж. Мишле. -- М., 1997.

4. Московичи, С. Век толп / С. Московичи. -- М., 1996.

5. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции: Матер. Всерос. психоаналит. конф., Москва, 17--18дек. 2005 г. -- М., 2005.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -- 4-е изд., доп. -- М., 1999.

8. Психология: Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М., 1990.

9. Ранкур-Лаферрьер, Д. Человеческая сексуальность в свете эволюционного психоанализа / Д. Ранкур-ЛаферрьерАрхетип -- 1996. -- № 1.

10. Решетняк Ю. А. Применение тестов межличностных отношений к задачам брачного кларинга / Ю. А. Решетняк // Вопр. кибернетики. -- М., 1978. -- Вып. 48.

11. Советский энциклопедический словарь/Под ред. А. М. Прохорова. -- М., 1984.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. -- М., 1990.

13. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. -- М., 1994.

14. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. -- Минск, 1996.

15. Фромм, Э. Искусство любить: исследование природы любви / Э. Фромм. М., 1990.

16. Юнг, К. Аналитическая психология / К. Юнг. -- СПб., 1994.

17. Юнг, К. Либидо, его метаморфозы и символы / К. Юнг. -- СПб., 1994.

Приложение 1

5 видов любви . Классификация психологов

1. Любовь как болезнь

Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» описала страстную романтическую любовь как слепой биологический механизм, обеспечивший наших предков способностью не только размножаться, но и какое-то время воспитывать общих детей. Теннов не считает влюбленность настоящей любовью, а описывает ее скорее как болезненное состояние, имеющее следующие симптомы.

1) Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности.

2) Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта.

3) Ощущение эйфории в случае взаимности.

4) Сосредоточенность на объекте влюбленности до такой степени, что человек может игнорировать важные обязанности и не решать насущные проблемы.

5) Сильное сексуальное влечение к объекту влюбленности.

2. Любовь как химия

Большое количество научных работ посягали на романтическую любовь с тривиальной физиологической точки зрения - ученых интересовало, какие биохимические процессы способствуют романтическим чувствам. Например, в одном эксперименте девушка-интервьюер подходила к молодым людям и оставляла им свой телефон после интервью. Оказалось, что мужчины чаще перезванивали ей, если до этого перешли через горную реку - возбуждение от физической нагрузки способствовало романтическому интересу. Некоторые гормоны и другие вещества связывают именно с любовью, в частности следующие.

1) Фенилэтиламин - вещество, которое в небольших количествах (очень мало!) вырабатывается в мозге. Именно оно во многом ответственно за «безумную» любовь.

2) Окситоцин. Гормон, который вырабатывается в мозге и действует на половые органы (и мужчин, и женщин), а также способствует выделению молока у кормящих матерей.

3. Любовь как треугольник

Психолог Зик Рубин предложил рассматривать романтическую любовь как набор трех элементов - привязанности, заботы и интимности:

1) Привязанность - потребность в заботе, одобрении и физическом контакте с другим человеком. Например, на привязанность указывает желание срочно пожаловаться любимому человеку, если вам плохо или одиноко.

2) Забота - обеспокоенность чужими потребностями и счастьем больше, чем своими собственными. Чувство заботы заставляет нас ставить на первое место интересы другого человека, переживать за него, стремиться помочь и утешить.

3) Интимность означает общие мысли, желания и чувства, которые объединяют двух людей. Чем больше интимность, тем больше доверие между людьми, тем больше желание делиться идеями и эмоциями.

4. Любовь как палитра

В своей книге «Цвета любви» психолог Джон Алан Ли рассматривал не сущность романтической любви, а ее разновидности. Он сравнивает любовь с цветовым кругом. На нем есть три основных цвета, и Ли считал, что есть три основных стиля любви. Назвал он их красиво и по-гречески - Эрос, Лудос и Сторге:

1) Эрос - любовь к идеальному человеку.

2) Лудос - любовь как игра.

3) Сторге - любовь как дружба.

Продолжая аналогию с палитрой, Ли предложил, что три основных цвета можно комбинировать и создать дополнительные цвета. В результате получится девять разновидностей любви.

5. Любовь как дружба

Один из классиков «психологии любви» Элейн Хатфильд с коллегами выделила два типа любви: сострадательную и страстную.

1) Страстная любовь связана с сильными и неуправляемыми эмоциями. Согласно Хатфильд, она зависит от нашего воспитания и случайных обстоятельств - обстановка или какие-то личностные характеристики человека сигнализируют нам, что это «романтично» - и мозг получает сигнал влюбиться.

2) Сострадательная любовь качественно иная, в идеале страстная любовь должна переходить в сострадательную. Такая любовь основана на общих ценностях, и ее можно назвать любовью-дружбой, когда людям нравится просто общаться, проводить вместе время.

Приложение 2

Анкета для старшеклассников.

Пол _____________________________ Возраст ____________________

Что для вас значит любовь? _____________________________________

Сейчас вы влюблены? А) Да б) Нет

Психологи считают, что существует 5 видов любви. Укажите какой тип любви соответствует Вашему чувству? :

А) Любовь как болезнь (Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности, острая потребность в ответных чувствах, ощущение эйфории в случае взаимности, сильное сексуальное влечение к объекту влюбленности)

Б) Любовь как химия (романтический интерес, половое влечение)

В) Любовь как треугольник (привязанность, забота, общие мысли, чувства, желания)

Г) Любовь как палитра (любовь к идеальному человеку, любовь как игра, любовь-дружба)

Д) Любовь как дружба (любовь основана на общих ценностях, и ее можно назвать любовью-дружбой, когда людям нравится просто общаться, проводить вместе время)

«Возраст любви не помеха... « Вы согласны с этим утверждением?

А) Да Б) Нет

Какой по-вашему может быть разница в возрасте между влюбленными? __________________________________________________________________

Что по-вашему дружба? ________________________________________

_____________________________________________________________

Насколько сильно вы в ней нуждаетесь? _________________________

_____________________________________________________________

Какая дружба по-вашему крепче: мужская или женская? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вечный вопрос… «Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?»

А) Да Б) Нет

Каким должен быть твой друг? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что все-таки важней для тебя сейчас (подчеркни нужное) : Любовь или Дружба?

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Потребность в дружбе и любви в юношеском возрасте. Психологические особенности юношеского возраста в исследованиях психологов. Методы исследований дружбы и любви в юношеских отношениях. Анализ концепции представителя гештальтпсихологии Курта Левина.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2015

    Любовь как форма поведения человека. Исследования по проблеме любви и дружбы в отечественной и зарубежной науке. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Анализ содержания проблемы дружбы и любви в юношеском, подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви - боль.

    реферат , добавлен 24.12.2008

    Длительные любовные отношения и интенсификация взаимной симпатии, возникшей при знакомстве. Любовь и страсть как любовный треугольник в действии: концепция Роберта Стернберга. Теория любви-дружбы как "повзровслевшей" любви у супружеских пар и в семьях.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Характеристика компонентов супружеской любви, таких как сексуальность, дружба, общественная проекция и релевантность. Мнение Соловьева о значении любви, заключающееся в оценке значимости, необходимости и незаменимости любви между мужчиной и женщиной.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Определение любви Э. Фромма как эротической любви. Эксперимент Хелен Фишер о мотивации любви. Нейрохимия любви. Медикаменты против огорчений в любви. Воздействие окситоцина на психоэмоциональную сферу мужчин. Изучение роли допамина в процессе любви.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Системный анализ феномена "любви". Категория "любовь" в системе психологических категорий. Культурно-исторический анализ представлений о любви. Исследование возрастной динамики смысла любви: для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2009

    Любовь как высокая степень эмоционально положительного отношения. Рассуждения о любви известных людей, роль доверия в любви. Терпение и умение прощать как главные качества тех, кто способен по-настоящему любить. Влияние любви, любовь как вдохновение.

    сочинение , добавлен 07.12.2009

    Сложность и важность любви в слиянии в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое. Исследование вопроса любви с точки зрения психологов и философов. Психология любви. Безответная любовь или "поражение".

    реферат , добавлен 15.03.2008

    Любовь как высшая нравственная ценность и сложный объект для психологического анализа. Виды и разновидности любви. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях. Закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной.

Вероятно, большую часть жизни каждый из нас тратит на удовлетворение социальных потребностей, трансформирован­ных в конкретные дела. Потребности «для дела» практически заполняют область социальных потребностей обеих разновид­ностей. Но область эта граничит, с одной стороны, с потреб­ностями биологическими, с другой - с потребностями идеаль­ными. В сложных потребностях «пограничных» зон «деловая» сторона социальных потребностей более или менее отходит в тень.

Все, что связано с любовью, согласно очевидной природе этого явления, должно быть связано также и с потребностью «для других». Но в этом неделовом варианте потребность эта выглядит своеобразно: во-первых, справедливость как таковая занимает в ней какое-то подчиненное место - любимому дол­жно быть хорошо, он ни в коем случае не должен страдать -в этом только и заключается в данном варианте «справедли­вость». Во-вторых, «для других» сконцентрировано только на любимом; в половой любви - это одно лицо; в других случа­ях любви - ограниченный круг лиц. На этом своеобразном варианте потребности «для других» заметно давление биоло­гической немотивированности - ощутимость, не нуждающаяся в обоснованиях. Если же обоснования возникают или применяются, то преимущественно из области идеальной - в пред­ставлениях бескорыстных и обобщениях категорических.

Биологическая немотивированность характерна и для вне­запных переходов от нежности и услужливости к придирчивой требовательности, в которых тоже иногда проявляется любовь. Теперь логические обоснования делаются педантичными, а требо­вания взаимности мелочными; в справедливости акцентируют­ся собственные права. Ревность доводит эту охрану прав до край­них степеней. В ее проявлениях любовь выглядит требователь­ным эгоизмом - потребностью «для себя». Но в ревности помимо, если можно так выразиться, превентивной зоркости присутствует и биологическая слепота; логика применяется к логически абсур­дному стремлению: принудить к ответному чувству, влечению, как если бы их не существовало, но какими-то принудитель­ными мерами они могли бы быть созданы. Бальзак утвержда­ет: «Ревность - страсть в высшей степени легковерная, подо­зрительная и дает простор фантазии, но разума от нее не прибавляется, наоборот, она отнимает его» (21, стр.86).

Противоречивые крайности любви примиряются или сгла­живаются дружбой. Поскольку в дружбу проникает любовь, в ней часто присутствуют и потребности биологические с их пренебрежением к мотивировкам. Но сама по себе она больше подчиняется потребностям социальным. Дружба возникает и возможна только как следствие совпадения интересов. Мера ее глубины и прочности зависит от их значительности и степени их совпадения или близости. Она, в сущности, требует общего дела и возникает в нем; если же дело кончается, то и она сходит на нет.


А дело может быть каким угодно; им могут быть, напри­мер, обслуживание и воспитание собственных детей. При об­щности, единстве деловой цели, дружба заключается во взаи­мопомощи при изыскании и использовании средств ее дости­жения. Логические обоснования в выборе средств и все с ни­ми связанное делаются совершенно необходимыми, а крутые повороты от жертвенности к придирчивости, наоборот, невоз­можны. Правда, как пишет Ю. Нагибин, «даже у детей нетер­пимость к союзнику, делающему что-то не так, куда сильнее ненависти к врагу» (193, стр.206). Но нетерпимость эта указы­вает на важность общего дела и недопустимость мысли об измене или недостаточном внимании к его выполнению.

Самая требовательная дружба может связывать людей вопреки разности их ведущих потребностей, пока общность дела и конкретных интересов (например, на войне) эту раз­ность скрывают. Если же она обнаружится, то дружбе как таковой наступает конец - делается ясно, что она была недо­разумением. Ноесли дружба связана с любовью, то любовь в мотивировках не нуждается, поэтому она может требовать сохранения дружбы любой ценой.

Тогда дружба делается односторонней; такою же, вслед за ней, может сделаться и любовь. Полное и длительное равно­весие в том и другом едва ли вообще возможно. Поэтому дружеские и любовные связи эгоистов не отличаются прочнос­тью, и чем сильнее потребности человека «для себя», тем ве­роятнее, что он идет к одиночеству. Привязанности растут вместе с жертвами - чем больше вы дали человеку, тем до­роже связь с ним и тем мучительнее разрыв.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь